Инновации в дополнительном профессиональном образовании
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:12, дипломная работа
Описание работы
Развитие науки и техники является решением задач социально-экономического развития государства и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. С целью сохранения за собой позиции на мировом и национальном рынках при вступлении во Всемирную торговую организацию, России необходимо освоить производство наукоемкой, конкурентоспособной продукции. В связи с чем, является целесообразным обеспечить ускоренный подъем науки. В связи с вышесказанным можно определить цель дипломного проекта, которая заключается в разработке рекомендаций по внедрению инноваций в систему дополнительного профессионального образования.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы инноваций 5 1.1 Инновации и инновационная деятельность 5 1.2 Человеческий капитал и высшее образование 10 1.3 Оценка эффективности инновационной деятельности в высшем образовании 17 Глава 2. Анализ современного состояния деятельности в высших учебных заведениях 23 2.1 Анализ современной системы инновационной деятельности в высших учебных заведениях за рубежом 23 2.2 Анализ современной системы инновационной деятельности в высших учебных заведениях в России 26 2.3 Проблемы, связанные с усовершенствованием инновационной деятельности в высших учебных заведениях 32 Глава 3. Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в систему дополнительного профессионального образования 38 3.1. Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в образование 38 3.2. Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в дополнительное профессиональное образование 43 3.3. Оценка эффективности рекомендаций и мероприятий по внедрению инноваций в дополнительное профессиональное образование 54 Заключение 59 Список литературы 61
К компонентам внешней среды
организации дополнительного профессионального
образования вуза относятся макросреда,
мезосфера и микросреда, оказывающие прямое
или косвенное влияние на конкурентоспособность,
эффективность и устойчивость организации
дополнительного профессионального образования
вуза.
Мезосфера региона характеризуется
системой следующих его отраслей: рыночная
инфраструктура региона; мониторинг окружающей
природной среды, здравоохранение; наука
и образование; культура; торговля; общественное
питание; транспорт и связь; промышленность;
строительство; жилищно-коммунальное
хозяйство; бытовое обслуживание населения;
пригородное сельское хозяйство.58
Одни отрасли оказывают прямое
воздействие на функционирование организации
дополнительного профессионального образования
вуза (наука и образование, законодательная
система образования и др.), а другие –
косвенное.
К факторам микросреды организации
дополнительного профессионального образования
вуза мы относим:
непосредственных конкурентов
по предоставляемым услугам;
всех конкурентов поставщиков;
маркетинговых посредников по «входу»
и «выходу» системы;
контактные аудитории (профессиональные
сообщества, контролирующие органы, работодатели
заказчиков, профсоюзы, пресса и т. п.).
Чем сильнее конкуренция по
«входу» и «выходу» системы, тем выше будет
конкурентоспособность предоставляемых
услуг дополнительного профессионального
образования .
Приоритетной стратегией, обеспечивающей
инновационное развитие организации дополнительного
профессионального образования вуза
в условиях жесткой конкуренции должна
стать стратегия непрерывного повышения
качества всех процессов и предоставляемых
услуг, экономии ресурсов у их потребителей,
которыми являются заказчики ДПОП.
«Вход», «выход», обратная связь
и внешняя среда – окружение организации
дополнительного профессионального образования
вуза. К внутренней среде структурного
подразделения вуза, разрабатывающего
и реализующего ДПОП, относятся: подсистемы
научного сопровождения, целевая, обеспечивающая,
управляемая и управляющая подсистемы.
Основой инновационной деятельности
организации дополнительного профессионального
образования вуза является ее интеллектуальный
ресурс.
В настоящее время ученые активно
обсуждают вопросы интеллектуального
ресурса и интеллектуального капитала.
При этом под термином «интеллектуальный
капитал» следует понимать обозначение
творческих возможностей организации
по созданию и реализации интеллектуальной
и инновационной продукции, что определяется
тремя составляющими59: 1) кадровым капиталом; 2) интеллектуальной
собственностью; 3) маркетинговыми активами.
Кадровый капитал включает
человеческие и структурные активы.
Интеллектуальный ресурс организации
дополнительного профессионального образования
в высшей школе является одним из важнейших
экономических ресурсов, от успешности
создания, совершенствования и использования
которого во многом зависит успешность
формирования и развития организации
дополнительного профессионального образования.
3.3.
Оценка эффективности рекомендаций и
мероприятий по внедрению инноваций в
дополнительное профессиональное образование
Согласно модели Н.В. Федоровой,
интеллектуальные ресурсы представляют
собой совокупность четырех составляющих
видов ресурсов: человеческих, организационных,
информационных и коммуникационных, обеспечивающих
рост конкурентоспособности современной
организации. Такое деление интеллектуальных
ресурсов на составные части обусловлено
их ролью в обеспечении конкурентоспособности
организации.
Человеческие ресурсы представляют
собой «кумулятивный резервуар знаний»,
сформированный на уровне современной
организации и отражающий характеристику
человеческих ресурсов. Организационные
ресурсы представляют собой накопленные
интеллектуальную собственность и рыночные
активы. Информационные ресурсы содействуют
обеспечению современного уровня управления
в организации. Коммуникационные ресурсы
— это составляющие интеллектуальных
ресурсов, характеризующих внутрикорпоративные
связи и системы взаимодействия, выражающиеся
во всевозрастающем значении мягких факторов,
которые неосязаемы и невидимы.60
Именно развитие интеллектуальных
ресурсов непосредственно влияет на улучшение
качества предоставляемых услуг самообучающимися
организациями дополнительного профессионального
образования, на постоянное обновление
спектра этих услуг и содержания реализуемых
программ, что способствует удовлетворению
потребностей заказчика данных услуг,
а значит, влияет на эффективность и конкурентоспособность.
Управление интеллектуальным
ресурсом организации дополнительного
профессионального образования, включающим
человеческие, организационные, информационные
и коммуникационные ресурсы, будет тогда
способствовать формированию самообучающейся
организации дополнительного профессионального
образования вуза, общей ответственности
за результаты трудовой деятельности,
когда будет реализована максимальная
передача власти и полномочий сверху вниз.
Эффективное развитие и использование
человеческих ресурсов, максимально правильный
анализ, учет и оценка нематериальных
активов, инновационная деятельность,
привлечение дополнительных источников
финансирования (включая государственные
контракты), активное использование в
управлении организацией информационных
ресурсов, а также создание корпоративной
культуры, направленной на формирование
ключевых ценностей организации и чувства
принадлежности каждого сотрудника этим
ценностям, создание собственных брендов,
обеспечение непрерывного обучения персонала
и совершенствование кадровой политики,
создание благоприятных социальных условий
и морально-психологического климата,
способствующего созданию творческой
атмосферы и повышению эффективности
работы всего коллектива – все это становится
реальностью при осуществлении управления
интеллектуальными ресурсами самообучающейся
организации дополнительного профессионального
образования. Именно максимальное делегирование
полномочий, разумная децентрализация
власти, создание комплексной системы
мотивации персонала и условий для творческого,
профессионального развития каждого сотрудника
будут способствовать повышению их персональной
ответственности, развитию трудовой активности,
формированию системно-креативного мышления,
что, в свою очередь, поможет создать самообучающуюся
организацию.
Эффективность управления интеллектуальными
ресурсами самообучающейся организации
дополнительного профессионального образования
определяется посредством проведения
мониторинга и непрерывного развития
интеллектуальных ресурсов этой организации.
Организации дополнительного профессионального
образования, которые в будущем добьются
превосходства, будут самообучающимися.
Это организации, где люди способны добиваться
поставленных целей, где внедряется системный
подход, где коллектив сам искренне стремится
к самосовершенствованию и проповедуется
групповое обучение.61Термин «самообучающаяся организация»
(Learning Organization) довольно молод, хотя сама
идея «обучающейся организации» получила
широкое распространение в Европе и США
в 1990-е гг. Обратимся к основным аспектам
концепции «самообучающейся организации»,
разработанной Питером Сенге (Peter Senge),
профессором MIT, автором книги «Пятая дисциплина:
искусство и практика самообучающейся
организации», имевшей большой успех в
1990 г. и принесшей ее автору большую популярность.
Питер Сенге утверждает, что
«самообучающаяся организация – это место,
где люди постоянно открывают, что именно
они создают реальность, в которой живут
и действуют. Здесь же они учатся тому,
как изменить эту реальность».62
По мнению Питера Сенге, существует
пять «дисциплин», пять новых «сопутствующих
технологий», образующих ансамбль, необходимый
для создания самообучающейся организации:
мастерство в совершенствовании личности;
интеллектуальные модели; общее видение,
единство взглядов; групповое, командное
обучение и системное мышление. Все пять
«дисциплин» помогают более эффективно
вести бизнес, открывают новые перспективы
роста и развития любой организации. Сенге
утверждал, что обучение на опыте прошлого
критически важно для успеха в будущем.
«В простейшем смысле самообучающаяся
организация – это группа людей, постоянно
развивающих свои способности для создания
собственного будущего, – пишет он. –
Обучение в классическом значении этого
слова отнюдь не ограничивается усвоением
информации, но предполагает фундаментальное
изменение сознания, чтобы люди достигали
результатов, о которых мечтали, осуществляли
намерения, для них необходимые».63 Таким образом, инфраструктура
инновационного менеджмента дополнительного
профессионального образования вуза является
совокупностью всех подсистем, обеспечивающих
доступ к различным ресурсам (активам)
и (или) оказывающих те или иные услуги
участникам инновационной деятельности.
Согласно предлагаемой нами модели, инфраструктура
инновационного менеджмента дополнительного
профессионального образования вуза –
это совокупность научных подходов, принципов
и методов, а также целевой, обеспечивающей,
управляемой и управляющей подсистем.
При таком понимании инфраструктура
инновационного менеджмента дополнительного
профессионального образования в высшей
школе – это не только и не столько привычные
всем технопарки, инновационно-технологические
и научно-производственные центры, инкубаторы,
малые инновационные предприятия и т.
д. Это непрерывное развитие интеллектуального
ресурса организации дополнительного
профессионального образования, который
является основным ресурсом инновационного
развития предпринимательской деятельности
дополнительного профессионального образования
университета.
Это структурные подразделения
вуза, в которых работают высокопрофессиональные
сотрудники и лучшие представители профессорско-преподавательского
состава вуза, это площадка, на которой
возникают и оттачиваются новые процедуры
и правила взаимодействия и сопровождения
заказчиков программ дополнительного
профессионального образования – слушателей,
работодателей и жителей региона, вовлекаемых
в профессиональные сообщества. Это определенный
комплекс информационно-коммуникационных,
материально-технических и культурологических
факторов, формирующих самообучающуюся
организацию дополнительного профессионального
образования и предпринимательский облик
вуза.
В настоящее время можно выделить
несколько относительно самостоятельных
подходов, по-разному трактующих процесс
самообучения персонала и непрерывного
развития интеллектуального ресурса организации
дополнительного профессионального образования
вуза: саморефлексия сотрудников и адаптация
к изменяющимся условиям; процесс формирования
общего видения событий и процессов; процесс
организованного получения новых знаний;
процесс обучения высшей администрации
организации; обучение в процессе инновационной
деятельности; процесс поэтапного обучения
на разных фазах развития организации,
процесс постоянного обмена необходимой
информацией.
Самообучающиеся организации
дополнительного профессионального образования
имеют более высокую конкурентоспособность,
так как готовы быстро меняться в процессе
непрерывного образования и таким образом
адаптироваться к быстро меняющимся условиям
и требованиям рынка. С целью формирования
самообучающейся организации дополнительного
профессионального образования часто
необходимо опережающее обучение. При
этом обучаться в условиях постоянного
прогнозирования будущего должна вся
организация – от дирекции, научно-педагогических
работников до учебно-вспомогательного
и обслуживающего персонала.
Заключение
На сегодняшний день в российской
системе профессионального образования
ориентацией является интеграция в европейское
образовательное пространство. В этой
связи, является необходимой разработка
соответствующей стратегии развития собственной
системы образования, которая будет учитывать
особенности российских реалий и формировать
реалистичные пути сближения с европейским
образованием.
Профессиональное образование
является формой пересечения интересов
различных социально-профессиональных
групп населения: 1) работодателей, являющиеся
непосредственными заказчиками системы
профессионального образования и пользующиеся
конечным «продуктом»; 2) студенты и их
родители (законные представители), которые
получают соответствующий образовательный
ресурс для построения деловой карьеры
и обеспечения своего будущего; 3) органы
исполнительной власти и местного самоуправления,
формирующие и реализующие эффективную
политику с целью социального экономического
развития территории.
Является известным, что новые
требования образовательной парадигмы
направлены на формирование стратегии
обучения в течение всей жизни. В связи
с чем предусматривается решение следующих
задач: 1) сравнимость профессиональной
квалификации, полученных в разных странах;
2) формирование механизмов признания
квалификаций, которые получены в ходе
предыдущей трудовой деятельности, формального
и неформального обучения; 3) расширение
возможностей получения квалификаций
путем постепенного накопления «зачетных
единиц».
Так, в динамичных экономических
условиях необходимо признать, что оценивание
профессиональной квалификации внутри
системы образования сталкивается с рядом
объективных причин. Оценка квалификации
выпускников, то есть присутствие у них
навыков эффективной работы фактически
совмещена с учебой. Данное обстоятельство
смещает акценты в самом процессе оценки
в сторону результатов обучения, что, как
следствие, влияет на достоверность данной
оценки.
Помимо всего прочего, работодатели,
являясь потребителями результатов деятельности
системы профессионального образования,
на сегодняшний день слабо включены в
определение требований к квалификации
работников, разработке эффективных оценочных
инструментов и процедур, самому процессу
итоговой аттестации. В связи с чем, качество
итоговой аттестации и присваиваемые
квалификации не вызывают доверия у работодателей.
Бизнесу приходится «доводить» персонал
до соответствующего квалификационного
уровня в системе внутрипроизводственного
и внутрифирменного обучения. Все это
негативно сказывается на конкурентоспособности
выпускников профессионального образования
на рынке труда.
Таким образом, нами рассмотрены
основные аспекты инновационной деятельности
в высших учебных заведениях и предложены
конкретные мероприятия, с осуществлением
оценки их социальной эффективности.
Список литературы
Асаул А. Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций: учебное пособие.
- СПб: АНО ИПЭВ, 2008. - 318 с.
Борзых А.А., Горбунов А.С. Виртуальные
миры, информационные среды и амбиции e-Learning/ А.А. Борзых, А.С, Горбунов // Образовательные
технологии и общество. Т.12.. - 2009. - № 2. - С. 423-437.
Буханцева Н.В., Дудина И.А. Модель e-Learning как инструмент управления электронными ресурсами вуза/ Н.В. БУханцева, И.А. Дудина // Образовательные технологии и общество. Т.12.- 2009. - № 2.
- С. 438-444.
Виленский П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика : учеб.ное пособие.
- М.: Дело, 2008. - 1103 c.
Горностаева А.В. Учебно-методическое обеспечение образовательного направления инноватика: статья / О. В. Фёдоров, А. В. Горностаева// Актуальные проблемы профессионального образования: учебно-методическое обеспечение инновационного образовательного процесса. - Казань: КГХТУ, 2007.
Гребенюк И.И. Аспекты методического обеспечения дисциплины. - Н.Новгород: НВВИКУ,
2007. - С. 11 - 21.
Гребенюк И.И. Использование компьютерных
программ в дипломном проектировании.
- Владивосток: ТОВМИ, 2001 - С. 126 - 133
Гребенюк И.И. Организация электронного
архива кафедры.. - Бангкок-Паттайя: Таиланд, 2010. - С. 32 - 35
Гребенюк И.И. Технико-экономические
обоснования в дипломном проектировании: учебное пособие.
- М.: ИНФРА-М, 2010. -216 с.
Гребнев, Л. С. Образование и будущее
России в многоконфессиональном мире / Л. С. Гребнев// Образование. - 2005. - № 3. - С. 4.
Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование.
- 2003. - № 2. - С. 113.
Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - С. 5.
Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании
/Н.И.Ерофеева //Народное образование.-2002.-№ 5.-
С. 96
Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании
/Н.И.Ерофеева. //Народное образование.-2002.-№ 5.-
С. 94.
Каленская Н.В. Условия формирования инфраструктурных связей в рамках стратегий развития промышленного комплекса // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. Казань. - 2008. - № 4 (13). - С. 30-32.
Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства
обучения и методика их использования.. - М.: Академия, 2001. - 364 с.
Козлов, С. Д. Роль образования в современном
обществе./ С. Д. Козлов// Педагогическая
мастерская. - 2004. - № 2. - С. 9.
Кузнецов И. Итоги и перспективы развития донского АПК в сложившихся экономических условиях./ И. Кузнецов // Консультант по-ростовски.
- 2009. - № 7. - С. 42-43.
Кузьмин М. Н. Проблема сохранения единого
образовательного пространства России
/ М. Н. Кузьмин // Педагогика.- 2004.- № 4. -
С. 3.
Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы / В. С. Лазарев// Сельская школа.
- 2003. - № 1. - С. 4.
Ленчук Е.Б. Инвестиционные аспекты инновационного роста: Мировой опыт и российские перспективы. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,
2009. - 288 с.
Образовательное направление инноватики: учебное пособие / под ред. А. В. Горностаевой. М.: КНОРУС, 2005. - 280 с.
Оганесянц Н. Конструктивистские подходы в e-Learning/ Н. Оганесянц // Высшее образование в России. - 2008. - № 9. - С. 125-127.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.:
1978. - С.381.
Околелов О.П. Современные технологии обучения в ВУЗе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития//Высшее образование в России,.
-1994. - №2. – С. 11-14.
Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа? / А. И. Орлова// Преподавание истории в школе.
- 2006 - № 1. - С. 37.
Сластёнин В. А. Педагогика.. - М.: Школа-Пресс, 2000.- С. 492.
Стратегия и тактика развития экономики
России до 2020 года на федеральном и региональном
уровнях: Монография / Под общ. ред. д.э.н., проф. Цыпина И.С., к.э.н., доц. Шедько Ю.Н. - М.: ВГНА Минфина России, 2011. - 481 с.
Тюнников Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. - С. 10.
Федоров О.В. Инновационная деятельность:
учебник.. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 514 с.
Фёдоров, О.В. Перспективы и условия внедрения
новшеств: монография . - М.: ИНФРА-М, 2007. - 300 с.
Фёдоров, О.В. Ресурсы инновационной деятельности:
статья / О.В. Фёдоров // Актуальные проблемы
экономики и права. Федеральный научный
рецензируемый журнал. Институт экономики, управления и права. - Казань.
2009, - № 2 (10).
Хабибуллин, К. Я. Методы эффективного
управления / К. Я. Хабибуллин // Образование
в современной школе. - 2005. - № 7. - С.3.
Хортон У. Электронное обучение: инструменты и технологии.: учебное пособие. - М.: КУДИЦ-Образ, 2005. - 308 с.
Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования: учебное пособие . - М.: Наука,
1986. - 234 с.