Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:37, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.
К цели же курсовой работы относится выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных технологий, а также их специфика.
В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Введение……………………………………………………………………..……….…2
1. Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии……………………………………………..…………..……………..4
1.1 Сущность классификации и направления педагогических инноваций………………………………………………………………..…..4
1.2 Современные инновационные технологии в педагогике………...........….6
1.3 Интерактивные технологии обучения…………………………………...…6
1.4 Технологии проектного обучения……………………………………….....9
1.5 Компьютерные технологии…………………………………..……………10
2. Формы уроков с использованием инновационных технологий……………..12
1.1 Интегрированные уроки……………………………………….……………12
1.2 Урок семинар………………………………………………………………..14
1.3 Урок – ролевая игра……………………………………………………...….14
3. Игровые технологии на уроках изобразительного искусства…………….….15
4. Выводы…………………………………………………………………………..24
5. Литература………………………………………………………………………25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.
Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.
Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.
К
цели же курсовой работы относится
выявление видов, сложностей, методов
внедрения инновационных
В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
Слово
инновация имеет латинское
Исследователи проблем педагогической инноватики (О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и др.) пытаются соотнести понятия нового в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, позитивное, современное, передовое.
В. Загвязинський считает, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое дает возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задание воспитания и образования.
Различают понятие новация, или новый способ и инновация, нововведение. Новация – это само средство (новый метод, методика, технология, программа и тому подобное), а инновация – процесс его освоения.
Одни научные работники (В Сластенин, Л. Подимова) считают инновации комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства в отрасли техники, технологии, педагогики, научных исследований. Другие отрицают, что инновации не могут сводиться к созданию средств. І. Подласый считает, что инновации – это идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в качестве качественного совершенствования педагогической системы.
Разногласия
в толковании понятия вызваны
неодинаковым виденьем их авторами сущностного
ядра, а также радикальности
Основу
и содержание инновационных образовательных
процессов составляет инновационная
деятельность, сущность которой заключается
в обновлении педагогического процесса,
внесении новообразований в традиционную
систему. Стремление постоянно оптимизировать
учебно-воспитательный процесс обусловило
появление новых и
1.Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии
1.1 Сущность классификации и направления педагогических инноваций
Сущность,
классификация и направления
педагогических инноваций Научные инновации,
продвигающие вперед прогресс, охватывают
все области человеческих знаний. Различают
социально-экономические, организационно-управленческие,
технико-технологические инновации. Одной
из разновидностей социальных инноваций
являются педагогические инновации. Педагогическая
инновация — это нововведение в области
педагогики, целенаправленное прогрессивное
изменение, вносящее в образовательную
среду стабильные элементы (новшества),
улучшающие характеристики, как отдельных
ее компонентов, так и самой образовательной
системы в целом.
Педагогические инновации могут осуществляться
как за счет собственных ресурсов образовательной
системы (интенсивный путь развития), так
и за счет привлечения дополнительных
мощностей (инвестиций) — новых средств,
оборудования, технологий, капитальных
вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
Соединение
интенсивного и экстенсивного путей
развития педагогических систем позволяет
осуществлять так называемые "интегрированные
инновации", которые строятся на
стыке разноплановых, разноуровневых
педагогических подсистем и их компонентов.
Интегрированные инновации, как правило,
не выглядят надуманными, чисто "внешними"
мероприятиями, но являются осознанными
преобразованиями, происходящими из глубинных
потребностей и знания системы. Подкрепив
"узкие" места новейшими технологиями,
можно повысить общую эффективность педагогической
системы.
Основными направлениями и объектами
инновационных преобразований в педагогике
являются:
• разработка концепций и стратегий развития
образования и образовательных учреждений;
• обновление содержания образования;
изменение и разработка новых технологий
обучения и воспитания;
• совершенствование управления образовательными
учреждениями и системой образования
в целом;
• улучшение подготовки педагогических
кадров и повышения их квалификации;
• проектирование новых моделей образовательного
процесса;
• обеспечение психологической, экологической
безопасности учащихся, разработка здоровье
сберегающих технологий обучения;
• обеспечение успешности обучения и
воспитания, мониторинг образовательного
процесса и развития учащихся;
• разработка учебников и учебных пособий
нового поколения и др.
Инновации могут осуществляться на различных
уровнях. К высшему уровню относятся инновации,
затрагивающие всю педагогическую систему.
Прогрессивные нововведения возникают
на научной основе и способствуют продвижению
практики вперед. В педагогической науке
возникло принципиально новое и важное
направление — теория новаций и инновационных
процессов. Реформы в образовании представляют
собой систему нововведений, направленных
на коренное преобразование и улучшение
функционирования, развития и саморазвития
образовательных учреждений и системы
управления ими. На сегодняшний день нет
четко зафиксированной классификации
технологии обучения, однако выделено
две градации – традиционные и инновационные.
Термин "традиционное обучение" подразумевает
прежде всего классно-урочную организацию
обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах
дидактики, сформулированных Я. А. Коменским,
и до сих пор являющуюся преобладающей
в школах мира.
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:
-учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
-класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
-основной единицей занятий – урок;
-урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;
-работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
-учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
Инновационные технологии зарождаются как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследования закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.
Формирование новых технологий осуществляется в следующей последовательности:
-
определение возможностей с
-
определение эффективности с
помощью прикладных
-
разработка документации, программных
и методических средств;
-
тиражирование и
Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.
Современные инновационные технологии в педагогике. В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.
К инновационным
технологиям обучения относят: интерактивные
технологии обучения, технологию проектного
обучения и компьютерные технологии.
1.3 Интерактивные технологии обучения
В
психологической теории обучения интерактивным
называется обучение, основывающееся
на психологии человеческих взаимоотношений.
Технологии интерактивного обучения рассматриваются
как способы усвоения знаний, формирования
умений и навыков в процессе взаимоотношений
и взаимодействий педагога и обучаемого
как субъектов учебной
В
интерактивных технологиях
Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.
Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения. Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.