Национальная система стандартизации и ее влияние на развитие инновационных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.Деятельность по стандартизации проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Работа в области стандартизации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» и рядом национальных стандартов. Главным при определении правового статуса деятельности по стандартизации является добровольный характер применения национальных стандартов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Национальная система стандартизации
Национальный стандарт……………………………………………………...5
Правила разработки и утверждения национальных стандартов………….10
Глава 2. Влияние на развитие инновационных процессов
Инновации и их роль в современном мире……………………………...…27
2.2Стандартизация как залог формирования благоприятной среды для внедрения инноваций……………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая по стандартизации.docx

— 96.60 Кб (Скачать файл)

В случае задержки (приостановления, прекращения) разработки проекта национального  стандарта, его разработчик сообщает об этом в национальный орган по стандартизации, который вносит поправку в ранее опубликованное соответствующее  уведомление в сети Интернет и  в печатном издании - информационном указателе "Национальные стандарты".

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального  стандарта публикуется не ранее  чем через 2 месяца со дня опубликования  уведомления о разработке проекта  национального стандарта.

Что касается размера платы  за опубликование уведомлений о  разработке проекта национального  стандарта и о завершении его  публичного обсуждения, то в соответствии с п.2 Постановления Правительства  РФ от 31.07.2003 N 458 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.2005 N 611, от 29.12.2007 N 950)5 он составляет тысячу рублей за один лист оригинала уведомления, напечатанный с одной стороны. В данном постановлении не оговариваются условия и размер платы за предоставление разработчиком копий проекта национального стандарта, что подразумевает самостоятельное их определение разработчиком проекта национального стандарта. Закон также не содержит на это счет никаких положений, за исключением оговорки, согласно которой плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление. В том случае, когда разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, то плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

3) Разработка окончательной редакции проекта национального стандарта и ее экспертиза.

 

 

5 Председатель Правительства Российской Федерации М.КАСЬЯНОВ


 

Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта стандарта, готовят отзывы на нее и направляют их разработчику. В ГОСТР 1.2-2004 (п.4.2.5.) предусматривается, что такие отзывы должны быть направлены в течение одного месяца со дня

получения проекта национального  стандарта, если разработчик не установил  иной срок, обусловленный необходимостью начала доработки проекта стандарта  и (или) завершением его публичного обсуждения. Разработчик обязан сохранять  полученные в письменной форме замечания  заинтересованных лиц до утверждения  национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам. Данное требование также  необходимо соблюдать при использовании  для отзыва электронно-цифровой формы.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом поступивших в письменной форме  замечаний заинтересованных лиц  и проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта. Кроме этого, разработчик составляет перечень полученных в письменной форме  замечаний заинтересованных лиц  с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов  их обсуждения.

Публичное обсуждение доработанного  проекта стандарта может быть проведено в виде совещания разработчика с заинтересованными лицами или  их представителями, или открытого  заседания рабочей группы по разработке стандарта, или открытого заседания  ТК (ПК), или дискуссии в режиме реального времени в информационной системе общего пользования в  сети Интернет.

С учетом того, что уведомление  о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта  публикуется не ранее чем через 2 месяца со дня опубликования уведомления  о его разработке, срок публичного обсуждения проекта национального  стандарта не может быть меньше двух месяцев.

После завершения публичного обсуждения доработанного проекта  стандарта, разработчик готовит  уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального  стандарта и направляет его в  национальный орган по стандартизации.

Со дня опубликования  уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального  стандарта, доработанный проект национального  стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний  заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью разработчик должен разместить проект стандарта и перечень замечаний в информационной системе общего пользования - на сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет. При этом перечень полученных в письменной или электронно-цифровой форме замечаний заинтересованных лиц может быть представлен в виде сводки замечаний и предложений по первой редакции проекта национального стандарта.

По результатам публичного обсуждения доработанного проекта  национального стандарта разработчик  готовит его окончательную редакцию. Если проект национального стандарта  подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти (если это установлено Правительством РФ или федеральным законодательством), то разработчик соблюдает соответствующие  правила, установленные в отношении  данного согласования.

Разработчик представляет в  секретариат технического комитета по стандартизации, за которым закреплен  данный объект стандартизации (а при  отсутствии ТК - непосредственно в  национальный орган Российской Федерации  по стандартизации), следующие документы: 

- окончательную редакцию проекта стандарта на бумажных носителях в трех экземплярах с оригиналами предусмотренных ГОСТ Р 1.5-2004 подписей на последней странице и в электронном виде в редактируемом формате;

- дополненную пояснительную записку к проекту стандарта;

- сводку (перечень) полученных от заинтересованных лиц замечаний и предложений по первой редакции проекта национального стандарта;

- протокол совещания (заседания), на котором было проведено обсуждение доработанного проекта стандарта (при условии его проведения);

- документы, подтверждающие согласование проекта стандарта (при условии проведения такого согласования).

Секретариат технического комитета по стандартизации на основании предоставленных  разработчиком документов:

- рассматривает содержание проекта стандарта;

- дает оценку полноты учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения первой редакции проекта стандарта, путем рассмотрения соответствующей сводки (перечня) замечаний и предложений, определения полноты их учета в доработанном проекте и обоснованности заключений разработчика, приведенных в сводке (перечне);

- рассматривает результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта, в том числе протокола совещания (заседания), на котором было проведено его обсуждение (если данный протокол был представлен разработчиком);

- организует проведение экспертизы проекта стандарта в соответствии с правилами, установленными национальным органом по стандартизации, и рассматривает ее результаты.

При положительных результатах  рассмотрения проекта стандарта  секретариат ТК рассылает его (вместе с пояснительной запиской) на рассмотрение членам ТК. При отрицательных результатах  рассмотрения проекта стандарта  секретариат ТК может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до рассылки членам ТК.

Члены технического комитета по стандартизации:

- рассматривают проект стандарта, проводят его научно-техническую экспертизу (в том числе оценивают способность данного стандарта содействовать соблюдению требований технического регламента и (или) обеспечить интересы национальной экономики;

- оценивают научно-технический уровень проекта стандарта с учетом мировой и отечественной материально-технической базы в данной области;

- определяют полноту решения задач разработки национального стандарта;

- голосуют по проекту национального стандарта в установленном порядке.

После рассмотрения проекта  стандарта членами ТК его секретариат  готовит заключение ТК с мотивированным предложением об утверждении или  отклонении проекта стандарта. Данное заключение подписывают председатель и ответственный секретарь ТК.

Секретариат технического комитета по стандартизации направляет три экземпляра проекта стандарта в национальный орган по стандартизации со следующими документами:

- сводкой (перечнем) замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта, представленной разработчиком;

- заключением ТК, содержащим мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта;

- пояснительной запиской к проекту стандарта, представленной разработчиком;

- протоколом совещания (заседания), на котором было проведено публичное обсуждение доработанного проекта стандарта (если он был представлен разработчиком);

- экспертными заключениями членов ТК и специализированных экспертных организаций;

- документами, подтверждающими согласование проекта стандарта (если они были представлены разработчиком);

- оригиналами отзывов на первую редакцию проекта стандарта (если эти отзывы были запрошены у разработчика).

4) Подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

При получении окончательной  редакции проекта стандарта национальный орган Российской Федерации по стандартизации проверяет комплектность поступивших  вместе с ней документов. В случае поступления неполного комплекта  документов национальный орган по стандартизации запрашивает недостающие документы  у представившего проект стандарта  секретариата ТК или непосредственно  у разработчика данного стандарта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом  по стандартизации, принимает решение  об утверждении или отклонении национального  стандарта. При этом национальный орган  Российской Федерации по стандартизации в срок не более одного месяца после  получения проекта стандарта (без  учета времени, ушедшего на получение  недостающих документов) осуществляет:

- рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта;

- организацию (при необходимости) дополнительных научно-технической, правовой, патентной, терминологической и метрологической экспертиз (в том числе оценку научно-технического уровня стандарта, проверку его соответствия действующим техническим регламентам и (или) оценку взаимосвязи с разрабатываемым техническим регламентом);

- рассмотрение заключения ТК на проект стандарта в отношении обоснованности приведенной в нем мотивировки предложения об утверждении или отклонении проекта стандарта;

- оценку полноты учета замечаний и предложений по проекту стандарта, высказанных в экспертном заключении (в случае проведения специализированных метрологической, терминологической, юридической или патентной экспертиз, если данные экспертизы были осуществлены организацией, не входящей в состав данного ТК);

- обеспечение издательского редактирования окончательной редакции проекта стандарта (путем заключения соответствующего договора с издательством, которому национальный орган по стандартизации поручил официальное опубликование утвержденных национальных стандартов).

Проведение указанных  работ осуществляют с соблюдением  ПР 50.1.074-2004, при этом отдельные работы, в том числе экспертиза проекта стандарта и (или) оценка его научно-технического уровня, могут быть проведены с привлечением уполномоченной научной организации по стандартизации на договорной основе с разработчиком. В случае отказа разработчика заключить договор (контракт) на проведение вышеуказанных работ, проект национального стандарта возвращается как не подготовленный к утверждению.

В случае положительных результатов  рассмотрения проекта национального  стандарта и представленных вместе с ним документов, национальный орган  по стандартизации принимает решение  об утверждении национального стандарта  путем принятия соответствующего организационно-распорядительного  документа. В этом документе национальный орган по стандартизации устанавливает дату введения национального стандарта в действие с учетом времени, которое необходимо затратить для проведения организационно-технических мероприятий, в том числе для опубликования стандарта, обеспечения его доступности заинтересованным лицам и завершения устранения противоречий между утвержденным и действующими стандартами. Срок действия стандарта не ограничивают, за исключением случаев, когда это обусловлено законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При получении отрицательных  отзывов на проект стандарта на основании  предложения ТК, сделанного в заключении, национальный орган по стандартизации может принять решение об отклонении проекта стандарта после рассмотрения этого вопроса на заседании научно-технической  комиссии. В этом случае национальный орган по стандартизации возвращает проект национального стандарта (с  документами, поступившими вместе с  ним) разработчику, представившему данный проект, с письмом, содержащим обоснование  решения об отклонении проекта стандарта. Копию указанного письма также направляют в секретариат ТК, который представил проект данного стандарта в национальный орган по стандартизации.

Информация о работе Национальная система стандартизации и ее влияние на развитие инновационных процессов