Национальная система стандартизации и ее влияние на развитие инновационных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.Деятельность по стандартизации проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Работа в области стандартизации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» и рядом национальных стандартов. Главным при определении правового статуса деятельности по стандартизации является добровольный характер применения национальных стандартов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Национальная система стандартизации
Национальный стандарт……………………………………………………...5
Правила разработки и утверждения национальных стандартов………….10
Глава 2. Влияние на развитие инновационных процессов
Инновации и их роль в современном мире……………………………...…27
2.2Стандартизация как залог формирования благоприятной среды для внедрения инноваций……………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая по стандартизации.docx

— 96.60 Кб (Скачать файл)

10. В случае отсутствия  национальных стандартов применительно  к отдельным требованиям технических  регламентов или объектам технического  регулирования в целях обеспечения  соблюдения требований технических  регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил.

Разработка и утверждение  сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Проект свода правил должен быть размещен в информационной системе общего пользования в  электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня его утверждения. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством Российской Федерации на основе положений пунктов 3-6 настоящей статьи.

1.2 Правила разработки и утверждения  национальных стандартов

Устанавливая правила  разработки и утверждения национальных стандартов, в комментируемой статье, Закон отражает лишь основные, наиболее существенные этапы и особенности, более подробная регламентация  которых, содержится в соответствующих  ГОСТах, Правилах по стандартизации, Постановлениях Правительства РФ. В том числе: ГОСТ Р 1.2-2004, ГОСТ Р 1.5-2004, ГОСТ Р 1.13-2004, ГОСТ Р 1.6-2006, ПР 50.1.074-2004, в Постановлении Правительства РФ от 31.07.2003 N 458 "Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта" ( в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.2005 № 611, от 29.12.2007 № 950). Исходя из этого, комментарий к настоящей статье будет изложен с учетом вышеназванных документов.

1. Программу разработки национальных стандартов разрабатывает и утверждает национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с установленными им правилами. Для разработки данной программы национальный орган Российской Федерации по стандартизации возлагает функции по подготовке работ по национальной стандартизации на компетентную в этой области научно-исследовательскую организацию по стандартизации.

Концепцией развития национальной системы стандартизации поставлена задача ежегодного обновления фонда  национальных стандартов в среднем  на 10 %, что составляет 2500 документов в год. Анализ программ разработки национальных стандартов последних лет показывает, что эту задачу невозможно выполнить  за счет выделяемых объемов бюджетного финансирования и средств бизнес-сообщества, финансирующего, в основном, разработки, направленные на решение собственных корпоративных интересов.

2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы. В качестве заказчика разработки национального стандарта может выступать национальный орган Российской Федерации по стандартизации (Росстандарт),4 федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (Минпромэнерго), юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

Для разработки национального  стандарта может быть создана  соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти  представители различных заинтересованных сторон и (или) соисполнителей разработки.

3-8. Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:

- организация разработки стандарта;

- разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;

- разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая);

- подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

1) Организация разработки национального стандарта.

В случае необходимости или  заинтересованности в разработке национального  стандарта органы власти, юридические  и физические лица

 

4Росстандарт — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.


направляют соответствующие  заявки или предложения в секретариат  технического комитета по стандартизации или его подкомитета, за которым  закреплен данный объект стандартизации. В случае отсутствия технического комитета - в научно-исследовательскую организацию, выполняющую функции головной организации  по планированию работ по национальной стандартизации, или непосредственно  в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

В заявке (предложении) приводят:

- обоснование технической, экономической, социальной целесообразности разработки национального стандарта;

- информацию о связи предлагаемого к разработке национального стандарта с техническим регламентом и (или) международным стандартом или иным документом;

- сведения о возможных источниках финансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюджета);

- сведения об ориентировочной стоимости разработки стандарта, о заказчике, исполнителе и соисполнителях.

Если после принятия национальным органом по стандартизации программы  разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (т.е. за счет собственных сил и (или) средств) разработку стандарта, то оно  может направить в научно-исследовательскую  организацию по стандартизации, выполняющую  функции по планированию работ по национальной стандартизации, запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта.

В этом случае в запросе  излагают собственное обоснование  целесообразности разработки стандарта  и краткую характеристику объекта  и аспекта стандартизации, а также  сведения об использовании при разработке международного или регионального  стандарта. Вместе с запросом могут  быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального) стандарта.

Научно-исследовательская  организация по стандартизации, выполняющая  функции по планированию работ по национальной стандартизации, рассматривает  поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность ее проведения на российском национальном или межгосударственном уровне и  сообщает лицу, направившему запрос, свое решение.

С запросом о рассмотрении целесообразности разработки стандарта  заинтересованное лицо может обратиться также в секретариат технического комитета (его подкомитет), за которым  закреплен данный объект стандартизации.

2) Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение.

Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и  пояснительную записку к ней. При разработке национального стандарта  разработчик руководствуется положениями  ГОСТ Р 1.0-2004, а также использует в качестве рекомендаций общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены ГОСТ 1.5-2001 (раздел 7), если иное не обусловлено требованиями технического регламента.

При разработке национального  стандарта разработчик использует или учитывает:

- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов;

- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно - технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и (или) аспекту стандартизации;

- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;

- прогрессивные национальные стандарты и технические регламенты других стран;

- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;

- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

В пояснительной записке  к первой редакции проекта национального  стандарта указывают сведения, приведенные  в п.4.2.1.6 ГОСТ Р 1.2-2004. Пояснительную записку подписывают руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.

Разработка первой редакции проекта стандарта завершается  подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта, которая направляется в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

Подготовку уведомлений  о разработке проекта национального  стандарта и о завершении его  публичного обсуждения (п.5) осуществляют с целью информирования всех заинтересованных сторон (включая зарубежных пользователей) о разработке, содержании и завершении публичного обсуждения проекта национального  стандарта, и предоставления им в  результате этого таких возможностей, как:

- принятие при необходимости непосредственного участия в разработке соответствующего проекта национального стандарта;

- получение экземпляра проекта национального стандарта и направления разработчику этого проекта замечаний и предложений по нему;

- заблаговременного планирования и осуществления мероприятий, необходимых для соблюдения требований национального стандарта.

Подготовка уведомлений  направлена на обеспечение принципов  доступности и открытости национальных стандартов и процессов их разработки для всех заинтересованных сторон. Разработчик национального стандарта  должен обеспечить доступность проекта  национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления, и, кроме  того, обязан по требованию заинтересованного  лица предоставить ему копию проекта  национального стандарта.

Порядок опубликования уведомлений  о разработке проекта национального  стандарта и о завершении его  публичного обсуждения, а также размер платы за их опубликование устанавливаются  Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой порядок  определен в соответствующем  Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.07.2003 N 458  (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.2005 N 611, от 29.12.2007 N 950)

В соответствии с положениями  комментируемой статьи и названного постановления для опубликования  уведомления о разработке проекта  национального стандарта или  о завершении его публичного обсуждения разработчик проекта национального  стандарта представляет в национальный орган по стандартизации (Росстандарт) следующие документы:

а) Уведомление о разработке проекта национального стандарта или о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта с указанием:

- наименования, организационно-правовой формы и места нахождения разработчика - для организации;

- фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;

- информации, характеризующей объект стандартизации, а также сведений об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов;

- даты опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта (в случае представления для опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения соответствующего проекта национального стандарта).

б) Документ, подтверждающий внесение в установленном порядке платы за опубликование уведомления.

Уведомления о разработке проекта национального стандарта  и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта  оформляются по форме, установленной  в соответствующих приложениях  к вышеуказанному Постановлению  Правительства РФ.

Национальный орган по стандартизации обеспечивает проведение контроля правильности заполнения уведомлений  о разработке проекта национального  стандарта и о завершении его  публичного обсуждения, а также достоверности  приведенных в них сведений. Уведомления о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, форма и (или) содержание которых не соответствуют требованиям, установленным настоящим Законом и Постановлением Правительства РФ от 31.07.2003 г. N 458 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.2005 N 611, от 29.12.2007 N 950), возвращаются разработчику с указанием причины возврата.

Уведомления о разработке проекта национального стандарта  и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта  публикуются Федеральным агентством по техническому регулированию и  метрологии в сети Интернет на его  официальном сайте - в 10-дневный срок и в печатном издании Агентства (информационном указателе "Национальные стандарты") - в 2-месячный срок со дня  поступления  настоящего Положения документов.

Информация о работе Национальная система стандартизации и ее влияние на развитие инновационных процессов