Комплексный анализ и оценка хозяйственной и инновационной деятельностей ОАО «ГМС Насосы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изображение основных проблем и аспектов организации мероприятий НИОКР и проектирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение вопросов организации выполнения НИОКР и внедрение их результатов;
– оценить существующую систему управления предприятием;
– проанализировать инновационное развитие предприятия;
– дать и экономически обосновать рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Организация осуществления и внедрения НИОКР....................5
1.1. Организация выполнения НИОКР и обеспечение инновационныхпроцессов……………………………………………………..5
1.2. Организация внедрения результатов НИОКР. 10
Глава 2. Комплексный анализ и оценка хозяйственной и инновационной деятельностей ОАО «ГМС Насосы»..............................13
2.1. Общая характеристика предприятия. 13
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 16
2.3. Анализ существующей системы управления предприятием
ОАО «ГМС Насосы»……………………………………………………27
2.4. Оценка инновационного развития предприятия………………………35
Глава 3. Совершенствование управления инновационной деятельностью на предприятии ОАО «ГМС Насосы»…………………41
3.1. Рекомендации по усовершенствованию управления инновационной деятельности ОАО «ГМС Насосы»………………………………………….41
Заключение 45
Список литературы. 47

Файлы: 1 файл

курсач производственный менеджмент.docx

— 113.28 Кб (Скачать файл)

В связи с разделением  труда в процессах исследований, разработок, проектирования и производства новой техники и параллельно-последовательным циклом их осуществления в специализированных научных, конструкторских, проектных, технологических, производственных и  других коллективах необходима постадийная оценка завершенности и внедрения результатов работы на последующих стадиях разработок, производства, эксплуатации новой техники. Следует рассматривать разные уровни внедрения, а именно:

    • использование результатов научно-исследовательских работ в других НИОКР, являющихся развитием законченных научно-исследовательских работ либо выполняющихся в рамках других проблем и направлений науки и техники;
    • использование результатов НИОКР в экспериментальных образцах и лабораторных процессах;
    • освоение результатов НИОКР и испытание опытных образцов в серийном производстве;
    • широкомасштабное распространение инноваций в производстве и насыщение рынка (потребителей) готовыми изделиями.

 

Внедрением результатов  НИОКР в народном хозяйстве следует  считать процесс, охватывающий комплекс организационно-технических мероприятий, принятых технико-экономических решений, направленный на использование результатов  НИОКР и т.п. Внедрением является также создание условий для реализации этих результатов с целью замены действующей техники, технологии, систем управления и т.п. более эффективными либо начало использования результатов, полученных на предыдущих стадиях цикла.

Этот процесс может  быть связан с трудностями или  даже противодействие со стороны  инновационных предприятий, использующих результаты НИОКР, изобретения и рационализаторские предложения, поэтому термин «внедрение» достаточно точно отражает суть дела.

На процессы внедрения  результатов НИОКР влияют современные тенденции научно-технического прогресса:

    • высокие темпы морального износа научно-технических результатов;
    • постоянный рост затрат, связанных с достижением результатов НИОКР и их использованием;
    • возрастание неопределенности научно-технических результатов и связанного с ней риска.

  

В основе успешного внедрения  результатов НИОКР лежит соблюдение ряда принципов:

    • определение ориентировочной концепции внедрения на этапах научно-технического прогнозирования, выработки идей и подготовки заданий на разработку инноваций;
    • обязательность интеграции инновации с объектом, на котором она внедряется (используется), по производственным мощностям, ресурсам, срокам и результатам;
    • необходимость маркетинговых исследований для определения возможностей, масштабов и условий реализации результатов НИОКР уже на этапах формирования технических заданий;
    • активная заинтересованность и поддержка руководителей  разработчиков, заказчиков и вышестоящих органов: их экономическая заинтересованность и ответственность при разработке и внедрении инноваций;

 

 

 

Глава 2. Комплексный анализ и оценка хозяйственной и инновационной деятельностей ОАО «ГМС Насосы»

 

2.1 Общая характеристика предприятия

 

ОАО « Группа ГМС» — крупный  многопрофильный холдинг, обладающий одним из самых мощных научно-производственных потенциалов в области разработки и производства насосного, компрессорного и блочно-модульного оборудования для различных отраслей промышленности: нефтегазовой отрасли, энергетики, трубопроводного транспорта, водного хозяйства и ЖКХ. ОАО «ГМС Насосы» – член Российской ассоциации производителей насосов «РАПН», входящей в Европейскую ассоциацию «Europump» и объединившей насосные предприятия России и стран ближнего зарубежья. 26 августа 2010 года ОАО «Ливгидромаш» было переименовано в ОАО «ГМС Насосы». Изменение названия предприятия проведено в рамках первого этапа программы реструктуризации ОАО «Группа ГМС», реализуемой согласно утвержденной в 2009 году стратегии развития компании до 2015 года.

 Производят на ОАО «ГМС Насосы» и широкую номенклатуру бытовых насосов для применения на даче, в саду, огороде и в индивидуальных постройках. За счет чего достигнуто такое разнообразие выпускаемой продукции? Первое и необходимое для этого условие наличие на заводе научной и экспериментально-исследовательской базы. Предприятию удалось сохранить собственный научно-исследовательский институт. Поэтому 95% насосов на ОАО «ГМС Насосы» разрабатывают сами. Здесь не жалеют денег на новые конструкторские разработки, и это позволяет оперативно решать все вопросы по созданию гидравлических машин, необходимых широкому кругу потребителей.

Вторая составляющая широких  возможностей ливенского предприятия по производству насосов – это современное производство, оснащенное новейшим оборудованием. Предприятие располагает собственными производственными мощностями по выпуску чугунного, стального и цветного литья, оборудованием для выпуска специальных резинотехнических изделий, для выполнения кузнечно-прессовых и сварочных работ.

Благодаря этим двум составляющим на ОАО «ГМС Насосы» адекватно и быстро реагируют на запросы рынка – от маркетинговых исследований до запуска продукции в производство проходит полгода. Именно это позволяет заводу быть впереди конкурентов.

Кроме того, предприятие постоянно  работает над качеством продукции, иначе было бы невозможно добиться мирового признания насосы ОАО «ГМС Насосы» поставляются в 60 стран мира.

Наиболее ходовым товаром  на рынке потребителей являются насосы для добычи высоковязкой нефти и  перекачивания газонефтяных смесей. Их отличительная особенность –  неприхотливость, простота конструкции  и относительная дешевизна. Отличные технические показатели ливенских насосов и низкая по сравнению с иностранными конкурентами цена привлекают внимание потребителей из многих стран мира. Сегодня  ОАО «ГМС Насосы» имеет взаимовыгодные контракты на поставки оборудования в Германию, Швецию, Испанию, Италию, Португалию, Индию, Иран, Ирак, Китай.

Реализация  продукции успешно идет и через представительство предприятия в Москве, на Украине и в других странах СНГ и дальнего зарубежья. Высокими темпами формируется дилерская сеть с обязательными пунктами сервисного обслуживания проданного насосного оборудования. На предприятии разработана и совершенствуется интегрированная система менеджмента, в которую вошли система менеджмента качества, система экологического менеджмента, система в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний, система социальной ответственности. Уже внедрены системы социальной ответственности и экологического менеджмента. Широкая номенклатура продукции определила универсальность производства. Завод оснащен современным металлообрабатывающим оборудованием, включая станки известных зарубежных фирм, имеется литейное производство по изготовлению чугунного, стального и цветного литья, в необходимом объеме кузнечно-штамповочное и сварочное производство.

Продукция ОАО «ГМС Насосы» неоднократно участвовала в различных международных выставках и получала высокие экспертные оценки. В июне 1994 г. решением международного бизнес-клуба «Лидеры торговли» акционерному обществу вручена награда в Париже «За достижения в области технологии и качества».

В 1998 г. предприятие стало лауреатам первой международной выставки «Инновация-98», по итогам 2001 г. – лауреатом премии «Российский национальный Олимп». Продукция предприятия в 2001 г. становилась дипломантом программы «100 лучших товаров», в 2002 г. предприятие стало победителем Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия».

В 2004 г. ОАО «ГМС Насосы» стало победителем Всероссийского Конкурса «1000 лучших» предприятий и организаций России – 2004 г., а также конкурсной программы «Российское качество».

В 2008 г. предприятие было награждено дипломом председателя правления ОАО РАО «ЭЕС России» за вклад в повышение энергетической безопасности и выполнение своих обязательств перед энергетиками в 2008 г. В этом же году почетным дипломом управления Федеральной налоговой службы по Орловской области за значительный вклад в формирование доходной части федерального и территориального бюджетов, добросовестное и четкое исполнение требований законодательства в части полной и своевременной уплаты налогов и других обязательных платежей.

 

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

Анализ эффективности  финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимо начинать с  изучения объемов реализации продукции, это объясняется тем, что от объема, состава и качества продукции  зависят остальные показатели: себестоимость, прибыль, рентабельность предприятия. Рассмотрим изменение в реализованной  продукции ОАО «ГМС Насосы» за последние три года в таблице 2.3.

 

Таблица 2.1 – Анализ показателей реализации продукции

Показатель

2009 г

2010 г

2011 г

Темп роста, %

2010 к 2009

2011 к 2010

1. Выручка от реализации  продукции, тыс. руб.

1130432

1392938

1560145

123,2

112,0

2. Себестоимость реализованной  продукции, тыс. руб.

913235

1116857

1070723

122,3

95,8

3. Материальные затраты  на товарный выпуск продукции,  тыс. руб.

493315

623025

555977

126,3

89,2

4. Амортизация основных  средств, тыс. руб.

8400

14399

14231

171,4

98,8


 

По данным таблицы 2.1 можно отметить рост выручки от реализации в 2010 г. увеличилась на 23,2%, а в 2011 г. выросла на 12%. Такая тенденция увеличения объема реализации объясняется ростом спроса и расширением рынков сбыта продукции предприятия.

Себестоимость реализованной продукции выросла в 2010 г. на 22,3%, а в 2011 году сократилась на 4,2%. Рост себестоимости во многом объясняется увеличением материальных затрат и амортизационных отчислений.

Предприятие постоянно работает над качеством продукции и  совершенствование системы производства, благодаря этим двум составляющим на заводе адекватно и быстро реагируют  на запросы рынка – от маркетинговых  исследований до запуска продукции  в производство проходит полгода. Именно это позволяет заводу быть впереди  конкурентов.

Ресурсы предприятия состоят  из средств труда (основные средства), предметов труда (оборотные средства) и рабочей силы (персонала). Проведем анализ эффективности использования ресурсов предприятия.

Одним из основополагающих условий  эффективности производства на предприятии  является уровень использования  основных производственных средств (или средств труда). В таблице 2.2 проведем анализ динамики и эффективности использования основных средств в ОАО «ГМС Насосы».

По результатам таблицы 2.2 можно отметить рост стоимости основных средств в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 20,6%, а в 2011 г. они составляют 354203 тыс. руб., увеличились на 9,8%.

Фондоотдача имеет тенденцию увеличения с 4,23 (2009 г.) до 4,32 (2010 г.), а затем роста еще на 1,8% – до 4,4 (2011 г.). Ее величина остается больше единицы, следовательно, отдача с одного рубля используемых основных средств большая и, в целом, они используются эффективно.

Фондоемкость, имея обратную зависимость от фондоотдачи, наоборот уменьшается с 0,24 до 0,23.

Фондовооруженность одного работника по всем основным средствам в возросла с 97,8 тыс. руб./чел. в 2009 г. до 116,4 тыс. руб./чел. в 2010 г., а в 2011 г. еще на 7,7% и составляет 125,4 тыс. руб./чел.

 

 

 

Таблица 2.2 – Анализ эффективности использования основных средств в ОАО «ГМС Насосы» за 2009–2011 гг.

Показатель

2009 г

2010 г

2011 г

Темп роста, %

2010 к 2009

2011 к 2010

1. Выручка от реализации  продукции, тыс. руб.

1130432

1392938

1560145

123,2

112,0

2. Среднегодовая стоимость  основных средств, тыс. руб.

267506

322690

354203

120,6

109,8

3. Фондоотдача

4,23

4,32

4,4

102,1

101,8

4. Фондоемкость

0,24

0,23

0,23

71,68

83,24

5. Среднесписочная численность  работников, чел.

2735

2772

2824

101,35

101,88

6. Фондовооруженность по всем средствам

97,80

116,4

125,4

119,01

107,7

7. Производительность труда  по выручке от реализации на  одного работника, тыс. руб.

413,3

502,5

552,5

121,6

109,9

8. Коэффициент опережения  темпов роста производительности  темпами роста фондовооруженности, раз

-

1,02

1,02

-

-

Информация о работе Комплексный анализ и оценка хозяйственной и инновационной деятельностей ОАО «ГМС Насосы»