Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 09:21, курсовая работа
Целью данной работы является исследование вопроса экономических институтов. Предмет исследования: экономические институты.
Курсовая работа состоит из 2-х глав:
- Глава 1 Развитие экономических институтов в России;
-Глава 2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике.
Основные задачи данной работы:
- Проанализировать сущность экономических институтов
-Исследовать предприятия, учреждения и организации как экономические институты;
- Рассмотреть развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты.
Введение 4
Глава 1 Развитие экономических институтов в России
1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции 6
1.2. Структурные и инфраструктурные хозяйствующие субъекты 11
1.3. Понятие и сущность экономических институтов 14
1.4. Предприятие, учреждение и организация как экономические институты 21
Глава 2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике
2.1 Развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты 27
Заключение 36
Литература 39
С точки зрения этой теории предприятие представляет собой целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в процессе производства в готовую продукцию. Модель предприятия складывается из производственной функции, выражающей зависимость результатов от затраченных факторов производства. Основным критерием эффективности функционирования такого предприятия является прибыль.
Экономические институты - предприятие, учреждение, организация - выступают как производители товаров и услуг и являются экономическими, социальными, технологическими и организационными системами.
Основными содержательными аспектами их деятельности являются:
- место в экономическом процессе и в существующем экономическом порядке;
-основные компоненты, которые оказывают влияние на производственные процессы, а именно: система целей, система менеджмента, процесс производства, финансовые процессы, социальные процессы и т.п.;
-предпринимательская этика, корпоративная этика и т.п.;
-организационная структура и организация производственно-управленческих процессов;
-экономические
и социальные показатели деятельности.
Такие как: производительность, «продуктивность-эффективность»
-устав и право;
-трудовые и социальные отношения;
-участие работников в управлении; процессы интеграции, интернационализации и глобализации и их воздействие на предприятие и др.
Регион, муниципальное образование, государство как экономические институты через развитие экономического законодательства и экономического порядка создаст рамочные условия для экономических процессов и своими экономическими и общественно-политическими мероприятиями оказывает влияние, например, на жизнедеятельность на рабочем месте, в семье, в свободное время, в социальной группе, социуме и т.д.
Для этого формируются приоритетные направления деятельности в рамках общей концепции экономической, социально-экономической политики, разрабатываются и апробируются, желательно в инновационном режиме, инструменты и средства, применяемые в рамках рыночной экономики.
Только на этой основе формируется и соотносится связь государства с интересами различных субъектов, участвующих в экономическом процессе, складываются отношения и возникают конфликты (например, связанные с экономическим ростом и благосостоянием или же соотношением экономики и экологии, выявляются проблемы функционирования рыночной экономики).
Модель совершенной конкуренции предполагала, что функционирование экономической структуры осуществляется автоматически, в основном посредством ценового механизма, а рынок представляет собой единственный способ производства и распределения благ. Отсюда экономическая система, соответствующая этим условиям, представляет собой авторегулируемую систему с множеством субъектов-индивидуумов, абсолютно автономных по отношению друг к другу, где предприятие играет роль базового элемента системы.
Данная модель должна была радикальным образом измениться в условиях расцвета индустриального капитализма. Полностью были изменены постулаты экономической мысли и, соответственно, было изменено видение модели предприятия.
Экономическая модель совершенной конкуренции, которая, в конечном счете, являлась чисто логической конструкцией, была заменена на модель кооперации и интеграции. Поведение экономических субъектов выявляет естественные тенденции к росту, а экономический мир все более становится отражением процесса корпоратизации предприятий, который становится наиболее характерной чертой современной экономической организации.
В случае стран с переходной экономикой, прежде всего, существует сложность задач государственной экономической политики, которая, с одной стороны, должна отказаться от до сих пор имеющейся власти в принятии решений относительно определения хода народнохозяйственных процессов (самоограничение государства) и, с другой стороны должна сконцентрировать все свои мероприятия на формировании рамочных условий функционирования народного хозяйства, что в то же время требует устройства государства, как системы, способной в этой ключевой сфере добиться успеха и ориентированного на общее благосостояние.
Межинституциональные отношения экономических институтов (в рамках МО, региона, округа, РФ и т.п.) целесообразно строить в правовом поле, прежде всего в контексте решения основных социально-экономических проблем развития территорий (см. рис. 4) .
Рисунок 4. Принцип проблемного (объектного) целеполагания в развитии региона и муниципального образования
Наряду с эмпирической картиной разделения труда, на первый план выдвигаются задачи по формированию подходов к развитию межинституциональных социально-экономических отношений, в которых особую роль играют правила торговли и их конкретные урегулирования, экономические институты. Особое значение приобретает разговор о различных этапах экономической интеграции, препятствиях и конфликтах (например, в связи с централизацией, глобализацией и т.п.).
Для нашей страны с переходной экономикой на первый план выходит открытость экономических институтов всех уровней в направлении интеграции. При этом должны быть соблюдены условия экономической, энергетической и др. безопасностей.4
Особый интерес в рамках межинституциональных отношений приобретают следующие контексты, которые следует учитывать:
- причины и теории объяснения социально-экономических отношений; развитие торговли и движения капитала;
- примеры торговли; барьеры торговле (тарифные, нетарифные торговые ограничения);
- региональные, муниципальные, международные организации;
- глобальные организации (валютный порядок в МВФ, торговый порядок в МТО, социальный порядок в МОТ и ООН, экология и международное сотрудничество по развитию);
- интеграция муниципальных экономических институтов в региональную экономику, а региональной в российскую и мировую экономики;
- внутри муниципальная, межмуниципальная, межведомственная, межрегиональная, международная кооперации.
Таким образом, предприятие в институциональном аспекте представляется своеобразным экономическим интегратором, целостным экономическим субъектом, объединяющим во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы и извлекающее эффект путем использования системных мультипликативных эффектов. Ключевым моментом здесь является интеграция во времени, т.е. обеспечение существования, безопасности и стабильности развития предприятия.
В наибольшей мере соответствует этому определению современная корпорация.
Далее рассмотрим развитие рыночных институтов в России.
Прослеживая динамику социально-экономических преобразований в России можно выделить три основных этапа.
На первом этапе основной упор был сделан на разрушение хозяйственного механизма централизованно управляемой экономики. На данном этапе была ликвидирована система разветвленного иерархического планирования. Одновременно было ликвидировано большинство органов отраслевого и территориального социально-экономического регулирования. Этот этап можно охарактеризовать как период целенаправленного разрушения вертикальных взаимосвязей в народном хозяйстве.
На втором этапе были сделаны попытки создания институтов макроэкономического регулирования. Были сформированы механизмы реализации монетарной политики государства. Данный этап был направлен на стабилизацию экономического функционирования чисто экономическими средствами. Однако в дальнейшем стало очевидно, что макроэкономические методы не дают требуемого функционального результата.
Основное направление третьего этапа связано с микроуровнем. На данном этапе в качестве целевой сферы здесь выступает корпоративное управление.
Имеющиеся сейчас в экономике институционные механизмы пока еще недостаточно эффективны.
В условиях полимодельности рыночного потенциала российской экономики его оценка и реализация возможны на основе выявления функциональных приоритетов рыночных институтов в России.
Центральным моментом стратегии институциональных преобразований может и должно стать создание системы институтов власти и механизмов государственного экономического регулирования. Приоритетом в этом направлении выступает обеспечение способности власти вырабатывать и проводить в жизнь политику согласования общих (общественных) интересов.5
Антагонизм между институтами государства и рынка в современной России сохраняет черты, определявшие его положение в административно-командной системе и в силу исторической инерции, сохранившиеся в переходной экономике.
Государственная власть стоит над обществом, вне общества, но не рассматривает себя как часть общества, которому она должна служить». Государство выражает интересы отдельных предпринимательских групп и энергично покровительствует им, но при этом не способствует развитию предпринимательского сектора вообще.
Признание того факта, что в современной России противоречие между частным и общим интересом на уровне экономических субъектов принимает формы противоречия между государством и обществом позволяет понимать проявления борьбы со стороны государственных функций. В одних случаях государство позволяет себе нарушать собственные законы, в других — нет.
При этом особенность состоит в различии субъектного состава участников конкретных отношений. Общественная форма проявления такого феномена состоит в распространяющейся системе неисполнения законов и коррупции. В результате формируются особые правила легитимного поведения в обществе. К законодательству бизнесмены относятся как к некоему препятствию, которое так или иначе следует обойти.
Однако такое противоречие может находить свое разрешение в цивилизованных, приемлемых для общества формах. Коррупция и криминализация экономики не являются по своей природе процессами самодостаточности и самоорганизации, а, следовательно, имеют объективные границы своего развития. Как бы парадоксально ни казалось, такое подчинение частных капиталов обеспечивает осуществление общественных интересов в значительно меньшей мере, чем обратное подчинение государства капиталистам. Капиталисты в большей степени, чем государственный аппарат, зависят от общества, составляют более активную его часть и потому намного лучше и точнее могут выражать общественные интересы, чем чиновничий аппарат. Коррупция является неизбежным элементом общественного развития в период трансформации.
Преступные капиталы внедряются в государственный аппарат, но в период первоначального накопления любой капитал преступен по определению, так как соответствующие законы еще не выработаны обществом. Таким образом, пока не создана действующая юридическая база, место закона занимает иная сила, обычно военная. Любой капитал вынужден так или иначе соприкасаться с ней и являться, таким образом, и в этой части преступным капиталом. Но «приватизация» части государственного аппарата ставит перед капиталом противоположную задачу. Капиталу приходится заботиться о своем приобретении и в конечном счете —об обществе, чтобы не довести его до революционной смены аппарата управления. Капиталист, сумевший создать капитал, достаточный для влияния на государство, в среднем достаточно разумен, чтобы понимать последнее.
Традиционное противодействие данной проблеме на институциональном уровне заключается в ее законодательном регулировании. Законы, необходимые для нормальной реализации экономической политики, условно могут быть разделены на четыре группы.
К первой относятся законы, регулирующие права собственности и управления ею. Такие законы образуют фундаментальные рамки для всех других законов, регулирующих экономическую деятельность. К ним относятся законодательство об объектах и субъектах собственности на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;
- законодательство о банкротстве и приватизации, о залоге, гарантиях и других способах обеспечения обязательств;
- законодательство о функционировании рынка недвижимости, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и о регулировании отношений в сфере землепользования.
Ко второй группе относятся законы, предусматривающие правила функционирования реального сектора экономики на уровне взаимодействия равноправных экономических субъектов; законы, регулирующие порядок заключения хозяйственных сделок, вопросы ценообразования, регулирования товарных рынков, внешнеэкономической деятельности и т. д.
Третья группа включает законы, регулирующие обращение финансового капитала, то есть аккумулирование и использование финансовых ресурсов государства, организаций и частных лиц.
Четвертая группа — законы, регулирующие отношения между неравноправными субъектами экономической деятельности: законодательство о функционировании рынка труда, законодательство о налогообложении, законодательство о регулировании монополистической деятельности и др.6
Отсюда для преодоления негативных тенденций противопоставления государственного и общественного интересов необходимы и неординарные меры. В институциональном аспекте необходимо прививать в обществе культуру политэкономического мышления, чтобы вопрос об экономическом интересе конкретных общегосударственных решений мог приобретать конкретные персонифицированные формы, что предполагает длительный период становления.
По мнению Л. Абалкина, «требуется восстановление социального контракта между властью и народом. В любом демократическом обществе, и Россия не исключение, в соответствии с ее конституцией высшим сувереном власти и права является народ. Он заключает пусть не всегда оформленный юридически социальный контракт с властью. Народ передает ей свои естественные права и полномочия при определенных условиях, гарантиях, обещаниях и объявленных целях. На этом основана сила власти, а именно - на кредите доверия к ней. Последний, как и всякий кредит, не бывает бессрочным и предполагает соответствующее выполнение возникающих при этом обязательств.