Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 00:58, курсовая работа
Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит от выбора стратегии и качества управления деятельностью, гибкости производственных систем и использования ресурсов.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I. Сущность инновационной деятельности……………………………...6
1.1. Понятие инновационной деятельности……………………………………..6
1.2. Виды инноваций……………………………………………………………...7
1.3. Жизненный цикл инноваций……………………………………………….11
Глава II. Организация и цели инновационной деятельности, её государственное регулирование………………………………………………..14
2.1. Цели инновационной деятельности………………………………………..14
2.2. Создание нововведений и их внедрение…………………………………..19
2.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения……..24
2.4. Государственное регулирование инновационного развития в России….32
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………….38
Другой пример. Французская компания Club Mediterranee S.A., основанная в 1950 г., на конец 2004 г. работала в 40 странах. Помимо курортных комплексов (туристских деревень), которых у компании насчитывается около 100, она владеет двумя круизными судами. Ежегодно курорты компании посещают свыше 1,5 млн человек (в 2001 г. - 2,05 млн, в 2004 г. - 1,7 млн). Ежегодный объем продаж на протяжении последних нескольких лет составлял свыше 1,6.млрд евро. Компания открывала курорты в труднодоступных и не вполне освоенных туристами местах планеты. В 1970-х гг. Club Med позиционировала свои курортные комплексы как место встреч и веселого времяпровождения одиноких граждан. В 1990-е гг. компания с учетом смены настроений потребителя резко переключилась на "семейный" рынок. В начале нового века руководство компании провозгласило краеугольным камнем новой стратегии диверсификацию, рассчитывая, что в результате не будет зависеть от сезонных колебаний в туризме и распространит свой бренд на новые области. Было организовано специальное подразделение, отвечающее за активный отдых и включающее фитнес-клубы, сеть городских развлекательных центров (первые подобные центры были открыты в Париже и Монреале). На отдельные проекты было выделено до 200 млн евро. Однако в 2002 г. руководство компании, ссылаясь на кризис, вызванный событиями 11 сентября 2001 г., решило заморозить некоторые проекты и вернуться к традиционной деятельности. Была свернута работа сети городских развлекательных центров, закрыты более 20 гостиниц, причем не только в наименее популярных курортах. Однако ссылка на события 11 сентября не совсем корректна. Уже задолго до этого многие аналитики отмечали, что постоянные клиенты Club Med среднего возраста стали обращаться в другие компании, которые строят свои предприятия рядом с выходящими из моды курортными комп-лексами. Аналитики считают, что Club Med чересчур понадеялась на свой разрекламированный бренд и это повредило ее бизнесу.
Одним из широко внедренных нововведений в туристском бизнесе стала формула "все включено" (all inclusive). Она получила распространение не только на морских, но и на горнолыжных курортах - в стоимость тура включается пропуск на подъемники, услуги инструктора, питание, а также напитки и закуски в течение дня и др. Это позволило Club Med только к 2004 г. преодолеть кризисную ситуацию и получить прибыль в размере 17 млн евро.
Как уже отмечалось, появились специализированные организации, занимающиеся только инновационной деятельностью. Их можно подразделить на венчурные, инжиниринговые и внедренческие фирмы, профитцентры.
Венчурные фирмы - временные организационные структуры, занятые разработкой научных идей и превращением их в новые технологии (продукты), создаваемые с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации "рисковых" инноваций.
Венчурные фирмы создаются на договорной основе и на объединенные денежные средства нескольких юридических или физических лиц (либо тех и других); на вложения и кредиты крупных компаний, банков, частных фондов и государства.
Преимущества венчурного бизнеса - гибкость, подвижность, способность мобильно переориентироваться, изменить направление поиска, быстро улавливать и апробировать новые идеи.
Стремление к получению
прибыли, давление рынка и конкуренции,
конкретно поставленная задача, жесткие
сроки вынуждают разработчиков
действовать результативно и
быстро, интенсифицируют
Для создания венчурного предприятия необходимы коммерческая идея (суть нововведения); общественная потребность в нововведении; предприниматель, готовый создать венчурную фирму; рисковый капитал.
Инжиниринговые фирмы представляют собой соединительное звено между научными исследованиями и разработками и производством.
Основные направления их деятельности следующие:
- оценка вероятности значимости
коммерческой конъюнктуры,
- техническое прогнозирование инновационной идеи, будущей технологии научно-технической продукции;
- доводка нововведения до промышленной реализации;
- оказание услуг в процессе внедрения объекта разработки;
- пусконаладочные работы.
Внедренческие фирмы специализируются на внедрении неиспользованных патентов владельцами технологий, продвижении на рынок лицензий, доведении изобретений до промышленной кондиции, производстве небольших партий изделий с последующей продажей лицензий.
Профитцентры способствуют ускорению нововведений. Это временное целевое объединение научных работников нескольких смежных отраслей науки и техники, а также менеджеров для решения конкретных научно-технических или производственных задач.
Таким образом, компании по-разному участвуют в инновационных процессах, их деятельность различается по степени активности действий. Но не всегда легко четко определить тип предприятия по его инновационному поведению, так как подавляющее большинство крупных компаний используют различные варианты инновационного поведения и инновационных стратегий в зависимости от вида выпускаемой продукции, принимают активное участие в международной интеграции и кооперировании.
2.4. Государственное регулирование инновационного развития в России
Особенностью России является наличие в ее недрах значительных запасов различного вида минерального сырья, а также ее богатейший интеллектуальный потенциал. На основе анализа тенденций развития экономических и социальных процессов в мире, из двух вариантов возможных стратегий был выбран вариант, основанный на реализации интеллектуального потенциала.
Рамки стратегии установлены в "Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г.
В этом документе определены такие направления:
- развитие фундаментальной
науки, важнейших прикладных
- совершенствование
- формирование национальной инновационной системы;
- повышение эффективности
использования результатов
- сохранение и развитие
кадрового потенциала научно-
- интеграция науки и образования;
- развитие международного
научно-технического
Институциональными
В России сохранился значительный
научно-технологический
В России сохраняется доминирующая роль государства как источника ассигнований на научно-технические исследования и разработки. Из общих средств финансирования внутренних затрат на исследования и разработки, которые в 2003 г. составили 169,86 млрд рублей, доля государственных расходов равна 57,8 %.6
В целях дальнейшего
Правительство одобрило безвозмездную передачу прав на результаты научно-технической деятельности, полученные с привлечением государственных средств, прежде всего исполнителям работ, либо потребителям, либо "частным инвесторам, участвующим совместно с государством в получении этих результатов". Были решены вопросы о льготном налогообложении инновационных предприятий на начальной стадии работы и об упрощении процедуры взимания налогов и дифференциации налоговых ставок.
Налоговые преференции будут сосредоточены, прежде всего, в технопарках, технологических кластерах, инновационно-технологических центрах и в особых экономических зонах.
На решение задач по
развитию инновационной деятельности
повлияла и реорганизация федеральных
органов власти в июле 2004 г. Были
созданы новые органы исполнительной
власти, подведомственные Министерству
образования и науки РФ: Федеральная
служба по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам (Роспатент)
и Федеральное агентство по науке
и инновациям (Роснаука), а также
Федеральное агентство по
Таким образом, главными задачами инновационного развития являются:
- обеспечение благоприятных
экономических и финансовых
- координация действий
федеральных региональных и
- обеспечение высокого
качества образования, системы
подготовки и переподготовки
кадров для эффективного
Заключение
Деятельность является инновационной, если в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе.
Инновационная деятельность в отличие от обычной производственной характеризуется:
- большим риском при коммерциализации инноваций (до 50 %); необходимостью постоянного контроля за промежуточными этапами внедрения инноваций, чтобы в случае отсутствия конкретных результатов принять решение о прекращении работ;
- сложностью установления
зависимости результатов от
Инновационная деятельность может быть успешной при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Процесс их внедрения является длительным и сопровождается значительным риском.
Любые товары и услуги проходят
через ряд стадий, которые в совокупности
Цели инновационной деятельности состоят в прогнозировании последствий и значимости различных новшеств, для достижения технологического лидерства.
Установление инновационных целей необходимо для всех компаний независимо от их размера.
Создание нововведений и их внедрение может проходить двумя путями введения новшеств. В первом случае - это модификации в рамках существующего рынка, а во втором - создание новой категории с соответствующими изменениями товара и привлечением новых потребителей.
Компании по-разному участвуют в инновационных процессах, их деятельность различается по степени активности действий. Но не всегда легко четко определить тип предприятия по его инновационному поведению, так как подавляющее большинство крупных компаний используют различные варианты инновационного поведения и инновационных стратегий в зависимости от вида выпускаемой продукции, принимают активное участие в международной интеграции и кооперировании.
Информация о работе Организация и цели инновационной деятельности