Безработица и политика занятости в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является исследование проблем безработицы, её видов и причин, политики занятости в современной России и проблем, вытекающих из социально-экономического явления под названием «безработица». В этой работе я рассмотрю основные причины безработицы и проведу исследование динамики её уровня. Я хочу уделить внимание государственной политике в области занятости, а именно: что государство предпринимает для того, чтобы снизить уровень безработицы, как по всей России, так и в её субъектах, особенно там, где её уровень выше, чем в больших городах вроде Москвы или Санкт-Петербурга. Так же я постараюсь выделить причины безработицы и расскажу о том, как население, то есть сами люди могут поспособствовать снижению её уровня и о методах её преодоления.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Сущность, причины, виды и последствия безработицы. . . . . . . . . . . . 5
Сущность и причины безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Виды и последствия безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Особенности безработицы в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Политика в области занятости в современной России . . . . . . . . . . . . 20
Основные меры по осуществлению занятости населения и последствия для России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Субъекты регулирования занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список литературы. . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

et.doc

— 688.95 Кб (Скачать файл)

 

Если рассматривать региональный аспект формирования Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест, то следует отметить резкое усиление неравномерности развития отдельных регионов и обострение в ряде из них социально-экономических проблем, в первую очередь занятости и доходов населения. Предпринимавшиеся до сих пор меры по их решению совершенно недостаточны. Остро ощущается необходимость в специальных программах поддержки депрессивных регионов и городов, и главное - в организации их эффективного выполнения.

 

В этой связи в ближайшие сроки предстоит сформировать методологию и методику отнесения региона или города к депрессивному типу и сами типы депрессивности. Первым шагом можно считать разработанный Министерством труда РФ при участии автора порядок выделения городов с моноструктурной экономикой, критической ситуацией на рынке труда и крайне низким уровнем жизни, который основывается на формировании единого числового критерия на базе нескольких основных показателей занятости и уровня жизни населения.

 

Важнейшими параметрами такого критерия являются уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ; средняя продолжительность регистрируемой безработицы; доля скрытой безработицы в численности занятых; уровень бедности и степень расслоения населения по уровню доходов.

 

Помимо решения методических вопросов необходимо законодательно установить статус депрессивного региона с вытекающими отсюда финансовыми обязательствами государства с учетом типа депрессивности. Меры федерального правительства должны включать как адресную поддержку депрессивных регионов посредством федеральных программ, так и экономическое регулировании регионального развития и межрегиональных связей.

 

Наряду с отраслевыми и региональными проблемами развития и размещения рабочих мест в ближайшем будущем предстоит рассмотреть вопрос о стимулировании предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места (этот аспект в нашей практике управления занятостью совершенно упущен).

 

Целесообразно разработать комплекс мер по их экономической поддержке, прежде всего налоговых и кредитных.

 

Для повышения финансовой устойчивости предприятий, несущих временные убытки на этапах реконструкции производства, а также при поощряемом государством свертывании или реорганизации рабочих мест, таким предприятиям нужно предоставлять право создавать специальный страховой фонд за счет отчислений от прибыли. Отчисления должны быть освобождены от налогообложения, а размер годовых платежей целесообразно привязать к валовой выручке от реализации продукции. Наряду с этим социально значимому кругу предприятий, несущих временные финансовые потери на этапах перепрофилирования или создания новых рабочих мест, надо предоставлять льготу на зачет временных убытков в налогооблагаемой прибыли следующих лет.

 

Предлагаемые на период до 2000 г. приоритеты в политике занятости призваны восстановить баланс интересов экономического и социального характера в практике регулирования рассматриваемой сферы. Естественно, в ближайшие два года можно сделать только первые шаги в этом направлении.

 

Безработица в 6-7 % (по оценке МОТ) в России, где на протяжении 70 лет господствовала идеология полной занятости, воспринимается болезненно. Ситуация усугубляется в связи с необработанностью механизмов помощи безработным и скудостью ресурсов, которые государство может выделить на эти цели. Однако по международным стандартам подобная норма безработицы не является катастрофической. Кроме того, вопрос заключается не в уровне безработицы как таковой, а в том, какие процессы и тенденции он отражает.

 

За одинаковым синтетическим показателем может скрываться принципиально различная ситуация в сфере занятости. В условиях активного рынка труда сравнительно большое число лиц по тем или иным причинам попадает в течение года в ряды безработных, однако продолжительность таких периодов невелика. Примером являются США, удерживающие первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест. Динамизм американского рынка труда способствовал формированию "нового взгляда" на безработицу как на распространенное, но кратковременное явление. При этом, однако, американцы всерьез обеспокоены низким качеством новых рабочих мест. Проблема их "обогащения" является сегодня одной из ключевых в американской политике занятости.

 

Иная ситуация сложилась в Европе и Австралии, где характерны концентрация безработицы в определенных сегментах рынка и возрастание численности и удельного веса длительно безработных, постепенно теряющих связь с рынком и утрачивающих свои знания и навыки. Угроза формирования у этих слоев "культуры безработицы" побуждает правительства повысить внимание к их реабилитации.

 

Однако во всех случаях политика занятости подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд. Политика помощи безработным является органической частью общей стратегии и это определяет ее основные направления. Особое внимание уделяется, во-первых, длительно безработным, поскольку речь идет о возможной утрате накопленного человеческого капитала (ведущей составляющей национального богатства любой страны), во-вторых, молодежи, так как здесь потенциал приобретения и эффективного использования человеческого капитала может быть не реализован, в-третьих, специалистам- профессионалам как наиболее дорогостоящей и ценной категории работников.

 

Что касается России, то для нее реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих труда высокого качества, и роста занятости в торговле и посреднической деятельности преимущественно в рамках неформального сектора. Кроме того, происходит нарастание длительной застойной безработицы.

 

Ha данных проблемах и  должна сосредоточиться политика занятости. Так, активные меры, направленные на регулирование спроса на труд, требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение в российских условиях возможно лишь в очень ограниченных масштабах в районах очаговой безработицы.

 

Речь идет, в частности, о выплате предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, в течение ограниченного периода времени субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных и молодежи. Субсидирование занятости обычно не ведет к созданию на предприятиях дополнительных рабочих мест, но содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны. В результате улучшается соответствие структур спроса и предложения труда, что понижает естественную норму безработицы.

 

Привлекательной, но дорогостоящей мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Безусловное ее преимущество - адресный характер. При наличии хотя бы минимальных средств такие программы наиболее рационально использовать на финансирование инфраструктурных проектов (дорог, мостов), в том числе в сельской местности. Это не только позволяет предоставить людям работу, но дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона, что в свою очередь может создать дополнительные возможности занятости. Прямые государственные вложения в создание рабочих мест целесообразно направлять также на целевые программы содействия занятости инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью.

 

Значительно лучшую перспективу в российских условиях могут иметь активные меры, направленные на комплексное регулирование спроса и предложения труда. Ключевое место среди них занимает рациональное использование гибких форм занятости. На Западе в последнее десятилетие гибкая занятость развивается очень быстро. Появились новые категории работников, традиционно работающие в определенной фирме, но занятью неполное рабочее время или работающие временно по гибкому графику на разных работодателей. Этот процесс, однако, неоднозначен и нередко протекает достаточно болезненно. Поэтому необходимо проанализировать последствия распространения гибких форм занятости в России и выработать адекватные методы регулирования этой сферы.

 

Представляется очень важным содействовать рациональному распространению частичной занятости на основе гибких графиков.

 

Распространение гибких форм занятости в российских условиях имеет большое значение и потому, что многовариантность занятости дает возможность совмещать работу по специальности, требующую соответствующей профессиональной подготовки, знаний и опыта, с работой в рамках неформального сектора, не требующей особой квалификации, но приносящей доход, позволяющий удержаться выше черты бедности. Это позволило бы, притормозить деградацию совокупной рабочей силы.

 

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным для России, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб, бизнес-инкубаторов и т.д. Принципиальным моментом является избирательный характер поддержки. Объектом программ должны стать в первую очередь те потенциальные предприниматели и микропредприятия, которые ориентированы на производство необходимой продукции и услуг, требующее труда высокого качества.

 

В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается усиление и пассивной политики занятости. Для России представляют интерес два вида программ:

 

1. увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования;

 

2. использование в целях получения дополнительного образования и переподготовки вынужденных отпусков.

 

В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиции на рынке труда работников с высоким уровнем образования. Для решения их специфических проблем во многих европейских странах (в Великобритании, Франции, Дании и др.) действуют специальные подразделения национальных служб занятости.

 

Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.

 

 

3.2 Субъекты регулирования занятости

Традиционным субъектом социального партнерства является трудовой коллектив.

В качестве субъектов социальных партнерских отношений выступают общественные движения, политические партии, профсоюзные, женские, молодежные и иные общественные организации. Ключевую роль в системе социального партнерства играют профсоюзы.

Роль традиционно важного субъекта социальных партнерских отношений в обществе выполняет государство и его структуры.

На правах субъекта партнерских отношений возвращается владелец частной собственности— предприниматель. Это партнер с особыми интересами, с ориентацией на максимальную прибыль как основную цель производства и с еще неразвитым взглядом на развитие человеческих ресурсов вне парадигмы «затраты (человек и его труд) — выгоды (конкретная продукция материального производства)». Субъектами могут быть формальные и неформальные объединения предпринимателей, а также крупные отраслевые производственные комплексы, определяющие «лицо» отрасли вне зависимости от формы собственности.

 

Инновационным социальным институтом в современной России является некоммерческий сектор (законодательный запрет распределять полученную прибыль, но не в качестве основной цели, между участниками юридического лица является самым действенным отсечением некоммерческих организаций от профессионального бизнеса), находящийся вне государственного и коммерческого секторов, тесно связанный с населением, способный организовать частную инициативу. Целью некоммерческого, неправительственного сектора является не политический капитал и прибыль, а общественная польза, и ориентируется некоммерческий сектор, прежде всего, на социально-незащищенные группы населения. Социальные неправительственные организации заполняют возникающие социальные ниши, обеспечивают адресность и конкретиость социальной помощи, удовлетворение дифференцированного спроса на социальные услуги, социальное обслуживание. Гражданские инициативы третьего, некоммерческого сектора — это, в основном, человеческие ресурсы, основанные на внутренней мотивации граждан. Эти ресурсы, в свою очередь, обеспечивают привлечение дополнительных негосударственных источников финансирования, а также резервов общества (интеллект, свобода творчества). Государственные органы и органы местного самоуправления могут привлекать к решению задач менеджмента в социальной сфере неправительственные организации, используя нормативные документы и технологию государственного заказа как экономико-правовой формы реализации приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение социально значимых проблем, обеспеченных в основном за счет средств бюджета, путем заключения контрактов (договоров) на конкурсной основе. Однако это предполагает некоторую финансовую самостоятельность неправительственной организации или способность привлечь средства коммерческого сектора. Имеется опыт взаимодействия центров занятости и женских неправительственных организаций по развитию программ эффективной занятости женщин, повышения их конкурентоспособности на рынке труда, развитию женского предпринимательства, в том числе социального.

Информация о работе Безработица и политика занятости в современной России