Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:37, курсовая работа
АСБ «Беларусбанк» (35-38%), Белагропромбанк (20-22%), Белпромстройбанк (15%), Белвнешэкономбанк (8%), Приорбанк (7%), Белбизнесбанк (6%).[6 c.169]
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Раскрыть понятие и сущность банковской системы.
Охарактеризовать взаимоотношения Национального банка с коммерческими банками
Проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по настоящее время.
Наметить пути повышения стабильности банковской системы.
Введение……………………………………………………………………3
1 История становления двухуровневой банковской
системы Республики Беларусь………………………………………….5
2 Национальный Банк - центральный банк
Республики Беларусь…………………………………………………….13
3 Коммерческие банки Республики Беларусь…………………………17
4 Проблемы функционирования и перспективы
развития банковской системы………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………….38
Задачи банка как предприятия
связаны с удовлетворением
Банки в отличие от таких отраслей экономики, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, действуют в сфере обмена, а не производства, хотя и воздействуют на производство только им свойственными методами (выдача, возврат ссуд, процент).
Банки являются юридическими лицами и функционируют на принципах хозяйственно-коммерческого расчета в условиях деловой конкуренции.
Анализ банковской системы невозможен без исследования макроусловий. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).Главная особенность экономического развития в Беларуси в 2003 г. – стремительный рост почти на 2 млрд.USD экспорта товаров с – 8,098 до 9,964 млрд.USD., т.е. на 24,2%. Вырос и экспорт услуг, который по предварительным данным достиг 1,477 млрд.USD(рост на13,6%). Суммарный экспорт товаров и услуг в 2003г. достиг 11,4 млрд.USD, что существенно больше оптимистического варианта Национальной экспортной программы. Распространено объяснение такого неожиданного роста экспорта - высокие цены на нефть и нефтепродукты. Действительно, и импортные, и экспортные потоки энергоносителей в 2003 г. выросли примерно на 900 млрд.USD. Этим, видимо объясняется рост экспорта в страны дальнего зарубежья на те же 900 млрд. USD. Однако рост экспорта в Россию с 4 до 4,9 млрд.USD. имеет другую природу. Эти цифры показывают что последствия дефолта 1998 г. преодолены, и в этом году экспорт в Россию превзошел исторический максимум 1997 г. в 4780 млн.USD. Не планируемый рост экспорта увеличил поступления на счета внутри страны валютной выручки до 700-800 млн.USD в месяц, т.е. в среднем в банки ежемесячно поступало на 210 млн.USD больше, чем в предыдущем году. Поступления на счета за рубежом увеличились незначительно – примерно на 20 млн.USD. В результате с поддержанием обменного курса в 2003 г. проблем не было. Курс белорусского рубля по отношению к доллару США за год упал на 236 р.(12,3%)- с 1920 до 2156 р. По отношению к евро падение нац. валюты существенно больше.[8 c.11]
Более-менее стабильный курс
Табл.1.1 Структура банковских ресурсов в долях ВВП
концепция |
факт | |
Депозиты предприятий |
10,3 |
5,5 |
Депозиты населения |
7,0 |
6,5 |
Средства правительства |
3,0 |
2,0 |
Средства Нацбанка |
1,0 |
0,85 |
Средства банков |
2,0 |
0,8 |
Депозиты нерезидентов |
2,5 |
2,4 |
Собственный капитал |
5,0 |
6 |
Прочие пассивы |
1,3 |
|
ресурсы |
32,1 |
27,9 |
Примечание: Литературный источник: [ 8, с.12 ]
Анализ показывает, что ресурсы не достигли плановой цифры в 32,1 % только из-за нехватки средств у предприятий. Ресурсная база банков на 01.01.2004 согласно Концепции должна была достигнуть 32,1% ВВП, а достигла лишь 27,9%.
Медленные темпы девальвации в последние 2 года при чрезвычайно высокой ставке рефинансирования и, следовательно, ставки привлечения депозитов существенно повлияли на склонность населения к сбережениям. В итоге в структуре рублевой денежной массы за 2 года произошли существенные изменения: доля наличных денег уменьшилась на 13,8% при росте доли депозитов населения на 8,3%. В абсолютных цифрах рублевые депозиты населения приросли на 340,3 млрд. р. в 2002 г. и на 503,8 млрд.р. в 2003 г. и достигли 1170,6 млрд.р. Темп прироста валютных вкладов замедлился – за год они выросли с 390,4 млн. до 542,3 млн.USD. [ 8 c.12]
2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Национальный банк Республики Беларусь был образован в 1991 г. В частности, Верховный Совет Белорусской ССР, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, постановлением от 21 декабря 1990 г. объявил собственностью Белорусской Советской Социалистической Республики Белорусский республиканский банк Госбанка СССР и республиканские специализированные банки и постановил: "Создать на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР Национальный банк Белорусской ССР. Завершить формирование Национального банка Белорусской ССР до 1 апреля 1991 года" [2,с.262].
Национальный банк Республики Беларусь является Центральным банком республики и подотчетен Верховному Совету Республики Беларусь. Он имеет право законодательной инициативы. Председатель правления Нацбанка назначается Верховным Советом, его заместители и члены правления — Президиумом Верховного Совета. [1,с.18].
Национальный банк Республики Беларусь
самостоятелен в своей
Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Нацбанка, осуществляемую в рамках его полномочий. Он не несет ответственности по обязательствам правительства так же, как и правительство — по обязательствам Нацбанка, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Национальный банк имеет уставный, резервный и другие фонды, которые служат обеспечением его обязательств. Председатель правления Национального банка участвует в заседаниях Кабинета Министров Республики Беларусь с правом совещательного голоса. Нацбанк совместно с правительством ежегодно разрабатывает и представляет в Верховный Совет основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, а также отчет о ее реализации за истекший год. [1, с.24].
Национальный банк предпринимает меры по ограничению темпов инфляции. Воздействие на монетарные факторы инфляции он осуществляет, с помощью экономических регуляторов, используемых в мировой практике. Национальный банк Республики Беларусь выступает в роли:
а) банкира;
б) экономического советника правительства;
в) финансового агента правительства;
г) представляет Республику Беларусь во всех организациях, в том числе международных, по вопросам денежно-кредитной политики и лицензирования банковской деятельности.
Национальный банк оказывает банковские услуги иностранным правительствам, зарубежным банкам и финансовым органам. В качестве представителя Республики Беларусь может брать на себя обязательства и осуществлять операции, связанные с участием Беларуси в работе международных организаций.
Национальный банк имеет исключительное право и несет исключительную ответственность за выработку и проведение политики в области обменных курсов, в частности, в его задачу входит:
1) издание нормативных активов
в отношении операций с
2) поддержание резервов
3) выдача и отмена лицензий
на проведение банковских
4) надзор и регулирование
Национальный банк имеет право выдавать гарантии-поручительства, в том числе гарантии от имени Республики Беларусь по внешним займам.
Он не осуществляет непосредственно кредитование субъектов хозяйствования, но ему принадлежит исключительное право предоставления кредита правительству и местным органам власти. При этом законодательно установлено, что совокупная сумма кредитов правительству и местным органам не должна превышать пяти процентов от размера валового национального продукта данного финансового года. [1, с.39].
Национальный банк издает обязательные для исполнения всеми банками нормативные акты и определяет объем статистической отчетности. В целях обеспечения нормального функционирования коммерческих банков Национальный банк устанавливает:
а) минимальный размер уставного фонда;
б) обязательные экономические нормативы;
в) определяет порядок страхования депозитов и вкладов.
Национальный банк Республики Беларусь может [1, с.37]:
а) осуществлять рефинансирование банков путем предоставления им краткосрочных кредитов в рамках регулирования денежной массы в обращении;
б) выступать кредитором в последней инстанции, оказывая кредитную помощь платежеспособным банкам без соответствующего обеспечения в целях поддержания их ликвидности.
В случае систематического нарушения установленных нормативов, убыточности, возникновения положения, угрожающего интересам кредиторам банка, неисполнения предписаний Национального банка он может применять предусмотренные законодательством меры, включая обращение в суд о признании банка экономически несостоятельным или банкротом. [1, с.40].
Национальный банк тесно сотрудничает с МВФ, Мировым банком и ЕБРР, имеет корреспондентские счета в ряде зарубежных стран. По поручению Верховного Совета или по предложению правительства берет на себя в качестве представителя республики обязательства и осуществляет операции, связанные с участием Беларуси в работе международных организаций.
Он сотрудничает с иностранными банковскими контрольными органами в различных формах. В соответствии с законодательством Национальный банк может участвовать в международных банковских фондах, союзах и ассоциациях [2,с.265].
Он представляет собой единую централизованную систему, состоит из центрального аппарата и подведомственных ему учреждений, а также предприятий и организаций. [1, с.39].
В состав Национального банка входят шесть головных управлений в каждой области республики и в г. Минске, тринадцать подведомственных им отделений, Центр международных и межбанковских расчетов (ЦММР), Пинский банковский колледж.
Коммерческие банки составляют второй уровень банковской системы в Республике Беларусь. В соответствии с действующим законодательством коммерческие банки оказывают хозяйствующим субъектам кредитно-расчетные и другие банковские услуги.
Коммерческие банки получают право юридического лица с момента их регистрации в Национальном банке и осуществляют свою деятельность на основании лицензий на совершение банковских операций. Банки независимы в своей деятельности и органы государственной власти не имеют права в нее вмешиваться. Коммерческие банки самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств, проведения других банковских операций, уровень процентных ставок и комиссионного вознаграждения.
К основным функциям коммерческих банков относятся [2,с.266]:
1. Мобилизация и концентрация
свободных денежных средств.
2. Предоставление кредита.
Это наиболее значимая