Национальная система стандартизации и ее влияние на развитие инновационных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.Деятельность по стандартизации проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Работа в области стандартизации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» и рядом национальных стандартов. Главным при определении правового статуса деятельности по стандартизации является добровольный характер применения национальных стандартов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Национальная система стандартизации
Национальный стандарт……………………………………………………...5
Правила разработки и утверждения национальных стандартов………….10
Глава 2. Влияние на развитие инновационных процессов
Инновации и их роль в современном мире……………………………...…27
2.2Стандартизация как залог формирования благоприятной среды для внедрения инноваций……………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая по стандартизации.docx

— 96.60 Кб (Скачать файл)

Регистрацию утвержденного  национального стандарта осуществляют с соблюдением ПР 50.1.074-2004.6 Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании Росстандарта (информационном указателе "Национальные стандарты") и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (в сети Интернет) в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

Внесение изменений в  национальные стандарты осуществляется в том же порядке, который предусмотрен для разработки и утверждения  национальных стандартов.

9. Комментируемая часть статьи практически полностью изложена в новой редакции. Изменения и дополнения, внесенные в нее, имеют существенное значение для всей сферы технического регулирования.

 

 

6  Разработаны Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт)


2 Внесены Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 Утверждены и введены в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. № 161-ст

4 Настоящие правила стандартизации  реализуют положение статьи 15 (пункт  1) Федерального закона от 27 декабря  2002 г. № 184-ФЗ «О техническом  регулировании»

5 Взамен ПР 50-74-94

 

 

 

 

 

 

 

Во-первых, Закон уточняет, что до дня вступления в силу технического регламента национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

Опубликование осуществляется посредством размещения такого перечня  в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в  электронно-цифровой форме.

Кроме этого, Закон предусматривает, что в национальных стандартах и (или) сводах правил могут указываться  требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты  и (или) своды правил. Далее Закон  дополняет, что (и это особенно важно) применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

Но и это еще не все. В случае применения национальных стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов, оценка соответствия требованиям технических  регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия национальным стандартам и (или) сводам правил.

Таким образом, в Законе реализуется  широко известный принцип "презумпции соответствия", подразумевающий, что применением на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил, включенных в соответствующий перечень, обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Национальные стандарты и (или) своды правил в этом случае выступают в качестве доказательной базы для соответствующего технического регламента. Практическая реализация данного принципа позволит с одной стороны, избежать излишней перегруженности технического регламента, не прибегая, в том числе, к методу "распаковки стандартов", как это предполагалось ранее, с другой - содействовать признанию результатов оценки соответствия на международном уровне. Кроме того, как полагает С. В. Пугачев, и с его мнением, безусловно, следует согласиться, это "будет содействовать интенсификации инновационных процессов в стране, так как при разработке новых видов продукции не потребуется внесения изменений в технические регламенты"

10. В прежней редакции Закона, положения, регламентированные данной частью статьи, отсутствовали, и связано это было с тем, что Закон не предполагал включение сводов правил в перечень документов по стандартизации. В настоящей редакции Закон указывает, что в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов разрабатываются своды правил. Их разработка и утверждение осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных полномочий. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством РФ на основании предусмотренных настоящей статьей аналогичных положений (п.п.1-6) в отношении национальных стандартов. Однако на сегодняшний день такой порядок Правительством РФ еще не принят.

Проекты сводов правил подлежат размещению в информационной системе  общего пользования (в сети Интернет) в электронно-цифровой форме. При  этом Закон предусматривает срок такого размещения. Проект свода правил должен быть размещен не позднее, чем  за шестьдесят дней до дня его утверждения.

 

 

 

 

Глава 2. Влияние  на развитие  инновационных процессов

2.1 Инновации и их роль в современном мире

Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении  конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывают два понятия. Инновация - это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств. Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности. 

Классификация инноваций 

Можно дать следующую классификацию инноваций:

1.По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.

2.По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.

3.По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.

4.По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.

5.По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.

6.По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).

7.По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.

8.По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.

9. По степени новизныинновации можно рассматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные. Последние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов.)

 

7Новизна – совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта


 

Потребность в инновациях возникает  под воздействием как внешних, так  и внутренних факторов. К внешним относятся: конкурентная борьба, задачи завоевания новых рынков, изменение политической, демографической, правовой ситуации и пр.; к внутренним: неблагоприятные условия труда, рост производственных затрат.

Поскольку новшествами, как  правило, нельзя воспользоваться без специальных знаний, важную роль в деле их реализации играют «ноу-хау»8. Информация, необходимая для их практического применения (технологические и конструкторские секреты производства, конфиденциальные сведения коммерческого, управленческого и организационного характера). Она специально опускается в описании, ибо в большинстве случаев не охраняется патентами. Основными признаками «ноу-хау»  считаются промышленная и коммерческая ценность и закрытость. Любая инновация (новшество) имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов:

- периода от начала разработки до выхода на рынок (при этом новшество может устареть, а само нововведение еще не начаться);

- периода от выхода на рынок до снятия с производства;

- периода устаревания от снятия с производства до прекращения эксплуатации у потребителей.

Таким образом, полный жизненный цикл новшества  имеет две основные стадии – его  создания и использования. Последняя в свою очередь состоит из двух подстадий: производства, сбыта и послепродажного обслуживания.

Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные проблемы.


8Ноу-хау (от англ. know how — знаю как) или секрет производства — это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности

Они ведут к досрочному моральному устареванию элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния, требуют осуществления нововведений в смежных областях, что нарушает стабильность и установившееся «статус-кво».  
  
          2.2 Стандартизация как залог формирования благоприятной среды для внедрения инноваций

Ключевым элементом инновационной деятельности является стандартизация.

Инновационные продукты не мыслимы без разработки и принятия документов в области стандартизации, так как без установления соответствующих  технических норм и правил невозможно провести необходимые для внедрения  новых технологий испытания, организовать промышленное, а затем и серийное производство, оценить соответствие продукции (либо услуги) установленным  требованиям с целью допуска  на рынок, а также применять новую  продукцию.

Стандарты способствуют успешному  переходу от идеи к ее воплощению и  внедрению нового продукта, сокращая путь инновации от максимальной достижимости к минимальной достаточности.

Стандартизация может  выступать в качестве некого ускорителя продвижения инноваций, позволяя исключить  широкую дифференциацию, обеспечить совместимость и безопасность продукции, сосредоточение инвестиций и ресурсов на важных инновационных направлениях и задавать общее направление  инноваций.

Однако иногда стандарты  могут являться тормозом, сдерживающим инновационную деятельность, из-за слабой развитости базы стандартов и отсутствия периодического обновления, низкого уровня гармонизации национальных стандартов с международными. В этой ситуации оправданным способом для ускорения внедрения инновационных технологий и результатов НИОКР является использование предварительных национальных стандартов и стандартов организаций. Предстандарты и стандарты организаций способствуют проверке на практике спорных решений, внедрению передового зарубежного опыта, освоению принципиально новых видов продукции, методов испытаний и измерений, способов управления производством и технологических процессов (в том числе их реализации на базе нетрадиционных решениях).

Переход к новым технологиям  ставит перед наукой и техникой ряд  новых специфических задач, обусловленных  параметрами и структурой инновационной  продукции (нанотехнологии, микроэлектроника и др.), метрологическим обеспечением самого технологического процесса создания инновационной продукции и измерения параметров готовой к обращению на рынке продукции, обработке измерительной информации, обеспечению достоверности и метрологической надежности измерений.

Стандарты способствуют повышению  эффективности ведения бизнеса  путем:

  • установления для широкого использования на практике наилучших доступных технологий (в некоторых случаях применение таких технологий невозможно без изменения обязательных требований НД);
  • совершенствования производственного процесса, повышения производительности труда, снижения расходов на производство продукции;
  • сокращения объема ресурсов предприятий направляемых на создание и производство инновационной продукции;
  • обеспечения единого подхода к оценке соответствия продукции, что снижает затраты предприятий на проведение испытаний инновационной продукции.

Информация о работе Национальная система стандартизации и ее влияние на развитие инновационных процессов