Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 16:47, курсовая работа
Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Понятие и элементы инновационного потенциала, государственное
регулирование, активизация его использования…………………………. 6
1.1 Инновационный потенциал как объект экономического анализа, направления развития инновационного потенциала промышленности в рамках национальной стратегии устойчивости развития
Республики Беларусь до 2020 г. ……………………………………………... 6
1.2 Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь до 2020 г……………………………………………… 18
2 Анализ инновационного развития промышленности и источников
его финансирования……………………………………………………………26
2.1 Анализ структуры организаций, выполняющих исследование и
разработки (в региональном разрезе)……………………………………….. 26
2.2 Анализ источников финансирования инноваций…………………………...41
2.3 Анализ результативности исследований и разработок…………………….46
2.4 Анализ технологических инноваций и факторов, препятствующих
их внедрению………………………………………………………………….. 55
3 Направления активизации инновационного потенциала
в Республике Беларусь…………………………………………………….…63
Заключение……………………………………………………………………72
Список использованных источников………………………………………74
С учетом последовательности проведения
работ и реализации отдельных этапов жизненный
цикл инноваций рассматривается как инновационный
процесс. Характерной чертой современного
мирового экономического развития является
переход ведущих стран к новому этапу
формирования инновационного общества –
построению экономики, базирующейся преимущественно
на генерации, распространении и использовании
знаний. Уникальные навыки и способности,
умение адаптировать их к постоянно меняющимся
условиям деятельности, высокая квалификация
становятся ведущим производственным
ресурсом, главным фактором материального
достатка и общественного статуса личности
и организации. Инвестиции в интеллектуальный
(человеческий) капитал превращаются в
наиболее эффективный способ размещения
ресурсов. Нематериальные активы занимают
все большую долю в средствах фирм и корпораций.
Интенсификация производства и использования
новых научно-технических результатов
предопределила резкое сокращение инновационного
цикла, ускорение темпов обновления продукции
и технологий [31, c. 56]. Мировой опыт показывает,
что поступательное социально-экономическое
развитие государства и обеспечение его
конкурентоспособности на внешнем рынке
(преодоление технологического отставания)
обеспечивается, прежде всего, наличием
развитой национальной инновационной
системы. Формирование и эффективное взаимодействие
всех элементов национальной инновационной
системы является главной целью государственной
инновационной политики.
Государственная инновационная политика той или иной страны, как правило, не является «чистым» выражением определенной теоретической модели, а представляет собой композицию мер различной направленности, при этом можно отметить существенную специфичность национальных инновационных политик. Можно выделить следующие важнейшие направления инновационной политики различных стран на современном этапе (таблица 1.2) [31, c. 57].
Таблица 1.2 – Основные направления
государственной инновационной политики стран
мира
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
Окончание таблицы 1.2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
|
Принципиально важным при формировании
инновационной политики является выбор
главного вектора ее движения, что позволяет
выделить две основные модели инновационной
политики:
· модель инновационной политики, ориентированной на выполнение научно-технических программ и проектов общенационального значения. Главной целью является поощрение развития тех положительных возможностей в областях, имеющих приоритетное значение для страны;
· модель инновационной политики, ориентированная на распространение научно-технических знаний. Главная цель такой политики – повышение способности осваивать новые технологии, расширять технологические возможности отраслей и сфер экономики. Чаще всего это касается совершенствования инновационной инфраструктуры, системы образования и профессиональной подготовки [14, c. 33].
В зависимости от проводимой инновационной политики страны мира можно разделить на три группы:
· страны, ориентированные на
лидерство в науке, реализацию крупномасштабных
целевых проектов, охватывающих все стадии
инновационного цикла, как правило, со
значительной долей научно-инновационного
потенциала в военной сфере (США, Великобритания,
Франция);
· страны, ориентированные на
создание благоприятной инновационной
среды, оптимизацию всей экономики (Германия,
Швеция, Швейцария);
· страны, стимулирующие нововведения
путем развития инновационной инфраструктуры,
обеспечения восприимчивости к достижениям
мирового научно-технического прогресса,
координации действий различных секторов
в области науки и технологий (Япония,
Южная Корея).
Следует
заметить, что подход к формированию государственной
инновационной политики у каждой страны
отличается в зависимости от национальных
особенности страны: Финляндия – диверсификация
экономики; Франция – создание более мелких
технологических фирм; США – поддержка
реструктуризации национальной экономики
[30, c. 46].
Республика Беларусь имеет значительный научно-технический и производственный потенциал, поэтому быстрое развитие науки, инновационной деятельности приобретают стратегическое значение. Этим обусловлен выбор инновационного пути развития экономики.
Выступая на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов в июне 2004 г. по проблемам инновационного развития страны, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко основной задачей реализации инновационной политики в нашей стране определил «…создание системы национального инновационного механизма как системы организационно-экономических и правовых мер и реализация конкретных инновационных проектов. Они должны обеспечивать процесс производства новых знаний, оперативное внедрение результатов исследований в реальном секторе экономики» [27, c. 8].
Решение поставленной задачи
требует постоянного совершенствования
механизмов государственного регулирования
научно-технической и инновационной деятельности.
В целях создания соответствующего правового
поля для обеспечения инновационного
процесса на всех его стадиях на уровне
Главы государства и Правительства страны
принят ряд новых нормативных правовых
актов, в том числе:
o Декрет Президента Республики
Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке
высоких технологий»;
o Указ Президента Республики
Беларусь от 6 июля 2005 г. № 315 «Об утверждении
приоритетных направлений научно-технической
деятельности в Республике Беларусь на
2006-2010 гг.»;
o ; Указ Президента Республики
Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 «О совершенствовании
деятельности Белорусского инновационного
фонда»;
o Указ Президента Республики
Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении
Положения о порядке создания субъектов
инновационной инфраструктуры и внесении
изменения и дополнений в Указ Президента
Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г.
№ 495»;
o Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. №136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы»;
o Указ Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы»;
o Национальная стратегия устойчивого
социально-экономического развития Республики
Беларусь на период до 2020 г.
o постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 512 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006-2010 гг.»;
o постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ»;
o постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2006 г. № 1329 «Об утверждении Положения о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, финансируемых за счет средств инновационных фондов»;
o постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2006 г. № 1533 «Об утверждении перечня региональных научно-технических программ на 2006-2010 годы»;
o постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2008 г. № 818 «О некоторых мерах по обеспечению выполнения инновационных и инвестиционных программ» [13; 49]$
o постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 15 сентября 2010 г.
№ 1326 «О некоторых вопросах финансирования научной,
научно-технической и инновационной деятельности и
др.
Приняты или находятся на рассмотрении
в Правительстве и другие нормативные
акты, направленные на дальнейшее совершенствование
системы организации, проведения и финансирования
исследований и разработок на основе программно-целевых
подходов, повышение эффективности направления
и использования средств инновационных
фондов, на активизацию инновационной
деятельности и развитие ее инфраструктуры,
охрану прав на объекты интеллектуальной
собственности, стимулирование высокоэффективного
труда ученых, повышение их ответственности
за результаты внедрения НИОКР в производство
[15, c. 39].
По доле лиц с высшим образованием, занятых
в экономике (40,7 %), Беларусь превосходит
среднеевропейский уровень (21,2 % для ЕС).
Вместе с тем, пока не удалось переломить
негативные тенденции оттока и старения
научных кадров. За 2007 г. среднегодовая
численность работников, выполнявших
научные исследования и разработки, уменьшилась
в республике с 29 981 до 28 750 человек, или на
4,1 %, в 2008 – 29315 человек или на 2 %. Сокращение
численности работников, выполнявших
научные исследования и разработки, произошло
во всех областях и Минске. По областям
это сокращение составило 3 % (221 чел.), по
Минску – 4,5 % (1010 чел.). Хотя на Минск приходится
82,0 % от общего по стране уменьшения численности
работников, выполнявших научные исследования
и разработки, сокращение их численности
в областях гораздо существеннее сказывается
на темпах инновационного развития регионов
[28, c.11].
Как положительную можно отметить тенденцию
к увеличению доли кандидатов наук, подготавливаемых
в региональных научных центрах. Если
в 2007 г. доля диссертаций, выполненных за
пределами Минска, составляла 33,5 % от общей
численности кандидатских диссертаций,
то в 2008 г. эта цифра возросла до 40 % [28, c.12].
Государством предпринимаются действенные меры по закреплению и омоложению кадров. С 2003 г. для ученых в возрасте до 35 лет установлены повышающие коэффициенты к тарифным окладам в размере 1,3-1,5. Применяется активная система надбавок и премий для стимулирования научной творческой деятельности. Вводятся ведомственные конкурсы исследовательских грантов. С 1 января 2005 г. в 2 раза повышены стипендии аспирантам и докторантам.
Инновационную политику формируют и проводят профессионалы. Однако нынешняя система подготовки научных кадров высшей квалификации в недостаточной мере отвечает современным требованиям, их основная часть готовится для фундаментальной науки и высшей школы, что снижает возможность полноценного кадрового обеспечения высокотехнологичных и наукоемких производств, особенно в регионах. Это приводит к серьезным диспропорциям в подготовке научных работников высшей квалификации по отраслям науки, различным сферам деятельности и регионам. Так, свыше 50 % аспирантов от общей численности в 2008 г. обучались по гуманитарным наукам.
Информация о работе Направления активизации инновационного потенциала в Республике Беларусь