Безработица и занятость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ состояния безработицы и занятости населения, выявление их проблем и разработка возможных путей регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды и показатели, характеризующие безработицу;
- изучить сущность принципы, виды занятости и факторы на нее влияющие;
- раскрыть способы регулирования занятости и последствия безработицы;

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретическая часть. Сущность безработицы и занятости как социально-экономического явления
6
1.1
Понятие, виды и показатели, характеризующие безработицу
6
1.2
Сущность принципы, виды занятости и факторы на нее влияющие
14
1.3
Способы регулирования занятости и последствия безработицы
19
2
Практическая часть. Исследование современного состояния безработицы и занятости и приоритетные направления государственного регулирования занятости и снижения безработицы населения РФ
27
2.1
Характеристика современного состояния безработицы и занятости России
27
2.2
Современное состояние безработицы и занятости на примере Алтайского края
35
2.3
Проблемы в сфере труда и занятости и пути их решения в условиях кризиса в России и регионах
40

Заключение
52

Глоссарий
56

Список использованных источников
59

Приложение А «Направления государственной политики занятости»
64

Приложение Б «Динамика численности экономически активного населения России»
65

Приложение В «Динамика уровня безработицы среди населения РФ в возрасте 15-72 лет в % к экономически активному населению»
70

Приложение Г «Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за IV квартал 2011г.)»
72

Приложение Д «Группировка территорий Алтайского края по уровню безработицы на 01.02.2012»

Файлы: 1 файл

ВКР Безработ и зан 1.doc

— 909.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от количественных и  качественных характеристик различают  занятость полную и, продуктивную (эффективную), свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, непериодическую и др.

Полная занятость – это состояние  наибольшей вовлеченности трудоспособного  населения в общественно полезную деятельность. Она характеризует  такое состояние, при котором  обеспечены работой все нуждающиеся  в ней и желающие работать, что способствует наличию сбалансированности между спросом и предложением.

Продуктивная (эффективная) занятость  – характеризуется с двух позиций. Во-первых, занятость должна приносить  трудящимся доход, обеспечивающий достойные  человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней – содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.

Свободно избранная занятость - предполагает, что право распоряжаться  собственной способностью к труду  принадлежит исключительно владельцу  рабочей силы, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду8.

Таким образом, полная занятость отражает количественную, а продуктивная –  качественную сбалансированность между  потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.

Многообразие социально- экономических  процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождает существование  различных форм занятости. Одной из классификаций занятости является деление ее на стандартную и нестандартную занятость.

Стандартной занятостью считается занятость в режиме полного рабочего времени, на основе бессрочных трудовых договоров, под  непосредственным контролем работодателя.

Набор нестандартных форм занятости  многообразен и может включать:

- неполную занятость – представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения;

- скрытая занятость населения  характеризуется тем, что определенная  часть людей из числа находящегося  в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей, предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых[31, С.16];

-сезонная занятость  – представляет собой периодическое (как правило в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических особенностей;

- временную занятость  на основе трудовых договоров,  рассчитанных на определенный  срок;

- занятость на основе  договоров гражданско-правового  характера;

-сверхурочная занятость;

- вторичная занятость  представляет собой деятельность  граждан, связанную с дополнительной работой помимо основного места работы. Выступает в различных формах: совместительство, по контракту, - случайная, разовая работа и т. д.;

- неформальную занятость,  к которой относятся: занятость  индивидуальным предпринимательством, занятость по найму у физических лиц, занятость в домашнем хозяйстве производством товаров для последующей продажи9.

Рассматривая проблемы занятости и безработицы, нельзя не остановиться на выяснении того, какое влияние на занятость оказывает  человеческий капитал.

В общем виде под человеческим капиталом понимается совокупность имеющихся у человека способностей и здоровья, а также запаса знаний, навыков, опыта и мотиваций.

Достижение полной и  эффективной занятости неотделимо от формирования человеческого капитала, а значит инвестиций в образование, здоровье, профессиональную подготовку.

Универсальных рецептов успешного регулирования занятости  и безработицы не существует. Каждая страна, регион, населенный пункт имеет  свои особенности функционирования рынка труда. Поэтому для выбора наиболее эффективных мер воздействия на уровень занятости, необходимо знать, какие факторы оказывают влияние на указанные процессы. Рассмотрим в совокупности факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы10.

Демографические факторы. К ним относятся:

- изменение доли экономически  активного населения в результате  сдвигов в уровнях рождаемости  и смертности;

- половозрастная структура  населения;

- средняя продолжительность  жизни;

Масштабы и направления  миграционных потоков.

Технико-экономические факторы, связанные с темпами и направлениями НТП, в результате которых происходит высвобождение рабочей силы из производства и замена ее техникой.

Экономические факторы  включают в себя:

-состояние национального  производства;

-степень инвестиционной  активности и направления движения инвестиций;

-направленность налогово-бюджетной  политики и денежно- кредитной  политики государства;

-уровень цен и инфляции.

Социальные факторы:

- уровень образования  населения;

-уровень здоровья  и качество жизни;

-отношение и мотивация к труду;

-развитость профсоюзов.

Законодательные факторы, среди которых – разработанность законов и нормативных актов, регулирующих занятость.

Организационно-управленческие факторы:

-грамотность и эффективность  принимаемых правительством решений;

- уровень научной организации  труда, производства и управления;

- организация деятельности государственной  службы занятости и бирж труда;

- степень информированности населения  о состоянии рынка труда11.

Следовательно, отдавать предпочтение тому или иному типу политики занятости надо с учетом направленности, продолжительности и интенсивности действия указанных факторов. В следующей части работы необходимо рассмотреть пути и способы регулирования безработицы и занятости.

 

 

1.3 Способы регулирования занятости и последствия безработицы

 

 

В современной экономической  теории существуют различные подходы  к регулированию занятости. Традиционно  выделяются два главных направления: неоклассическое и кейнсианское. Неоклассическое направление исходит  из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда. Суть их рекомендаций сводилось к тому, что если основной причиной безработицы является снижение совокупных расходов в экономике, то государство путем стимулирования расширения платежеспособности спроса на рынке благ и услуг может значительно снизить безработицу. Этому должны способствовать поощрение государством инвестиционной активности бизнеса, увеличение госзаказов, снижение ставок подоходного налога, расширение нецентрализованного сектора, рост управляемости экономикой, усиление контроля за расходованием бюджетных средств. Проведение такой политики должно привести к росту производства и занятости. Однако при этом возникает проблема увеличения дефицита госбюджета и роста инфляции. Попытка решить данную проблему была предпринята английским экономистом А. Филлипсом в 50-е годы. Он установил обратную зависимость темпа роста средней денежной заработной платы и уровня безработицы, т.е. чем выше темпы роста зарплаты, тем ниже безработица, и наоборот.

Выведенная им закономерность долгое время оставалась основой для  проведения макроэкономической политики. Однако продолжавшийся рост безработицы в 70-80-е годы при одновременном увеличении темпов инфляции показал, что данный метод борьбы с безработицей стал неэффективным. Альтернативной концепцией стала теория «естественного» уровня безработицы, предложенная экономистом М. Фридменом. В отличие от кейнсианцев, монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна лишь в краткосрочном периоде, когда хозяйствующим субъектам трудно предвидеть те макроэкономические изменения, которые возникают при проведении правительством мер по регулированию совокупного спроса. В долгосрочном периоде при неоднократном проведении государством подобной политики адаптивные ожидания рыночных субъектов изменяются в сторону наиболее полной и объективной оценке предстоящих изменений в экономике на основе прошлых знаний. В такой ситуации работники, предвидя рост цен вследствие увеличения совокупного спроса, могут заранее предусмотреть при заключении трудовых договоров с администрацией фирм индексацию заработной платы. Поэтому в условиях адаптивных ожиданий, как бы правительство не стремилось снизить «естественный» уровень безработицы путем активного стимулирования совокупного спроса, это может привести лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Под влиянием рыночного механизма при достижении экономикой долгосрочного равновесия произойдет рост безработицы. Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффек-тивности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздержи-ваются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономиче-ского роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.

Экономические последствия безработицы  целесообразно выделить на национальном уровне и на уровне человека. На национальном уровне безработицы снижается объем ВВП. Эта взаимосвязь выражена в Законе ОУКЕНА: если «фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема ВВП составляет 2,5%» . Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к снижению налогов, которые поступают государству. Безработица, увеличивает расходы государства по мере своего роста. В некоторых отраслях (оборонный комплекс, наука) безработица сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако, при наступлении фазы оживления и подъема экономики, спрос на этих работников должен резко увеличиться, но своевременно удовлетворить его окажется невозможным. Это приведет к задержке экономического развития страны и к ее еще более глубокой дестабилизации.

Для отдельного человека безработица  означает потерю постоянно получаемого  дохода, убивает инициативу человека, порождает неуверенность. Безработица  может позволить предприятиям снизить  цену рабочей силы.

Она имеет не только негативное последствие, безработица - одно из условий нормальной и бесперебойной функции экономики.

Обеспечивает формирование резерва  рабочей силы как важного фактора  развития рыночной экономики, который  постоянно предъявляет спрос  на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижение безработицы дает весомый эффективный сигнал работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации.

Социальные последствия безработицы  заключаются в уничтожении уверенности  человека во всеобщей занятости населения, в обязательном трудоустройстве. Безработица  снижает доходы семей, усиливает  дифференциацию населения, подавляет нравственное начало его поведения, приводит к деградации человека, ухудшает социально-психологический климат в обществе. Последствия безработицы могут быть социальным возмущением и даже социальным взрывом. Это возможно, когда ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе критической величиной считается уровень безработицы более 10-12 %.

Под влиянием информатизации и трансформации рынка труда  самым «революционным» феноменом  в сфере занятости стала так  называемая дистанционная работа, или виртуализация рабочих мест. Все более широкое распространение получила «телеработа» - выполнение разнообразных операций человеком, находящимся в отдалении от того места, где аккумулируются результаты с помощью телекоммуникаций, компьютеров, интернет-технологий. Телеработа представляет собой возможность работы на иностранные компании без смены места жительства. По некоторым оценкам в 2007 году в Европе может возникнуть до 40 млн. рабочих мест для телеработающих, в США-50-60млн.

Новые возможности получения  работы открываются как перед  горожанами так и сельскими жителями. При этом человек не выпадает из привычной социальной и культурной среды. Потенциально телекомпьютинг способен обеспечить людям, проживающим в регионах с высоким уровнем безработицы, доступ к возможностям для работы. Он сможет стать панацеей для человека, состояние здоровья которого не позволяют покидать дом. При этом создает условия для виртуальной утечки мозгов. Для нанимателя улучшается использование рабочего времени, повышается производительность труда, расширяется круг потенциальных сотрудников, появляется возможность гибко изменять численность персонала, сокращать расходы. Для развития такой формы занятости в России пока мало возможностей, так как Интернет доступен только 20% населения России.

Информация о работе Безработица и занятость