Создание и развитие технопарков в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена состоянию и развитию технопарков и инновационных технологий, их роли в дальнейшем развитии России.
Первый раздел посвящен теоретическим аспектам технологических парков. В этом разделе рассмотрим такие вопросы, как понятие технопарки, цели создания технопарков. Во втором разделе говорится о состоянии и развитии технопарков в России. В третьем разделе приводятся выгоды и минусы создания технопарков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты технологических парков……………………………5
1.1 Понятие технопарков………………………………………………………....5
1.2 Цель создания технопарков…………………………………………………13
2. Технопарки в России………………………………………………………….18
2.1 Тенденции развития системы инноваций и технопарков в России…………………………………………………………………………….18
2.2 Настоящее и будущее технопарков в России……………………………...25
2.3 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в России……..29
3. Предложения по повышению инновационной активности предприятий…37
3.1 Предложения по совершенствованию механизма государственной поддержки инновационной деятельности в России…………………………...37
32 Выгоды и минусы создания технопарков………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………48

Файлы: 1 файл

Создание и развитие технопарков в РФ.docx

— 242.33 Кб (Скачать файл)

Российская идея создания технопарков несколько отличается от американской. В Америке технопарки слишком независимы от своих учредителей, что позволяет им самим выбирать своих клиентов и направления работы. У нас этот вид недвижимости пока находится на стадии развития. Российские технопарки имеют в основе своей схожую с американской идею: собрать в одном месте специалистов смежных отраслей. Разнится лишь подход к образованию технопарка: если в Америке они создавались "снизу" как этап естественного развития бизнеса, а правительство, в свою очередь, предоставляло землю и другие условия для существования, то в России сейчас другой подход - само государство учреждает технопарки для стимулирования развития промышленности.

Несмотря на то, что цель программы - поддержка регионов, наиболее перспективными видятся московский и петербургский технопарки. В  столицах сконцентрировано наибольшее число профильных игроков, потенциально способных заинтересоваться проектом и перевести свой офис в зону технопарка. В отдаленные регионы такие компании не поедут - к примеру, в тюменском  или новосибирском технопарке востребованность площадей будет зависеть от количества потенциально заинтересованных местных игроков5.

В таблице 1 рассмотрена инновационная  активность организаций по видам  экономической деятельности в период с 2009 по 2011 гг. Можно сделать вывод, что инновационная активность резко  возросла и продолжает возрастать сейчас после кризиса. Также сказалась  государственная поддержка организаций, занимающихся инновационной деятельностью. Увеличилось число обрабатывающих производств – это более наукоемкий сектор, чем добыча топливно-энергетических ресурсов.

 

 

 

 

Таблица 1 - Инновационная активность организаций по видам экономической деятельности

 

 

Число организаций, осуществлявших технологические инновации

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, процентов

 

2009

2010

2011

2009

2010

2011

Всего по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды

2490

2660

2990

9,4

9,6

9,9

Добыча полезных ископаемых

85

76

70

7,0

5,8

5,1

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

48

45

43

8,0

6,6

5,6

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

37

31

27

6,1

4,9

4,4

Обрабатывающие производства

2158

2250

2413

11,1

11,5

12,9

производство пищевых  продуктов, включая напитки, и табака

407

377

360

8,8

8,5

9,9

текстильное и швейное  производство

60

57

51

4,4

5,0

5,7

производство кожи, изделий  из кожи и производство обуви

13

7

7

7,7

4,8

4,9

обработка древесины и  производство изделий из дерева

27

32

31

3,8

4,6

4,6

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая  деятельность

103

109

101

3,0

3,2

3,0

производство кокса и  нефтепродуктов

27

26

30

29,3

27,1

31,9

химическое производство

148

152

146

24,2

24,7

22,6

производство резиновых  и пластмассовых изделий

50

52

59

11,0

10,1

10,7

производство прочих неметаллических  минеральных продуктов

122

123

123

8,3

8,4

8,2

металлургическое производство и производство готовых металлических  изделий

170

179

183

13,1

13,8

13,8

производство машин и  оборудования

275

277

275

15,0

16,1

16,9

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

437

430

421

27,0

26,7

25,8

прозводство транспортных средств и оборудования

186

192

204

22,7

22,7

23,0

прочие производства, не включенные в другие группировки  обрабатывающих производств

133

137

123

15,6

16,8

14,9

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

247

259

264

4,2

4,1

4,4


 

На основе уточнения существующих основных принципов классификации  технопарков предложена многомерная  классификация технопарков (рисунок 1)6. Так как количество фирм внутри технопарка является наиболее важным показателем эффективной деятельности технопарков, площадь покрытия определяет размера технопарка, а специализация дает качественную оценку технопарку, предложено наиболее полно классифицировать технопарки исходя из этих критериев. Преимуществом данной классификации является то, что она позволила объединить основные количественные и качественные характеристики технопарков, а также точнее выделить группы технопарков и определить их специфику, что, в свою очередь, дает возможность более эффективно управлять технопарком и существенно усилить концепцию развития предприятий в нем.

 

Рисунок 1 – Многомерная  классификация технопарков

 

Выявлены этапы процесса создания технопарков. На первом этапе  необходимо провести социально-экономический анализ регионов. На следующем этапе, исходя из проделанного анализа, определяются критерии выбора региона для размещения технопарка и разрабатываются методики создания и функционирования технопарка как инструмента региональной политики. На окончательном этапе конкретизируются цели и основные функции создаваемой организации (рисунок 2)7.

 

Рисунок 2 – Этапы создания технопарка

 

2.2 Настоящее и будущее  технопарков в России

 

Заявленный проект строительства технопарка в Санкт-Петербурге на базе Государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича уже заинтересовал компанию Google. Именно в рамках этого проекта компания планирует создать собственную базу в регионе. Инвестиции в создание этого технопарка составят $1 млрд.

Проект создания технопарка планируется реализовать к 2016 году. Из общей суммы инвестиций $90 млн составят средства федерального и петербургского бюджетов, а остальные средства - инвестиции инвесторов.

В рамках проекта планируется  построить 500-600 тыс. кв. метров площадей различного назначения, в том числе  учебные центры, конференц - залы, бизнес-инкубаторы, жилье для сотрудников технопарка. В настоящее время на территории площадью 45 га идут работы по планировке. Hа 2008 год из федерального бюджета в качестве субсидий выделено 152 млн рублей на проектирование инженерной инфраструктуры.

Наиболее же крупным и  интересным проектом в Московском регионе  является строительство в Нагатине Nagatino i-Land на участке площадью 32 га на территории АМО "ЗиЛ”. Общий объем строительства составляет около 1 млн кв. м. и включает в себя технопарки, офисные помещения, гостиницы, апартаменты, рестораны, спортивно-оздоровительный комплекс, выставочный центр. Первая очередь строительства Nagatino i-Land включает в себя шесть офисных комплексов класса В и две девятиуровневые парковки, консультантом проекта стала компания Knight Frank.

Как отмечает пресс-служба губернатора  Московской области, создавать технопарки решено в двух вариантах: в Дубне, что называется, с нуля - в "чистом поле", в Черноголовке - на базе существующей инфраструктуры, включающей научные  институты, средства коммуникации и "мозговой центр", то есть ценнейшие кадры, специализирующиеся как на фундаментальной науке, так и в области высоких технологий8.

Отмечается также, что  начало технопарку "в чистом поле" в Дубне в виде Российского  центра программирования уже положено: на левом берегу Волги выделена территория порядка 500 га под строительство  городка программистов на 30 тысяч  жителей, а на правом берегу расположится производственная зона. "Силиконовая  долина" в Дубне может получить статус особой экономической зоны. Жилье для приглашенных специалистов будет строиться на условиях ипотеки, производственные площади и часть  инженерной и социальной инфраструктуры - за счет средств инвесторов, а объекты  социальной и транспортной инфраструктуры - за счет бюджетных средств. В целом в создание этого технопарка будет инвестировано около 21,5 миллиарда рублей - 2,6 миллиарда из них составят бюджетные деньги. Предполагаемый доход бюджета от реализации первой стадии проекта - 5,2 миллиарда рублей.

Проект технопарка в Черноголовке, создаваемого на базе существующего  академгородка, рассчитан на 5 лет и предусматривает около 715 миллионов долларов инвестиций. Бюджетные средства, по предварительным расчетам, составят 95 миллионов долларов. Объем производства после реализации черноголовского проекта должен составить около 460 миллионов долларов в год, а число занятых в нем специалистов - около 10 тысяч человек.

Реализация проектов технопарков  в Дубне и Черноголовке обеспечит, большие налоговые поступления  в бюджеты всех уровней, привлечение  в науку молодежи, а также возвращение  из-за границы ведущих российских и подмосковных ученых, в свое время  уехавших из страны.

Технопарк в Обнинске имеет общую площадь около 50 га. Отбор фирм-участников произведен администрацией города в ходе тендера. Из нескольких десятков отобрано 10 фирм, которые построят свои производственные помещения. Здесь будут выпускать лекарства (сербская компания "Хемофарм концерн", сумма вложений - 25 млн. долл.), металлоконструкции (российская фирма "Вентал", сумма вложений - 10 млн. долл.), компьютеры и электронное оборудование ("Крафтвэй", сумма вложений - 12 млн. долл.). В создание информационно-процессингового центра "Хоум кредит энд финанс банк" будет вложено 10 млн. долл. Общая сумма инвестиций в проект - около 60 млн. долл. Свою долю внес и город. Проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по сооружению инженерных сетей и коммуникаций выполнены за счет целевых средств программы развития Обнинска как наукограда. Строительства жилья не предполагается, расчет делается на кадровый потенциал города и доставку при необходимости людей из Москвы.

Троицкий технопарк, создаваемый  менее чем в 20 км к югу от Москвы в Троицке - подмосковном городе со славными научными традициями. Уже  готов проект архитектурной концепции  первой очереди строительства технопарка. С вводом ее в 2006-2007 гг. в действие сюда переехали более 5000 специалистов из Москвы и других регионов Подмосковья, всей страны. Их привлекает, в первую очередь, открытая концепция участия  IТ-компаний в проекте. При этом наряду с лидерами IТ-рынка Троицким технопарком интересуются множество малых и средних технологических компаний.

Троицкий технопарк является одним из 7 пилотных технопарков министерства информационных технологий и связи. Технопарк ориентирован на инновации и наукоемкий аутсорсинг. Базовые университеты технопарка - Высшая школа экономики и Московский физико-технический институт. Технопарк предлагает услуги по бизнес-инкубированию и поиску инвесторов для начинающих компаний, удобную и недорогую инфраструктуру существующим IТ-компаниям.

Из рисунка 3 видно в каких отраслях специализируются российские технопарки.9 Видно, что основной упор делается на информационных технологиях и добыче ресурсов. Биотехнологии и приборостроение хоть и занимают меньшую долю, но все равно также являются приоритетными направлениями развития.

 

 

Рисунок 3 – Специализация  технопарков по отраслям

2.3 Нормативно-правовая база  инновационной деятельности в  России

 

Для стимулирования инновационной  активности предприятий Правительством РФ был принят план мероприятий10. В целях обеспечения опережающего развития инновационных технологий в сферах, имеющих значительную общественную направленность, с учетом опыта реализации программ в сфере нанотехнологий, предполагается подготовка предложений по формированию крупных государственных технологических проектов в приоритетных направлениях технологической модернизации и инновационного развития.

Развитие государственного регулирования инновационной деятельности будет направлено на обеспечения  активного взаимодействия системы  государственного управления, бизнеса, научного и экспертного сообществ, с целью разработки и широкого использование современного методологического  инструментария, как для формирования стратегических технологических направлений, так и для разработки среднесрочных  сценариев развития высокотехнологичных  отраслей, включая технологические  платформы, технологические дорожные карты, экспертные опросы, проведение прогнозных исследований по методике Форсайта.

С целью повышения эффективности  планирования и мониторинга расходования бюджетных средств в научно-технической  сфере предусмотрены меры по включению  в состав федерального бюджета приложения, группирующего расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения по главным распорядителям бюджетных средств, а также по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета

В целях содействия развитию региональных инновационных кластеров  в субъектах Российской Федерации  предусматривается поддержка мероприятий, связанных с устранением «узких мест» в развитии кластеров, поддержка  кооперационных программ предприятий, входящих в состав кластеров.

Для стимулирования участия  отечественных компаний в развитии международной технологической  кооперации предусмотрена разработка механизмов поддержки приобретения активов зарубежных высокотехнологичных  компаний, а также создания с ними технологических альянсов.

Мероприятия блока ориентированы  на поддержку основных форм инновационной  деятельности действующих предприятий, в зависимости от специфики и  размера предприятий и с учетом государственных приоритетов поддержки бизнеса.

Для частных технологических  средних и малых компаний, собственные  ресурсы которых ограничены, особенно в условиях экономического кризиса, предусмотрена возможность получения  бюджетных грантов (субсидий) по приоритетным направлениям инновационной деятельности, включая проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции; инжиниринговые услуги, зарубежное патентование.

Помимо мер организационного и финансового характера, для  поддержки инновационной активности предприятий, их технологической модернизации разработан комплекс дополнительных налоговых  льгот, ориентированный на создание благоприятных условий для продолжения  развития отечественного наукоемкого бизнеса. Данные меры сконцентрированы на поддержке тех аспектов экономической деятельности предприятий, работающих в сфере высокотехнологичного производства и услуг, которые наиболее важны для инновационного развития и одновременно особенно уязвимы в условиях экономического кризиса.

В законодательной сфере  планируется также корректировка  механизма взимания земельного налога с бюджетных учреждений образования  и науки.

Дополнительные возможности  для оперативной поддержки высокотехнологичного экспорта средних и малых компаний, занятия образовавшихся ниш на мировом  высокотехнологичном рынке будут  реализованы путем развития системы  страхования экспортных контрактов и выделения грантов (субсидий) для  осуществления мероприятий по выходу компаний на новые внешние рынки.

Информация о работе Создание и развитие технопарков в Российской Федерации