Безработица ставит людей в
нестандартные ситуации, она не только
деформирует сложившийся экономический
уклад, ухудшает финансовое положение,
лишает возможности вести привычный образ
жизни. Она качественно изменяет восприятие
самих себя как личностей, разрушает необходимый
уровень социальной стабильности. Безработица
стала реальным фактором бедности. Причем
именно такой бедности, которая охватывает
группы трудоактивного населения, образованного
и профессионально подготовленного. Что
касается социальных последствий – человек
теряет постоянный и регулярно получаемый
источник средств существования с потерей
работы. В условиях, когда доходы человека
находятся на низком уровне, и он не имеет
возможности создать какие-либо денежные
и другие накопления, такая потеря является
особенно большой бедой. А именно такое
положение имеет место в России. Да дело
даже не столько в накоплениях. Без денег
в этом мире невозможно существовать.
Человек лишен почти всех экономических
благ без финансов. Начиная от того, что
он не может купить себе еду, что является
естественной потребностью организма,
заканчивая тем, что даже лекарства в случае
болезни человек приобрести без денег
не сможет. Именно поэтому говорят о том,
что человек, потерявший работу находиться
в очень шатком психологическом состоянии,
потому что он лишен поступления средств
существования. Безработица усиливает
дифференциацию населения, расслоения
общества. В таких условиях люди перестают
быть равными, потому что у всех становится
разный доход и, как следствие, все имеют
разные возможности, а далеко не равные,
как твердят все вокруг. Человек, потерявший
работу, становится раздражительным, злым,
нервным и униженным. Безработица приводит
к бездеятельности, ухудшению социально-психологического
климата в общества. Некоторые специалисты
утверждают, что последствия безработицы
могут зайти до такого момента, как смерть
или тюрьма. Это комментируется тем, что
безработные люди, которые состоят в психологическом
негативном настрое, настроены крайне
пессимистично и могут принять сторону
криминогенной среды. Именно поэтому в
каждой стране проблема безработицы стоит
на первом месте. К последствиям безработицы
–можно отнести – снижение доходов в
семье, обострение семейных отношений
и социальная напряженность в обществе.
Она может выступить как источник дестабилизации
и социальной напряженности, социального
взрыва. Поиск работы может продолжаться
весьма долго, и, в конце концов, человек
теряет надежду на получение работы и
прекращает ее поиск, в связи, с чем он,
фактически являясь безработным, юридически
теряет этот статус, согласно определению
безработного. Информация об этой группе
населения практически отсутствует. Хотя
известна масса случаев, как люди, потерявшие
работу в конечном итоге становились люмпенами,
потому что продавали свои квартиры и
влезали в долги, в конечном итоге они
оказывались на улице.
Однако безработица имеет не
только негативные последствия. Она обеспечивает
формирование резерва рабочей силы как
важнейшего фактора развития рыночной
экономики, которая постоянно предъявляет
спрос на труд. Безработица обеспечивает
необходимое производству перераспределение
кадров, их сосредоточение в тех видах
деятельности, которые производят продукты
и услуги, пользующиеся большим спросом.
Так же благодаря безработице усиливается
трудовая мотивация работающих, так как
гарантии занятости и опасность потерять
работу начинают выступать в качестве
самостоятельного стимула к труду.
Необходимо отметить, что безработица
- весьма сложное и многогранное явление,
ее последствия проявляются практически
на всех уровнях экономической и социальной
жизни общества и оказывают непосредственное
влияние не только на экономику страны,
но и на каждого участника экономического
процесса. С точки зрения экономической
стороны, последствия безработицы приводят
к серьезным социальным и экономическим
издержкам. Самое главное негативное последствие
– это нерабочее состояние граждан, которые
трудоспособны, а это, в свою очередь, ведет
к сокращению экономического потенциала.
Таким образом, можно сказать, что безработица
тормозит развитие общества, а также способствует
недоиспользованию производственных
ресурсов. Экономические последствия
безработицы целесообразно выделить на
национальном уровне и на уровне человека.
На национальном уровне безработицы снижается
объем ВВП. Эта взаимосвязь выражена в
законе Оукена: «если фактический уровень
безработицы превышает естественный уровень
на 1 %, то отставание объема ВВП составляет
2,5%» . Безработица, уменьшая объемы ВВП,
приводит к снижению налогов, которые
поступают государству. Безработица, увеличивает
расходы государства по мере своего роста.
В некоторых отраслях безработица сопровождается
массовой дисквалификацией и переквалификацией
работников и даже их эмиграцией (например:
наука). Однако, при наступлении фазы оживления
и подъема экономики, спрос на этих работников
должен резко увеличиться, но своевременно
удовлетворить его окажется невозможным.
Это приведет к задержке экономического
развития страны и к ее еще более глубокой
дестабилизации.
- ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ
В РОСИИ
Безработицей называют незанятость
части трудоспособного населения. Явление
весьма распространено даже в странах
с развитой рыночной экономикой. Для ее
измерения экономисты разработали особый
цифровой показатель: уровень безработицы.
Он представляет собой отношение
общего количества безработных к общему
количеству экономически активного населения
и выражается в процентах.
Минимальный уровень безработицы
период с 1992 по 2008 период был в 1992 г. — 5,2%.
Своего максимального значения уровень
безработицы достиг в 1998 г. — 13,2%. К 2007 г.
уровень безработицы снизился до 6,1 %, в
2008 г. процент безработных увеличился
до 6,5%, а в 2009-м, в расцвет экономического
кризиса, – до 8,6% (рисунок 1). Необходимо
отметить, что наиболее остро проблема
безработицы проявляется не в целом по
крупным регионам, а на локальном уровне:
в малых и средних городах с концентрацией
военной и легкой промышленности, на незавершенных
стройках крупных предприятий, в горнорудных
поселках Крайнего Севера, «закрытых»
зонах и т.д.
Если рассматривать изменения
безработицы в перспективе последних
лет, то число неработающих людей скорее
падает, чем растет. Если по данным Росстата
в 2003 году безработными были 6,2 миллиона
человек, то в 2010-м их число составляло
уже 5,6 миллионов.
Начиная с 2010 года уровень безработицы
в России опять начал снижаться (рисунок
2). Эксперты отмечают, что определенную
роль в этом сыграло принятие в 2009 году
региональных программ по снижению напряженности
на рынке труда. При этом ключевой проблемой
российского рынка труда по-прежнему является
несоответствие спроса и предложения.
Система образования продолжает перепроизводство
юристов, экономистов и специалистов-гуманитариев,
в то время как экономика нуждается в высококвалифицированных
рабочих, инженерах и прочих технических
специальностях.
Если взглянуть на проблему
безработицы в региональном разрезе, то
традиционно наиболее высока ее доля в
Северокавказском федеральном округе:
последнее десятилетие уровень безработицы
колеблется здесь в диапазоне 17%-23%. Относительно
высока (в районе 10%) доля безработицы в
Дальневосточном и Сибирском федеральных
округах. Однако тенденция к снижению
прослеживается и здесь: в обоих регионах
по итогам 2010-го года уровень безработицы
составил 8,7%. Наиболее низкие показатели
безработицы в Центральном и Северо-Западном
федеральных округах. Минимальный за последнее
десятилетие уровень безработицы в этих
регионах был зарегистрирован в 2007-м году:
3,1% и 4,2% соответственно. После этого показатели
несколько выросли, однако уже в 2009-м году
опять наметилась тенденция к снижению.
По данным Росстата, в 2011 году доля безработных
в России составила 6,6% от числа экономически
активных граждан. Это на 0,9% ниже, чем в
2010 году. В абсолютном выражении число
безработных в стране в 2011 году составило
около 5 млн. против 5,6 млн. человек годом
ранее. Таким образом, по уровню безработицы
Россия вышла на докризисный уровень.
При этом в годовом отчете Росстата
отмечается, что рост вакансий в 2011 году
составил 18,2%. Самый значительный прирост
произошел в Приволжском федеральном
округе – 36%, за ним следуют Сибирский
и Уральский округа. Лидерами по приросту
стали Ингушетия (291%), Чувашия (250%) и Северная
Осетия (228%). Минимальный показатель зарегистрирован
на Дальнем Востоке – 5,1%.
Тем не менее, наиболее свежие
статистические данные по итогам трех
месяцев с октября 2011 до января 2012 года
свидетельствуют, что несмотря на сохранение
относительно невысокого уровня безработицы
в регионах, отдельные из них находятся
в сложной ситуации. Так, наиболее высокий
уровень безработицы МОТ зафиксировала
в Ингушетии (49,1%), Чеченской Республике
(36,3%) и Республике Тыва (24,2%).
Самый низкий уровень безработицы
был зарегистрирован в Москве и Санкт-Петербурге
– 1,0% и 1,4% соответственно, а также в Ленинградской
области – 3,1%.
Безработица в России 2012 - самая
низкая за 10 лет. Официальная безработица
в России составляет 1 миллион 200 тысяч
человек. По данным Роструда, это самый
низкий за прошедшие 10 лет показатель
количества безработных в стране, а если
точнее, то с 2001 года.
Общая безработица в России в 2012 году составляет
5,4 миллиона человек. Таким образом, неофициальный
уровень безработицы в 4,5 раза превышает
официальные данные.
По обнародованным данным, в августе уровень
безработицы в России составил 5,2%. Это
показатель рассчитывается как соотношение
числа безработных к количеству экономически
активного населения. Численность экономически
активного населения составила 54% от общего
числа населения РФ.
Если рассматривать уровень
безработицы разных лет по полу и возрасту
безработных людей в России – очевидно,
что с каждым годом число безработных
только возрастает, однако средний возраст
колеблется то вверх, то вниз на 0,1 – 0,2
(рис. 3).
Изменения уровня безработицы
в зависимости от образования тоже показывают
существенные результаты. В 2010 году, например,
число безработных людей с высшим образованием,
превышает число безработных, у которых
вообще нет даже основного общего образования.
При этом чувствуется ощутимая разница
между числами безработных людей, и такая
ситуация прослеживается каждый год, однако
уже в разных цифрах (рис. 4). Тем не менее,
можно отметить то, что число безработных
с каждым годом не росло, а наоборот уменьшалось.
- ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 Основные меры
по осуществлению занятости населения
и последствия для России.
В Российской Федерации создана
основательная правовая база по вопросам
регулирования труда и занятости населения.
Эти вопросы находят свое отражение в
Конституции РФ, в Трудовом кодексе
РФ и в Законе РФ «О занятости населения
в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены
основы занятости населения о свободе
труда, запрещении принудительного труда,
о вознаграждении за труд без какой-либо
дискриминации, о праве свободно распоряжаться
способностями к труду, выбирать род деятельности
и профессию.
Направления политики государства
в сфере содействия следуют также из международно-правовых
актов. Так, указание на необходимость
создания государством условий для наиболее
полного существования права на труд содержится
также в Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах (ст. 6).
Всеобщая декларация прав человека 1948
г. в ст. 23 провозглашает право каждого
на труд, на свободный выбор работы, на
справедливые и благоприятные условия
труда и на защиту от безработицы, в то
время как ст. 25 этого документа указывает
на право каждого рассчитывать на такой
жизненный уровень, который позволял бы
формировать и проявлять себя как личность,
принимать непосредственное участие в
производстве материальных и духовных
благ.
Ряд конвенций и рекомендаций
МОТ посвящен отдельным аспектам политики
государств в сфере содействия занятости.
В частности, Конвенция № 122 «О политике
в области занятости» (1964 г.), Конвенция
№ 159 «О профессиональной реабилитации
и занятости инвалидов» (1983 г.)2, Конвенция
№ 168 «О содействии занятости и защите
от безработицы»-не ратифицирована (1988
г.) и др. Примечательно, что на своей первой
сессии в 1919 г. МОТ принял Конвенцию «О
безработице», в которой отражены основные
подходы к регулированию деятельности
бесплатных государственных бюро занятости.
При определении правового статуса негосударственных
агентств по трудоустройству целесообразно
учитывать положения Конвенции МОТ №
181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости»,
согласно которой указанные агентства
могут способствовать более эффективному
функционированию рынка труда, одновременно
указывая на необходимость создания гарантий
социальной защиты граждан, ищущих работу
при посредничестве данных агентств.
Основные направления политики
российского государства по содействию
реализации прав граждан на полную, продуктивную
и свободно избранную занятость закреплены
в ст. 5 «Закона о занятости», среди которых,
в частности, следующие:
- развитие трудовых ресурсов,
повышение их мобильности, защита национального
рынка труда;
- обеспечение равных возможностей
всем гражданам РФ независимо от национальности,
пола, возраста, социального положения,
политических убеждений и отношения к
религии в реализации права на добровольный
труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека;
- поддержка трудовой и предпринимательской
инициативы граждан, осуществляемой в
рамках законности, содействие развитию
их способностей к производительному,
творческому труду;
- осуществление мероприятий,
способствующих занятости граждан, испытывающих
трудности в поиске работы;
- предупреждение массовой и
сокращение длительной (более одного года)
безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих
действующие и создающих новые рабочие
места прежде всего для граждан, испытывающих
трудности в поиске работы;
- объединение усилий участников
рынка труда и согласованность их действий
при реализации мероприятий по содействию
занятости населения;
- координация деятельности государственных
органов, профессиональных союзов, иных
представительных органов работников
и работодателей в разработке и реализации
мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество
в решении проблем занятости населения,
включая вопросы, связанные с трудовой
деятельностью граждан Российской Федерации
за пределами территории Российской Федерации
и иностранных граждан на территории Российской
Федерации, соблюдение международных
трудовых норм.