Инновационные технологии на уроках ИЗО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.
К цели же курсовой работы относится выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных технологий, а также их специфика.
В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……….…2
1. Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии……………………………………………..…………..……………..4
1.1 Сущность классификации и направления педагогических инноваций………………………………………………………………..…..4
1.2 Современные инновационные технологии в педагогике………...........….6
1.3 Интерактивные технологии обучения…………………………………...…6
1.4 Технологии проектного обучения……………………………………….....9
1.5 Компьютерные технологии…………………………………..……………10
2. Формы уроков с использованием инновационных технологий……………..12
1.1 Интегрированные уроки……………………………………….……………12
1.2 Урок семинар………………………………………………………………..14
1.3 Урок – ролевая игра……………………………………………………...….14
3. Игровые технологии на уроках изобразительного искусства…………….….15
4. Выводы…………………………………………………………………………..24
5. Литература………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсавая оля.docx

— 62.08 Кб (Скачать файл)

     Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход.

     При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут  равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.

     Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена  жюри позволяет давать оценки, характеризовать  поведение учеников. Учитель может  принимать участие в игре, превращая  ее в воспитательный фактор, что  способствует гармонизации отношений  «учитель — ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция учителя представляет собой своеобразный стиль отношений  между взрослыми и детьми.

     Учитель с помощью игры может выявить  психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.

     Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального  состояния как класса, так и отдельного ученика (в начале и в конце урока) с помощью особых приемов (например, в виде работы с цветовыми карточками).

     Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность  влиять на реальные взаимоотношения  в игровой группе через их игровые  взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.

     Основные  функции игровой позиции педагога:

           гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;

           повышение творческого  потенциала коллективной деятельности;

     экономия  нервных затрат педагогов и школьников;

     обеспечение гибкого поведения учителя

     Преподавание  изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель  формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет  педагогу точно и объективно оценить  качество усвоения учащимися материала.

     Для поддержания продуктивной работоспособности  детей на протяжении всего урока  следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы  разные анализаторы.

     Чередование в течение урока всех видов  деятельности дает возможность более  рационально использовать учебное  время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное  усвоение нового и закрепление пройденного материала.

     Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес  к познанию окружающего мира, что  положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной  деятельности и отношении к занятиям.

     Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где  осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время  игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

     Игры, игровые моменты, элементы сказочности  служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

     Включение игровых моментов на уроках позволяет  корректировать психологическое состояние  учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя  есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в  зависимости от обстановки.

     Значительное  место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.

     В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.

     Степень самостоятельности учащихся зависит  от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или  короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.

     Содержание  упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность  творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.

     По  форме упражнения могут быть:

           изобразительными (рисунок, живопись, лепка);

           устными (ответы по теоретическим вопросам);

           письменными (анализ произведений искусства).

     Упражнения  могут носить характер зрительного  диктанта. Ученики копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники  перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.

     Зрительный  диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.

     Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

     При ознакомлении с цветом учащимся можно  предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

     При решении пространственных задач  готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это  задание целесообразно выполнить  после изучения способов передачи глубины  пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.

     Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое  выполняется коллективно и имеет  целью создание фриза для украшения  класса.

     Упражнения  отвлеченного характера развивают  мыслительную деятельность. С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

     Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями  игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

     Игрой начинается изучение новой темы или  закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия  лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

     На  уроках изобразительного искусства  игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

           внимание;

           развивающие глазомер;

           тренирующие наблюдательность;

           развивающие творческие способности;

           воздействующие на эмоции и чувства;

           раскрывающие личностные возможности ребенка.

     Большинство игр переводят ребенка из позиции  объекта воспитания и обучения в  позицию субъекта деятельности, в  позицию творца.

     Именно  игровые технологии позволяют создать  высокий уровень мотивации, результативности занятий и условия для социализации личности школьника, его воспитания. Художественно-творческая игровая  активность способствует благоприятному эмоциональному состоянию учащихся, стимулирует развитие творческих способностей. Художественно-дидактические игры развивают образное и логическое мышление, наблюдательность, различные  виды памяти, в том числе зрительную, являются эффективным средством  усвоения знаний, умений и навыков.

     Задания с познавательным и игровым началом  необходимо составлять с учётом возрастных возможностей учащихся. Игры с элементами театрализации, созданием образов  в изобразительной, словесной, театральной  деятельности вызывают у школьников яркий эмоциональный отклик. При  использовании художественно-дидактических, настольно-печатных игр, разнообразных  лото, парных картинок происходит закрепление  знаний о свойствах предметов, которые  затем учащиеся должны изобразить в  собственной художественной деятельности (рисунке, аппликации, лепке и т.д.).

     Учебный предмет “Изобразительное искусство” имеет большое значение в сохранении физического и психического здоровья учащегося. Поэтому важнейшим аспектом преподавания изобразительного искусства  является создание на уроке здоровьесберегающей среды:

     - отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПинов;

     - построение уроков с учётом принципов природосообразности, применение оптимального количества разных видов учебной деятельности и методов преподавания;

     - использование в учебном процессе игровых технологий, соответствующих потребностям учащихся младшего школьного возраста;

     - применение заданий с элементами театрализации, предполагающих двигательную активность учащихся, развитие эмоциональной сферы личности;

     - предоставление учащимся свободы в выборе видов учебной деятельности и средств, используемых при выполнении работы и др.

       Главное, чтобы работа учителя  изобразительного искусства была  направлена на психологическое  оздоровление, коррекцию личностного  развития учащихся, повышение их  адаптационных способностей.

               Содержание программы усваивается  учащимися без домашнего задания.  В качестве домашней работы  может быть предложена заготовка  подсобного материала для работы  над темой следующего урока,  наблюденин за определёнными объектами или явлениями, подбор репродукционного материала, подготовка сообщения о творчестве художника или отдельном произведении искусства, выполнение зарисовок и набросков с архитектурного или скульптурного памятника, посещение художественного музея или выставки. Домашнее задание выполняется по желанию учащихся и поощряется учителем. Его основной целью является ориентация учащихся на эстетическое освоение окружающего мира.

     Учителю изобразительного искусства необходимо помнить, что важным звеном в развитии творческого потенциала личности школьника  является развитие воображения. Это  формирует у учащихся способность  переключаться с одного вида деятельности на другой, адаптироваться  в любой  ситуации, находить творческие нестандартные  решения. Наиболее эффективно развивается  воображение при взаимодействии разных видов творческой деятельности и разных типов художественного  мышления. Именно поэтому в педагогическом коллективе должно быть общение единомышленников. Проблема интеграции и взаимодействия искусств может быть решена в условиях создания творческой среды общения  детей в коллективе и педагогов  в совместной работе при максимальном, творческом выражении каждого.

     Опираясь  на чувства, эмоции, интуицию детей, учитель  активизирует их внимание, мышление, разные виды памяти, желание работать. При  этом на основе определённых ассоциаций у ребёнка возникает мысленный  образ, который может стать основой  для творческой деятельности по созданию визуального образа, а также образа в звуке, слове, движении.

     Синтез  или взаимопроникновение искусств позволяет сформировать у учащихся представление о целостной картине  мира, развивает гибкость их эмоциональной  сферы, укрепляет полноту его  эмоциональных связей с жизнью.

Информация о работе Инновационные технологии на уроках ИЗО