Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:39, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена состоянию и развитию технопарков и инновационных технологий, их роли в дальнейшем развитии России.
Первый раздел посвящен теоретическим аспектам технологических парков. В этом разделе рассмотрим такие вопросы, как понятие технопарки, цели создания технопарков. Во втором разделе говорится о состоянии и развитии технопарков в России. В третьем разделе приводятся выгоды и минусы создания технопарков.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты технологических парков……………………………5
1.1 Понятие технопарков………………………………………………………....5
1.2 Цель создания технопарков…………………………………………………13
2. Технопарки в России………………………………………………………….18
2.1 Тенденции развития системы инноваций и технопарков в России…………………………………………………………………………….18
2.2 Настоящее и будущее технопарков в России……………………………...25
2.3 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в России……..29
3. Предложения по повышению инновационной активности предприятий…37
3.1 Предложения по совершенствованию механизма государственной поддержки инновационной деятельности в России…………………………...37
32 Выгоды и минусы создания технопарков………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………48
Для крупных частных компаний, обладающих даже в условиях экономического кризиса значительными собственными ресурсами и возможностями, инновационная активность которых в значительной степени определяется мотивацией их владельцев и менеджмента, предусматривается предоставление организационной поддержки, направленной на создание внутренних стимулов к инновационной деятельности, в том числе путем поддержки деятельности саморегулируемых организаций, содействующих внедрению на предприятиях добровольных стандартов ведения инновационной деятельности, а также распространение лучшего опыта в этой сфере.
Непосредственная поддержка
создания малых инновационных компаний,
в том числе с участием студентов
и аспирантов ведущих научных
организаций и ВУЗ, будет осуществлена
за счет введения ряда новых программ
Фонда содействия развитию малых
форм предприятий в научно-
Дополнительные инвестиционные ресурсы, критически важные на ранней стадии развития инновационного бизнеса, будут получены путем создания посевных фондов с участием ОАО «Российская венчурная компания» и ГК «Роснанотех»», масштабированием действующих и введением новых программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также выделением дополнительных средств субъектам Российской Федерации в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Важными мерами по улучшению
институциональных условий для
развития инновационной деятельности
предприятий будут являться совершенствование
системы технического регулирования,
направленное на разработку упрощенной
процедуры выведения на рынок
новой продукции, основанной на добровольном
декларировании соответствия и снижающей
для разработчиков риски
Для повышения инновационной
активности предприятий также
Кроме того, в целях совершенствования
системы государственных
Повышению эффективности инновационной инфраструктуры будет способствовать поддержка деятельности специализированных институтов содействия технологическому развитию - технологического прототипирования и промышленного дизайна, направленных на активизацию продуктовых и процессных инноваций в промышленности.
В целях развития механизмов
непрерывного образования и содействия
повышению инновационной
Значительное влияние государственного сектора экономики России на экономическое развитие страны, усилившееся во время экономического кризиса, определяет необходимость масштабных мер, формирующих инновационное поведение составляющих его организаций – компаний инфраструктурных отраслей, крупных компаний с преобладающим государственным участием и государственных корпораций, а также системообразующих предприятий, получающих дополнительную государственную поддержку. С этой целью предусмотрено осуществление мер, усиливающих, на данном этапе развития государственного сектора, действие рыночных механизмов стимулирования инновационной активности и направленных, в частности, на введении требований по разработке концепций технической и информационной политики указанных компаний, планов по разработке новых продуктов и технологий, формированию в структуре управления компаниями специальных комитетов по вопросам технической политики с привлечением независимых экспертов, информировании о планируемых потребностях в технологических решениях отечественных организаций-разработчиков.
Технологической модернизации
и повышению
Стимулирование спроса со стороны государства на инновации предусмотрено также в рамках реализации государственных программ, в том числе путем формирования обновляемого перечня новых продуктов и технологических решений, рекомендуемых к государственным закупкам.
Создаваемая система стимулирования инноваций в государственном секторе направлена на развитие внутреннего спроса на инновационную продукцию (услуги), и для ее реализации потребуется эффективное взаимодействие системы государственного управления, бизнеса, научного и экспертного сообществ.
Формирование технологически-ориентированной экономики Свердловской области требует создания для этого благоприятной среды и проведения соответствующей политики со стороны федерального правительства. В представленной Министерством экономического развития РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» ставится стратегическая цель перехода экономики страны на инновационный путь развития, чему должно в немалой степени способствовать увеличение финансирования на данные цели11. Однако, делая основной акцент на увеличении объемов финансирования исследований и разработок из федерального бюджета (рисунок 4), не только принижается значение региональной инициативы и ответственности в переходе на технологически-ориентированный вариант экономического развития, устанавливается решающая роль федерального правительства в формировании приоритетов технологического развития (рисунок 5), но и недооцениваются последствия периодически возникающей нестабильности в функционировании мировой и отечественной финансовой и кредитно-денежной сфер.
Рисунок 4 – Финансирование сектора исследований и разработок
Рисунок 5 – Финансирование приоритетов технологического развития
3 Предложения по повышению
инновационной активности
Анализ правовой базы и сложившейся практики государственной поддержки инновационной деятельности предприятий позволяет выявить следующие недостатки механизма государственной поддержки: в конкурсном отборе на предоставление субсидий из бюджета не учитываются вероятности технического и коммерческого успеха инновационных проектов, а также не учитываются категории инновационных проектов, выделенных с учетом характеристик конечного продукта (радикальные инновации сферы телекоммуникаций, к примеру, не сравнимы с улучшающими инновациями мебельной отрасли), что препятствует адекватной оценке желательности реализации конкретного проекта в условиях неопределенности последствий внедрения в производство и вывода на рынок инноваций и затрудняет доступ предприятий к получению субсидий.
Совершенствование механизма государственной поддержки инновационной деятельности должно осуществляться с учетом специфики отраслей, влияющих на эффективность инновационной деятельности предприятий и заключающейся в характеристиках конечной продукции (высокий уровень материальных затрат в производственной себестоимости, широкий ассортимент продукции, необходимость ускоренной модернизации продукции и соблюдение возрастающих требований к уровню экологичности), применяемой техники и технологии, организации производства, управлении и материально-техническом обеспечении, удержании активных позиций на конкурентном рынке.
Предлагается следующая модель механизма субсидирования участников кластерного образования предприятий (рисунок 6)12.
Рисунок 6 - Модель субсидирования участников кластерного образования предприятий
На основании вышеизложенного
предлагаются следующие рекомендации
по совершенствованию механизма
государственной поддержки
Э = ,
где Э - эффективность инновационного проекта с учетом вероятностей технического, коммерческого успехов новшества и средней продолжительности цикла обновления продукции в отрасли;
Рi - вероятность технического успеха новшества;
Рс - вероятность коммерческого успеха новшества;
р - цена единицы продукции, тыс. руб.;
с - затраты на производство и реализацию единицы продукции, тыс. руб.;
V - годовой объем продаж, шт.;
З - совокупные затраты на производство и реализацию инновационной продукции, расходы на НИОКР в течение одного цикла обновления продукции в отрасли, тыс. руб.;
N - средняя продолжительность
Важность учета средней продолжительности цикла обновления продукции в отрасли заключается в том, что на определенном этапе жизненного цикла изделия его моральное старение препятствует дальнейшей модернизации и не позволяет улучшать его технико-экономические характеристики, в результате становясь невыгодной как для производителя, так и для потребителя. Цены на такие товары в результате падения спроса снижаются, уменьшая прибыль. Наступает момент, когда период совершенствования и модернизации изделий экономически и технически себя исчерпывает.
Экспертные оценки вероятностей технического
и коммерческого успехов
Таблица 2. Характеристика категорий инновационных проектов
Категория проекта |
Характеристика проекта |
Финансирование за счет бюджетных средств |
А |
Производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами |
Не более 50 % от стоимости проекта |
Б |
Производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов |
Не более 40 % от стоимости проекта |
В |
Производство |
Не более 30 % от стоимости проекта |
Г |
Производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке |
Не более 20 % от стоимости проекта |
Учет категории проектов должен
стать одним из принципов проведения
конкурсного отбора на предоставление
субсидий из бюджета. Данный принцип
не противоречит принципам конкурсной
системы (единому подходу к
Информация о работе Создание и развитие технопарков в Российской Федерации