Безработица и её регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Безработица является неотъемлемым элементом рынка труда. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление. Безработные, наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над ее спросом. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда. К трудоспособному населению относятся те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.
Безработица порождает как чисто экономические проблемы - недопроизводство валового национального продукта, так и социальные - нищета, преступность, социальные волнения. Поэтому государственная политика борьбы с безработицей доля быть направлена на достижение естественного (полного) уровня занятости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к анализу безработицы.
1.1.Рабочая сила как товар и её свойства. Спрос и предложение рабочей силы.
1.2. Феномен безработицы, её показатели и подходы к определению.
1.3. Виды и формы безработицы.
Глава 2. Особенности безработицы в современной России и её последствия.
2.1. Причины, структура и уровень российской безработицы.
2.2. Экономические и социальные последствия безработицы в РФ.
2.3. Политика занятости российского государства и основные пути преодоления безработицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 219.10 Кб (Скачать файл)

Большое значение при анализе уровня безработицы играет наличие опыта работы. В численности безработных 23,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности, - это 1,4 млн.человек. Эта группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17,1% - за счет молодежи до 20 лет, 50% - от 20 до 24 лет, 15% - 25-29 лет). В ноябре 2009г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 28,9%, а оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 21,3% (Приложение Ж).

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе (Приложение И).

В этой же главе я хотела бы упомянуть о прогнозе Минэкономразвития о темпах снижения безработицы в России в ближайшие годы. Итак, в 2010 году уровень безработицы составит 8,6 %, в 2011 году -8,2 %, а в 2012 году общее число безработных составит 7,7 %, т.е. 5,6 миллиона человек. С такими (довольно оптимистичными) прогнозами соглашаются сейчас большинство экспертов. В частности, на недавнем заседании комиссии по социально-трудовым отношениям представители правительства и профсоюзов заявили, что резких всплесков безработицы не ожидается (возможны лишь сезонные колебания). Стабилизацию на рынке труда можно вполне списать на счет антикризисных программ занятости. В этом году на них было израсходовано 37 миллиардов рублей, в следующем году затраты составят практически такую же сумму.

Подводя итог, стоит отметить, что общий уровень безработицы увеличился по сравнению с прошлым годом. Доля женщин и городских жителей среди безработных так же выросла. Средний возраст безработных 2009г. вырос почти на год. Однако, среди безработных доля лиц, ищущих работу, снизилась. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских. 23% безработных не имеют опыта трудовой деятельности, эта группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи. Уровень безработицы по округам РФ варьируется от 5% до 11.3%. Тем не менее, специалисты Минэкономразвития прогнозируют сокращение численности безработного населения уже в ближайшие годы.(Приложение 2).

2.2. Экономические и социальные  последствия безработицы в РФ.

Суждения о социально-экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят преимущественно от того, о каком уровне и типе безработицы идет речь. Некоторые исследователи, главным образом неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; сдерживает требование профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции. Кроме того, она усиливает трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду. Вместе с тем негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главный негативный экономический эффект – это недоиспользование экономического потенциала общества,     
 
Длительно безработные теряют квалификацию, профессиональные навыки и знания, что затрудняет возможность трудоустройства в будущем. Потеря работы является серьезной моральной травмой, прежде всего потому, что человек превращается в индивида с крайне низким социальным статусом, чти знания, опыт, способности не нужны, не востребованы обществом, и что это известно его окружению(семье, знакомым). Социально-психологический стресс, вызванный безработицей, обуславливает связь роста  ее уровня с ростом числа психических заболеваний и самоубийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и наркомании. Отчаявшись в поисках работы, люди пополняют маргинальные слои населения, возрастает преступность. Именно в периоды массовой и хронической безработицы рост социальной напряженности в обществе может привести к установлению тоталитарных режимов. 
 
Отмечается неодинаковое распределение «бремени безработицы» в обществе. Наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты. Уровень и длительность безработицы, потери доходов во второй группе, как правило, ниже.  
                                     Экономические последствия 
Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны; достаточна сложна и их структура. При исследовании экономических  последствий безработицы целесообразно выделить три уровня: национальный, предприятий, человека. 
 
Исследования последствий безработицы на национальном уровне показывают, что она уменьшает объем производства валового внутреннего продукта (ВВП).  
 
Безработица увеличивает расходы государства по мере её роста. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Рост безработицы свидетельствует и об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.  
 
Однако только этим роль безработицы как фактора экономической дестабилизации не исчерпывается. Она может выступать как «мина замедленного действия». Иметься в виду сегодняшняя безработица в некоторых отраслях, где она в силу ряда обстоятельств оказалась особенно значительной. Это наука и научное обслуживание, предприятия оборонного комплекса, высокотехнологичные предприятия обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако рано или поздно, когда наступает фаза оживления и подъема экономики, спрос на этих работников резко возрастет. В конечном счете происходит дальнейшее сокращение совокупного спроса и еще большая безработица, приводящая в действие механизм коммулятивного снижения деловой активности. 
 
Для человека безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого дохода. Последствием безработицы надо считать усиление конкуренции на рынке труда –между людьми за наиболее престижные рабочие места. Более того, в условиях неполной занятости нельзя сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость в которых очевидна. В случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости. Ориентация на демократические, гуманистические принципы организации труда предполагает, что полная занятость означает не просто предоставление нуждающемуся человеку рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям. 
 
Оценивая последствия безработицы для человека, нельзя забывать, что длительное время трудоспособное население в России практически не сталкивалось с этим явлением. Безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал. 
 
Экономические последствия безработицы не ограничиваться только этим. Она может позволить предпринимателям понизить цену рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы. 
 
Безработицу как сложное экономическое явление невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное, но и позитивное значение. Безработица важнейшее условие нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд в связи с вводом в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами нельзя обеспечить только за счет естественного прироста экономически активного населения. Многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д. и решить эту проблему в целом ряде случаев можно только с отрывом от производства.  
 
Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров и их сосредоточение в тех видов деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Правда такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения процессов. 
 
Безработица, её рост дают весьма эффективный «сигнал» работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда – устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства. 
 
                           

Социальные последствия безработицы. 
Безработица уничтожила важнейшую компоненту привычного для гражданина России образа жизни – уверенность в существовании всеобщей занятости населения, гарантии трудоустройства (пусть и не всегда добровольного и с соответствующей оплатой труда). 
 
При оценке отношения к безработице надо иметь в виду, что труд для  подавляющего большинства людей не только источником доходов, но дело чести, гражданской доблести человека, следовательно, лишение его сегодня возможности трудиться- это ещё и большая социальная трагедия. Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. Существующая сегодня дифференциация доходов экономически не всегда оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства. 
 
Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздробительным, черствым, злым, безразличным к чуждой судьбе; чувствует себе униженным, ненужным даже самому себе, своей семье, обществу. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека: пьянства, наркоманию, совершение аморальных противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в общества. Криминогенность ситуации обостряется и высоким уровнем безработицы молодежи. Анализ статистических данных показывает, что её положение гораздо хуже, чем других возрастных групп населения. 
 
Весьма важным для оценки последствий безработицы является движение занятого населения, изменения его полового состава, соотношение экономически активного и экономически неактивного населения. В стране в настоящее  время сложилась весьма противоречивая ситуация. 
 
Численность занятых в России сокращается за счет женщин. Однако численность безработных, определенных по методологии МОТ, увеличивается в основном за счет мужчин. Складывается ситуация, когда определенная часть женщин в результате  безработицы переходит  из экономически активного в экономически неактивное население. Такое положение, с позиции тех, кто считал, что для России  была присуща сверхзанятость, может рассматриваться как позитивная. Для женщин последствия безработицы более тяжелые, чем у мужчин. Им труднее решить проблему трудоустройства. Процент безработных мужчин, имеющих официальный статус в службе занятости, в их реальной численности за 1992-1997 гг. вырос в 4,5 раза. Все это убедительно свидетельствует о негативных последствиях безработицы для населения.  
 
Безработица приводит к ослаблению семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей, распаду семей. Здоровье человека в условиях социального стресса ухудшается; он более подвержен различным заболеваниям, прежде всего душевным, а недостаток денежных средств сокращается возможности лечения; следовательно, инертность в этой группе населения выше, чем в других. Среди безработных сравнительно чаще случаются самоубийства. 
 
Последствием безработицы может быть обострение  и даже социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считают уровень безработицы в 10-12%. Ситуация может стать взрывоопасной и в условиях её незначительного роста. Если в крупном городе численность безработных составит порядка несколько сотен тысяч, а экономически активного населения более нескольких миллионов и будет объявлено о закрытии одного из крупнейших предприятий, это может привести к существенной социально-экономической дестабилизации. 
 
Безработица может выступать как условие социально-экономической дестабилизации, если ее угроза коснется работников многочисленных и хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны или вида деятельности, затрагивающего интересы многих людей. Безработица становится фактором социально-экономической дестабилизации, когда существенно возрастает группа лиц, которые длительное время не могут найти себе работу – это так называемые «отчаявшиеся».  
 
В наши дни людей, считающих безработицу полезной, среди лиц наемного населения почти не осталось. 
 
Появление безработицы неразрывно связано в сознании людей с экономическими реформами и, следовательно, с ростом негативного отношения населения к ним. Это сужает социальную базу реформ, сдерживает рост экономики в стране. 
 
Оценивая масштабы дестабилизирующего влияния безработицы, необходимо иметь в виду несовершенство учета числа безработных. Неточность информации определяется и ошибками в определении численности «отчаявшихся». 
 
Социально-экономическое положение регионов в России характеризуется глубочайшей дифференциацией и разнообразием ситуаций. Это обусловлено уровнем экономического развития регионов, ходом становления рыночных отношений, малого бизнеса и т.д. Для каждого из регионов складывается свой специфический, соответствующий их социально-экономическому развитию уровень безработицы. 
 
Можно также привести очень интересную таблицу которую приводят Гордон и Клопов в своей статье. (Приложение 3).

2.3. Политика занятости  российского государства и основные  пути преодоления безработицы.

В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка труда. Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости.

Государство также предоставляет безработным гражданам определенные гарантии. Они сводятся к следующим мерам: бесплатная профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдельных категорий граждан, в частности инвалидов.

Современное государственное регулирование рынка труда включает комплекс экономических, административных законодательных, организационных и иных мер.

Одним из важных направлений регулирования рынка труда является зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы. Эта зависимость в экономический науке выражается посредством кривой Филлипса.

Английский экономист О. Филлипс, используя эмпирические данные по Англии за 1861—1957 гг., вывел нелинейную зависимость между уровнем безработицы и заработной платой. Чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен. И наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы и выше темп роста цен.

 

Ip , %

8

 

6

 

4

 

2

0 2 4 6 8 Lue,%

 

Ip – среднегодовой темп роста цен;

Lue – уровень безработицы, %.

 

Рис. 1 Кривая Филлипса

Кривая Филлипса использовалась в кейнсианской теории инфляции, в которой связь между уровнем занятости и инфляцией устанавливалась через динамику заработной платы. Вместе с тем в последнее время закономерности кривой Филлипса не всегда срабатывали. Это заставило многих экономистов утверждать, что кривая Филлипса не является надежным регулятором в экономике.

Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.

Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики занятости провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.

B развитой  рыночной экономике субъектами  на рынке труда выступают работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:

  • развитие людских ресурсов для труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;
  • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно - структурную политик, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
  • обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В соответствии с утвержденной Правительством России Федеральной целевой программой содействия занятости населения, основными задачами государственной политики на рынке труда являются следующие три направления:

  • формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения организаций работниками через экономическую стабилизацию;
  • повышение качества и конкурентоспособности работников;
  • развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.

Механизм государственного регулирования занятости населения осуществляется через органы исполнительной власти путем составления и реализации федеральной и региональных программ обеспечения занятости.

Успешное функционирование рынка труда во многом зависит от эффективной работы системы государственной службы занятости. В Российской Федерации общее руководство государственной службы занятости возложено на Министерство труда и занятости РФ. Оно осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров, демографической, молодежной и миграционной политики. В его систему входят соответствующие министерства республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) по труду и занятости местных органов власти и управления.

Проведение активной государственной политики занятости населения Российской Федерации осуществляется путем подготовки и реализации федеральной и региональных программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.

Специальным органом трудоустройства в России является Федеральная государственная служба занятости.

Основные направления деятельности государственной службы занятости в России:

  • анализ, прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу и информация о состоянии рынка труда;
  • ведение учета свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдельных категорий граждан, в частности инвалидов.
  • информирование обращающихся в службу занятости граждан и работодателей о возможности получения работы и обеспечении рабочей силой;
  • оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы;
  • организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости и других учебных центрах;
  • оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобожденным работникам и другим категориям населения, в обеспечении регистрации безработных;
  • оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также предоставление им стипендии на весь период обучения;
  • выдача гражданам пособий по безработице и приостановление их выплаты;
  • установление надбавок к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.

Информация о работе Безработица и её регулирование