Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 16:47, курсовая работа
Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Понятие и элементы инновационного потенциала, государственное
регулирование, активизация его использования…………………………. 6
1.1 Инновационный потенциал как объект экономического анализа, направления развития инновационного потенциала промышленности в рамках национальной стратегии устойчивости развития
Республики Беларусь до 2020 г. ……………………………………………... 6
1.2 Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь до 2020 г……………………………………………… 18
2 Анализ инновационного развития промышленности и источников
его финансирования……………………………………………………………26
2.1 Анализ структуры организаций, выполняющих исследование и
разработки (в региональном разрезе)……………………………………….. 26
2.2 Анализ источников финансирования инноваций…………………………...41
2.3 Анализ результативности исследований и разработок…………………….46
2.4 Анализ технологических инноваций и факторов, препятствующих
их внедрению………………………………………………………………….. 55
3 Направления активизации инновационного потенциала
в Республике Беларусь…………………………………………………….…63
Заключение……………………………………………………………………72
Список использованных источников………………………………………74
В соответствии с концепцией Государственной программы и Пошаговой стратегией до 2015 года увеличения не менее чем на 200 процентов доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта предусматривается увеличение до 14 процентов экспорта высокотехнологичной продукции от общего объема экспорта (Приложение В).
Республике Беларусь необходимо продолжить формирование «каркаса» инновационной инфраструктуры – ее материально-технической базы, производственных, офисных и других помещений, которые обеспечивала бы реализацию государственной инновационной политики как на республиканском, так и на региональном уровнях (Приложение Г).
Основные направления развития
и состояние научно-технического и инновационного
потенциала Республики Беларусь изложено
в п. 3.4Национальной стратегии устойчивого
социально-экономического развития Республики
Беларусь на период до 2020 г. В соответствии
с данным разделом научно-технический
потенциал, т.е. ресурсы и условия осуществления
исследований, разработок и инноваций,
в Беларуси представлен практически во
всех сферах экономической деятельности
– от производства до управления. Исследования
и разработки (ИР) осуществляют свыше 300
научных организаций, вузов, крупных производственных
предприятий. В них занято 30,7 тыс. человек,
в том числе 18,5 тыс. исследователей и 12,2
тыс. техников и вспомогательного прочего
персонала [32, c. 28-29; 29; 33-37]. Наибольшая доля
ИР приходится на естественные (математика,
физика, химия, биология) и технические
науки; значителен потенциал медицинских
и сельскохозяйственных наук. Инновационно
активны в стране 13,9 % промышленных предприятий,
доля инновационной продукции в общем
объеме отгруженной составляет 9,3 %, доля
высокотехнологичной продукции в товарном
экспорте – 3,7 %.
В течение последних лет отношение
затрат на ИР к ВВП уменьшается при одновременном
росте ВВП и составляет менее 1 %. Это, естественно,
является сдерживающим фактором ускоренной
разработки передовых отечественных технологий.
Потребность же в технологической и структурной
модернизации производства остается высокой.
По данным Комплексной программы научно-технического
прогресса Республики Беларусь на 2001–2020
гг., 48,2 % действующих технологий использовались
еще до 1985 г. Из эксплуатируемых промышленными
предприятиями 13,2 тыс. передовых производственных
технологий, 31,4 % внедрены до 1994 г.; создано
же за 2002 г. 407 передовых производственных
технологий, 91 % которых являются новыми
только в Беларуси.
В результате формирования
крупных производственных комплексов
в реальном секторе экономики, развития
науки и инновационной деятельности в
вузах и мощного исследовательского комплекса
НАН Беларуси, расширения международных
экономических и научно-технических связей,
государственной инновационной стратегии
развития созданы необходимые условия
обеспечения технологического прогресса.
Вместе с тем сложное экономическое положение
реального сектора экономики, острый недостаток
финансовых ресурсов у предприятий, неразвитость
рыночных механизмов препятствуют развитию
спроса на исследования и разработки,
взаимодействию между участниками инновационных
процессов, а также инновационной инфраструктуры
(организационная, финансовая, консультационная,
информационная и др. поддержка трансфера
технологий). В результате медленно осваиваются
как отечественные, так и передовые зарубежные
разработки. Реализация задачи устойчивого
социально-экономического развития Беларуси
может быть достигнута только при активизации
инновационной деятельности, что требует
соответствующего усиления государственной
научно-технической политики.
Целью государственной политики
в области развития науки и технологий
является переход к инновационному пути
развития экономики, постепенное повышение
конкурентоспособности результатов отечественных
научных исследований и разработок, ускорение
их использования в интересах человека,
экономики и окружающей среды [29].
Для достижения этой цели необходимо:
создание организационных и
экономических механизмов для опережающего
развития приоритетных фундаментальных
исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских
работ и разработок и повышения востребованности
производством отечественных и зарубежных
инноваций;
ü постоянное повышение научно-технического
уровня и новизны научных исследований
и разработок в соответствии с потребностями
реального сектора экономики и социальной
сферы, дальнейшее совершенствование
нормативно-правовой базы, связанной с
вовлечением объектов интеллектуальной
собственности в хозяйственный оборот;
ü адаптация научно-технического
комплекса к условиям рыночной экономики,
привлечение внебюджетных источников,
собственных средств научных организаций,
банковских кредитов и других источников
финансирования, направленных на развитие
науки и технологий;
ü рациональное сочетание государственного
регулирования и рыночных механизмов,
мер прямого и косвенного стимулирования
научной, научно-технической и инновационной
деятельности при реализации приоритетных
направлений развития науки и технологий;
ü совершенствование нормативно-правовой
базы научной, научно-технической и инновационной
деятельности;
ü поддержка научных исследований,
разработок в приоритетных направлениях
развития науки и технологий с учетом
мировых тенденций в этой сфере;
ü укрепление научно-исследовательского
сектора высшей школы;
ü совершенствование системы
подготовки научных и инженерных кадров
высшей квалификации в области науки и
технологий.
Концепцией национальной
инновационной системы (НИС) определено, что
научно-техническая и инновационная политика
Беларуси должна обеспечить оптимальные
условия для интеграции науки, производства
и образования в интересах развития инноваций,
опираясь на национальные особенности
и традиции. Основные стратегические задачи
государственной политики, обеспечивающие
устойчивое развитие экономики за счет
использования новых знаний, состоят в
следующем:
1. Трансформация,
наращивание и укрепление научно-технического
потенциала, развитие приоритетных направлений
фундаментальных и прикладных исследований
и разработок.Определяющими здесь являются
показатели затрат на ИР и кадровый потенциал
науки. Отношение затрат на ИР к ВВП как
показатель возможностей государства
инвестировать в производство и использование
знаний в ближайшие годы необходимо довести
до 3 %.
Основным инвестором ИР в Беларуси за все годы трансформационного периода оставалось государство, хотя его доля в затратах на ИР снизилась с 49 % в 2007 г. до 43,7 % в 2008 г. Государственное участие в науке и в дальнейшем сохранит свою значимость, при этом должна существенно возрасти роль внебюджетных источников финансирования, и прежде всего средств предпринимательского сектора [29].
Важной проблемой является
повышение эффективности кадровой составляющей
научно-технического потенциала. Для ее
решения необходимо:
ü создание условий для работы
в науке путем оснащения ее современными
средствами труда – приборами, оборудованием,
материалами, информационно-
ü совершенствование вузовской
подготовки в направлении повышения инновационной
составляющей образовательного процесса
и формирования у будущих специалистов
инновационного мышления и навыков, ориентированных
на успех в конкуренции. Актуальными остаются
проблемы более тесной интеграции образования
и фундаментальной науки, развитие непрерывного
и дистанционного образования, присоединение
белорусской системы образования к соглашениям
ВТО с перспективой формирования реально
открытого рынка образовательных услуг.
Продвижение в решении этих проблем обеспечит привлечение в науку молодых специалистов (в настоящее время в стране 36 % исследователей старше 50 лет, 52,8 % докторов наук старше 60 лет), а также ротацию кадров между наукой, производством, образованием как способ трансфера знаний, умений, навыков [29].
2. Повышение эффективности
использования научно-
ü организационное сближение
всех стадий инновационного процесса
от ИР до выхода продукции на рынок. Основной
механизм реализации этого направления
– государственные программы технологического
развития отраслей экономики и интеграционные
инновационные проекты, которые должны
включать как технологические решения,
так и подготовку специалистов, защиту
интеллектуальной собственности, распространение
полученных знаний (публикации, лицензии,
патенты). Условие эффективности этих
механизмов – их соответствие инновационной
стратегии государства и производственной
сферы, основанной на результатах научно-технологического
прогнозирования и изучения мирового
рынка технологий. Фундаментальная наука
призвана выполнять цементирующую роль
в НИС за счет расширения комплексных,
междисциплинарных исследований, например,
в области активно развивающихся в мире
наук о жизни, нанотехнологий. Создание
своеобразного инновационного пояса вокруг
фундаментальной науки позволяет наладить
системные взаимодействия в области трансформации
научных идей в передовые технологии и
в аспекте воспроизводства ресурсной
базы – кадровой, финансовой, материально-технической;
ü укрепление научно-технического
потенциала предпринимательского сектора
экономики и рыночных отношений в научно-инновационной
сфере путем развития корпоративного
сектора экономики, сетевых взаимодействий
и эффективных институциональных форм,
интегрирующих интересы науки, производства
и образования;
ü экономическое стимулирование
увеличения финансовых ресурсов предпринимательского
сектора экономики для ИР и инноваций
– снижение налоговой нагрузки на инновационно
активные предприятия; исключение налогообложения
внебюджетных источников финансирования
ИР; максимальное снижение таможенных
платежей и пошлин на оборудование, приборы,
материалы для научных целей и инноваций;
ü усиление контроля за эффективностью
использования бюджетных ассигнований,
что предполагает усиление инновационной
составляющей ИР, в том числе и фундаментальных.
В условиях ограниченности бюджета необходима
инвентаризация и отбор имеющихся научных
заделов с позиций перспектив их коммерциализации
и концентрация бюджетных средств на приоритетных
направлениях;
ü повышение роли интеллектуальной
собственности как стимула для исследователей
и как временной монополии производителей
на использование нового знания, обеспечивающей
успех в конкуренции. Здесь важно не только
совершенствование национального законодательства,
но главным образом развитие зарубежного
патентования отечественных изобретений
как условия развития экспорта технологий
и привлечения иностранных инвестиций;
ü развитие международного научно-технического
сотрудничества в направлении продвижения
отечественных достижений на внешний
рынок и главное – участия в совместных
исследовательских и инновационных проектах.
Наиболее эффективным механизмом здесь
является дальнейшее формирование единого
научно-технологического пространства
Беларуси и России и вхождение в Единое
европейское исследовательское пространство,
перспективы которого открываются перед
Беларусью через достаточно развитое
в настоящее время участие в программах
и проектах международных организаций;
ü участие государства в создании
и развитии объектов инновационной инфраструктуры
(инновационные центры, технологические
парки, центры трансфера технологий и
т.п.), содействие развитию малых форм инновационного
предпринимательства и др.
Переход к постиндустриальному
обществу предполагает превращение научно-технической
политики из комплекса мер по управлению
наукой и технологиями как отдельно взятым
объектом в один из стержневых элементов
всей системы государственного регулирования.
По мере интенсификации инновационных
процессов будет возрастать влияние выбранных
ориентиров в научно-технической сфере
на траекторию социально-экономического
развития в целом. В связи с этим необходима
взаимоувязка научно-технической стратегии
с другими составляющими государственного
регулирования – промышленной, социальной,
информационной и экологической политикой
[29].
Таким образом, основными
общими для всех регионов направлениями
инновационной политики должны стать:
· эффективное использование средств областных
инновационных фондов для решения региональных
задач и обновления основных производственных
фондов коммунальных предприятий на новой
технологической основе;
· усиление использования административного
ресурса для решения задач инновационного
развития;
· содействие развитию инновационной
инфраструктуры, в том числе за счет фондов
поддержки предпринимательства;
· развитие программно-целевого
финансирования инновационных проектов
предприятий и организаций региона, отражающих
его проблемы, за счет совершенствования
системы концентрации инвестиционных
ресурсов и механизма отбора объектов
инвестирования;
· финансирование за счет средств
регионального бюджета наиболее значимых
исследовательских проектов и программ
ведущих НИИ и вузов регионов;
· организация и проведение
мониторинга научно-инновационного потенциала
регионов в целях повышения эффективности
научно-технической региональной политики
[44, c. 12].
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ И
ИСТОЧНИКОВ
ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
2.1 Анализ структуры
организаций, выполняющих исследование
и разработки (в региональном
разрезе)
Формирование различных стратегий
инновационного роста является важным
шагом к формированию эффективной Национальной
инновационной системы (НИС) страны. Это
позволит увеличить количество инновационных
предприятий в республике и поднять уровень
технологичности региона. Но для грамотного
проведения стратегии следует учитывать
особенности, потенциал и специфику развития
каждого региона. Основой хозяйственного
потенциала страны является промышленность.
В настоящее время на ее долю приходится
более 30 % основных средств предприятий
всех отраслей экономики и создается около
28 % объема ВВП. Основная часть (~ 56 % в 2008 г.)
промышленных предприятий сконцентрирована
в г. Минске, а также Гомельской и Витебской
областях [11, c. 9-10].
В г. Минске сосредоточена пятая
часть всех промышленно-производственных
фондов и присуще значительное недоиспользование
мощностей, а также высокая степень их
износа. Основные показатели, характеризующие
промышленный потенциал столицы приведены
в таблице 2.1 [48; 51-56].
Таблица 2.1 – Основные показатели
промышленного потенциала г. Минска
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Данные Национального статистического
комитета
Важно понять, что именно столица
должна стать флагманом создания наукоемкой
продукции и высоких технологий, но прирост
промышленного производства должен непременно
сопровождаться сокращением потребления
материальных и топливно-энергетических
ресурсов. А это возможно только посредством
внедрения новых ресурсо- и энергосберегающих
технологий. Поскольку машиностроение
и металлообработка занимают доминирующее
положение среди отраслей промышленности
столицы (более 56 %), приоритетными направлениями
развития машиностроения должны стать
приборостроение и микроэлектроника;
кроме того, дополнительный импульс должна
получить сфера информационных технологий.
Одним из наиболее индустриально
развитых регионов страны является Гомельская
область – на ее долю приходится более
22 % промышленного производства. Экспортно-ориентированная
промышленность Гомельской области характеризуется
преобладанием предприятий, производящих
продукцию производственно-технического
назначения и высокой энергоемкостью
и материалоемкостью производственных
процессов. Основные показатели, характеризующие
промышленный потенциал Гомельской области
приведены в таблице 2.2 [48; 51-55].
Таблица 2.2 – Основные показатели
промышленного потенциала Гомельской
области
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Данные Национального статистического
комитета
Для повышения промышленного
потенциала Гомельской области приоритетными
стали химическая и нефтехимическая сферы.
Именно в эти отрасли следует вкладывать
ресурсы, благодаря которым возможны модернизация
и техническое перевооружение. Кроме того,
обязательным условием роста промышленного
потенциала является увеличение выпуска
высокотехнологичной продукции и снижение
ее энерго- и материалоемкости.
Основу реального сектора экономики
Витебской области также составляет промышленность,
развитие которой базируется на концепции
и программе развития промышленного комплекса
Республики Беларусь до 2015 г. Основные показатели,
характеризующие промышленный потенциал
Витебской области, приведены в таблице
2.3 [48; 51-56].
Таблица 2.3 – Основные показатели
промышленного потенциала Витебской области
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 2.3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Направления активизации инновационного потенциала в Республике Беларусь