Организация и цели инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит от выбора стратегии и качества управления деятельностью, гибкости производственных систем и использования ресурсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I. Сущность инновационной деятельности……………………………...6
1.1. Понятие инновационной деятельности……………………………………..6
1.2. Виды инноваций……………………………………………………………...7
1.3. Жизненный цикл инноваций……………………………………………….11
Глава II. Организация и цели инновационной деятельности, её государственное регулирование………………………………………………..14
2.1. Цели инновационной деятельности………………………………………..14
2.2. Создание нововведений и их внедрение…………………………………..19
2.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения……..24
2.4. Государственное регулирование инновационного развития в России….32
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Организация и цели инновационной деятельности.docx

— 107.88 Кб (Скачать файл)

Инновационный цикл не будет  полностью завершенным, если он остановится  на одной из промежуточных стадий периода новации или фазе жизненного цикла.

В туристском бизнесе инновационный  цикл начинается с момента возникновения  идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, создания нового продукта или  внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного потребителя, примерное наполнение туристского продукта.

После формирования идеи будущего продукта изучаются возможности  реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков  и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная  экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презентация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конкурентоспособности. На этом заканчивается период создания новации. Следующим этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение туристского продукта и внедрение его на рынок, реализацию и коммерциализацию (проведение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз). Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала.

Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты рынка начинают в своей деятельности активно  применять эту инновацию.

Основные функции инноваций:

- они вовлекают в производство  новые производительные силы, способствуют  повышению производительности труда  и эффективности производства, сокращают  различного рода затраты;

- повышают уровень жизни  каждого человека и общества  в целом за счет разнообразия  и качества производимой продукции  и услуг, удовлетворения потребностей  населения;

- помогают привести в  соответствие структуру производства  со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия  между спросом и предложением, между производством и потреблением;

 - являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности.

Таким образом, Любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую   разновидность жизненного цикла.

Жизненный цикл инновации  представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация и цели инновационной деятельности, её государственное регулирование

2.1. Цели инновационной деятельности

 

Развитие любой хозяйственной  системы включает инновационные  составляющие, преобразующие производственную сферу. К их числу относят технику  нового типа, передовые технологии, соответствующие им организацию труда и производства, изменяющуюся мотивацию и предпринимательство. Инновационный тип развития хозяйствующих субъектов характеризуется:

- новаторскими стратегическими  и тактическими целями;

- использованием новейшей  техники и передовых технологий  на основе новой организации  и мотивации труда;

- ресурсными и организационно-управленческими  возможностями.

Инновации - это магистральный путь, обеспечивающий постоянный рост и процветание компании. "Целью любого предприятия является создание потребителя, любое предприятие имеет две (и только эти две) основные функции: маркетинг и инновации".3

Маркетинг - это уникальная функция бизнеса. Предприятие может существовать только в такой экономической среде, в которой перемены естественны и желанны. Второй функцией является инновация. Инновацией может быть поиск и внедрение новых применений для привычных продуктов, методов обеспечения сбыта или управления, нововведение в подготовке менеджеров, предоставление более качественных и дешевых товаров и услуг.

Инновации касаются всех форм предпринимательской деятельности. Это одинаково важно как для  промышленных предприятий, так и  для банка, страховой компании или  туристской фирмы и других организаций.

Определение целей. При определении  целей инноваций самое сложное состоит в прогнозировании последствий и значимости различных новшеств. Без сомнения желательно достичь технологического лидерства, однако всегда сложно определить, что важнее: сотня незначительных, но применимых немедленно усовершенствований продукта или одна фундаментальная разработка, которая через несколько лет в корне изменит природу бизнеса. Предприниматели ответят на этот вопрос по-разному. Предприятие в условиях жесткой конкуренции на рынке за потребителя должно одновременно работать над товарами (услугами) уже существующими и перспективными.

В организационной схеме  предприятия инновация не может  считаться отдельной от маркетинга функцией. Инновационный процесс  распространяется на весь бизнес, на все  его функции и виды деятельности, включая и сам маркетинг. Чтобы  определить инновационные цели, во-первых, необходимо прогнозировать потребности  рынка, во-вторых, учитывать обстоятельства, возникающие или могущие возникнуть в связи с технологическим  прогрессом во всех сферах бизнеса.

Типичными инновационными целями компании могут быть: новые продукты и услуги; усовершенствование продукта и производственного процесса; внедрение  новшеств во всех видах организационной  и управленческой деятельности.

Инновации, внедряемые в  компании, можно классифицировать как  организационные, предполагающие развитие компании; технические, вызванные внедрением передовых технологий; продуктовые, связанные с ассортиментом и качеством продукта; управленческие, требующие совершенствования методов управления компанией; маркетинговые; социальные, связанные с полезностью для потребителя и сотрудников компании; экономические и финансовые, направленные на улучшение устойчивости компании.

Сознательный упор на инновации  больше всего необходим там, где  технологические изменения наименее эффективны. Например, развитие и выживание  страховой компании зависит от введения новых форм страхования, видоизменения существующих и постоянного поиска лучших и более дешевых способов продавать страховые полисы и улаживать претензии.

В небольшой компании проще  проанализировать потребности и  цели, чем в крупной, однако это  не означает, что в малом бизнесе  инновационных целей меньше - просто их легче установить. Одно из преимуществ  небольших компаний - сравнительная  простота планирования инноваций. Небольшая  компания достаточно близка к рынку  и поэтому быстрее узнает, какие  новые продукты необходимы. Сотрудники таких предприятий внимательно  следят за любыми усовершенствованиями, которые можно эффективно использовать.

Для того чтобы определять цели компании, необходимо разработать  инновационную политику. К ее основным принципам можно отнести:

- обеспечение увеличения  спроса на продукты и услуги  постоянных и потенциальных клиентов  через освоение принципиально  новых видов или улучшенных  товаров и услуг, а также  расширение сферы сбыта;

- непрерывное развитие  инновационного потенциала предприятия  (постоянное обучение и самоисследование) и создание условий, необходимых  для реализации новшеств;

- комплексный подход, когда  технические, экономические, социальные  инновации тесно взаимосвязаны  между собой и взаимно продвигают  друг друга;

- мобилизация персонала;

- экономическое стимулирование  работников;

- учет рисков (чем выше  риск, тем выше потенциальный  экономический эффект от реализации  инновации).

Нововведение должно быть ориентировано на более полное удовлетворение потребностей клиентов компании в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры. Каждый производимый продукт следует  рассматривать как объект постоянных изменений. Однако решение о внедрении  инновации не всегда означает ликвидацию старого продукта. Инновацию порождает  и стремление продлить жизненный  цикл продукта, совершенствуя его  характеристики. Такая инновация  сводится к модификации или внедрению  новой функции уже существующего  продукта. При разработке нового или  улучшении существующего продукта (услуги) главными составляющими элементами являются его преимущества по сравнению  с аналогичными продуктами и возможными продуктами-заменителями; целевой сегмент  рынка; развитие и возможные изменения  систем сбыта; общие затраты на разработку, производство и сбыт.

Эти элементы позволяют оценить  коммерческие перспективы разрабатываемых  продуктов с разных точек зрения: рыночной (потребности в новом  продукте, уровень конкуренции, степень  стабильности рынка и глубина  его сегментации); товарной (технические характеристики нового продукта, цена, дизайн, оформление); сбытовой (состояние и возможности существующих систем сбыта, открытие новых каналов продвижения, реклама, совместимость нового продукта с ассортиментом уже производимого); производственной (состояние производственного оборудования, профессионализм и уровень квалификации работников предприятия, ресурсы и материальное обеспечение).

Развитие инновационного потенциала. Предпринимательство неразрывно связано с управлением инновациями  и рисками. Основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативное  управление, использование персонала, экономический контроль) должны быть ориентированы на стратегию развития, постоянные изменения внутри предпринимательских  структур, на адаптацию к окружающей среде. В этом случае можно обеспечить получение устойчивого оптимального размера предпринимательского дохода.

Успех инновационного менеджмента  предполагает соблюдение определенных принципов. На начальной стадии предпочтительно  вкладывать средства в небольшие  сконцентрированные проекты, для выполнения которых создаются независимые  специальные подразделения. Они  обеспечивают формирование и развитие постоянной инновационной ориентации работников предприятия, проводят исследования конкурирующих товаров и отраслевых тенденций их развития, регулярно  информируют руководство предприятия  о перспективах появления новых  товаров и услуг на рынке, оценивают  коммерческие перспективы разрабатываемого нового продукта в условиях конкурентной среды.

Успешность инновации  во многом зависит от времени выхода на рынок с новым товаром. Совсем небольшое запоздание по сравнению  с соперником или отсутствие рыночной ниши могут привести к тому, что  ситуация для компании осложнится.

Стремясь к непрерывному совершенствованию, компания осуществляет периодические инновации, которые  могут давать явные конкурентные преимущества, несмотря на то что они часто сопряжены с большими издержками и значительным риском. Исследование рынка здесь особо не поможет. Периодические или прерывистые инновации не всегда способствуют оптимизации производственного процесса, так как они касаются его отдельных стадий. Более того, они могут негативно сказаться на практических результатах работы не только в кратковременной, но и в долгосрочной перспективе.

Таким образом, цели инновационной  деятельности состоят в прогнозировании  последствий и значимости различных  новшеств, для достижения технологического лидерства.

Установление инновационных  целей необходимо для всех компаний независимо от их размера.

 

2.2. Создание нововведений и их внедрение

 

В последние годы на рынках главенствующую роль занимают транснациональные  компании и корпорации, что вызвало  сокращение числа действующих субъектов, однако стало больше торговых марок  и ускорилась динамика их появления; растет темп выпуска новых товаров  при сокращении их жизненного цикла, что способствует внедрению инноваций  и возникновению новых брендов  и разновидностей товаров; увеличивается  сегментация рынков, растет стоимость  выведения нового товара на рынок; изменилось поведение потребителей: в связи с доступностью источников информации они стали более требовательными к товарам, услугам и рекламе. Изменения на рынках активно воздействуют на инновационную деятельность. Соответственно процент неудачных попыток будет расти, что связано с сокращением жизненного цикла товаров и ростом затрат на развитие и продвижение новых продуктов. Поэтому особое значение приобретает процесс разработки нового продукта, создание новшеств.

 Самые распространенные - это продукты, возникающие внутри данного рынка. Эти инновации не создают новых категорий или рынков, а новый продукт появляется в рамках той категории, в которой возникла первоначальная идея. Они основываются на расширении или сокращении разновидностей любой базисной характеристики конкретного товара или услуги, изменении внешнего оформления, упаковки товара или среды предоставления услуги. Такое создание новшеств является самым распространенным, оно оказывает позитивное воздействие на рынок, поскольку увеличивает его объем и стимулирует превращение потенциальных потребителей в реальных.

Информация о работе Организация и цели инновационной деятельности