Инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Гостиничный бизнес, является одной из самых личных сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную отрасль. Известно, что успех бизнеса некоторых отраслей экономики напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения. Это касается и любого средства размещения, то есть успешное развитие гостиничного бизнеса предполагает широкое использование новейших технологий, как в области введения новых гостиничных услуг, так и в их продвижении на рынок услуг

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы инновационной активности хозяйствующих субъектов.
1.1 Понятие и сущность категории «инновационная активность»
1.2. Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий.
1.3 Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия.
2. Способы повышения инновационной активности и ее значение в развитии хозяйствующих субъектов.
2.1 Инновационная активность предприятий гостиничного сервиса.
2.2 Разработка рекомендаций по повышению инновационной активности предприятия гостиничного сервиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

инновац курсач яковлевааааа(2).docx

— 68.70 Кб (Скачать файл)

Конкурентный фактор обеспечивает отбор инноваций на рынке товаров. Вместе с тем, конкуренция - это и  экономическая среда конкретного  рынка, на котором взаимодействуют  и другие экономические факторы.

 

1.3 Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия

Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара (объекта), выходящего во внешний мир и влияющего на внешнюю среду, а также те внутренние характеристики, которые создают для нее определенное превосходство над ее прямыми конкурентами. Указанное превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим лучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Этот самый опасный конкурент называется приоритетным. Относительное превосходство конкурента может быть обусловлено различными факторами внешнего и внутреннего характера.

М.П. Посталюк[19] отмечает что конкурентное преимущество называется "внешним", если оно основано на тех свойствах фирмы в целом или свойствах ее компонентов, которые тем или иным образом влияют на внешнюю среду. Прежде всего таким компонентом является продукция с ее свойствами: отличительными качествами товара, создающими "ценность для покупателя" за счет либо сокращения его издержек, либо повышения эффективности его деятельности, либо соответствия моде и первенства в предложении. Внешнее конкурентное преимущество определяется конкурентоспособностью факторов внешней среды. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, - это стратегия дифференциации.

Конкурентное преимущество называется "внутренним", если оно  базируется на превосходстве фирмы  в отношении:

  • высокого качества управления различными процессами;
  • сокращения издержек производства или потребления;
  • высокого качества товара;
  • высокого качества сервиса для потребителей товара[19].

Обоснованный уровень  инновационной активности, как составляющая качества управления, является важным конкурентным преимуществом фирмы, в основном внутренним, а в некоторых  ситуациях и внешним, когда за счет активности компании резко сокращается  показатель инновативности "ТАТ" и продукт фирмы поступает  к потребителю значительно раньше продукта конкурента, что придает  первой "рыночную силу" (возможность  повышения цены).

На всех стадиях жизненного цикла инноваций (стратегический маркетинг, НИОКР, производство, сервис, потребление),как считает Е.А. Степанова [23], инновационная активность проявляется в применении эффективных методов. Особое значение имеет функция маркетинга, реализуемая на протяжении всего цикла, поскольку в ее задачи входит формулирование концепции создания конкурентного преимущества. Здесь инновационная активность может заключаться в использовании современной теории конкуренции относительных преимуществ, основанной на концепции "фокусирования на клиентах".

Ранее существовавшая концепция  производства и сбыта с ориентацией  на производство ("произвести как  можно больше") и сбыт ("сбыть  все, что произведено") была заменена концепцией маркетингового менеджмента (КММ) с ориентацией на клиента/рынок, где "клиент решает все".

Однако в обстановке интенсивной  конкуренции ориентации только на рынок  стало недостаточно для выработки  успешной фирменной стратегии. В  ситуации, когда рынок во все большей  степени приобретает черты рынка  покупателя, рыночная ориентация стала  элементом фирменной культуры практически  всех конкурентов. Культура более консервативна, более фундаментальна, чем стратегия. Стратегию можно разработать, а  культура сформирована. Ориентированная  на рынок культура, являясь нормой для всех, не дает конкурентных преимуществ  данной фирме. Она уже больше не является фактором конкурентных преимуществ.

Поэтому появились рекомендации о необходимости ориентации на ресурсы, что требует изучения индивидуальных ключевых компетенций, которые могут  превратиться в конкурентные преимущества фокусирования клиентуры.

Фокусирование клиентуры (ФК) - новое направление, углубляющее  концепцию маркетингового менеджмента. ФК позволяет определить совокупность ключевых компетенций, которые гарантируют  удовлетворение запросов определенной однородной группы фактических и  потенциальных клиентов. Подобный подход указывает путь, каким ресурсный  менеджмент должен следовать, чтобы  достичь конкурентного преимущества.

А.Е. Абрамешин[1],утверждает то что ФК не является синонимом ориентации на клиента/рынок. Ориентация на клиента означает направленность поведения на некоего условного практически недифференцированного потребителя (аналогия со "стрельбой по квадратам"), тогда как фокусирование - это активный выбор своего хорошо представляемого конкретного реального или потенциального потребителя, на котором концентрируются внимание и усилия фирмы (аналогия со "стрельбой по целям").

 

Такое понимание данной стратегии  охватывает следующие три аспекта:

  • ФК в отличие от ориентации на клиента/рынок, которая учитывает уже известные запросы и потребности, нацелено на выявление не только реального, но и потенциального спроса. Тем самым исключается риск попасть в зависимость от клиента;
  • сравнительный анализ компетенций собственного предприятия и конкурентов помогает заранее оценить технологические разработки последних, что снижает риск "сюрпризов" на рынке новой технологии;
  • выявление запросов избранных групп клиентов и их воплощение в конкурентоспособную продукцию инициирует инновационную активность клиентов (т.е. вторичную ИА вслед за ИА фирмы-новатора).

Следовательно, ФК по определению представляет собой стратегию, в соответствии с которой предприятие использует свои сильные стороны, обусловленные имеющимися ресурсами, в тех рыночных сегментах, где оно обладает конкурентными преимуществами. Ресурсы предприятий в рыночной системе различаются потому, что они применяются в индивидуальных комбинациях. Богатство комбинаций преимуществ создается тем, что учитываются сочетания запросов индивидуальных потребителей и индивидуальных предложений с учетом конкретных ресурсов, компетенций, преимуществ предприятия.

ФК позволяет предприятию:

  • проявлять свою инновационную активность (реализовывать новшества на рынке инноваций) наиболее эффективным образом;
  • создавать себе потребительскую инновационную среду, т.е. готовить потребителей, ориентированных на новинки данного предприятия.

Итак, по рассмотрении различных аспектов понятия (категории) "инновационная активность" можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций.

 

 

 

2. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

2.1 Инновационная активность предприятий гостиничного сервиса

Как указывает Н.А. Вранчан[4] c целью активизации инновационной деятельности необходимы разработка и осуществление комплекса мероприятий для нейтрализации воздействия сдерживающих факторов. При этом перед государством стоит основная задача - гармонизация отношений между государством, бизнесом и наукой в интересах развития высоких технологий; создание механизмов, которые, в свою очередь, обеспечат повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционный климат с целью использования внутренних и иностранных инвестиций для  качественных изменений в инновационной  деятельности, способствовать реализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизации производства, иметь программу стимулирования инновационно-ориентированного предпринимательства, поощрять развитие венчурных компаний, разрабатывать правовую базу. Только так можно добиться ускоренного  продвижения инноваций в производство и заметного повышения его  конкурентоспособности.

Инновации в России надо сделать выгодным делом. Д.Т.Горохов [5]  привел примеры отношения к инновациям в разных странах мира. Например, в Австралии предприятие, которое внедряет научные разработки, на несколько лет либо совсем освобождается от налогов, либо платит минимальный процент. Такая же ситуация складывается в современной Эстонии. Например, в Санкт-Петербурге структура финансирования академической науки такова, что средства федерального бюджета можно использовать на инновационные, часто коммерческие, структуры только на 25%. Выше - уже финансовое нарушение со всеми вытекающими из этого последствиями.

Для осуществления инновационной  деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется  как совокупность различных ресурсов (интеллектуальных, материальных, финансовых, кадровых, инфраструктурных и др.). От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который можно определить как "меру готовности"выполнить  поставленные цели в области инновационного развития предприятия.

На предприятии должен быть лидер, заявил О.Н.Мельников [15] - новатор, готовый выделить ресурсы на разработку новой продукции, и постоянно заинтересованный в инновациях персонал. Из мирового опыта известно, что стремление к инновациям таких известных менеджеров, как Билл Гейтс из компании Microsoft, АкиоМорито из Sony, Джека Уэлча из GeneralElectric, привело их компании к мировому лидерству.

Предприятиям необходимо проводить постоянный мониторинг развития науки и техники для внедрения  последних достижений в этих областях в производственный процесс и  своевременного отказа от используемой устаревшей продукции и технологии производства.

Источниками информации о  среде могут служить отраслевые конференции, сеть научной информации (например, STN International), профессиональные совещания и другие каналы. Например, во Всероссийском Выставочном Центре 15-18 февраля 2005 г. проводился V Московский международный салон инноваций  и инвестиций. Основная цель проведения Салона - содействие изобретателям, разработчикам  и производителям высокотехнологической  продукции в представлении изобретений  и инновационных проектов в интересах  продвижения перспективных технологий и продукции на отечественный и зарубежный рынки.

Для адаптации инновационных  решений необходимо: проведение маркетинговых  исследований по выявлению потребительских  предпочтений и изменений на рынке  продукции, социологических опросов  работников, разработки индивидуальной политики предприятия на рынке, сегментирование, позиционирование, определение потенциала развития предприятия и выявление "узких мест".

Снижение уровня риска  инноваций возможно путем сбора  информации и разработки предварительных  мероприятий, связанных с последовательным выполнением первоочередных действий, направленных на снижение уровня риска  до минимума.

При рассмотрении С.Косалс[13] общепризнанных недочетов представления инноваций на рынок можно сделать вывод о том, что успех внедрения нововведений во многом зависит от системы управления, применяющейся на предприятии. Сегодня руководителю для успешного управления бизнесом необходимо совершенствование менеджмента управления инновациями и приведение его к уровню, сравнимому с международным. Повышение инновационной грамотности возможно через консалтинговые услуги, образовательные системы подготовки менеджеров, семинары и выставки.

Руководство предприятия  должно уделять особое внимание созданию системы сбора и анализа информации, позволяющей определить или прогнозировать результат от внедрения новшеств. Правильно организованная система  внутренней и внешней коммуникации будет являться своеобразным компасом, определяющим и показывающим необходимое  направление.

Создание такой системы  является компонентом, влияющим на конкурентоспособность  предприятия, ибо определить, разработать, внедрить и получить ожидаемый результат  возможно только имея четко отлаженные механизмы принятия решений.

Необходимы прежде всего  экономические стимулы, как считает П. Дойль[8] поощряющие внедрение энергоэффективных технологий (налоговые льготы, гранты, субсидии и проч.). Разумное государственное вмешательство помогло бы сломать не только организационно-управленческие и нормативные барьеры, но и существующие стереотипы, и предубеждения против инновационных решений в гостиничном бизнесе, а значит - повысить к ним лояльность потребителей.

Таким образом, руководство  предприятия должно уделять особое внимание созданию системы сбора  и анализа информации, позволяющей  определить и прогнозировать результат  от внедрения новшеств. Правильно  организованная система внутренней и внешней коммуникации будет  являться своеобразным компасом, определяющим и показывающим необходимое направление. Создание такой системы является компонентом, влияющим на конкурентоспособность  предприятия, ибо определить,  разработать, внедрить и получить желаемый результат  возможно только имея четко отлаженные механизмы принятия решений.

Итак, Многие мировые отели отмечают необходимость переоборудования номеров и введения новейших электронных технологий, без чего просто немыслим современный мир. Если до недавнего времени, отмечают ведущие хотельеры, клиенты больше обращали внимание на количество квадратных метров номера и бытовые удобства, то сейчас High-Tech все более востребован.

Информация о работе Инновационная деятельность