Создание и развитие технопарков в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена состоянию и развитию технопарков и инновационных технологий, их роли в дальнейшем развитии России.
Первый раздел посвящен теоретическим аспектам технологических парков. В этом разделе рассмотрим такие вопросы, как понятие технопарки, цели создания технопарков. Во втором разделе говорится о состоянии и развитии технопарков в России. В третьем разделе приводятся выгоды и минусы создания технопарков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты технологических парков……………………………5
1.1 Понятие технопарков………………………………………………………....5
1.2 Цель создания технопарков…………………………………………………13
2. Технопарки в России………………………………………………………….18
2.1 Тенденции развития системы инноваций и технопарков в России…………………………………………………………………………….18
2.2 Настоящее и будущее технопарков в России……………………………...25
2.3 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в России……..29
3. Предложения по повышению инновационной активности предприятий…37
3.1 Предложения по совершенствованию механизма государственной поддержки инновационной деятельности в России…………………………...37
32 Выгоды и минусы создания технопарков………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………48

Файлы: 1 файл

Создание и развитие технопарков в РФ.docx

— 242.33 Кб (Скачать файл)

Разработанные рекомендации по совершенствованию  механизма государственной поддержки  инновационной деятельности предприятий  при соблюдении системы принципов  прохождения предприятий-участников кластера по конкурсу на предоставление субсидий из областного бюджета, создадут условия для повышения эффективности  распределения средств бюджета, их выделения в пользу предприятий  отраслевого кластера с учетом специфики  их деятельности и потенциального экономического роста, который несет в себе идея образования и функционирования кластерного образования.

3.2 Выгоды и минусы создания технопарков

 

Технопарк - организация, которая  предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым  в сфере промышленности, производственные площади на льготных условиях. Как  правило, технопарки создаются на базе крупных предприятий. Срок пребывания предприятия в технопарке - три  года. По истечении этого срока, предприятие, закрепившись на рынке и наработав  устойчивые коммерческие связи, выходит  в свободное плавание.

Создание технопарков, по мнению экспертов, с одной стороны, будет способствовать развитию наукоемких отраслей, а с другой - привлечет  новых инвесторов на рынок недвижимости. В России технопарки смогли бы решить проблему недофинансирования научных  разработок. Прямое финансирование частными инвесторами исследовательских  институтов невозможно в силу статуса  последних. Венчурные фонды, которые, в принципе, могут решить эту проблему, пока создаются в основном в целях  оптимизации налогообложения при  реструктуризации холдингов. Технопарки же могут стать отличным соединяющим  звеном между инвестором и нуждающимся  в финансах ученым. В первую очередь  развитие получат офисы, складская  недвижимость и сферы производства.

В России давно созрела  необходимость реализации программы  строительства технопарков. Подобные образования будут способствовать подъему наукоемких отраслей, что  в целом создаст благоприятные  предпосылки для дальнейшего  развития экономики страны. А существенная государственная поддержка является гарантом эффективности развития: риск частных инвесторов, таким образом, снижается, что дает им более широкие  возможности для вхождения в  проект. Если заявленные цели будут  реализованы и технопарки действительно  позволят предприятиям нарастить мощности и снизить издержки в первое время  своего существования, подобные образования  могут быть крайне эффективны. Однако не все так гладко.

Крупные компании в первое время могут отказываться переезжать на новые площади, если расположение технопарка неудобно для их бизнеса, и, для того чтобы новое образование  начало динамично функционировать  и расширяться, должно пройти продолжительное  время. В Америке подобный процесс  занял около 10-15 лет, и в России наиболее перспективные технопарки, возможно, ждет аналогичная динамика развития.

В первую очередь данная проблема может коснуться, как это  ни парадоксально, самых перспективных, по мнению экспертов, столичных проектов. Москва - это все-таки город маленьких  офисов. Москва не является сосредоточением  научной элиты, а любой технопарк  подразумевает определенную техническую  базу. На данный момент в Москве нет  ни одного технопарка. Есть планы развития существующих промзон в индустриальные парки, но пока это все находится на стадии задумок, идей и разработки концепции - в самом лучшем случае. Новые проекты, несомненно, нужны, но все будет зависеть от местоположения проекта, профессионально разработанной концепции развития технопарка, грамотного подбора арендаторов/индустрий.

Создание технопарков, по мнению экспертов, не повлияет сразу  на весь рынок недвижимости. В рамках проекта по организации технопарков  в первую очередь будет увеличен объем офисных и производственных площадей. Однако эти помещения не окажут влияния на общерыночные ставки аренды, так как спрос на площади в технопарках узкоспециален и сами образования будут в существенной степени обособленны. В технопарках ставки аренды могут быть значительно ниже, чем средние по рынку.

С учетом специфики технопарков - размещение молодых инновационных  малых предприятий, льготные арендные ставки или их временное отсутствие, а также расположение технопарков - они не создадут конкуренцию другим офисным или производственным площадям. Однако, как отмечают эксперты, на территории технопарков будут развиваться  помимо офисной и производственной недвижимости складские площади  и гостиничные комплексы, которые  также будут рассчитаны на "резидентов”  технопарков.

Определенные сомнения вызывает у экспертов система финансирования таких проектов. Проекты отраслевых технопарков стали популярной темой последних лет. Государство пытается реализовать отдельные проекты по всей России, но в действительности пока большая часть идей остается на бумаге. Существенная часть программ будет финансироваться за счет бюджета в рамках национальных проектов. По мнению экспертов правильнее было бы не проектировать проект на миллиарды долларов, "половина бюджета которого гарантированно уйдет в неизвестном направлении, а предоставлять некие налоговые льготы на региональном, а в некоторых случаях - и на федеральном уровне, которые действительно позволят развиваться подобным проектам”. Кроме того государство должно научиться на своих прошлых ошибках.

В любом случае для подобных проектов необходимы комфортное жилье  и другая инфраструктура, так как  без нее работать эффективно не получится. Технопарки не должны становиться местом постоянного проживания людей. Именно это и порождает впоследствии проблемы безработицы и другие социальные конфликты.

В целом, по мнению специалистов, создание технопарков - задумка верная. Есть все основания полагать, что  в ближайшее время это направление  будет динамично развиваться. Особенно в тех регионах, где власть окажет поддержку ленд-девелоперам либо самостоятельно займется подготовкой территорий для размещения технопарков. Очень важно не просто подвести инфраструктуру, но и правильно спроектировать участки, исходя из потребностей потенциальных инвесторов. Только в этом случае участки на территории технопарков будут востребованы бизнесом.

Таким образом, нужно создать  правильную финансовую модель, привлекающую компании и людей в технопарки. В зависимости от направления  к преференциям можно отнести  различные налоговые льготы, в  том числе и на социальные налоги, а техническая реализация проекта  с точки зрения недвижимости - стандартный  процесс, который можно легко  преодолеть.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях достижения науки и технологий стали определять динамику экономического роста, уровень  конкурентоспособности государства, степень обеспечения его национальной безопасности и интеграции в мировую  экономику. Развитые страны уже перешли  к качественно новой стадии социально-экономического развития, основным содержанием которой  является создание экономики, основанной на научных знаниях и базирующейся на высокоэффективных национальных инновационных системах.

В настоящее время правительством принят ряд решений, в частности  о присвоения статуса наукоградов, об инновационном развитии отечественной промышленности, о выделении бюджетных средств на поддержку венчурных наукоемких проектов и др., подтверждающих курс государства на восстановление и развитие промышленного производства.

Экономический рост и модернизация отраслей экономики Российской Федерации  в короткие сроки возможны только в случае увеличения темпов развития высокотехнологичных отраслей, для  обеспечения которых необходимо проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности указанных отраслей экономики, поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции  и услуг, содействие продвижению  этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий. Наиболее эффективным механизмом развития высокотехнологичных отраслей является создание технопарков в сфере высоких технологий.

Правительство РФ поставило  цель - обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики  и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Для достижения указанных целей необходимо:

  1. создать в Российской Федерации технопарки в сфере высоких технологий;
  2. развивать российские высокотехнологичные производства;
  3. стимулировать развитие других отраслей экономики, в том числе за счет использования современных технологий, высокотехнологичной продукции и услуг;
  4. повышать инвестиционную привлекательность высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечивать увеличение объемов иностранных инвестиций;
  5. создавать условия для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Российской Федерации;
  6. увеличивать объем экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в сфере высоких технологий.

 

Необходимо обеспечить государственную  поддержку в первую очередь научно-исследовательским  работам по проектированию и организации  производства новейших технологий. При  этом государственная политика в  области информационных и коммуникационных технологий должна быть увязана не только с общегосударственной задачей  сохранения промышленного потенциала страны, но и обеспечения экономической  и информационной безопасности государства.

Я считаю, что технопарки нам очень нужны. Технопарки - инкубаторы новых идей, бизнесов и технологий.

Создание технопарков  в сфере высоких технологий приведет к увеличению поступления налогов  в бюджеты всех уровней, положительно повлияет на обеспечение высоких и устойчивых темпов развития высокотехнологичных отраслей экономики, что в свою очередь будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, а также эффективности использования человеческих и материальных ресурсов.

Необходимо создать технопарки, действующие под приглядом научных и университетских центров, с наблюдательными и попечительскими советами, налаженной и прозрачной системой отчетности. Технопарки, где не будет места криминальным схемам ухода от налогов и поиска необоснованных привилегий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. План мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, осуществляемых в рамках реализации в 2009-2010 годах Основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденный поручением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2009 г. № СИ-П7-4455.
  2. Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г.
  3. Концепция долгосрочного социально-ориентированного развития РФ, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
  4. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2005 г.
  5. Журнал Tadviser// Статья «Технопарки в России», 2012
  6. Журнал "Инвестиции в России", 2010, №1
  7. Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики // Экономист. 2011, №6.
  8. "Плантации высоких технологий", Ведомости, 26.08.2009
  9. Риммер М.И., Касатов А.Д., Матиенко Н.Н. Экономическая оценка инвестиций. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 480 с.: ил. - (Серия "Учебник для вузов")
  10. Оганесян В.Г. Концепция и процесс развития профильных малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Экономика. – 2010. – №2 (Том 6).
  11. Оганесян В.Г. Развитие технопарков и бизнес-инкубаторов в системе инновационного предпринимательства // Сборник научных статей, Вып.7. – СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права. – 2009.
  12. Быстров, О.Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации [Текст]: монография / О.Ф. Быстров, В.Я. Поздняков, В.М. Прудников и др. - М.: Инфра-М, 2008. - 358 с.
  13. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб.пособие для вузов/ Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г. Городнов. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 471 с.
  14. Шанин, И.И. Развитие промышленного производства и внедрение инноваций в восстановительный послекризисный период [Текст] // Вестник Воронежского государственного технического университета. Т. 7. - Воронеж: ВГТУ, 2011. - № 10. - С. 155-158.

 

1 Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики // Экономист. 2011, №6.

2 Риммер М.И., Касатов А.Д., Матиенко Н.Н. Экономическая оценка инвестиций. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 480 с.: ил. - (Серия "Учебник для вузов")

  1. 3 Вахрин П.И., Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2005 г.

4 Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г.

  1. 5 Журнал "Инвестиции в России", 2009, №12

6 Оганесян В.Г. Развитие технопарков и бизнес-инкубаторов в системе инновационного предпринимательства // Сборник научных статей, Вып.7. – СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права. – 2009.

7 Оганесян В.Г. Концепция и процесс развития профильных малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Экономика. – 2010. – №2 (Том 6).

8 . "Плантации высоких технологий", Ведомости, 26.08.2009

9 Журнал Tadviser// Статья «Технопарки в России», 2012

10 План мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, осуществляемых в рамках реализации в 2009-2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации 
на период до 2012 года, утвержденный поручением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2009 г. № СИ-П7-4455.

11 Концепция долгосрочного социально-ориентированного развития РФ, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

12  Быстров, О.Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации [Текст]: монография / О.Ф. Быстров, В.Я. Поздняков, В.М. Прудников и др. - М.: Инфра-М, 2008. - 358 с.

13 Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб.пособие для вузов/ Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г. Городнов. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 471 с.

14 Шанин, И.И. Развитие промышленного производства и внедрение инноваций в восстановительный послекризисный период [Текст] // Вестник Воронежского государственного технического университета. Т. 7. - Воронеж: ВГТУ, 2011. - № 10. - С. 155-158.

 


Информация о работе Создание и развитие технопарков в Российской Федерации