Безработица и её регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Безработица является неотъемлемым элементом рынка труда. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление. Безработные, наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над ее спросом. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда. К трудоспособному населению относятся те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.
Безработица порождает как чисто экономические проблемы - недопроизводство валового национального продукта, так и социальные - нищета, преступность, социальные волнения. Поэтому государственная политика борьбы с безработицей доля быть направлена на достижение естественного (полного) уровня занятости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к анализу безработицы.
1.1.Рабочая сила как товар и её свойства. Спрос и предложение рабочей силы.
1.2. Феномен безработицы, её показатели и подходы к определению.
1.3. Виды и формы безработицы.
Глава 2. Особенности безработицы в современной России и её последствия.
2.1. Причины, структура и уровень российской безработицы.
2.2. Экономические и социальные последствия безработицы в РФ.
2.3. Политика занятости российского государства и основные пути преодоления безработицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 219.10 Кб (Скачать файл)

Для реализации указанных выше функций государственной службе занятости предоставляются следующие права:

  • запрос у работодателей, предприятий информации о предполагаемых организационных мероприятиях, в итоге которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе;
  • направление работодателям при наличии у них вакантных рабочих мест граждан, желающих найти работу;
  • разработка и внесение на рассмотрение местных органов власти управления предложений об установлении для работодателей минимального количества рабочих мест для граждан, которые нуждаются в особых мерах социальной защиты и испытывают серьезные затруднения в трудоустройстве;
  • по договоренности с работодателями и от их имени заключение с гражданами договора о трудоустройстве, при необходимости оплата им за счет средств работодателей стоимости проезда, суточных за каждый день нахождения в пути, а также выдача им пособия при переезде на новое место жительства и работы;
  • направление безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
  • оказание материальной помощи семьям безработных (ст. 27 Закона о занятости).

Необходимо отметить, что в нашей стране роль государственной службы занятости в трудоустройстве населения за последние несколько лет возросла. В 2000 г. органами государственной службы занятости было трудоустроено 52,3% от числа обратившихся граждан против 29,7% в 1999 г. Государственной службой занятости была выявлена потребность в работниках, заявленных предприятиями и организациями, в размере 369,4 тыс. чел.

Для финансирования мероприятий, связанных с обеспечением занятости, создается государственный фонд занятости населения. Этот фонд образуется за счет обязательных отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов граждан и организаций. Средствами этого фонда распоряжается служба занятости. Государственный фонд занятости относится к внебюджетным социальным фондам.

Допускается возможность оказания платных услуг в содействии занятости граждан. Такое право предоставляется негосударственным организациям на основе лицензии, выдаваемой местной администрацией.

Одним из направлений государственного регулирования рынка труда является организация общественных работ. Под общественными работами понимаются общественные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную значимость. Их организуют местные органы власти по предложению службы занятости.

Общественные работы позволяют смягчить социально-экономические последствия безработицы, создать условия для временной занятости безработных, получить гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, временный заработок, вовлечь в активную трудовую деятельность молодежь, а также лиц, имеющих длительный перерыв в работе.

Виды и объем общественных работ определяются местными органами власти. К общественным работам обычно относятся озеленение территорий, подсобные работы в строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения, ирригационные работы, отдельные работы по строительству дорог, водопроводных и канализационных коммуникаций, некоторые виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений.

Большую роль в организации общественных работ играет государственная служба занятости. Общественные работы проводятся на договорной основе. Заключается договор между органами службы занятости и предприятиями региона, а также между работодателями и гражданами, направляемыми службой занятости для участия в общественных работах.

Трудовой договор, регулирующий общественные работы, является срочным.

Общественные работы оплачиваются. Оплата труда производится за фактически выполненный объем работ. За гражданами, участвующими в общественных работах, сохраняется право на получение пособия по безработице. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.

Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В соответствии с действующим законодательством, государство гарантирует гражданам Российской Федерации:

  • свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Гражданам, получившим статус безработного, государство гарантирует:

  • бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по на-, правлению органов службы занятости;
  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • компенсацию в соответствии с законодательством Российской федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
  • бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Для граждан, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают дополнительные трудности на рынке труда и в поиске рабочего места (молодежь после окончания школы и других учебных заведений, домохозяйки, лица предпенсионного возраста, граждане, вышедшие из мест лишения свободы, пенсионеры и некоторые другие), государство обеспечивает дополнительные гарантии, в частности путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных специализированных рабочих мест, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профориентации, а также путем организации обучения по специальным программам.

Для лиц, которые высвобождаются из организаций в связи сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице, которая осуществляется органами службы занятости.

Так, пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в %-ном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В этом случае величина пособия по безработице начисляется:

  • в первые три месяца безработицы - в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца - в размере 60%;
  • в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

В современной России существуют немало проблем в сфере здравоохранения, социального обеспечения, в жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д., поэтому политика занятости имеет основные направления:

- политика государства в формировании  доходов;

- регулирование занятости населения;

- социальная защита граждан;

- политика в области  образования, здравоохранения, жилищного  хозяйства и т.д.

Политика государства в формировании доходов

Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов - различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Государственная политика доходов является составной частью социальной политики воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль играет здесь прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные программы, пособия и выплаты. К косвенным методам относятся благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.

Так как источниками доходов населения являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции.

Политика занятости

Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т. к. высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.

Фрикционная безработица - безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.

Структурная безработица - безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства.

В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия:

- сокращает продолжительность  рабочей недели в периоды массовой  безработицы;

- рекомендует проводить  на предприятиях «разделение  рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости);

- досрочно увольняет на  пенсию госслужащих предпенсионного возраста;

- создает новые рабочие  места и организует общественные  работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных  и молодежи;

- ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных  рабочих для снижения предложения  рабочей силы на рынке труда.

Все более важное значение приобретает:

- создание бирж труда;

- реализация программ, направленных  на подготовку и переподготовку  рабочей силы.

Социальная защита граждан

Социальная защита - поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Государственная система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом.

Выделяют обязательные формы социального страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции "динамической пенсии": приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения.

Информация о работе Безработица и её регулирование