Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.Деятельность по стандартизации проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Работа в области стандартизации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» и рядом национальных стандартов. Главным при определении правового статуса деятельности по стандартизации является добровольный характер применения национальных стандартов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Национальная система стандартизации
Национальный стандарт……………………………………………………...5
Правила разработки и утверждения национальных стандартов………….10
Глава 2. Влияние на развитие инновационных процессов
Инновации и их роль в современном мире……………………………...…27
2.2Стандартизация как залог формирования благоприятной среды для внедрения инноваций……………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..37
10. В случае отсутствия
национальных стандартов
Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Проект свода правил должен быть размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня его утверждения. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством Российской Федерации на основе положений пунктов 3-6 настоящей статьи.
Устанавливая правила разработки и утверждения национальных стандартов, в комментируемой статье, Закон отражает лишь основные, наиболее существенные этапы и особенности, более подробная регламентация которых, содержится в соответствующих ГОСТах, Правилах по стандартизации, Постановлениях Правительства РФ. В том числе: ГОСТ Р 1.2-2004, ГОСТ Р 1.5-2004, ГОСТ Р 1.13-2004, ГОСТ Р 1.6-2006, ПР 50.1.074-2004, в Постановлении Правительства РФ от 31.07.2003 N 458 "Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта" ( в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.2005 № 611, от 29.12.2007 № 950). Исходя из этого, комментарий к настоящей статье будет изложен с учетом вышеназванных документов.
1. Программу разработки национальных стандартов разрабатывает и утверждает национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с установленными им правилами. Для разработки данной программы национальный орган Российской Федерации по стандартизации возлагает функции по подготовке работ по национальной стандартизации на компетентную в этой области научно-исследовательскую организацию по стандартизации.
Концепцией развития национальной системы стандартизации поставлена задача ежегодного обновления фонда национальных стандартов в среднем на 10 %, что составляет 2500 документов в год. Анализ программ разработки национальных стандартов последних лет показывает, что эту задачу невозможно выполнить за счет выделяемых объемов бюджетного финансирования и средств бизнес-сообщества, финансирующего, в основном, разработки, направленные на решение собственных корпоративных интересов.
2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы. В качестве заказчика разработки национального стандарта может выступать национальный орган Российской Федерации по стандартизации (Росстандарт),4 федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (Минпромэнерго), юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.
Для разработки национального
стандарта может быть создана
соответствующая рабочая
3-8. Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:
- организация разработки стандарта;
- разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;
- разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая);
- подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.
1) Организация разработки национального стандарта.
В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица
4Росстандарт — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.
направляют соответствующие
заявки или предложения в секретариат
технического комитета по стандартизации
или его подкомитета, за которым
закреплен данный объект стандартизации.
В случае отсутствия технического комитета
- в научно-исследовательскую
В заявке (предложении) приводят:
- обоснование технической, экономической, социальной целесообразности разработки национального стандарта;
- информацию о связи предлагаемого к разработке национального стандарта с техническим регламентом и (или) международным стандартом или иным документом;
- сведения о возможных источниках финансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюджета);
- сведения об ориентировочной стоимости разработки стандарта, о заказчике, исполнителе и соисполнителях.
Если после принятия национальным
органом по стандартизации программы
разработки национальных стандартов заинтересованное
юридическое или физическое лицо
намеревается осуществить инициативную
(т.е. за счет собственных сил и (или)
средств) разработку стандарта, то оно
может направить в научно-
В этом случае в запросе излагают собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного или регионального стандарта. Вместе с запросом могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального) стандарта.
Научно-исследовательская организация по стандартизации, выполняющая функции по планированию работ по национальной стандартизации, рассматривает поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность ее проведения на российском национальном или межгосударственном уровне и сообщает лицу, направившему запрос, свое решение.
С запросом о рассмотрении
целесообразности разработки стандарта
заинтересованное лицо может обратиться
также в секретариат
2) Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение.
Разработчик готовит первую
редакцию проекта стандарта и
пояснительную записку к ней.
При разработке национального стандарта
разработчик руководствуется
При разработке национального
стандарта разработчик
- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов;
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно - технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и (или) аспекту стандартизации;
- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
- прогрессивные национальные стандарты и технические регламенты других стран;
- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;
- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
В пояснительной записке к первой редакции проекта национального стандарта указывают сведения, приведенные в п.4.2.1.6 ГОСТ Р 1.2-2004. Пояснительную записку подписывают руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.
Разработка первой редакции
проекта стандарта завершается
подготовкой уведомления о
Подготовку уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении его публичного обсуждения (п.5) осуществляют с целью информирования всех заинтересованных сторон (включая зарубежных пользователей) о разработке, содержании и завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, и предоставления им в результате этого таких возможностей, как:
- принятие при необходимости непосредственного участия в разработке соответствующего проекта национального стандарта;
- получение экземпляра проекта национального стандарта и направления разработчику этого проекта замечаний и предложений по нему;
- заблаговременного планирования и осуществления мероприятий, необходимых для соблюдения требований национального стандарта.
Подготовка уведомлений
направлена на обеспечение принципов
доступности и открытости национальных
стандартов и процессов их разработки
для всех заинтересованных сторон.
Разработчик национального
Порядок опубликования уведомлений
о разработке проекта национального
стандарта и о завершении его
публичного обсуждения, а также размер
платы за их опубликование устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
В настоящее время такой
В соответствии с положениями
комментируемой статьи и названного
постановления для
а) Уведомление о разработке проекта национального стандарта или о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта с указанием:
- наименования, организационно-правовой формы и места нахождения разработчика - для организации;
- фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;
- информации, характеризующей объект стандартизации, а также сведений об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов;
- даты опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта (в случае представления для опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения соответствующего проекта национального стандарта).
б) Документ, подтверждающий внесение в установленном порядке платы за опубликование уведомления.
Уведомления о разработке
проекта национального
Национальный орган по стандартизации обеспечивает проведение контроля правильности заполнения уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении его публичного обсуждения, а также достоверности приведенных в них сведений. Уведомления о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, форма и (или) содержание которых не соответствуют требованиям, установленным настоящим Законом и Постановлением Правительства РФ от 31.07.2003 г. N 458 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.2005 N 611, от 29.12.2007 N 950), возвращаются разработчику с указанием причины возврата.
Уведомления о разработке
проекта национального