Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 16:47, курсовая работа
Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Понятие и элементы инновационного потенциала, государственное
регулирование, активизация его использования…………………………. 6
1.1 Инновационный потенциал как объект экономического анализа, направления развития инновационного потенциала промышленности в рамках национальной стратегии устойчивости развития
Республики Беларусь до 2020 г. ……………………………………………... 6
1.2 Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь до 2020 г……………………………………………… 18
2 Анализ инновационного развития промышленности и источников
его финансирования……………………………………………………………26
2.1 Анализ структуры организаций, выполняющих исследование и
разработки (в региональном разрезе)……………………………………….. 26
2.2 Анализ источников финансирования инноваций…………………………...41
2.3 Анализ результативности исследований и разработок…………………….46
2.4 Анализ технологических инноваций и факторов, препятствующих
их внедрению………………………………………………………………….. 55
3 Направления активизации инновационного потенциала
в Республике Беларусь…………………………………………………….…63
Заключение……………………………………………………………………72
Список использованных источников………………………………………74
Источник: Данные
Национального статистического комитета
по числу созданных передовых производственных
технологий также г. Минску (64,05 % – в 2007
г., 64,47 % – в 2008 г.) [1, c. 78-79].
На втором месте по двум вышеназванным
показателям принадлежит Гомельской области.
На последнем месте находится Брестская
область.
Инновационная активность промышленных
предприятий Республики Беларусь составила
в 2008 г. 13,5% (таблица 2.17).
Таблица 2.17 – Использование промышленно
производственных технологий,
в процентах по регионам
(доля организаций, в процентах от
обще
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Данные
Национального статистического комитета
Инновационный потенциал регионов во
многом определяется также возможностями
и способностью предприятий создавать
и использовать новые технологии. Развитие
таких инновационно активных предприятий
на местах оказывает благотворное влияние
на развитие экономики региона в целом.
Наибольшее их число находится в г. Минске
(81 предприятие), Брестской (72) и Минской (63)
областях, наименьшее – в Гродненской (36)
и Витебской (38) областях (таблица 2.18) [1, c.
78-79].
Таблица 2.18 – Распределение инновационно-активных
предприятий по регионам
Респ
|
| ||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Данные
Национального статистического комитета
Основным видом инновационной деятельности
для большинства инновационно активных
предприятий является приобретение машин
и оборудования, связанных с технологическими
инновациями (по состоянию на конец 2007 г.
этим занимались 73,2% инновационно-активных
предприятий), затем следуют исследования
и разработки новых продуктов, услуг и
методов их производства, новых производственных
процессов (44,2%), 16,7% инновационно-активных
предприятий занимались производственным
проектированием и другими видами подготовки
производства для выпуска новых продуктов,
внедрением новых услуг или методов их
производства (передачи).
Важным инструментом реализации региональной
научно-инновационной политики в области
освоения результатов научно-технической
деятельности, реализации инноваций, становления
и развития Национальной инновационной
системы (НИС) и научно-инновационного
потенциала является инновационная инфраструктура.
Сложившееся в научно-технической сфере
республики распределение затрат на исследования
и разработки по стадиям инновационного
процесса выглядит следующим образом:
около 20 % всех затрат приходится на фундаментальные
исследования, 25 % – на прикладные исследования
и 55 % – на разработки. При этом структура
этих затрат существенно различается
в зависимости от сектора деятельности
в государственном секторе науки и в высшем
образовании преобладающая доля расходов
приходится на исследования (75-80 %), а в
предпринимательском секторе – на разработки
(до 90 %).
Следует отметить, что слабый инновационный
потенциал, неразвитость инновационной
инфраструктуры ограничивают самостоятельность
и инициативу предприятий в продвижении
инноваций. Потенциал развития инновационной
деятельности регионов влияет на результативность
развития научно-технического потенциала,
что особенно ярко отмечается у Минской
и Могилевской областей.
Инновационный потенциал имеет определенную
инертность, а его структура воздействует
на конкурентоспособность региона как
в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.
Сложившийся инновационный потенциал
Беларуси активно формировался во второй
половине прошлого века одновременно
с развитием городов, созданием крупных
вузов республики и бурно развивающейся
промышленностью. В постиндустриальных
государствах крупные города меняют свою
функциональную ориентацию. Из них «уходят»
даже весьма современные промышленные
отрасли и происходит концентрация ресурсов
знаний. Эти тенденции в перспективе будут
характерны и для Беларуси [8, c. 63-64].
Для дальнейшего развития инновационного
потенциала регионов нужен дифференцированный
подход к формированию инновационной
системы, ориентированной, с одной стороны,
на перспективные инновационные разработки
на базе специализированных НИИ, научно-производственных
организаций, и с другой на интенсивное
развитие трансфера технологий и разработок
в сфере промышленности и услуг, включая
зарубежные научно-технические достижения.
На фоне оценки инвестиционного климата
в регионах Республики Беларусь можно
выделить три группы регионов.
• регион с высоким сводным индексом развития
инновационного потенциала и хорошим
инвестиционным климатом – г. Минск;
• регион с невысоким сводным индексом
развития инновационного потенциала и
хорошим инвестиционным климатом – Минская
область;
• регионы с невысоким сводным индексом
развития инновационного потенциала и
незначительным инвестиционным климатом
– Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская,
Могилевская области.
Исследование показателей инновационного
потенциала и инвестиционного климата
регионов важно для выработки обоснованной
социально-экономической, инновационной,
инвестиционной, региональной и градостроительной
политики, определения совокупности мер
и действий республиканских и местных
органов, направленных на регулирование
процессов как развития инновационной
сферы, так и развития населенных пунктов
и регионов.
Благодаря Государственной программе
инновационного развития Республики Беларусь
на 2007-2010 гг. предполагается реализовать
большое количество инновационных проектов
в промышленной сфере (создать 100 новых
предприятий, организовать 386 новых производств,
провести комплексную модернизацию 609 действующих
производств на основе внедрения 888 передовых
технологий), а также модернизировать
материально-техническую базу производства
на основе внедрения новых и высоких технологий
[47, с. 152].
2.2 Анализ источников
финансирования инноваций
Анализ материалов национальной статистической
отчетности, касающейся инновационной
деятельности, позволяет сделать ряд выводов
о существующей практике ее финансирования
в Республике Беларусь. Необходимо отметить
то, что на сегодняшний день остро стоит
проблема финансирования инновационной
деятельности, осуществляемой белорусскими
предприятиями.Источники финансирования
технологических инноваций в промышленности
Республики Беларусь за 2004-2008 гг. представлены
в таблице 2.19 [33-37; 51-55].
Таблица 2.19 – Источники финансирования
технологических инноваций в
пром
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Данные Национального
статистического комитета
Динамика финансирования
технологических инноваций в промышленности
в Республике Беларусь за 2004-2008 гг. приведена
на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Динамика финансирования
технологических инноваций в
промышленности
в Республике Беларусь за 2004-2008 гг.
Структура финансирования
технологических инноваций в промышленности
Республики Беларусь за 2004-2008 гг. в разрезе
отдельных источников приведена в таблице
2.20, рисунке 2.2 [33-37; 51-55].
Таблица 2.20 – Структура финансирования
технологических инноваций в
пром
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Направления активизации инновационного потенциала в Республике Беларусь