Направления активизации инновационного потенциала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Понятие и элементы инновационного потенциала, государственное
регулирование, активизация его использования…………………………. 6
1.1 Инновационный потенциал как объект экономического анализа, направления развития инновационного потенциала промышленности в рамках национальной стратегии устойчивости развития
Республики Беларусь до 2020 г. ……………………………………………... 6
1.2 Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь до 2020 г……………………………………………… 18
2 Анализ инновационного развития промышленности и источников
его финансирования……………………………………………………………26
2.1 Анализ структуры организаций, выполняющих исследование и
разработки (в региональном разрезе)……………………………………….. 26
2.2 Анализ источников финансирования инноваций…………………………...41
2.3 Анализ результативности исследований и разработок…………………….46
2.4 Анализ технологических инноваций и факторов, препятствующих
их внедрению………………………………………………………………….. 55
3 Направления активизации инновационного потенциала
в Республике Беларусь…………………………………………………….…63
Заключение……………………………………………………………………72
Список использованных источников………………………………………74

Файлы: 1 файл

курс. - гос.инновац.политика.docx

— 263.94 Кб (Скачать файл)

 
 
 
Источник: Данные Национального статистического комитета

 

 
по числу созданных передовых производственных технологий также г. Минску (64,05 % – в 2007 г., 64,47 % – в 2008 г.) [1, c. 78-79]. 
 
На втором месте по двум вышеназванным показателям принадлежит Гомельской области. На последнем месте находится Брестская область. 
 
Инновационная активность промышленных предприятий Республики Беларусь составила в 2008 г. 13,5% (таблица 2.17).  
Таблица 2.17 – Использование промышленно производственных технологий,  
 
                          в процентах по регионам (доля организаций, в процентах от  
 
                          общего числа промышленных предприятий, по регионам) в 2008 г. 

 
Инновационноактивные  
 
организации

 
Организации, приобретавшие новые технологии

 
Организации, приобретавшие передовые технологии

 
Организации, использовавшие передовые производственные технологии

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
Республика Беларусь 

 
13,50 

 
6,92 

 
0,73 

 
31,60 

 
Брестская область 

 
17,99 

 
8,55 

 
0,29 

 
25,37 

 
Витебская область 

 
9,28 

 
3,19 

 
1,16 

 
12,17 

 
Гомельская область 

 
9,68 

 
9,09 

 
0,88 

 
39,00 

 
Гродненская область 

 
12,13 

 
7,21 

 
0,33 

 
27,87 

 
г. Минск 

 
28,17 

 
13,03 

 
2,11 

 
98,24 

 
Минская область 

 
9,86 

 
3,76 

 
0,23 

 
16,20 

 
Могилевская область 

 
10,14 

 
5,24 

 
0,35 

 
14,34 


 
Источник: Данные Национального статистического комитета 
Инновационный потенциал регионов во многом определяется также возможностями и способностью предприятий создавать и использовать новые технологии. Развитие таких инновационно активных предприятий на местах оказывает благотворное влияние на развитие экономики региона в целом. Наибольшее их число находится в г. Минске (81 предприятие), Брестской (72) и Минской (63) областях, наименьшее – в Гродненской (36) и Витебской (38) областях (таблица 2.18) [1, c. 78-79]. 
Таблица 2.18 – Распределение инновационно-активных предприятий по регионам  
 
                          Республики Беларусь, % 

 
Регион 

 
Годы 

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
Брестская область 

 
19,4 

 
14,4 

 
16,7 

 
18,9 

 
18,9 

 
Витебская область 

 
10,2 

 
10,3 

 
9,8 

 
10,8 

 
10,0 

 
Гомельская область 

 
10,5 

 
14,0 

 
13,2 

 
13,0 

 
11,8 

 
Гродненская область 

 
11,8 

 
9,2 

 
12,6 

 
11,8 

 
9,5 

 
г. Минск 

 
25,5 

 
27,7 

 
23,2 

 
21,3 

 
21,3 

 
Минская область 

 
13,4 

 
15,8 

 
16,7 

 
14,2 

 
16,6 

 
Могилевская область 

 
9,2 

 
8,6 

 
7,8 

 
10,0 

 
11,8 

 
Республика Беларусь 

 
100,0

 
100,0 

 
100,0 

 
100,0 

 
100,0 


 
Источник: Данные Национального статистического комитета 
 
 
Основным видом инновационной деятельности для большинства инновационно активных предприятий является приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями (по состоянию на конец 2007 г. этим занимались 73,2% инновационно-активных предприятий), затем следуют исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов (44,2%), 16,7% инновационно-активных предприятий занимались производственным проектированием и другими видами подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрением новых услуг или методов их производства (передачи). 
 
Важным инструментом реализации региональной научно-инновационной политики в области освоения результатов научно-технической деятельности, реализации инноваций, становления и развития Национальной инновационной системы (НИС) и научно-инновационного потенциала является инновационная инфраструктура. 
 
Сложившееся в научно-технической сфере республики распределение затрат на исследования и разработки по стадиям инновационного процесса выглядит следующим образом: около 20 % всех затрат приходится на фундаментальные исследования, 25 % – на прикладные исследования и 55 % – на разработки. При этом структура этих затрат существенно различается в зависимости от сектора деятельности в государственном секторе науки и в высшем образовании преобладающая доля расходов приходится на исследования (75-80 %), а в предпринимательском секторе – на разработки (до 90 %).  
 
Следует отметить, что слабый инновационный потенциал, неразвитость инновационной инфраструктуры ограничивают самостоятельность и инициативу предприятий в продвижении инноваций. Потенциал развития инновационной деятельности регионов влияет на результативность развития научно-технического потенциала, что особенно ярко отмечается у Минской и Могилевской областей.  
 
Инновационный потенциал имеет определенную инертность, а его структура воздействует на конкурентоспособность региона как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. Сложившийся инновационный потенциал Беларуси активно формировался во второй половине прошлого века одновременно с развитием городов, созданием крупных вузов республики и бурно развивающейся промышленностью. В постиндустриальных государствах крупные города меняют свою функциональную ориентацию. Из них «уходят» даже весьма современные промышленные отрасли и происходит концентрация ресурсов знаний. Эти тенденции в перспективе будут характерны и для Беларуси [8, c. 63-64].  
 
Для дальнейшего развития инновационного потенциала регионов нужен дифференцированный подход к формированию инновационной системы, ориентированной, с одной стороны, на перспективные инновационные разработки на базе специализированных НИИ, научно-производственных организаций, и с другой  на интенсивное развитие трансфера технологий и разработок в сфере промышленности и услуг, включая зарубежные научно-технические достижения.  
 
На фоне оценки инвестиционного климата в регионах Республики Беларусь можно выделить три группы регионов.  
 
• регион с высоким сводным индексом развития инновационного потенциала и хорошим инвестиционным климатом – г. Минск;  
 
• регион с невысоким сводным индексом развития инновационного потенциала и хорошим инвестиционным климатом – Минская область;  
 
• регионы с невысоким сводным индексом развития инновационного потенциала и незначительным инвестиционным климатом – Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Могилевская области.  
 
Исследование показателей инновационного потенциала и инвестиционного климата регионов важно для выработки обоснованной социально-экономической, инновационной, инвестиционной, региональной и градостроительной политики, определения совокупности мер и действий республиканских и местных органов, направленных на регулирование процессов как развития инновационной сферы, так и развития населенных пунктов и регионов.  
 
Благодаря Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. предполагается реализовать большое количество инновационных проектов в промышленной сфере (создать 100 новых предприятий, организовать 386 новых производств, провести комплексную модернизацию 609 действующих производств на основе внедрения 888 передовых технологий), а также модернизировать материально-техническую базу производства на основе внедрения новых и высоких технологий [47, с. 152]. 
2.2 Анализ источников финансирования инноваций 
Анализ материалов национальной статистической отчетности, касающейся инновационной деятельности, позволяет сделать ряд выводов о существующей практике ее финансирования в Республике Беларусь. Необходимо отметить то, что на сегодняшний день остро стоит проблема финансирования инновационной деятельности, осуществляемой белорусскими предприятиями.Источники финансирования технологических инноваций в промышленности Республики Беларусь за 2004-2008 гг. представлены в таблице 2.19 [33-37; 51-55].  
Таблица 2.19 – Источники финансирования технологических инноваций в  
 
                          промышленности Республике Беларусь за 2004-2008 гг. 

 
Показатели 

 
2004 г.

 
2005 г.

 
2006 г.

 
2007 г.

 
2008 г.

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
Финансирование, всего, млн. руб.

 
1060933,7

 
1825168,2

 
2362063,1

 
2568181

 
2785593

 
в том числе за счет средств: 
 
собственных

 
677322,1

 
1366642,4

 
1839372,1

 
1902103

 
1891404

 
республиканского бюджета

 
13316

 
15008,2

 
138632,4

 
288213

 
241929

 
местного бюджета

 
13534,8

 
28748,4

 
10893

 
19133

 
23422

 
бюджета Союзного государства

 
1590

 
3146,6

 
6013,5

 
9754

 
7019

 
внебюджетных фондов

 
93581,5

 
141869,7

 
3354,6

 
11914

 
110

 
иностранных инвесторов, включая иностранные кредиты и займы

 
133393,1

 
40918,3

 
26615,4

 
168859

 
353683

 
прочие

 
128196,2

 
228834,6

 
337182,2

 
168205

 
268026


Источник: Данные Национального статистического комитета 
 
 
Динамика финансирования технологических инноваций в промышленности в Республике Беларусь за 2004-2008 гг. приведена на рисунке 2.1. 
 
 
 
Рисунок 2.1 – Динамика финансирования технологических инноваций в  
 
промышленности в Республике Беларусь за 2004-2008 гг. 
Структура финансирования технологических инноваций в промышленности Республики Беларусь за 2004-2008 гг. в разрезе отдельных источников приведена в таблице 2.20, рисунке 2.2 [33-37; 51-55]. 
Таблица 2.20 – Структура финансирования технологических инноваций в  
 
                          промышленности Республики Беларусь за 2004-2008 гг. 
 

 
Показатели 

 
2004 г.

 
2005 г.

 
2006 г.

 
2007 г.

 
2008 г.

 
Финансирование, всего, %.

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
в том числе за счет средств: 
 
собственных

 
63,84

 
74,88

 
77,87

 
74,06

 
67,90

 
республиканского бюджета

 
1,26

 
0,82

 
5,87

 
11,22

 
8,69

 
местного бюджета

 
1,28

 
1,58

 
0,46

 
0,75

 
0,84

 
бюджета Союзного государства

 
0,15

 
0,17

 
0,25

 
0,38

 
0,25

 
внебюджетных фондов

 
8,82

 
7,77

 
0,14

 
0,46

 
0,004

 
иностранных инвесторов, включая иностранные кредиты и займы

 
12,57

 
2,24

 
1,13

 
6,58

 
12,70

 
прочие

 
12,08

 
12,54

 
14,27

 
6,55

 
9,62

Информация о работе Направления активизации инновационного потенциала в Республике Беларусь