Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:37, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.
К цели же курсовой работы относится выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных технологий, а также их специфика.
В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Введение……………………………………………………………………..……….…2
1. Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии……………………………………………..…………..……………..4
1.1 Сущность классификации и направления педагогических инноваций………………………………………………………………..…..4
1.2 Современные инновационные технологии в педагогике………...........….6
1.3 Интерактивные технологии обучения…………………………………...…6
1.4 Технологии проектного обучения……………………………………….....9
1.5 Компьютерные технологии…………………………………..……………10
2. Формы уроков с использованием инновационных технологий……………..12
1.1 Интегрированные уроки……………………………………….……………12
1.2 Урок семинар………………………………………………………………..14
1.3 Урок – ролевая игра……………………………………………………...….14
3. Игровые технологии на уроках изобразительного искусства…………….….15
4. Выводы…………………………………………………………………………..24
5. Литература………………………………………………………………………25
После изучения определенного раздела или темы, когда ученики имеют некоторые знания данного материала, проводятся итоговые интегрированные уроки. На них, используя уже известное ученикам, объясняется большое количество новых фактов, разнообразных процессов, раскрываются перспективы получения знаний из данного раздела.
С особенно большой отдачей проходят уроки в кабинетах, где созданы максимальные условия для усвоения нового материала. Это кабинеты биологии, физики, математики, музыки. Наличие разнообразных макетов, показов наглядного материала, инструментов, которых нет в кабинете истории, поможет ученикам лучше воспринять и понять учебный материал.
Среди разных форм проведения интегрированных уроков наиболее удобной является беседа. Она может происходить между учителями, которые рассматривают определенную проблему или явление из разных позиций, постепенно выясняют суть и закономерности.
Ученики поневоле становятся участниками беседы: приводят новые факты из жизни, спрашивают о непонятном, иногда помогают в решении проблемы. В виде диалога рассматривается значительное количество примеров. Каждый учитель раскрывает определенную часть темы. Начинается дискуссия, в ходе которой находят истину.
Здесь делают предположение и обосновывают свои мнения не только учителя, но и ученики. И ничего, что некоторые из них бывают слишком фантастические по содержанию. Это творчество нахождения истины в дискуссии.
Интегрированные уроки, которые проводят в соответствующих кабинетах, дают возможность ученикам более глубоко понять практическое применение изученного.
Использование интегрированных уроков приносит пользу не только ученикам, но и самому учителю. Общаясь с коллегами, открываешь новые факты, иногда более глубоко задумываешься над явлениями, на которые раньше почти не обращал внимания.
Участие в подготовке и проведении таких уроков с коллегами увеличивает багаж знаний, дает возможность почувствовать интеграцию между науками, ни одна из которых не может существовать отдельно от других наук.
Процесс интеграции знаний отображает общую закономерность процесса познания, который не ограничивается лишь естественными процессами.
Научно-технический
прогресс, убыстряя развитие науки, способствует
этому процессу, выступает в роли
мощного «интегрированного
Концепция
межпредметных связей вокруг обобщающих
учебных проблем способствует успешному
их решению, целеустремленному развитию
экологических понятий, комплексному
освещению разных аспектов. Включение
учеников в активную познавательную деятельность
при решении проблемных вопросов формирует
их убеждения.
1.2 Урок-семинар
Урок-семинар
– это разновидность
Методика его проведения
Учащиеся делятся на подгруппы,
Учитель проводит
Участники семинара пишут свой доклад полностью, но на семинаре выступают, опираясь на план или тезисы доклада, т.е. их выступления, длящиеся примерно 5-7 минут, должны носить характер свободных высказываний.
После
проведения семинара доклады учащихся
в письменном виде сдаются учителю,
который тщательно проверяет
и оценивает их, выставляя две
отметки: одну – за содержание материала,
другую – за грамотность.
1.3урок-ролевая игра
Ролевые игры – расширяют кругозор учащихся, позволяют осваивать знания, умения и навыки, выходящие за пределы школьной программы. Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ:
• способствует
формированию информационной компетентности
учащихся;
• способствует обогащению мышления и
чувств учеников за счет включения интересного
нетрадиционного материала;
• позволяет с разных сторон познавать
явления или предметы изучения
3.Игровые технологии на уроках изобразительного искусства
Игра — это путь к познанию своих возможностей. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры — важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над формированием воли, характера, положительных привычек. Приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, неутомимости, целеустремленности. Детям нравится сам процесс игры, для них — это работа, требующая усилий. Они преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.
Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.
Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка.
Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.
Большинству игр присуще четыре главные черты (по С. А. Шмакову):
свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
l творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности;
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.;
наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более обширных технологий;
в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология проведения внеурочной работы по предмету.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Следует разделять игры по виду деятельности:
физические (двигательные);
интеллектуальные (умственные);
трудовые;
социально-
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Учитель, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им приемы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры.