Направления активизации инновационного потенциала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Понятие и элементы инновационного потенциала, государственное
регулирование, активизация его использования…………………………. 6
1.1 Инновационный потенциал как объект экономического анализа, направления развития инновационного потенциала промышленности в рамках национальной стратегии устойчивости развития
Республики Беларусь до 2020 г. ……………………………………………... 6
1.2 Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь до 2020 г……………………………………………… 18
2 Анализ инновационного развития промышленности и источников
его финансирования……………………………………………………………26
2.1 Анализ структуры организаций, выполняющих исследование и
разработки (в региональном разрезе)……………………………………….. 26
2.2 Анализ источников финансирования инноваций…………………………...41
2.3 Анализ результативности исследований и разработок…………………….46
2.4 Анализ технологических инноваций и факторов, препятствующих
их внедрению………………………………………………………………….. 55
3 Направления активизации инновационного потенциала
в Республике Беларусь…………………………………………………….…63
Заключение……………………………………………………………………72
Список использованных источников………………………………………74

Файлы: 1 файл

курс. - гос.инновац.политика.docx

— 263.94 Кб (Скачать файл)

В соответствии с концепцией Государственной программы и Пошаговой стратегией до 2015 года увеличения не менее чем на 200 процентов доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта предусматривается увеличение до 14 процентов экспорта высокотехнологичной продукции от общего объема экспорта (Приложение В).

Республике Беларусь необходимо продолжить формирование «каркаса» инновационной инфраструктуры – ее материально-технической базы, производственных, офисных и других помещений, которые обеспечивала бы реализацию государственной инновационной политики как на республиканском, так и на региональном уровнях (Приложение Г).

Основные направления развития и состояние научно-технического и инновационного потенциала Республики Беларусь изложено в п. 3.4Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. В соответствии с данным разделом научно-технический потенциал, т.е. ресурсы и условия осуществления исследований, разработок и инноваций, в Беларуси представлен практически во всех сферах экономической деятельности – от производства до управления. Исследования и разработки (ИР) осуществляют свыше 300 научных организаций, вузов, крупных производственных предприятий. В них занято 30,7 тыс. человек, в том числе 18,5 тыс. исследователей и 12,2 тыс. техников и вспомогательного прочего персонала [32, c. 28-29; 29; 33-37]. Наибольшая доля ИР приходится на естественные (математика, физика, химия, биология) и технические науки; значителен потенциал медицинских и сельскохозяйственных наук. Инновационно активны в стране 13,9 % промышленных предприятий, доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной составляет 9,3 %, доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте – 3,7 %. 
В течение последних лет отношение затрат на ИР к ВВП уменьшается при одновременном росте ВВП и составляет менее 1 %. Это, естественно, является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечественных технологий. Потребность же в технологической и структурной модернизации производства остается высокой. По данным Комплексной программы научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001–2020 гг., 48,2 % действующих технологий использовались еще до 1985 г. Из эксплуатируемых промышленными предприятиями 13,2 тыс. передовых производственных технологий, 31,4 % внедрены до 1994 г.; создано же за 2002 г. 407 передовых производственных технологий, 91 % которых являются новыми только в Беларуси.  
В результате формирования крупных производственных комплексов в реальном секторе экономики, развития науки и инновационной деятельности в вузах и мощного исследовательского комплекса НАН Беларуси, расширения международных экономических и научно-технических связей, государственной инновационной стратегии развития созданы необходимые условия обеспечения технологического прогресса. Вместе с тем сложное экономическое положение реального сектора экономики, острый недостаток финансовых ресурсов у предприятий, неразвитость рыночных механизмов препятствуют развитию спроса на исследования и разработки, взаимодействию между участниками инновационных процессов, а также инновационной инфраструктуры (организационная, финансовая, консультационная, информационная и др. поддержка трансфера технологий). В результате медленно осваиваются как отечественные, так и передовые зарубежные разработки. Реализация задачи устойчивого социально-экономического развития Беларуси может быть достигнута только при активизации инновационной деятельности, что требует соответствующего усиления государственной научно-технической политики. 
Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики, постепенное повышение конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах человека, экономики и окружающей среды [29]. 
Для достижения этой цели необходимо: 
 создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок и повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций; 
ü  постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок в соответствии с потребностями реального сектора экономики и социальной сферы, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот; 
ü  адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий; 
ü  рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий; 
ü  совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности; 
ü  поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере; 
ü  укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы; 
ü  совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий. 
Концепцией национальной инновационной системы (НИС) определено, что научно-техническая и инновационная политика Беларуси должна обеспечить оптимальные условия для интеграции науки, производства и образования в интересах развития инноваций, опираясь на национальные особенности и традиции. Основные стратегические задачи государственной политики, обеспечивающие устойчивое развитие экономики за счет использования новых знаний, состоят в следующем: 
 
1. Трансформация, наращивание и укрепление научно-технического потенциала, развитие приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований и разработок.Определяющими здесь являются показатели затрат на ИР и кадровый потенциал науки. Отношение затрат на ИР к ВВП как показатель возможностей государства инвестировать в производство и использование знаний в ближайшие годы необходимо довести до 3 %. 

Основным инвестором ИР в Беларуси за все годы трансформационного периода оставалось государство, хотя его доля в затратах на ИР снизилась с 49 % в 2007 г. до 43,7 % в 2008 г. Государственное участие в науке и в дальнейшем сохранит свою значимость, при этом должна существенно возрасти роль внебюджетных источников финансирования, и прежде всего средств предпринимательского сектора [29]. 

Важной проблемой является повышение эффективности кадровой составляющей научно-технического потенциала. Для ее решения необходимо:  
ü  создание условий для работы в науке путем оснащения ее современными средствами труда – приборами, оборудованием, материалами, информационно-коммуникационными технологиями (износ активной части основных производственных фондов в науке и научном обслуживании достиг 83 %), а также существенное повышение уровня оплаты труда исследователей и разработчиков по отношению к другим категориям специалистов; 
ü  совершенствование вузовской подготовки в направлении повышения инновационной составляющей образовательного процесса и формирования у будущих специалистов инновационного мышления и навыков, ориентированных на успех в конкуренции. Актуальными остаются проблемы более тесной интеграции образования и фундаментальной науки, развитие непрерывного и дистанционного образования, присоединение белорусской системы образования к соглашениям ВТО с перспективой формирования реально открытого рынка образовательных услуг.

Продвижение в решении этих проблем обеспечит привлечение в науку молодых специалистов (в настоящее время в стране 36 % исследователей старше 50 лет, 52,8 % докторов наук старше 60 лет), а также ротацию кадров между наукой, производством, образованием как способ трансфера знаний, умений, навыков [29].

2. Повышение эффективности  использования научно-технического  потенциала. Для этого необходимо: 
 
ü  организационное сближение всех стадий инновационного процесса от ИР до выхода продукции на рынок. Основной механизм реализации этого направления – государственные программы технологического развития отраслей экономики и интеграционные инновационные проекты, которые должны включать как технологические решения, так и подготовку специалистов, защиту интеллектуальной собственности, распространение полученных знаний (публикации, лицензии, патенты). Условие эффективности этих механизмов – их соответствие инновационной стратегии государства и производственной сферы, основанной на результатах научно-технологического прогнозирования и изучения мирового рынка технологий. Фундаментальная наука призвана выполнять цементирующую роль в НИС за счет расширения комплексных, междисциплинарных исследований, например, в области активно развивающихся в мире наук о жизни, нанотехнологий. Создание своеобразного инновационного пояса вокруг фундаментальной науки позволяет наладить системные взаимодействия в области трансформации научных идей в передовые технологии и в аспекте воспроизводства ресурсной базы – кадровой, финансовой, материально-технической; 
 
ü  укрепление научно-технического потенциала предпринимательского сектора экономики и рыночных отношений в научно-инновационной сфере путем развития корпоративного сектора экономики, сетевых взаимодействий и эффективных институциональных форм, интегрирующих интересы науки, производства и образования; 
 
ü  экономическое стимулирование увеличения финансовых ресурсов предпринимательского сектора экономики для ИР и инноваций – снижение налоговой нагрузки на инновационно активные предприятия; исключение налогообложения внебюджетных источников финансирования ИР; максимальное снижение таможенных платежей и пошлин на оборудование, приборы, материалы для научных целей и инноваций; 
 
ü  усиление контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований, что предполагает усиление инновационной составляющей ИР, в том числе и фундаментальных. В условиях ограниченности бюджета необходима инвентаризация и отбор имеющихся научных заделов с позиций перспектив их коммерциализации и концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях; 
 
ü  повышение роли интеллектуальной собственности как стимула для исследователей и как временной монополии производителей на использование нового знания, обеспечивающей успех в конкуренции. Здесь важно не только совершенствование национального законодательства, но главным образом развитие зарубежного патентования отечественных изобретений как условия развития экспорта технологий и привлечения иностранных инвестиций; 
 
ü  развитие международного научно-технического сотрудничества в направлении продвижения отечественных достижений на внешний рынок и главное – участия в совместных исследовательских и инновационных проектах. Наиболее эффективным механизмом здесь является дальнейшее формирование единого научно-технологического пространства Беларуси и России и вхождение в Единое европейское исследовательское пространство, перспективы которого открываются перед Беларусью через достаточно развитое в настоящее время участие в программах и проектах международных организаций; 
 
ü  участие государства в создании и развитии объектов инновационной инфраструктуры (инновационные центры, технологические парки, центры трансфера технологий и т.п.), содействие развитию малых форм инновационного предпринимательства и др. 
 
Переход к постиндустриальному обществу предполагает превращение научно-технической политики из комплекса мер по управлению наукой и технологиями как отдельно взятым объектом в один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования. По мере интенсификации инновационных процессов будет возрастать влияние выбранных ориентиров в научно-технической сфере на траекторию социально-экономического развития в целом. В связи с этим необходима взаимоувязка научно-технической стратегии с другими составляющими государственного регулирования – промышленной, социальной, информационной и экологической политикой [29].  
 
Таким образом, основными общими для всех регионов направлениями инновационной политики должны стать: 
 
·  эффективное использование средств областных инновационных фондов для решения региональных задач и обновления основных производственных фондов коммунальных предприятий на новой технологической основе;  
 
·  усиление использования административного ресурса для решения задач инновационного развития;  
 
·  содействие развитию инновационной инфраструктуры, в том числе за счет фондов поддержки предпринимательства;  
 
·  развитие программно-целевого финансирования инновационных проектов предприятий и организаций региона, отражающих его проблемы, за счет совершенствования системы концентрации инвестиционных ресурсов и механизма отбора объектов инвестирования;  
 
·  финансирование за счет средств регионального бюджета наиболее значимых исследовательских проектов и программ ведущих НИИ и вузов регионов;  
 
·  организация и проведение мониторинга научно-инновационного потенциала регионов в целях повышения эффективности научно-технической региональной политики [44, c. 12].  
 
 
 
 
 
 
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ  
 
 ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИСТОЧНИКОВ  
 
 ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 
2.1 Анализ структуры организаций, выполняющих исследование  
 
      и разработки (в региональном разрезе) 
Формирование различных стратегий инновационного роста является важным шагом к формированию эффективной Национальной инновационной системы (НИС) страны. Это позволит увеличить количество инновационных предприятий в республике и поднять уровень технологичности региона. Но для грамотного проведения стратегии следует учитывать особенности, потенциал и специфику развития каждого региона. Основой хозяйственного потенциала страны является промышленность. В настоящее время на ее долю приходится более 30 % основных средств предприятий всех отраслей экономики и создается около 28 % объема ВВП. Основная часть (~ 56 % в 2008 г.) промышленных предприятий сконцентрирована в г. Минске, а также Гомельской и Витебской областях [11, c. 9-10]. 
 
В г. Минске сосредоточена пятая часть всех промышленно-производственных фондов и присуще значительное недоиспользование мощностей, а также высокая степень их износа. Основные показатели, характеризующие промышленный потенциал столицы приведены в таблице 2.1 [48; 51-56]. 
Таблица 2.1 – Основные показатели промышленного потенциала г. Минска  
 

 
Показатели 

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
Число предприятий

 
2819

 
2947

 
3163

 
3444

 
4165

 
Объем продукции, млрд. руб.

 
10169

 
12629

 
15705

 
20114,3

 
26263,3

 
Численность промышленно-производственного персонала, тыс. чел. 

 
234,0

 
239,8

 
244,9

 
251,1

 
261,4

 
В том числе рабочих, тыс. чел.

 
180,7

 
180,1

 
179,6

 
183,1

 
195,4

 
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млрд. руб.

 
1164,8

 
1355,3

 
1941,4

 
2483,4

 
3004,5

 
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, %

 
13,1

 
12,2

 
14,1

 
13,9

 
11,6

 
Индексы производства потребительских товаров (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году)

 
114,0

 
110,9

 
111,6

 
111,8

 
113,2


Источник: Данные Национального статистического комитета 
Важно понять, что именно столица должна стать флагманом создания наукоемкой продукции и высоких технологий, но прирост промышленного производства должен непременно сопровождаться сокращением потребления материальных и топливно-энергетических ресурсов. А это возможно только посредством внедрения новых ресурсо- и энергосберегающих технологий. Поскольку машиностроение и металлообработка занимают доминирующее положение среди отраслей промышленности столицы (более 56 %), приоритетными направлениями развития машиностроения должны стать приборостроение и микроэлектроника; кроме того, дополнительный импульс должна получить сфера информационных технологий. 
 
Одним из наиболее индустриально развитых регионов страны является Гомельская область – на ее долю приходится более 22 % промышленного производства. Экспортно-ориентированная промышленность Гомельской области характеризуется преобладанием предприятий, производящих продукцию производственно-технического назначения и высокой энергоемкостью и материалоемкостью производственных процессов. Основные показатели, характеризующие промышленный потенциал Гомельской области приведены в таблице 2.2 [48; 51-55]. 
Таблица 2.2 – Основные показатели промышленного потенциала Гомельской области

 
Показатели 

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
Число предприятий

 
814

 
864

 
899

 
951

 
1239

 
Объем продукции, млрд. руб. 

 
10806

 
14160

 
17044

 
20633

 
30345,2

 
Численность промышленно-производственного персонала, тыс. чел. 

 
161,5

 
160,7

 
159,9

 
159,9

 
162,1

 
В том числе рабочих, тыс. чел. 

 
130,2

 
126,8

 
124,9

 
124,0

 
122,8

 
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млрд. руб. 

 
1773,6

 
2023,5

 
2275,5

 
1917,3

 
2719,6

 
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, % 

 
24,6

 
21,6

 
20,7

 
13,2

 
14,5

 
Индексы производства потребительских товаров (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году) 

 
110,1

 
106,6

 
107,6

 
104,4

 
112,6


 
Источник: Данные Национального статистического комитета 
 
Для повышения промышленного потенциала Гомельской области приоритетными стали химическая и нефтехимическая сферы. Именно в эти отрасли следует вкладывать ресурсы, благодаря которым возможны модернизация и техническое перевооружение. Кроме того, обязательным условием роста промышленного потенциала является увеличение выпуска высокотехнологичной продукции и снижение ее энерго- и материалоемкости. 
 
Основу реального сектора экономики Витебской области также составляет промышленность, развитие которой базируется на концепции и программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 г. Основные показатели, характеризующие промышленный потенциал Витебской области, приведены в таблице 2.3 [48; 51-56]. 
Таблица 2.3 – Основные показатели промышленного потенциала Витебской области

 
Показатели 

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
Число предприятий 

 
859

 
861

 
863

 
912

 
1231

 
Объем продукции, млрд. руб. 

 
8385

 
11464

 
14371

 
17044

 
21867,0

 
Численность промышленно-производственного персонала, тыс. чел. 

 
124,2

 
123,6

 
122,6

 
123,5

 
124,5

 
В том числе рабочих, тыс. чел. 

 
102,4 

 
97,4 

 
97,4 

 
96,8 

 
95,9 

 
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млрд. руб. 

 
762,4

 
1015,9

 
1175,5

 
769,5

 
1011,0


 
Продолжение таблицы 2.3 
 

 
Показатели 

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, % 

 
14,3

 
15,3

 
15,3

 
7,1

 
7,8

 
Индексы производства потребительских товаров (в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году) 

 
115,8

 
110,4

 
111,9

 
108,1

 
117,3

Информация о работе Направления активизации инновационного потенциала в Республике Беларусь