Инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Гостиничный бизнес, является одной из самых личных сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную отрасль. Известно, что успех бизнеса некоторых отраслей экономики напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения. Это касается и любого средства размещения, то есть успешное развитие гостиничного бизнеса предполагает широкое использование новейших технологий, как в области введения новых гостиничных услуг, так и в их продвижении на рынок услуг

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы инновационной активности хозяйствующих субъектов.
1.1 Понятие и сущность категории «инновационная активность»
1.2. Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий.
1.3 Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия.
2. Способы повышения инновационной активности и ее значение в развитии хозяйствующих субъектов.
2.1 Инновационная активность предприятий гостиничного сервиса.
2.2 Разработка рекомендаций по повышению инновационной активности предприятия гостиничного сервиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

инновац курсач яковлевааааа(2).docx

— 68.70 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические основы  инновационной активности хозяйствующих  субъектов.

1.1 Понятие и сущность категории «инновационная активность»

1.2.  Классификация факторов, влияющих на инновационную активность  предприятий.

1.3 Инновационная активность  как конкурентное преимущество  предприятия.

2. Способы повышения инновационной  активности и ее значение в  развитии хозяйствующих субъектов.

2.1 Инновационная активность  предприятий гостиничного сервиса.

2.2 Разработка рекомендаций  по повышению инновационной активности  предприятия гостиничного сервиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гостиничный бизнес, является одной из самых личных сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную отрасль. Известно, что успех бизнеса некоторых отраслей экономики напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения. Это касается и любого средства размещения, то есть успешное развитие гостиничного бизнеса предполагает широкое использование новейших технологий, как в области введения новых гостиничных услуг, так и в их продвижении на рынок услуг. Совершенно очевидно, что введение инновационных технологий стало неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия, а также способствует улучшению качества обслуживания одновременно при сокращении персонала.

Данная курсовая работа является актуальной и важной, так как вгостиничная индустрия позволяет использовать все многообразие компьютерных технологий, начиная от специализированных программных продуктов управления гостиничным предприятием до применения глобальных компьютерных сетей.

Цель курсовой работы заключается  в анализе факторы оказывающие  влияние на инновационную активность предприятий. Поставленная цель требует  решения следующих важнейших  задач:

  • изучение сущности инновации и инновационной активности;
  • исследование факторов, влияющих на инновационную активность предприятий;
  • определение значений инновационной активности;
  • пути активизации инновационной деятельности.

Объектом исследования являются инновационная активность развития предприятий гостиничной индустрии.

Предметом курсовой работы выступает управление инновационной активностью в сфере гостиничных услуг.

Используемые в работе методы исследования – это анализ синтез,от общего к частному.

Методологической базой  выступают труды Д.Т. Горохова [5], описывающие инновационную активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия, Э.Р.Миндубаева[16],который раскрывает проблемы и пути активизации инновационной деятельности, Р.А. Фатхутдинов[27],изучившего научные основы инновационного менеджмента.

Исследование может использоваться студентами для написания курсовых и дипломных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

1.1 Понятие и сущность категории "инновационная активность"

Инноватика, как и любая  другая теория, имеет свой понятийный аппарат, включающий как свою собственную  систему понятий, так и базовые  для инноватики понятия основополагающих отраслей знания: теории научно-технического прогресса, организации производственных функций (НИОКР, идеи, предложения, продукция, технологии), стратегического управления (миссия и ценностные ориентиры, цели и среда, потенциал, базовые и  предпочтительные стратегии), управления проектами (моно-, мульти - и мегапроекты, программы, матричные структуры), управленияфинансами (инвестиции, финансовые потоки, риски, дисконтирование), маркетинга (конкурентная среда, конкурентное преимущество, конкурентные силы) и др.

Система категорий инноватики включает прежде всего следующие категории: новшества/новации и новатор, инновации и инноватор, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационные риски и, конечно, инновационная активность (ИА).

Инновационная активность - самостоятельная категория. Ее значение состоит в том, что с помощью  ИА оценивается характер инновационной  деятельности. Инновационная деятельность, как любая другая деятельность (маркетинг, формирование и реализация стратегии  и др.), прежде всего характеризуется  содержанием, составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии, процедуре. По этому признаку один вид  деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны.

Далее, любая деятельность любого субъекта есть всего лишь часть  более общего процесса. Например, действия новатора, создающего новшество, - это  всего лишь часть общего инновационного процесса (ИП), отражающего жизненный  цикл инновации (ЖЦИ). Общность процесса связана с тем, что кроме новатора необходима деятельность других субъектов  инновационного процесса, совершающих  действия по другим стадиям ЖЦИ. Таким  образом, место данной инновационной  деятельности в структуре инновационного процесса однозначно определено. Его  необходимо знать для организации  как данной деятельности, так и  всего ИП.   Поэтому для описания ИД необходимо использовать такой ее признак, как место в структуре ИП. Все виды деятельности, включая и инновационную, должны быть ориентированы на какой-либо результат, т.е. характеризоваться определенной результативностью и эффективностью, поскольку требуют затрат ресурсов и приводят к некоторому результату.

Р.А. Фатхутдинов[27],считает, что активность деятельности фирмы - это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами. Эта связь объясняется поведением фирмы при реализации планируемых действий. В самом деле, с одной стороны, разработан план определенных действий по улучшению конкурентных позиций. С другой стороны, после совершения этих действий можно получить либо положительный, либо отрицательный результат. При одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциале руководители различных фирм достигают разных результатов, что связано с их неодинаковой активностью. Именно различия в инновационной активности объясняют разные инновационные результаты при одинаковых исходных посылках.

При этом признак "инновационная  активность" носит следующие черты  инновационной деятельности фирмы.

Во-первых, ИД должна носить стратегический характер и быть управляемой  в реальном масштабе времени (поскольку  резко увеличилась нестабильность внешней среды). Стратегический подход обеспечивает высокое качество ИД.

Во-вторых, ИД должна в текущем  времени быть рациональной как по последовательности действий, так и  по их своевременности, что обеспечит  требуемую по ситуации динамичность ИД, определенные темпы проведения необходимых действий и изменений. В противном случае ИД будет просто ненужной и даст негативные.

В стратегическом плане ИА характеризуется следующими частными показателями:

  • качество инновационной стратегии организации;
  • уровень мобилизации или использования инновационного потенциала;
  • размер привлеченных капиталовложений - инвестиций;
  • качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;
  • обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

В тактическом плане ИА определяется двумя частными показателями:

  • соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
  • скорость (темп) действий и проведения стратегических инновационных изменений[27].

О.Н. Мельников, В.Н. Шувалов [15] под инновационной активностью понимает созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращениях новизны (∆N) технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время (∆t).

Так же они отмечают что  источником эволюционных инноваций служат научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность (разработки и внедрение изобретений), которые необходимо постоянно совершенствовать. Однако организационная система многих российских предприятий зачастую не способна к быстрым инноваций. Отсюда следует, что предприятиям необходимо научиться оперативно реагировать на изменение потребностей, но эта стратегия сможет обеспечить ему только временное преимущество, поскольку будет очень скоро использована конкурентами.

По словам О.Н. Мельникова, В.Н. Шувалова [15] инновационно настроенное руководство предприятий должно предвосхищать пожелания потребителей, видеть контуры будущего рынка. Именно таким образом они должны создавать продукты и услуги, у которых некоторое время не будет конкурентов.

Инновационная активность зависит  от многих факторов, главным из которых  является инновационно-креативный потенциал  сотрудников предприятий. Это подтверждается современными исследованиями некоторых авторов [6,11,17], которые говорят о том, что "успех инноваций на 85-90% зависит от уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческим кадрам". Таким образом, не просто квалифицированная подготовка и богатый профессиональный опыт сотрудников на сегодня являются важными факторами повышения инновационной активности предприятий и, как следствие, его конкурентоспособности, а уровень проявления творческой энергии (созидательной деятельности) каждым из специалистов.

По мнению О.Н. Мельникова, В.Н. Шувалова [15] инновационная активность есть суть внутреннего состояния предприятия, которой оно может управлять, целенаправленно используя возможности креативно настроенного персонала.

Конкурентоспособность предприятия  напротив является отражением внешней  среды, которой оно управлять  в явном виде не может, однако способно оказывать на нее влияние через  повышение своей инновационной активности.

А.А. Трифилова[25] под инновационной активностью понимает интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот.

Р.А. Фатхутдинов[27] рассматривает понятие «ИА» более узко, рассмотрение различных аспектов понятия "инновационная активность" можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций.

Итак, в современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.

В рыночной экономике  инновации представляют собой эффективное  средство конкурентной борьбы - ведут  к созданию новых потребностей, к  снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению  имиджа (рейтинга) производителя новых  продуктов, к открытию и захвату  новых рынков, в том числе и  внешних.

 

1.2 Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий

Как отмечает Л.М. Гохберг[6] важнейшей характеристикой новой экономики является интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. Результаты исследований, проводившихся ОЭСР, свидетельствуют о том, что инвестиции в инновационный сектор приводят к росту ВВП в соотношении 1 к 3, инвестиции в информационно-коммуникационные технологии в соотношении 1 к 2. В развитых странах 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом.

Инновационный процесс выступает  как равнодействующая многих экономических  факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних.

А.А. Трифилова[26] к объективным факторам следует относить те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную активность:

  • закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;
  • закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
  • законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;
  • закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;
  • закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы «цикла».

Субъективную природу  имеют те факторы, действие которых  является прямым следствием сознательно  принятых решений, среди которых  следует выделить:

Информация о работе Инновационная деятельность