Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 16:47, курсовая работа
Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Понятие и элементы инновационного потенциала, государственное
регулирование, активизация его использования…………………………. 6
1.1 Инновационный потенциал как объект экономического анализа, направления развития инновационного потенциала промышленности в рамках национальной стратегии устойчивости развития
Республики Беларусь до 2020 г. ……………………………………………... 6
1.2 Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь до 2020 г……………………………………………… 18
2 Анализ инновационного развития промышленности и источников
его финансирования……………………………………………………………26
2.1 Анализ структуры организаций, выполняющих исследование и
разработки (в региональном разрезе)……………………………………….. 26
2.2 Анализ источников финансирования инноваций…………………………...41
2.3 Анализ результативности исследований и разработок…………………….46
2.4 Анализ технологических инноваций и факторов, препятствующих
их внедрению………………………………………………………………….. 55
3 Направления активизации инновационного потенциала
в Республике Беларусь…………………………………………………….…63
Заключение……………………………………………………………………72
Список использованных источников………………………………………74
В связи с этим сложившаяся
система планирования и формирования
подготовки аспирантов и докторантов,
организация послевузовского образования
требуют изменений. При этом не следует
исходить из возможности подготовки кадров
того или иного профиля, а из насущных
потребностей государства в таких кадрах
по приоритетным направлениям научно-технической
деятельности, определяющим развитие
критических технологий и высокотехнологичных
производств [25, с. 106].
Одним из важнейших параметров,
характеризующих возможности инновационного
развития страны, является наукоемкость
валового внутреннего продукта (ВВП). В
2008 г. внутренние затраты на исследования
и научные разработки достигли величины
313,7 млрд. руб., относительно ВВП (наукоемкость) –
0,63 %. В сопоставимых ценах рост внутренних
затрат в 2008 г. оказался равным 115,2 % при
росте ВВП – 111,0 %. Другими словами, при
достаточно высоком темпе роста ВВП рост
объемов деятельности в научной отрасли
оказался более интенсивным, что отвечает
государственным приоритетам социально-экономического
развития. Уровень наукоемкости ВВП в
2009 г. составил 0,8 % [25, с. 108].
Распределение внутренних затрат
на НИОК(Т)Р осуществлялось таким образом,
чтобы обеспечить реальную поддержку
развития и фундаментальных, и прикладных
работ. На фундаментальные исследования
было направлено 20,3 % затрат, на прикладные
исследования – 30,2 % и на разработки – 49,5
% затрат.
Прямой вклад наукоемкой продукции в прирост ВВП, выраженный в доле новой продукции, основанной на результатах научных исследований и разработок, в общем приросте ВВП за 2008 г., составил 18 % от роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и 14 % от общего роста ВВП. На каждый рубль, вложенный в науку из всех источников, произведено на 12 руб. новой продукции и оказано услуг отраслью «Наука и научное обслуживание» (в т.ч. только произведено новой высокотехнологичной продукции – на 11 руб.).
Ведущая роль государства в финансовой поддержке инновационной деятельности в Республике Беларусь обусловлена сложившейся структурой затрат на науку, когда примерно 50 % средств выделяется из бюджета и 50 % из внебюджетных источников.
Новый механизм финансирования инновационной деятельности предполагает существенный рост внебюджетных средств, направляемых на исследования, разработки и внедрение. Поставлена задача – достичь к 2009 г. объемов привлечения средств из внебюджетных источников в размере 70 % от всего объема финансирования науки.
Ежегодно в республике создаются отраслевые инновационные фонды, не менее 30 % которых должно направляться на финансирование НИОКР и работ по подготовке и освоению новых видов наукоемкой продукции. Реально в 2008 г. на эти цели было выделено 20,5 % общего объема средств, аккумулированных в данных фондах (194 млрд. руб.). В 2009 г. на исследования, разработки и освоение наукоемкой продукции привлечено не менее 21 % общего объема средств инновационных фондов (более 195 млрд. руб.) [25, с. 112].
В условиях ограниченности бюджетных средств на первый план выходят показатели эффективности их использования, что обуславливает необходимость совершенствования программно-целевых методов управления научно-технической сферой страны.
Главой государства в качестве
приоритетных направлений научно-технической
деятельности в Республике Беларусь на
2006-2010 гг. утверждены:
· ресурсосберегающие и энергоэффективные
технологии производства конкурентоспособной
продукции;
· новые материалы и новые источники энергии;
· медицина и фармация;
· информационные и телекоммуникационные технологии;
· технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
· промышленные биотехнологии;
· экология и рациональное природопользование
[17].
Определены 28 приоритетных макротехнологий,
которые должны обеспечить производственную
специализацию Беларуси в системе мировых
хозяйственных связей и конкурентоспособность
отечественной продукции на внутреннем
и внешних рынках. Это, прежде всего, машиностроительный
и сельскохозяйственный комплекс, электронная,
вычислительная и оптоволоконная техника,
строительные материалы, биологические,
тонкие химические, информационные технологии.
С учетом выбранных приоритетов научно-технической деятельности завершается формирование нового перечня государственных научно-технических программ на 2006-2010 гг. В отличие от научно-технических программ предыдущих поколений, новые программы будут включать в себя, наряду с заданиями по проведению опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, работ по подготовке и постановке инноваций на производство, также и задания по выпуску вновь освоенной продукции, разработанной в рамках программ. Кроме того, задания вновь формируемых программ должны быть тесно увязаны с теми результатами, которые получены в рамках государственных программ: фундаментальных, ориентированных фундаментальных и прикладных научных исследований. Повышается также ответственность государственных заказчиков программ и их исполнителей за конечный результат: в случаях невыполнения работ по заданиям программы или неосвоения созданных инноваций в предусмотренных программой объемах выделенные бюджетные средства признаются неэффективно использованными и подлежат возврату в республиканский бюджет.
Этот же порядок распространяется и на региональные научно-технические программы, выполнение первого поколения которых завершается в текущем году. Такие программы сформированы и выполняются во всех областях республики и являются основным инструментом прямой государственной поддержки инновационных процессов в областях республики. Региональные научно-технические программы (РНТП) позволили органам местного управления непосредственно участвовать в формировании и реализации региональной инновационной политики, выбирать приоритеты научно-технической и инновационной деятельности с учетом особенностей каждой из областей страны, привлекать к решению важнейших задач социально-экономического развития интеллектуальный потенциал как своего региона, так и всей страны [21,c. 69].
Всего за 2002-2008 гг. в состав РНТП
было включено около180 основных заданий,
общий объем финансирования которых составил
почти 16 млрд. руб., в том числе около 7,9
млрд. руб. (порядка 4,5 млн. долларов США)
за счет средств республиканского бюджета.
Тематическая направленность
опытно-конструкторских и опытно-технологических
работ, выполняемых по заданиям РНТП, в
основном соответствует структуре хозяйственных
комплексов регионов (в % от общего количества
заданий):
· машиностроение и металлообработка
(29 %);
· сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции (25 %);
· приборостроение, энергетика (17 %);
· химия(9 %);
· экология, рациональное использование природных ресурсов (6 %);
· строительные материалы и технологии (4 %);
· здравоохранение (4 %);
· информационные технологии, иные направления (6 %).
Завершены работы по 125 заданиям РНТП, в результате которых создано более 160 наименований объектов новой техники, технологических процессов, материалов и других видов научно-технической продукции. Объемы выпуска и реализации новой продукции, разработанной в рамках РНТП и освоенной в производстве на предприятиях регионов, составили за 2004-2008 гг. более 8 700 тыс. у. е., что более чем в три раза превышает затраты из республиканского бюджета на выполнение разработок по созданию этой продукции. При этом для РНТП Витебской области объемы производства новой продукции, созданной по заданиям научно-технической программы этой области, превысили бюджетные расходы по этим заданиям в 7 раз, для РНТП Могилевской области – в 4,5 раза. Существенно более низкой остается пока результативность выполнения работ по программам Брестской и, в особенности, Минской областей, где объемы реализации новых видов продукции за 2004-2008 гг. не превысили расходов из республиканского бюджета на финансирование их разработки [13, c. 33-34, 38-42].
Наряду с созданием и освоением
в производстве новой наукоемкой продукции
и технологий, в рамках РНТП осуществляется
также и научное обеспечение решения проблем
здравоохранения, экологии, информатизации
и других социально-значимых для регионов
вопросов. Выполнение РНТП «первого поколения»
позволило накопить в областях определенный
опыт по организации и координации научно-технической
деятельности, заложить основы управления
этой сферой. Этот опыт, анализ имевшихся
проблем и ошибок с учетом возросших требований
к уровню и результативности программ,
эффективности использования направляемых
на их выполнение финансовых и материально-технических
ресурсов должны послужить основой для
формирования нового поколения РНТП на
2009-2010 гг. с тем, чтобы эти программы являлись
действенным фактором научного обеспечения
социально-экономического развития областей.
Важное направление реализации
государственной научно-технической политики
– развитие инновационной инфраструктуры,
которая является связующим звеном между
разработчиком инноваций, заинтересованным
производителем новой продукции или потребителем
наукоемкой технологии и, в конечном итоге,
рынком. В настоящее время в Беларуси
основы такой инфраструктуры сформированы,
и центральное место займет созданный
по решению Главы государства Парк высоких
технологий. Основными направлениями
деятельности Парка определены разработка
и внедрение информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) и программного обеспечения
в промышленных и иных организациях республики,
а также экспорт указанных технологий
и программного обеспечения за ее пределы.
Резидентам Парка в рамках специального
правового режима установлены действенные
меры государственной поддержки в виде
налоговых льгот и преференций. Подобные
преференции могут иметь также юридические
лица, не являющиеся резидентами Парка,
при реализации ими бизнес-проектов в
сфере новых и высоких технологий, в том
числе и по иным приоритетным направлениям
научно-технической деятельности, не относящимся
к ИКТ.
Создание Парка высоких технологий
позволит обеспечить благоприятные условия
для повышения конкурентоспособности
отраслей экономики Республики Беларусь,
основанных на новых и высоких технологиях,
закрепить позиции республики в данной
сфере, существенно увеличить привлечение
в сферу информационно-коммуникационных
и других наукоемких технологий отечественных
и иностранных инвестиций.
В настоящее время в республике
функционирует 6 организаций, относящихся
по уставной деятельности к технопаркам:
ЗАО «Технологический парк Могилев», ИРУП
«Научно-технологический парк БНТУ «Метолит»,
СООО «Арвит-Авто», Фонд «Научно-технологический
парк БГУ», инновационная ассоциация «Академтехнопарк»
НАН Беларуси, научно-технологическая
ассоциация «Национальный инфопарк».
Первым трем из указанных субъектов ГКНТ
официально присвоил статус научно-технологического
парка.
В Могилеве впервые в Беларуси
реализован проект создания научно-технологического
парка, который комплексно решает вопросы
трансфера технологий и их коммерческого
использования в экономике региона. Технопарк
выполняет взаимодополняющие функции
инкубатора малого предпринимательства,
бизнес-инновационного центра, центра
трансфера технологий. Основные учредители
технопарка – городской и областной исполкомы,
а также вузы города.
ЗАО «Технологический парк
Могилев» за время своего существования
оказал поддержку 75 малым инновационным
предприятиям, из которых 25 размещаются
в технопарке в настоящее время. За 2004-2008 гг.
инновационными предприятиями технопарка
выполнено более 45 НИОКР и произведено
продукции (работ, услуг) на сумму около
41 млрд. руб.
В целях ускоренной передачи
результатов научных исследований и разработок
в производство и доведения их до потребителя
на коммерческой основе в системе высшей
школы созданы ИРУП «Технопарк БНТУ «Метолит»,
фонд «Научно-технологический парк БГУ»,
Научно-технологическая ассоциация «Национальный
инфопарк». Дополнительно созданы технологические
парки в Бресте, Гомеле, Гродно, Новополоцке
и Лиде [12, c. 17-19; 38-42].
Коммерциализации и продвижению
научно-технических разработок на отечественный
и зарубежный рынки, привлечению инвестиций
в сферу наукоемких технологий должна
содействовать формируемая в республике
система трансфера технологий. Ведущую
роль в ней играет Республиканский центр
трансфера технологий, входящий в ассоциацию
«Академтехнопарк». Отделения и филиалы
РЦТТ созданы во всех областях республики,
а также в ряде ведущих научных организаций
республики. На базе РЦТТ созданы экспериментальный
образец сетевой системы обеспечения
трансфера технологий, включающей отделения
и филиалы РЦТТ, Межвузовский центр маркетинга
НИР, Республиканскую научно-техническую
библиотеку. Кроме того, создан информационный
узел электронной биржи технологий.
Ближайшей задачей развития
системы трансфера технологий должна
стать организация ее структурных подразделений
на инновационно активных предприятиях
республики, что позволит связать единой
цепью разработчиков научно-технической
продукции и ее потребителей, обеспечить
доступ отечественных предприятий к мировым
сетям и базам технологического трансфера.
Направления государственной
научной, научно-технической и инновационной
политики гораздо шире перечисленных
выше и включают в себя вопросы регулирования
отношений интеллектуальной собственности,
развития международного научно-технического
сотрудничества, совершенствование системы
информационного обеспечения научных
исследований и разработок и иные вопросы.
Основная цель проводимой политики состоит
в развитии интеллектуального потенциала
нации, создании эффективно действующей
национальной инновационной системы,
обеспечении структурной и технологической
перестройки промышленности. Достижение
этой цели требует скоординированной
деятельности республиканских органов
государственного управления, Национальной
академии наук Беларуси, исполнительных
органов власти на местах в реализации
проводимой политики. Государственная
поддержка работы научных организаций
и промышленных предприятий, ученых и
специалистов по созданию новых научных
знаний, разработке и освоению в производстве
конкурентоспособной наукоемкой продукции
позволит ускорить перевод экономики
страны на инновационный путь, превратить
научно-инновационную сферу Республики
Беларусь в важнейший источник экономического
роста, повышения уровня и качества жизни
населения.
1.2 Программы социально-
Белорусская модель формирования
социально-ориентированной рыночной экономики
и стратегия устойчивого развития предусматривают
проведение эффективной инновационной
и инвестиционной политики. С учетом растущей
глобализации мировых рынков в условиях
мирового финансового кризиса конкурентоспособными
могут быть только высокотехнологичные
и наукоемкие производства и предприятия.
Достижение главной стратегической цели
инновационной политики – формирование
конкурентной экономики – возможно за
счет кардинального переоснащения и создания
новых организаций и производств в промышленности,
строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном
хозяйстве, транспорте, связи, медицине
и других отраслях на основе внедрения
передовых достижений науки и техники. К
важнейшим методам государственного управления
инновационным развитием относится разработка
государственных прогнозов и программ,
система которых определена Законом Республики
Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-З «О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Республики Беларусь». Общие
стратегические направления, цели и задачи,
важнейшие средства и механизмы инновационного
развития определены в Национальной стратегии
устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь на период
до 2020 года, одобренной Президиумом Совета
Министров Республики Беларусь (протокол
от 22 июня 2004 г. № 25).
Основные направления социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006–2015
годы утверждены постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 4 ноября
2006 г. № 1475.
Основные принципы совершенствования
инновационного развития Республики Беларусь
и перевода экономики Беларуси на инновационный
путь развития для обеспечения устойчивого
и конкурентоспособного функционирования
экономики предусмотрены концепцией создания
Национальной инновационной системы Республики
Беларусь, одобренной Комиссией по вопросам
государственной научно-технической политики
при Совете Министров Республики Беларусь
(протокол от 8 июня 2006 г. № 05/47пр).
Конкретные мероприятия по
инновационному развитию Республики Беларусь
определены Государственной программой
инновационного развития Республики Беларусь
на 2007–2010 годы, утвержденной Указом Президента
Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. №
136, которая содержит основные направления
создания новой национальной экономики
или, как подчеркнул Глава государства
в Послании белорусскому народу и Национальному
собранию Республики Беларусь 24 апреля
2007 года, «экономики знаний».
В соответствии с целевыми установками
Государственной программы инновационного
развития Республики Беларусь на 2007-2010
годы к 2010 году возрастет доля прогрессивных
технологий, увеличится доля инновационно-активных
предприятий до 25 процентов в их общем
количестве, а удельный вес сертифицированной
по международным стандартам промышленной
продукции будет доведен до 70 процентов.
Вместе с тем, реализация данной Государственной
программы инновационного развития Республики
Беларусь на 2007-2010 годы не позволяет в
полной мере завершить модернизацию экономики
республики.
В целях продолжения работы
по созданию инновационной экономики
будет разработана Государственная программа
инновационного развития Республики Беларусь
на 2011–2015 годы. Ее формирование предусматривает
принятие в установленном порядке Концепции
Государственной программы инновационного
развития Республики Беларусь на 2011-2015
годы. Разработанная с учетом Проекта
перечня и структуры приоритетных направлений
научно-технической деятельности в Республике
Беларусь на 2011–2015 годы (одобрен Постановлением
Общего собрания Национальной академии
наук Беларуси от 9 октября 2009 г. № 7).
Концепция обеспечит единый
согласованный подход к разработке Государственной
программы органов государственного управления
Республики Беларусь и иных государственных
организаций, подчиненных Правительству
Республики Беларусь, Национальной академии
наук Беларуси, облисполкомов, Минского
горисполкома, государственного учреждения
«Администрация Парка высоких технологий»,
учреждений и организаций народнохозяйственного
комплекса, образовательных учреждений,
а также иных заинтересованных физических
и юридических лиц.
Основной целью Государственной
программы инновационного развития Республики
Беларусь на 2011-2015 годы является создание
конкурентоспособной на мировом рынке,
инновационной, высокотехнологичной,
ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной
экономики, обеспечивающей устойчивое
социально- экономическое развитие Республики
Беларусь и повышение качества жизни белорусского
народа.
Государственная программа
направлена на решение важнейших для республики
задач по формированию сбалансированной
экономики, основанной на знаниях, в том
числе увеличении доли экспорта, включая
рост высоко- и среднетехнологичной продукции,
оптимизации импорта и обеспечении положительного
торгового баланса. Важной характеристикой
белорусской экономики является высокая
концентрация производства в промышленности.
Организация инновационной деятельности
на этих предприятиях и обеспечение их
глубокой интеграции с научной сферой
является одной из главных задач. Рост
конкурентоспособности экономики может
быть достигнут за счет внедрения новых
высоких технологий V –VI технологических
укладов (информационных, наноэлектронно-оптических,
тонкой химии, биологических и др.), обладающих
наибольшей добавленной стоимостью и
низкой энерго- и материалоемкостью, и
производства новейших экологически безопасных
(чистых) материалов и продуктов.
Приоритетным направлением
развития должна стать специализация
в конкретных сферах технологической
компетентности при одновременной кооперации
научно-технической деятельности и интеграции
с транснациональными корпорациями. Системную
реструктуризацию национальной экономики
необходимо осуществлять в соответствии
с приоритетами научно- технической деятельности.
Важнейшим условием реализации
стратегии должно стать стимулирование
наукоемкого экспорта и расширения международной
технологической интеграции учреждений
научной и научно-технической сферы, создание
условий и стимулов для привлечения зарубежных
инвестиций для развития научных организаций
и их интеграции в международную систему
научно-технической кооперации. Экономический
рост по всем подотраслям должен сопровождаться
созданием и широким внедрением как ресурсоэнергосберегающих,
так и экологически чистых и малоотходных
технологий, разработкой новых видов экологичной
продукции. Предстоит принять жесткие
меры в сфере технического регулирования,
сформировать систему санкций за нарушения,
стимулировать внедрение энергоэффективных
и экологичных технологий на производстве.
В результате выполнения Государственной
программы ожидается достижение к 2015 году
следующих основных показателей инновационного
развития Республики Беларусь (Приложение
А). Основные прогнозные показатели инновационного
развития Республики Беларусь на 2015 год
представлены в приложении Б.
Информация о работе Направления активизации инновационного потенциала в Республике Беларусь