Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:37, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.
К цели же курсовой работы относится выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных технологий, а также их специфика.
В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Введение……………………………………………………………………..……….…2
1. Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии……………………………………………..…………..……………..4
1.1 Сущность классификации и направления педагогических инноваций………………………………………………………………..…..4
1.2 Современные инновационные технологии в педагогике………...........….6
1.3 Интерактивные технологии обучения…………………………………...…6
1.4 Технологии проектного обучения……………………………………….....9
1.5 Компьютерные технологии…………………………………..……………10
2. Формы уроков с использованием инновационных технологий……………..12
1.1 Интегрированные уроки……………………………………….……………12
1.2 Урок семинар………………………………………………………………..14
1.3 Урок – ролевая игра……………………………………………………...….14
3. Игровые технологии на уроках изобразительного искусства…………….….15
4. Выводы…………………………………………………………………………..24
5. Литература………………………………………………………………………25
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.
Учебная дискуссия — один из
методов проблемного обучения. Она
используется при анализе
Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:
• постановка проблемы;
• формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
• обсуждение проблемы в микрогруппах;
•
представление результатов
• продолжение обсуждения и подведение итогов.
"Мозговой
штурм" ставит своей целью
сбор как можно большего
Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.
Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.
Стажировка с выполнением должностной роли — активный метод обучения, при котором "моделью" выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки — выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.
Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве "модели" выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).
Игровое
проектирование является практическим
занятием, в ходе которого разрабатываются
инженерные, конструкторские, технологические,
социальные и другие виды проектов
в игровых условиях, максимально
воссоздающих реальность. Этот метод
отличается высокой степенью сочетания
индивидуальной и совместной работы
обучаемых. Создание общего для группы
проекта требует, с одной стороны,
от каждого знания технологии процесса
проектирования, а с другой —
умения вступать в общение и поддерживать
межличностные отношения с
1.4 Технологии проектного обучения
Игровое
проектирование может перейти в
реальное проектирование, если его
результатом будет решение
Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги).
В пояснительной записке должны быть отражены:
• выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления;
• описание этапов конструирования объекта;
• выбор материала для объекта, дизайн-анализ;
•
технологическая
• подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места;
• охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;
• экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;
• использование литературы;
• приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).
К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.
Технология
проектного обучения способствует созданию
педагогических условий для развития
креативных способностей и качеств
личности учащегося, которые нужны
ему для творческой деятельности,
независимо от будущей конкретной профессии.
1.5 Компьютерные технологии
Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:
• средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
•
средством информационной поддержки
учебных процессов как
•
средством для определения
•
универсальным тренажером для приобретения
навыков практического
• средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
• одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.
На современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.
С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального обучения открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.
Новые
возможности в системе
Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п.
Автоматизированные обучающие системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т. е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.
Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:
• развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;
• реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;
• интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.
Инновационные
технологии обучения, отражающие суть
будущей профессии, формируют профессиональные
качества специалиста, являются своеобразным
полигоном, на котором учащиеся могут
отработать профессиональные навыки в
условиях, приближенных к реальным.
2.Формы уроков с использованием инновационных технологий
Интегрированные уроки позволяют глубже овладеть темой, которую изучают. На таком уроке каждый учитель-предметник пытается подать суть того, которое изучается, из своей, специфической для каждого предмета, точки зрения. Не последнюю роль играет и оригинальность самой формы проведения уроков. Учеников сразу же заинтересовывает присутствие нескольких учителей на уроке. Детская психология лучше воспринимает кратковременные сообщения, отличные по форме изложения и источником подачи. Особенность общения с детьми каждого отдельного учителя превращает урок в эвристическую беседу с глубоким и детальным объяснением непонятных понятий.
Интегрированные уроки по содержанию разделяются на три категории:
а) вступительные - к изучению определенного раздела;
б) изучение нового материала;
в) итоговые.
На
вступительных уроках ученикам в
описательной форме подается общая
картина тех явлений, которые
будут изучаться. Этот урок спарен.
На нем работают несколько учителей.
Например, учитель географии