Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:51, курсовая работа
XXI в., с которого начинается третье тысячелетие, бросил человечеству вызов в форме всепроникающей международной связи, всемирной «паутины» Интернет и появления виртуальной экономики. И кто сегодня может с полной уверенностью сказать, что, уходя, XXI в. не принесет человечеству более серьезную угрозу в виде появления «машинного (т. е. электронного) интеллекта» и «человеко-машинной» экономики? XXI в. предоставляет возможность взглянуть на развитие экономики с момента ее зарождения, а также осмысленно взглянуть на будущее экономики и человечества.
Введение………………………………………………………………………....3
Понятия и направления электронного бизнеса…………………………….....5
Зарождение электронного бизнеса………………………………………….....8
С чего начинается электронный бизнес………………………………………11
Электронная коммерция ……………………………………………………....13
Интернет в электронном бизнесе……………………………………………..17
Классификация моделей электронного бизнеса……………………………..22
Платежные системы…………………………………………………………...28
Интернет-банкинг в России и мире…………………………………………..33
Современный интернет-трейдинг…………………………………………….35
Преимущества и недостатки электронного бизнеса…………………………36
Заключение……………………………………………………………………..41
Список литературы………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет
Им. Н.И. Лобачевского
Шестой факультет дистанционного обучения
Специальность «Финансы и кредит»
по дисциплине «Информационные системы в экономике»
на тему: «Понятия, модели и платежные системы электронного бизнеса»
Выполнила:
Проверил:
Арзамас, 2008 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Понятия и направления электронного бизнеса…………………………….....5
Зарождение электронного бизнеса………………………………………….....8
С чего начинается электронный бизнес………………………………………11
Электронная коммерция ……………………………………………………....13
Интернет в электронном бизнесе……………………………………………..17
Классификация моделей электронного бизнеса……………………………..22
Платежные системы………………………………………………………….
Интернет-банкинг в России и мире…………………………………………..33
Современный интернет-трейдинг…………………………………
Преимущества и недостатки электронного бизнеса…………………………36
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
XXI в., с которого начинается третье тысячелетие, бросил человечеству вызов в форме всепроникающей международной связи, всемирной «паутины» Интернет и появления виртуальной экономики. И кто сегодня может с полной уверенностью сказать, что, уходя, XXI в. не принесет человечеству более серьезную угрозу в виде появления «машинного (т. е. электронного) интеллекта» и «человеко-машинной» экономики? XXI в. предоставляет возможность взглянуть на развитие экономики с момента ее зарождения, а также осмысленно взглянуть на будущее экономики и человечества.
Используя средства связи, можно, не выходя из дома, управлять технологическими линиями на производстве или финансово-коммерческой деятельностью предприятия, вести бухгалтерский учет, учиться дистанционным путем в учебном заведении, читать книги в библиотеке, покупать товары, совершать банковские, биржевые и другие финансовые операции, и т. п. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. Появление в конце XX в. информационных технологий привело к появлению самого прибыльного бизнеса — интерактивного бизнеса.
Можно с полной уверенностью утверждать, что в середине XXI в. лидерами мировой экономики и международной торговли станут те страны, которые будут обладать высокой технологией и наукоемкими производствами. А это означает, что экспорт российской нефти, полезных ископаемых, торговля оружием и изделиями тяжелого машиностроения российскими фирмами займет в международной торговле одно из самых последних мест и уже не будет давать того дохода, который Россия имела в конце XX в.
В условиях рыночной экономики коренным образом меняется подход к управлению, от функционального – к бизнесориентированному, кардинально меняется и роль информационных технологий. Ориентация на управление на основе бизнес-процессов обеспечивает конкурентное преимущество для организации в условиях острейшей конкуренции, а управление на основе бизнес-процессов не может эффективно реализовываться без применения информационных технологий и систем.
Во многих публикациях последнего времени одним из ключевых становится тезис о том, что мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной коммерции (электронной экономической деятельности), сетевых сообществ и организаций без границ. Все авторы едины в том, что приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества.
Экономика функционирует благодаря разнообразным сетям связей между людьми (транспортным, социальным, культурным и др.), которые позволяют им обмениваться информацией, координировать и согласовывать свою экономическую деятельность.
Понятия и направления электронного бизнеса.
Появление и развитие сети Интернет, совершенствование информационных технологий, систем и стандартов их взаимодействия привели к созданию нового направления современного бизнеса – электронному бизнесу.
Электронный бизнес представляет собой совокупность деловых
операций, реализуемых путем информационного
обмена между физическими лицами (предпринимателями,
бизнесменами) и юридическими (учреждениями
и организациями) с использованием технических
и программных средств на основе технологий
Интернета.
Целью электронного бизнеса, как и любого
бизнеса, вообще, является получение прибыли
или материального дохода в денежной или
эквивалентной форме (приобретение собственности,
ценных бумаг, информационного продукта
и т.п.)
Основные направления электронного бизнеса затрагивают практически все сферы деятельности человеческого общества: производственную деятельность, социальную сферу (образование, наука, медицина, культура), государственные структуры, информационную сферу, финансовые институты, торговлю и сервисные услуги. В области производственной деятельности – это создание интегрированных систем автоматизированного управления, позволяющих объединить производственные, финансовые и управленческие процессы с учетом поставщиков и получателей продукции, а также создать корпоративную информационную среду с электронным документооборотом, позволяющую объединить отдельные подразделения и филиалы, сделать оперативно доступной информацию обо всех аспектах производственной, управленческой и финансовой деятельности руководству предприятия.[4]
Активное внедрение современных информационных технологий и достижений в сфере телекоммуникаций привело к огромным изменениям на фондовых и финансовых рынках. С развитием Интернет-технологий фондовые рынки стали доступны широкому кругу физических лиц, как с территориальной, так и с финансовой точки зрения. Это позволило ускорить оборот операций и капитала; уменьшить издержки и повысить инвестиционную привлекательность многих проектов широкие перспективы открываются перед финансовыми и страховыми рынками. Система Интернет-банкинга позволяет с помощью персонального компьютера предоставить клиенту весь спектр банковских услуг. В случае Интернет-страхования весь процесс установления и поддержания договорных отношений проходит по сети Интернет. Наибольший сегмент рынка электронного бизнеса занимает сегодня электронная коммерция и оказание различных сервисных услуг. Темпы его роста таковы, что в ближайшие пять лет в развитых странах основная деятельность в этой области будет осуществляться с использованием сети Интернет. Внедрение методов электронной коммерции позволяет существенно ускорить и удешевить весь бизнес-процесс, обеспечить доступ к информации о товарах и услугах широкому кругу потенциальных клиентов, сократить штатный состав и снизить производственные издержки. Однако именно эта сфера деятельности требует эффективного решения сложных организационных, технических и правовых задач на уровне государственных институтов, крупных финансовых структур и телекоммуникационных компаний. Прежде всего, это защита телекоммуникационных и платежных систем, необходимость обеспечения конфиденциальности, цельности информации, идентификации, гарантии сохранения тайны. Для решения подобных задач необходимо располагать мощными аппаратными и программными средствами, а также принять ряд законов, защищающих как продавца, так и покупателя. Актуальной является также задача создания национальных платежных систем, позволяющих оперативно и безопасно осуществлять расчеты по сети Интернет, создание сертификационных центров и принятие законодательных актов, приравнивающих документы с цифровой подписью к общепринятым.
Перечисленные выше сферы применения
электронного бизнеса и стоящие проблемы
позволяют сформулировать основные направления
подготовки и дисциплины специализации в области электронного бизнеса[6]:
1. Первое направление – это телекоммуникационная
и сетевая составляющая электронного
бизнеса. Это направление поддерживают
курсы по основам связи и телекоммуникационных
систем, корпоративные средства связи,
локальные и глобальные компьютерные
сети. В этих курсах рассматриваются принципы
построения основных телекоммуникационных
систем и сетей, их технико-экономические
показатели и их использование для создания
средств, обеспечивающих передачу информации
между всеми участниками рынка электронного
бизнеса.
2. Второе направление – это информационные технологии электронного бизнеса. Основные курсы - программные средства электронного бизнеса, Web-дизайн, мультимедиа и графика для электронного бизнеса. В этих курсах изучаются вопросы построения баз данных, языки программирования и редакторы, необходимые для предоставления информации в интернете, принципы создания Web-страниц, и различные мультимедийные технологии, применяемые в дистанционном обучении, телеработе, рекламе, интернет-вещании.
3. Третье направление – это организация электронного бизнеса. Основу этого направления составляют курсы по маркетингу и рекламе, организации корпоративной информационной среды, электронному документообороту, бизнес-планированию и риск-финансированию электронного бизнеса.
4. Четвертое направление – это защита
телекоммуникационных систем и систем
электронного бизнеса. В рамках данного
направления изучаются методы аппаратной
и программной поддержки систем безопасности.
5. Пятое направление – это электронные
финансовые и фондовые рынки, необходимые
для поддержки всех структур электронного
бизнеса.
Целью данного проекта является изучение
основных понятий электронного бизнеса,
методов и форм проникновения электронного
бизнеса в традиционные сферы бизнеса,
а также новации Интернет-технологий.[6]
Началом возникновения электронной торговли
можно считать 1970 г., когда в США появились
электронный обмен данными по компьютерным
сетям – EDI (Electronic Data Exchange) – и электронный
перевод денег банками в компьютерных
сетях – EFT (Electronic Funds Transfer).
Члены Всемирной торговой организации
(ВТО) договорились не вводить таможенные
сборы на международные электронные платежи
в сети Интернет. Покупка через глобальную
сеть осуществляется так же, как и по обычному
почтовому каталогу, только в электронном
виде. Покупатель указывает свои банковские
реквизиты и тип покупки. Затем получает
товар. И здесь взимаются обычные почтовые
сборы, как при обыкновенной пересылке.
Развитие сети Интернет привело к резкому
росту популярности этой технологии торговли
среди всех торговых фирм и граждан. Интернет
стимулировал развитие электронной торговли
на уровне отдельного хозяйствующего
субъекта. Малые предприятия и граждане
получили возможность вести свои коммерческие
сделки и другие операции в оперативном
электронном режиме – в режиме реального
времени (on-line). Режим on-line – это режим работы
банкомата, когда обмен информацией между
банком и процессинговым центром происходит
постоянно, и все транзакции по счету выполняются
в реальном масштабе времени.
Но суть происходящих сейчас процессов, связана не в распространении Интернет-технологий. Напротив, Интернет-технологии ведения бизнеса появились в ответ на возникновение потребности в них. Мировая экономика в последние 15—20 лет существенно изменилась. Переход от индустриального к постиндустриальному информационному миру, о котором много говорили западные аналитики и который считали ересью советские идеологи, наконец, совершился. Его суть в том, что радикально изменилось соотношение ролей экономических агентов. В индустриальную эпоху главным товаром были материальные предметы. В постиндустриальную — информация, идеи, права, словом, нематериальные активы. Соответственно ведущая роль в индустриальную эпоху принадлежала владельцу средств производства, а в постиндустриальную эта роль переходит к владельцу прав на интеллектуальную собственность.
Эксперты связывают с этим переход от
«детройтской» модели производства к
«голливудской». Если в «детройтской»
модели покупатель платит за право собственности
на продукт, то в «голливудской» — за право потребления продукта или
пользования им. Явление, названное «дезинтермедиация»
(disintermediation) — устранение или сокращение
числа посредников между производителем
продукта и его конечным потребителем,
также стало одной из самых заметных тенденций
последнего десятилетия.
Индустриальная эпоха завершилась, когда
в основном была создана инфраструктура
производства и перемещения материальных
товаров. Появление и быстрое распространение
Интернета положило начало развитию столь
же эффективной инфраструктуры производства
и перемещения нематериальных активов,
потребность, в которой чувствовалась
в последние десятилетия XX века. Однако,
для того чтобы Интернет действительно
стал такой инфраструктурой, необходимы
две «мелочи»: коренной пересмотр концепции
авторского права и создание единой и
общепризнанной системы микроплатежей.
Ни то ни другое не может быть, к сожалению,
сделано быстро. Стимул к введению изменений
в авторском праве появится не раньше,
чем ведущие игроки на этом поле (компании
звукозаписи, разработчики программного
обеспечения и т. п.) осознают, что регулировать
традиционным способом потребление продуктов,
защищенных авторским правом, более невозможно.
Еще сложнее обстоит дело с микроплатежами.
Интернет — среда глобальная, и механизм
микроплатежей начнет работать в полную
силу не раньше, чем он будет принят во
всем мире. Важно отметить, что вначале
Интернет-коммерция во многих случаях
не воспринималась как нечто отдельное
и специфическое, по крайней мере, теми,
кто ею занимался. Происходил простой
перенос в Интернет давно привычных коммерческих
механизмов. По-видимому, это и было причиной
успеха. Внедрение любой новой технологии
или модели ведения бизнеса сильно облегчается,
если при этом есть возможность применить
привычные и давно отработанные механизмы
из «прежней жизни». Так, широкому распространению
платежных карточек в свое время весьма
способствовало то, что для развития нового
инструмента была использована уже имевшаяся
технология обработки и клиринга чеков.
Наличие элементов традиционных коммерческих
технологий облегчает внедрение новых
не только потому, что нужно меньше изобретать
«на голом месте», но и потому, что снижается
психологический барьер для потребителя
и тем самым повышается его доверие к новому
и непривычному. К тому же при этом обычно
есть возможность сохранить или заимствовать
нормативную базу традиционных технологий
(прямо или по аналогии). А создание и отработка
нормативной базы — самые длительные
и консервативные этапы развития новых
коммерческих технологий. Именно поэтому
сейчас основным способом расчетов частных
лиц с продавцами товаров в Интернете
стали платежные карточки. Дело в том,
что для западного покупателя пользоваться
платежной карточкой при покупке по почтовому
или телефонному заказу так же привычно,
как чистить зубы дважды в день. Если бы
для оплаты было принято использовать,
например, чеки, то расчеты через Интернет
выглядели бы сейчас иначе.
Информация о работе Понятия, модели и платежные системы электронного бизнеса