Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:23, дипломная работа
Цель исследования – анализ состояния безработицы и занятости населения, выявление их проблем и разработка возможных путей регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды и показатели, характеризующие безработицу;
- изучить сущность принципы, виды занятости и факторы на нее влияющие;
- раскрыть способы регулирования занятости и последствия безработицы;
Введение
3
1
Теоретическая часть. Сущность безработицы и занятости как социально-экономического явления
6
1.1
Понятие, виды и показатели, характеризующие безработицу
6
1.2
Сущность принципы, виды занятости и факторы на нее влияющие
14
1.3
Способы регулирования занятости и последствия безработицы
19
2
Практическая часть. Исследование современного состояния безработицы и занятости и приоритетные направления государственного регулирования занятости и снижения безработицы населения РФ
27
2.1
Характеристика современного состояния безработицы и занятости России
27
2.2
Современное состояние безработицы и занятости на примере Алтайского края
35
2.3
Проблемы в сфере труда и занятости и пути их решения в условиях кризиса в России и регионах
40
Заключение
52
Глоссарий
56
Список использованных источников
59
Приложение А «Направления государственной политики занятости»
64
Приложение Б «Динамика численности экономически активного населения России»
65
Приложение В «Динамика уровня безработицы среди населения РФ в возрасте 15-72 лет в % к экономически активному населению»
70
Приложение Г «Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за IV квартал 2011г.)»
72
Приложение Д «Группировка территорий Алтайского края по уровню безработицы на 01.02.2012»
Реформирование трудовой
сферы происходит медленно и противоречиво,
хотя отмена всеобщей трудовой повинности
и провозглашение свободы выбора
характера и вида трудовой или
предпринимательской
Из-за резкого спада производства сокращение занятости происходило такими быстрыми темпами, что общество не успевало адекватно реагировать на происходящие процессы. Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности. Работодатели, в том числе государство, пользуясь несовершенством или отсутствием законов, могли безнаказанно ущемлять интересы работников. Причем ситуация на рынке труда с самого начала складывалась крайне неблагоприятно прежде всего для последних. Люди терпели и невыплату пособий, и увольнения, и неоплаченные отпуска, не говоря уже о задержках заработной платы и реальном резком ее снижении. Рынок труда сегодня сильно деформирован, а статистика занятости и безработицы не отражает истинных процессов: масштабы скрытой безработицы и скрытой занятости не поддаются сколько-нибудь точному определению.
В первой редакции Закона о занятости, принятого в 1991 году, содержатся многие нормы, заимствованные из законодательства западных стран, доказавшие свою эффективность. Неизменным в арсенале средств осуществления политики на рынке труда остается пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную.
Активные меры, так или иначе, способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера- выплата пособий по безработице - потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.
Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественные работы (См. Приложение А).
Создание новых рабочих мест - важнейшая макроэкономическая мера , которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. В США, например, в последние годы практикуются еженедельные программы создания новых рабочих мест, которые во многом обеспечивают рекордно низкий уровень безработицы (4,9%).
Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечить экономический рост без увеличения занятости. Ни одна программа на Западе не принимается без тщательного анализа эффекта создания новых рабочих мест.
Эффективный инструмент политики занятости - содействие малому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновением других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.
Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин.)
Идея субсидированной занятости - вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т.е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентно нейтральность», поскольку они находятся в заведомо не равных условиях рынка труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает социальную защиту.
К активным мерам регулирования
занятости относятся также
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.
К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% средств расходуется на эту пассивную меру. Если учесть, что значительная часть средств направляется на развитие самой службы занятости ( на начальном этапе это было оправданно необходимостью развития инфраструктуры рынка труда), то такая модель финансирования обусловливает скорее мультипликацию безработицы , нежели эффективную политику занятости.
Стратегические решения в
Таким образом, были рассмотрены теоретические основы безработицы и занятости и их регулирования. Далее необходимо рассмотреть состояние, проблемы и пути регулирования безработицы и занятости на примере России.
2 Практическая часть. Исследование современного состояния безработицы и занятости и приоритетные направления государственного регулирования занятости и снижения безработицы населения РФ
2.1 Характеристика современного состояния безработицы и занятости России
Россия, будучи интегрированной в мировую экономику, не могла не испытать на себе влияния мирового финансово-экономического кризиса, который во многом определяет ситуацию в сфере труда и занятости.
16 января 2009 года Федеральной службой по труду и занятости был открыт информационный портал «Работа в России», который объединил в себе официальную информацию 82 региональных служб занятости и более 2 тыс. центров занятости населения.
Центральное место в системе антикризисных мер в сфере занятости населения заняли мероприятия по реализации в субъектах РФ региональных программ, принятых в соответствии с положениями постановления Правительства РФ №1089. Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда были разработаны во всех субъектах РФ.
Основную долю участников региональных программ (68 %) составляют работники предприятий, которые находятся под угрозой массовых увольнений. Менее значительные доли участников программ составили безработные граждане (20 %) и ранее не занятые и ищущие работу граждане (12 %). Структура участников региональных программ по целевым группам представлена на диаграмме 1
Фактически, во всех субъектах РФ,
в период активной реализации дополнительных
мероприятий (летом-осенью 2009 года) произошло
снижение как численности
Рисунок 1. Структура участников региональных программ по целевым группам
Наиболее востребованной в 2009 г. была программа по развитию временных общественных работ. Львиная доля общественных работ в рамках антикризисных программ в сфере труда и занятости, реализуемых Рострудом, проходила непосредственно на предприятии, где люди находятся в постоянных трудовых отношениях. Если работник находился в простое или у него неполная занятость, он участвовал во временных общественных работах на своем предприятии с соответствующей материальной поддержкой - 4330 рублей - от государства. В основном это наведение порядка - чистка, покраска, вывоз мусора и т.д. Предприятия сейчас просто преобразились. А главное, чего этим удалось добиться, - сохранить рабочие места.
В результате реализации региональных программ за 10 месяцев 2010 года создано 1 331,0 тыс. рабочих мест, из них за октябрь было создано 93,3 тыс. рабочих мест, прирост к предыдущему периоду (январь – сентябрь) составил 7,5 %12.
Роструд и его территориальные органы, органы службы занятости населения субъектов РФ оперативно развернули работу по реализации мероприятий, предусмотренных Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации в сфере труда и в сфере занятости населения.
По итогам федерального статистического наблюдения о неполной занятости и движении работников за декабрь 2011г., которым было охвачено 16,2 млн.человек по кругу организаций наблюдаемых видов экономической деятельности, или 47% от численности работников организаций (без субъектов малого предпринимательства).
В декабре 2011г. численность выбывших работников организаций превысила численность принятых работников на 110,1 тыс.человек (в декабре 2010г. - на 134,0 тыс.человек) (См. Рисунок 2).
Рисунок 2. Численность принятых и выбывших работников организации
По сведениям обследованных организаций, в декабре 2011г. было принято на работу 2,5% списочной численности работников, выбыло по различным причинам 3,1% списочной численности работников (в ноябре 2011г. соответственно по 2,7%).
По итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю декабря 2011 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в декабре 2011г. составила 75,6 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 70,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) (См. Рисунок 3).
В феврале 2010 г. зарегистрированная безработица составила 2,2 миллиона человек. Численность экономически активного населения, занятых и безработных дана в Приложении Б.
Численность экономически активного населения в декабре 2011г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,6 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 70,9 млн.человек, или 93,9% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,6 млн.человек (6,1%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,3 млн.человек.
Данные в Приложении Б представлены с учетом лиц, отнесенных к занятым на основе ответов на дополнительные уточняющие вопросы, введенные в анкету обследования, начиная с 2011 года. В декабре 2011г. в численность занятого населения дополнительно были включены 191 тыс.человек (из них 33 тыс.человек без учета дополнительных вопросов были бы классифицированы как безработные, а 158 тыс.человек - как экономически неактивные). Темпы роста (снижения) экономически активного населения в сопоставимой методологии к декабрю 2010г. составили занятых - 101,6%, безработных - 86,7%. В сопоставимой методологии в среднем за 2011г. численность экономически активного населения составила 75,5 млн.человек, численность занятого населения - 70,4 млн.человек, численность безработных - 5,1 млн.человек. Темпы роста (снижения) в среднем за 2011г. составили, соответственно, 100,1%, 100,9% и 90,3%.
По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю декабря 2011г., уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 64,0%.
Уровень безработицы (отношение
численности безработных к
По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю декабря 2011г., в общей численности безработных 2433 тыс. человек, или 52,4% составляли мужчины и 2210 тыс.человек, или 47,6% - женщины. Сельские жители составляли среди безработных 1807 тыс.человек, или 38,9%(См. Приложение В).
|
Рисунок 4 . Уровень безработицы в % от экономически активного населения в России