Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:17, курсовая работа
Инновационный менеджмент - представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Целью инновационного менеджмента является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании в следующих областях ее деятельности:
- разработка, совершенствование и внедрение новой продукции - (собственно инновационная деятельность);
- дальнейшая модернизация и развитие старых рентабельных производств;
- закрытие старых производств
Мы рассмотрим такую область инновационного менеджмента как внедрение новой продукции.
Введение 2
1 Выбор объекта для проведения исследований и определение новшества 3-4
1.1 Определение новшества на основе модели КАНО 5-11
2 Проведение патентного поиска 12
2.1 Составление регламента поиска 13
2.2 Определение российских аналогов объекта 14
2.3 Проведение классификации новшества 15
3 Расчет приемлемости инноваций на основе экономического анализа 16
3.1 Первичный анализ приемлемости инновации 16-17
3.2 Определение стоимости будущей инновации 18-23
3.3 Определение суммы инвестиций и ставки дисконтирования 24-28
3.4 Срок окупаемости 28-29
4 Определение эффективности инновации 30-33
Заключение 34
Список использованных источников 35
Экспертным путем мы определили комплексные вектора требований потребителя для базового объекта и для потенциально нового объекта, сведем данные в таблицу 4.
Таблица 4 – Определение удовлетворенности потребителей экспертным путем по группам требований
Базовый объект |
Объект с внедренным новшеством | ||
Требования |
Экспертная оценка |
Требования |
Экспертная оценка |
Ожидаемые |
0,31 |
Ожидаемые |
0,157 |
Нормальные |
0,69 |
Нормальные |
0,347 |
Захватывающие |
0 |
Захватывающие |
0,496 |
Рассчитаем комплексный показатель качества базового объекта и объекта с внедренным новшеством по формуле:
(1)
Результаты расчета соответственно: 37573,08 и 51080,06. Графическое представление числовых данных представим с помощью векторного метода, для этого построим комплексные вектора оценки качества продукции по модели КАНО (рисунок 4).
Рисунок 4 – Построение комплексных векторов итоговой оценки качества продукции
По данным рисунка видно, что вектор КВн имеет более сложную пространственную ориентацию, так в качестве компонентов вектора выступают три вида требований. Для базового вектора КВб ориентация в пространстве плоскостная, этот вектор ориентирован в плоскости взаимодействия нормальных и ожидаемых требований. Значит, вектор КВн отображает большую удовлетворенность потребителя и можно судить о приемлемости новшества.
К тому же, комплексный показатель
качества продукции после внедрения
инновации значительно
Данная продукция по предварительным данным, прежде всего, может заинтересовать работников в сфере информационных технологий, работников крупных офисов, а так же мелких мастерских и людей, работающих на дому, или часто проводящих время за компьютером.
2 Проведение патентного поиска
Патентные исследования необходимы при разработке и коммерческом продвижении промышленных продуктов и инновационных технологий. Результатом патентных исследований является заключение о патентоспособности и патентной чистоте инновационного продукта (объекта техники или художественно-конструкторского решения). Для решения этих задач используется патентная и другая научно-техническая информация.
Исследование патентной
Патентоспособность определяется как сумма признаков технического и художественно-конструкторского решения необходимых для признания его новизны и возможности промышленного применения.
Первым шагом при проверке на патентную чистоту является определение кода исследуемого нами объекта по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП):
Для начала определим код продукции по Общероссийскому классификатору продукции:
510000 Оборудование
технологическое для легкой и
пищевой промышленности и
515000 Оборудование технологическое для торговли, общественного питания и пищеблоков, холодильное и запасные части к нему; бытовые приборы
515500 Приборы
бытовые электрические
515520 Электроприборы для нагрева жидкостей [11].
Затем произведем определение кода по Государственному рубрикатору научно-технической информации (ГРНТИ):
45 Электротехника
45.53 Электротехническое
оборудование специального
45.53.47 Бытовые электроприборы [13].
Для того чтобы начать поиск на патентную чистоту, необходимо составить регламент поиска.
В качестве объекта исследования выступает электрический чайник с дистанционным управляющим элементом.
Вид исследования - выявление аналогов.
Вид поиска – тематический.
В качестве широты поиска следует указать 3 страны: Россию, Японию и США. Выбор России объясняется тем, что новшество внедряется в России, а значит возможны аналоги именно в этой стране. Японию и США выбираем, исходя из тех соображений, что именно эти страны являются крупными производителями различного вида бытовой техники.
Международная патентная классификация (7-я редакция):
Найдем все элементы инновационного объекта.
Выбираем раздел G Физика.
G05 - Управление; регулирование.
G05B 19/00 - Системы программного управления.
G05B 19/18 - числовое
управление, т.е. автоматически
Выбираем раздел F Механика; освещение; отопление; двигатели.
F24 - Отопление; вентиляция; печи и плиты.
F24C - Прочие бытовые печи или плиты; детали бытовых печей или плит, имеющие общее применение.
F24C 7/00 - Печи
или плиты, нагреваемые
F24C 7/04 - С теплом, излучаемым непосредственно от нагревательного элемента [9].
Сведем полученные данные, определяемые путем применения международного классификатора продукции в таблицу регламента поиска (таблица 5).
Таблица 5 – Регламент поиска
Предмет поиска |
Индекс МКИ |
Широта поиска |
Глубина поиска |
Вид поиска |
Источник информации |
Электрический чайник |
F24C 7/04 |
Россия, США, Япония |
15 лет |
Тематический |
www. sciteclibrary. ru/mpk/ |
Дистанционное управляющее устройство |
G05B 19/18 |
Россия, США, Япония |
10 лет |
Тематический |
www. sciteclibrary. ru/mpk/ |
Дистанционное управляющее устройство для электрического чайника |
отсутствует |
Россия, США, Япония |
5 лет |
Тематический |
www. sciteclibrary. ru/mpk/ |
После проведения тщательного патентного
поиска, сверок с другими марками-
Проведем
классификацию новшества
Таблица 6 – Классификация новшества
Признак классификации |
Виды инноваций |
1. Целевой |
Инновация развития |
2. Форма реализации |
В форме продукта |
3. Форма новшества |
Ноу-хау |
4. Инновационный потенциал |
Радикальные |
5. По виду эффективности |
Экономическая |
6. Масштаб новизны новшества |
Новшества в отрасли |
7. Сфера примененения новшества |
Новшества в основном для продажи |
8. Характер удовлетворяемых |
Формирование новых |
По данной классификации выбранное новшество относится к классу инноваций развития, реализуемых в форме продукта, являющихся радикальными. Внедряется новшество в рамках своей отрасли, для продажи, ориентировано на формирование новых потребностей. Новшество для предприятия – ноу-хау, которое даст предполагаемую экономическую эффективность [1].
Прежде чем приступать к реализации инновационного проекта, необходимо произвести анализ, который выявил бы его экономическую обоснованность. На первой ступени оценки приемлемости рассматривается рыночная ситуация.
Для первичного анализа приемлемости воспользуемся данными таблицы 7, из которой определим (баллы по представленной в таблице шкале) для предоставленного перечня критериев оценки приемлемости инновации для выбранного объекта.
Затем, по данным таблицы 7 определим взвешенные оценки приемлемости инновации (таблица 8 и таблица 9) и определим величину вероятности неблагоприятного исхода.
Таблица 7 – Шкала критериев оценки приемлемости инновации
Критерии оценки |
Шкала критериев оценки в баллах | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Динамика спроса |
снижение |
без изменений |
слабый рост |
тенденция к росту |
резкий рост |
Доля рынка |
очень низкая |
низкая |
средняя |
высокая |
очень высокая |
Рыночный риск |
очень высокий |
высокий |
средний |
тенденция к росту |
невысокий |
Рыночные барьеры |
очень большие |
большие |
средние |
нормальные |
небольшие |
Состояние конкуренции |
очень сильная |
сильная |
средняя |
незначительная |
отсутствует |
Гибкость цен |
отсутствует |
малый диапазон |
средний диапазон |
широкий диапазон |
очень широкий |
Ожидаемая рентабельность |
очень низкий |
низкий |
средний |
высокий |
очень высокий |
Требуемые инвестиции |
очень большие |
большие |
средние |
малые |
очень малые |
Обеспеченность ресурсами |
очень низкая |
низкая |
средняя |
высокая |
полная |
Объем производства |
очень низкий |
низкий |
средний |
высокий |
очень высокий |
Таблица 8 – Определение взвешенной оценки приемлемости базового объекта
Критерии оценки |
λi |
Шкала оценки |
Частная оценка |
Взвешенная оценка | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
Динамика спроса |
2,5 |
3 |
7,5 | |||||
Доля рынка |
1,5 |
3 |
4,5 | |||||
Рыночный риск |
1 |
5 |
5 | |||||
Рыночные барьеры |
0,5 |
4 |
2 | |||||
Состояние конкуренции |
0,5 |
3 |
1,5 | |||||
Гибкость цен |
0,5 |
4 |
2 | |||||
Ожидаемая рентабельность |
1,5 |
4 |
6 | |||||
Требуемые инвестиции |
0,5 |
3 |
1,5 | |||||
Обеспеченность ресурсами |
0,5 |
3 |
1,5 | |||||
Объем производства |
1 |
4 |
4 | |||||
Итого: |
Σ=10 |
Σ=35,5 |
Таблица 9 – Определение взвешенной оценки приемлемости инновации для потенциально нового объекта
Критерии оценки |
λi |
Шкала оценки |
Частная оценка |
Взвешенная оценка | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
Динамика спроса |
2,5 |
5 |
12,5 | |||||
Доля рынка |
1,5 |
4 |
6 | |||||
Рыночный риск |
1 |
5 |
5 | |||||
Рыночные барьеры |
0,5 |
4 |
2 | |||||
Состояние конкуренции |
0,5 |
4 |
2 | |||||
Гибкость цен |
0,5 |
4 |
2 | |||||
Ожидаемая рентабельность |
1,5 |
4 |
6 | |||||
Требуемые инвестиции |
0,5 |
3 |
1,5 | |||||
Обеспеченность ресурсами |
0,5 |
4 |
2 | |||||
Объем производства |
1 |
4 |
4 | |||||
Итого: |
Σ=10 |
Σ=43 |