Маркетинг в инновационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:28, реферат

Описание работы

Инновационный маркетинг – это деятельность на рынке нововведений, направленная на формирование или выявление спроса с целью максимального удовлетворения запросов и потребностей, что базируется на использовании новых идей относительно товаров, услуг и технологий, которые наилучшим образом содействуют достижению целей организации и отдельных исполнителей.

Файлы: 1 файл

Маркетинг в инновационной сфере.docx

— 172.88 Кб (Скачать файл)

Какие реальные рыночные шансы  имела бы реализация идеи нового продукта?

 

Решение о начале реализации инновационного проекта, при положительных  ответах на вышеперечисленные вопросы, принимаются в том случае, если прибыль от проекта превышает  затраты на его реализацию, а связанный с ним риск находится в предельно допустимом для предприятия соотношении с потенциальной прибылью.

 

Риск предприятия –  потенциального реципиента инновационной  идеи, может быть в общем виде представлен в виде матрицы «продукт-процесс» (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Матрица "Продукт/процесс"

 

Риски, описываемые матрицей «продукт-процесс» должны сопоставляться с рисками вывода инновационного продукта на рынок. В общем виде эти  риски могут быть описаны с  помощью матрицы «рынок-продукт» (рис.4).

 

 

Рис. 4. Матрица "рынок-продукт"

 

Матрицы, представленные на рис. 3 и 4, содержат в себе зоны, соответственно, продуктово-технологической и продуктово-рыночной компетенции предприятия.

 

Очевидно, что наименьшие риски свойственны инновационным  проектам, имеющим направленность вдоль  одной из осей этих матриц. Наконец, эффективным инструментом анализа  инновационных предложений, может  стать модель инновационного порт-фолио  предприятия (рис.5).

 

 

Рис. 5. Модель инновационного портфолио

 

Новые технологии для этой модели классифицируются следующим  образом:

базовые (общие) технологии –  широко доступны, зачастую не имеют патентной защиты и не могут явиться источником стратегического преимущества

собственные технологии –  принадлежат предприятию и имеют  защиту (патентную или иную) или  базируются на специальных знаниях  или применении специального оборудования, что делает перенятие затруднительным

развивающиеся технологии –  новые возникшие технологии, которые  ищут приложения на рынке, не являясь  при этом базовыми или собственными.

 

Пристальное внимание к таким  технологиям связано с тем, что  их использование может создать  стратегическое преимущество для предприятия.

Пример: технологии в сфере  телекоммуникаций - рождающиеся технологии – технологии, пока еще далекие  от коммерческого использования, вместе с тем, по мере развития, способные  создать в будущем стратегическое преимущество.

Пример: технологии генной инженерии. Действия маркетинговых служб в  период представления и/или начала продаж инновационного продукта на рынке, связаны с характером его воздействия  на потенциального потребителя.

 

Инновационные продукты могут  быть дифференцированы по этому признаку на три основные группы:

Плавная инновация. Не требует  специального обучения потребителя  и не вызывает заметное изменение  его поведения. Пример: Появление  авторучек с капиллярным стержнем (инновация по отношению к шариковым  авторучкам). Продвижение таких инноваций  на рынке может быть начато в момент начала продаж или в период, непосредственно  перед началом продаж. Реклама  такого продукта обычно фокусируется на качественных или стоимостных  преимуществах.

Динамическая инновация. Изменяет обычную процедуру применения, что вызывает необходимость специального обуче-ния потребителя и вызывает существенное изменение его поведения. Пример: Появление магнитных носителей информации для компьютеров (инновация по отношению к перфокартам. Продвижение инноваций такого типа начинается, как правило, задолго до начала его продаж и сопровождается активной обу-чающей рекламной компанией.

Скачкообразная инновация. Устанавливает новую потребность. Пример: Появление персональных компьютеров. Продвижение подобных инноваций  может быть начато на самой ранней стадии разработки инновационного продукта. Рекламная компания ориентируется  не только (и не столько) на качественные и стоимостные характеристики такого инновационного продукта и не ограничивается обучающим воздействием, ориентируясь на изменение покупательской потребности  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Постоянное изменение  внешней среды стало атрибутом  жизнедеятельности организаций.  В зависимости от того, как  организации реагируют на постоянные  изменения, насколько успешны  поиски персонала новых путей  и средств завоевания и удержания  потребителей, зависит их будущее,  выживаемость и планомерное развитие. В рыночных условиях непрерывное  внедрение новаций - единственный  способ поддержания высоких темпов  развития организаций и их  торговых марок.

 

 Реализация инновационных  стратегий влечет фундаментальные  изменения в теории и практике  маркетинга, в организационных структурах, в маркетинговой ориентации и  философии руководителей организаций  с продукта (услуги) на взаимоотношения  с потребителями.

 

 Трансформация экономики  автоматически трансформирует маркетинговые  подходы к взаимодействию с  потребителями, а саморазвитие  маркетинга представляет сплошную  цепь маркетинговых инноваций.  Инновации внедряются в маркетинговую  информационную систему, в системы  поддержки лояльности покупателей,  программы управления взаимоотношениями  с потребителями, многоуровневую  сегментацию, в расширение спектра  продуктового ассортимента, системы  продвижения и распределения,  в переход с маркетинга продукта  на маркетинг взаимоотношений. 

 

 В настоящее время  индивидуальные предприниматели  (ИП) стоят перед необходимостью  обновления технологической базы  производства, улучшения качества  выпускаемой продукции, расширения  рынков сбыта, в том числе  наращивания экспортного потенциала. Решение этих задач неизбежно  включает проведение активной  инновационной политики и введение  маркетинга на ИП.

 

 В странах с рыночной  экономикой маркетинг инноваций  – не функциональная область  менеджмента, а философия мышления  постоянного выстраивания эффективных  маркетинговых отношений с субъектами  рынка, с использованием для  этого большого, постоянно наращиваемого  арсенала новаций в цепочках  ценности продукта, услуги, отношений.

 

 Цели курсовой работы:

 

 Изучить особенности  маркетинга инноваций;

 

 Ознакомится с процессом  продвижения инноваций;

 

 Изучить особенности  маркетинга в наукоемких отраслях.

 

 Для написания курсовой  работы были использованы учебники, учебные пособия, а также электронные  ресурсы.

^ 1. Особенности маркетинга  инноваций

1.1. Виды инновационного  маркетинга

 

 В разрезе иерархии  целей предприятия инновационный  маркетинг включает стратегическую  и тактическую составляющие. Стратегический  маркетинг направлен на изучение  рынка и определение конкурентного  поведения предприятия. В его  основе лежат маркетинговые исследования  — как изучение рынка, так  и оценка возможностей самой  фирмы.

 

 Маркетинговое исследование  имеет дело с конкретно определенным  сегментом рынка, т.е. такой  частью товарного рынка, на  котором определенная группа  покупателей ориентируется на  конкретно определенную модификацию  изделия. Сегментация рынка может  идти по двум направлениям: по  группам потребителей и по  параметрам продукции. 

 

 Вторая составляющая  маркетинговых исследований связана  с оценкой потенциальных возможностей  фирмы. Она позволяет на основе  рыночных запросов и реальных  ресурсов предприятия вырабатывать  программы производственного развития  и поведения на рынке.

 

 Стратегический инновационный  маркетинг может быть регулярным  и санационным. Регулярный маркетинг направлен на поддержание конкурентоспособности ИП и освоение новых рынков сбыта. Потребность в санационном маркетинге возникает тогда, когда наблюдается существенное снижение конкурентоспособности ИП. Индикаторами необходимости проведения санационного маркетинга служат следующие факторы: значительно сужается рынок сбыта товаров и услуг ИП; ухудшаются производственные и финансовые показатели деятельности ИП; стратегия и тактика поведения ИП более не соответствует меняющимся экономическим условиям внешней среды.

 

 Тактический маркетинг  включает программу маркетинговой  деятельности и оперирует ключевыми  понятиями: продукт (или технология), цена, место и продвижение продукта. Фирма следует стратегии, принятой  на основе маркетинговых исследований, и в то же время продолжает  проводить исследования с целью ее корректировки в соответствии с требованиями рынка, а также поиска новых стратегических решений [глава 5 из ваших материалов].

 

 Для стратегического  маркетинга характерно:

 

 Описание рынка, экономического  цикла

 

 Стратегия конкуренции:

 

 клиенты (оценка потребностей  и платежеспособности клиентов;

 

 конкурентоспособность  фирмы, с точки зрения клиентов;

 

 оценка будущего спроса  и факторов, которые на него  влияют);

 

 конкуренты 

 

 Определение бизнеса:

 

 оценка границ бизнеса;

 

 определение пределов

 

 Для тактического маркетинга  характерно:

 

 Описание принципов  деятельности инновационной фирмы;

 

 Программа маркетинговой  деятельности:

 

 товарная политика (проектирование  продукта; позиционирование продукта; длина и глубина продуктовой  линии; торговые марки; упаковка; гарантии качества; гарантийное  обслуживание);

 

 ценовая политика (ценообразование  по всей цепочке сбыта —  производитель, дистрибьютор и  розничная торговля; политика и  структура предоставления скидок; условия цены; различные типы;

 

 Оперативное управление  маркетинговой деятельностью; оценка  эффективности тактических блоков  маркетинга

^ 1.2. Инновации как товар

 

 Товар-новация (нововведение) представляет собой продукт научно-технической  и инновационной деятельности, предлагающий  новое средство или способ (технологию) производства товаров и услуг  и открывающий для потребителя  новые сферы реализации своих  потребностей.

 

 Причем, товар-инновацию  необходимо оценивать по четырем  типам (уровням) характеристик,  которые формируют в общем  плане потребительную стоимость  товара.

 

 Первый уровень связан  с основным предназначением продукта (с потребностью, которую он удовлетворяет).

 

 Второй уровень характеризует  определенные физические характеристики  товара (качество, специальные характеристики, марка, упаковка и пр.).

 

 Третий уровень связан  с характеристиками, которые дополняют  потребительную стоимость товара, в известном смысле, "в нематериальном  виде" (условия поставки, сервис, гарантии, цена и пр.).

 

 Четвертый уровень  касается сугубо личностных особенностей  потребителя, которые имеют очень  важное значение для правильного позиционирования товара на рынке (преимущества перед конкурентами, новые возможности, имидж и пр.).

 

 Предприятие, "делающее  ставку" на товар-новацию, должно  стремиться к максимальному изучению  возможностей покупателя в эффективном  использовании предлагаемого нововведения [11].

^ 1.3. Маркетинг и инновационная  деятельность

 

 Маркетинговые инновации  - реализованные новые или значительно  улучшенные маркетинговые методы, охватывающие существенные изменения  в дизайне и упаковке продуктов,  использование новых методов  продаж и презентации продуктов  (услуг), их представление и продвижение  на рынки сбыта, формирование  новых ценовых стратегий. Маркетинговые  инновации направлены на более  полное удовлетворение нужд потребителей, расширение их состава, открытие  новых рынков сбыта с целью  повышения объемов продаж [3].

 

 Основой и сущностью  экономической и культурной жизни  людей является производство  товаров, услуг, информации (далее:  продукт) и их последующая реализация  на соответствующих рынках. Товары, услуги, информация создают выгоду, которую экономисты называют  полезностью, позволяющую покупателю  удовлетворить какое-то свое желание.  Существует четыре типа базовых  полезностей, задающих коммерческий  тон отношений между производителями  и покупателями продуктов: форма,  время, место и владение.

 

 Полезность формы создают  предприятия, преобразуя сырье  и компоненты в готовый продукт. 

 

 Полезности времени,  места и владения создает служба  маркетинга через свои специфические  стратегии, инструменты, коммуникации.

 

 Полезности времени  и места реализуются при поиске  потребителями товаров, услуг,  информации; полезность владения  осуществляется в момент передачи  права собственности на товары, услуги, информацию.

 

 Все предприятия, если  они хотят выжить, должны:

 

1) создавать полезность  и усиливать свои компетенции;

 

2) считать полезность  основой выживания. 

 

 Это главные заповеди  успешных стратегов - маркетологов. Инструментами для создания полезностей  на предприятиях выступают процессы  проектирования инноваций, их  трансформация в планы и маркетинговая  инновационная поддержка потребителей. Совокупность этих составляющих  позволяет отыскивать, моделировать  и удовлетворять чьи-то запросы  в товарах, услугах, информации  эффективными способами, отличными  от конкурентов. В этом появляется  «превосходство» маркетинговых  инноваций одного предприятия  над другим [4].

Информация о работе Маркетинг в инновационной сфере