Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:37, курсовая работа
АСБ «Беларусбанк» (35-38%), Белагропромбанк (20-22%), Белпромстройбанк (15%), Белвнешэкономбанк (8%), Приорбанк (7%), Белбизнесбанк (6%).[6 c.169]
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Раскрыть понятие и сущность банковской системы.
Охарактеризовать взаимоотношения Национального банка с коммерческими банками
Проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по настоящее время.
Наметить пути повышения стабильности банковской системы.
Введение……………………………………………………………………3
1 История становления двухуровневой банковской
системы Республики Беларусь………………………………………….5
2 Национальный Банк - центральный банк
Республики Беларусь…………………………………………………….13
3 Коммерческие банки Республики Беларусь…………………………17
4 Проблемы функционирования и перспективы
развития банковской системы………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………….38
НА ТЕМУ:
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Студент
ФФБД, 3 курс, ДБК-4
Руководитель
1 История становления двухуровневой банковской
системы Республики Беларусь………………………………………….5
2 Национальный Банк - центральный банк
Республики Беларусь……………………………
3 Коммерческие банки
Республики Беларусь…………………………
4 Проблемы функционирования и перспективы
развития банковской системы………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………….38
Обеспечивая
концентрацию и перелив
В банковский оборот должны быть вовлечены все накопления - и населения, и субъектов хозяйствования. Достаточны ли для этого мощности нашей банковской системы? Данные свидетельствуют, что нет.
Банковский сектор будет оставаться важнейшим звеном, через которое НБ РБ оказывает воздействие на реальный сектор экономики. С учетом ключевых принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору, Национальный банк, вероятнее всего, продолжит работу по внедрению в практику надзорной деятельности общепринятых в мировой банковской практике подходов к регулированию банковских рисков, в том числе на консолидированной основе, по дальнейшему совершенствованию и приближению к международным стандартам учета, бухгалтерской и финансовой отчетности банков, а также по разработке требований по формированию резервов дополнительно под любые потенциальные потери банков.
Предполагается, что на ближайшую перспективу банковская система, Республики Беларусь сохранит двухуровневую структуру, и будет состоять из НБ РБ и коммерческих банков различных видов, зарегистрированных в установленном порядке, различающихся по видам собственности, по способу формирования уставного капитала, по территории деятельности, по отраслевой ориентации и по видам совершаемых операций.
На 6 крупнейших банков республики в настоящее время приходится 87-92% всех доходных активов и платных пассивов банковской системы:
АСБ «Беларусбанк» (35-38%), Белагропромбанк (20-22%), Белпромстройбанк (15%), Белвнешэкономбанк (8%), Приорбанк (7%), Белбизнесбанк (6%).[6 c.169]
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Для написания данной работы были использованы как учебные пособия, так и периодические издания. Нормативно-правовую основу составил Банковский Кодекс Республики Беларусь.
Все вышесказанное предопределило выбор темы и обусловило ее актуальность.
1.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
ДВУХУРОВНЕВОЙ БАНКОВСКОЙ
Банковская система —
В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования [3 с.159].
В результате была создана система, включающая в себя Государственный банк СССР, Агропромышленный банк (Агропромбанк), Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк), Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк).[6 c.150]
На рубеже 80-х и 90-х годов в общественном мнении стала утверждаться мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. На фоне ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы стали создаваться первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки, т.е. возникло качественно новое направление формирования банковской системы. Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась в момент их полной ликвидации при переходе к командным методам управления экономикой. Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возрастала. Если на 1 января 1989 г. в СССР их насчитывалось всего 43, то уже через два года - 1357 (в России,- 1215). В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро увеличиваться, в том числе за счет образовавшихся на базе не оправдавших себя государственных специализированных банков. В стране началось формирование двухуровневой банковской системы.
В этих условиях возникла
необходимость в
1) Национального банка
2) коммерческих банков.
Банковская система РБ - система переходного периода с ярко выраженными направлениями развития в сторону рыночной системы. Однако элементы централизованной системы присутствуют, а в ряде случаев поддерживаются административными методами. Примерами являются большой удельный вес государственной собственности в уставных фондах банков, принудительное слияние банков, принятие государством на себя обязательств банков, ограничения в выборе клиентов банками, вмешательство в распределение ресурсов банков, недостатки в системе банковского надзора и др.
Банки играют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сфере использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительство жилья и др.[2 с.252]. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через Центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики.
Банковский кредит — основная форма кредита, при которой денежные средства предоставляются банками во временное пользование и за определенную плату. Этот кредит предоставляется главным образом коммерческими банками для решения следующих задач:
Кредитором должно стимулироваться в первую очередь развитие производства и расширение товарооборота, необходимых населению республики промышленных товаров и продуктов питания.
Использование кредита для выхода из финансовых затруднений, возникших из-за бесхозяйственности и убытков, не допускается. Однако, на практике, к сожалению, часто кредит используют именно на эти цели [5 с.4].
Банками являются государственные, акционерные, кооперативные и другие организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их в форме кредита, а также для осуществления иных операций в соответствии с законом.
Для этого необходимы глубокий анализ потребностей рынка, способность подготовить требуемые услуги, разработать их перечень и технологию банковских операций. Перечень банковских услуг должен быть, с одной стороны, экономически целесообразен, а с другой — быть способным к восприятию и удовлетворению финансовых потребностей рынка, обеспечению максимальной доступности их для населения и других потребителей.
Краткосрочный кредит предоставляется для удовлетворения временной потребности заемщика в средствах на формирование текущих активов. Долгосрочный кредит предоставляется на длительный срок для расширенного воспроизводства долгосрочных активов [5 с.5].
Выдача кредитов может производиться за счет:
В случаях, когда при кредитовании крупных целевых программ банк не может полностью удовлетворить заявку заемщика из-за ограничений, связанных с необходимостью поддержания установленных экономических нормативов, а отказ в кредите невыгоден сторонам, может быть использован принцип консорциального кредитования путем концентрации ресурсов нескольких банков и на условиях солидарной ответственности. Выдача консорциальных кредитов регулируется письмом Национального банка Республики Беларусь от 13 мая 1997г.
Консорциальные кредиты предоставляются как правило, на долгосрочной основе в сумме не менее 5 млн. долларов в эквиваленте на реализацию инвестиционных программ и проектов. Они могут быть "клубными", когда в состав кредитов входит ограниченный и определенный круг банков, или "открытыми", если привлекаются средства всех желающих банков, т.е. количество банков не ограничивается и зависит от размера предоставляемого кредита, возможностей каждого банка и заинтересованности в сделке.
Кредиты юридическим и физическим лицам предоставляются в национальной валюте, а при наличии у коммерческого банка лицензии на осуществление валютных операций — в иностранной валюте.
Для уменьшения степени рисков банков и в целях защиты интересов его кредиторов и вкладчиков при размещении их средств (кредитовании заемщиков), а также осуществлении других активных операций банки должны соблюдать установленные им экономические нормативы и создавать резервы в качестве компенсационных мер на случай будущих потерь от невозврата долгов.