Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:23, дипломная работа
Цель исследования – анализ состояния безработицы и занятости населения, выявление их проблем и разработка возможных путей регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды и показатели, характеризующие безработицу;
- изучить сущность принципы, виды занятости и факторы на нее влияющие;
- раскрыть способы регулирования занятости и последствия безработицы;
Введение
3
1
Теоретическая часть. Сущность безработицы и занятости как социально-экономического явления
6
1.1
Понятие, виды и показатели, характеризующие безработицу
6
1.2
Сущность принципы, виды занятости и факторы на нее влияющие
14
1.3
Способы регулирования занятости и последствия безработицы
19
2
Практическая часть. Исследование современного состояния безработицы и занятости и приоритетные направления государственного регулирования занятости и снижения безработицы населения РФ
27
2.1
Характеристика современного состояния безработицы и занятости России
27
2.2
Современное состояние безработицы и занятости на примере Алтайского края
35
2.3
Проблемы в сфере труда и занятости и пути их решения в условиях кризиса в России и регионах
40
Заключение
52
Глоссарий
56
Список использованных источников
59
Приложение А «Направления государственной политики занятости»
64
Приложение Б «Динамика численности экономически активного населения России»
65
Приложение В «Динамика уровня безработицы среди населения РФ в возрасте 15-72 лет в % к экономически активному населению»
70
Приложение Г «Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за IV квартал 2011г.)»
72
Приложение Д «Группировка территорий Алтайского края по уровню безработицы на 01.02.2012»
В следующей части исследования необходимо раскрыть проблемы в сфере труда и занятости и рассмотреть возможные пути их решения.
2.3 Проблемы в сфере труда и занятости и пути их решения в условиях кризиса в России и регионах
К февралю 2011 г. Правительством РФ были одобрены все региональные программы содействия занятости, Правительство РФ подписало соглашения с регионами Российской Федерации по этим программам.
На реализацию этих программ из федерального бюджета было выделено 33,3 миллиарда рублей, которые ушли в регионы.
За счет совместных действий
повышена конкурентоспособность
За 2010—2011 годы служба занятости населения подготовила и профинансировала более 326 тысяч человек, которые получили материальную поддержку на открытие собственного дела. Эта поддержка была равна двенадцатикратному размеру максимального пособия по безработице — 58 800 рублей. Гражданин, который изъявил желание открыть собственное дело, должен был сформировать бизнес-план, защитить его, и после принятия бизнес-плана он получал финансовую поддержку на открытие собственного дела.
75% тех, кто открыл собственное дело в 2011 году, — это жители сельских территорий. За последние три года подавляющее большинство начинающих предпринимателей открыли собственное дело именно в селе и в регионах13. Программу профессионального обучения и повышения квалификации прошли в 2011 году 460 тысяч безработных и 137 тысяч находящихся под угрозой увольнения14.
В 2010-2011 годах большинство программ было нацелено на сохранение социальной стабильности. Многие меры, предпринятые на рынке труда в сложные 2008-2011 годы, хорошо себя зарекомендовали, и Минздравсоцразвития РФ готовит поправки в закон о занятости населения, чтобы сделать их постоянно действующими. Например, одной из самых удачных оказалась программа самозанятости населения. Речь идет о том, что безработным гражданам, желающим открыть свое дело, выдавались денежные средства в размере 58 800 рублей. Эта мера оказалась крайне эффективной. Из тех, кто открыл собственное дело, только 3-4 процента его прекратили. И этот механизм будет работать и дальше.
Хорошо проявили себя и общественные работы. Реально они помогли остаться на плаву за 2010-2011 годы практически четырем миллионам человек, находившихся под угрозой увольнения15.
Как отмечают в Росстате, почти 70% безработных граждан ищут вакансии самостоятельно, не прибегая к услугам служб занятости. Поэтому официальные данные Минздравсоцразвития и Росстата существенно отличаются. Так, по данным Минздравсоцразвития, сейчас в службах занятости зарегистрирован 1 миллион 641 тысяча человек16.
По прогнозу Минэкономразвития, безработица в 2012 году сохранится на уровне 2011 года - 7,5-8%. Однако, эксперты ФБК считают, что она вырастет до уровня 9-10%17.
Предпринимаемые Правительством РФ и региональными органами власти меры позволили достичь серьёзного эффекта. Ситуацию в сфере занятости характеризуют следующие цифры.
С помощью федеральных средств регионам выделяются гранты для малого бизнеса. И если регион выделяет средства на открытие малого бизнеса, к этому потом присоединяется более большой грант – федеральный. Вложения, которые были предусмотрены по этому направлению в рамках антикризисной программы, принесли свой результат, люди поверили.
По всей России очень активно это используется среди селян – потребкооперация, фермерское хозяйство. И сейчас, в рамках 2012 года акцент сделан уже не на общественные работы, которые дали свой эффект в период массовых увольнений. Сегодня уже речь идёт о переподготовке в большей степени, стажировке и самозанятости. А остальное – это целевые направления.
За исключением моногородов, где Правительство РФ оставило общественные работы и все другие меры, на региональных рынках труда, где позитивные сдвиги наметились, переподготовка больше ориентирована на новые рабочие места, которые создаются уже на предприятиях, которые работают в рамках модернизационного пакета и в рамках инновационных направлений18.
Президент РФ в настоящее время поставил задачу службе занятости переходить на долгосрочные программы.
В рамках рассматриваемой темы следует затронуть проблему функционирования сферы занятости в моногородах. Как известно, в период кризиса многие из них оказались в тяжёлой ситуации. Проблемы на градообразующих предприятиях обернулись ростом безработицы и снижением доходов граждан, сократились поступления в местные бюджеты. Сейчас уже можно подвести первые итоги реализации государственной программы поддержки моногородов. В рамках антикризисных мер Правительство РФ использовало специальные инструменты помощи моногородам: заложено на эти цели 27 млрд рублей. Большая часть этих средств распределена. Уже согласовано 50 ключевых инвестиционных проектов, в рамках которых до 2015 года в моногородах будет создано не менее 200 тыс. новых эффективных рабочих мест. С другой стороны, в 135 моногородах до сих пор не разработаны комплексные инвестпрограммы. Однако нужно понимать, что в 2011 году была лишь снята острота имеющихся проблем, оказана помощь потерявшим работу, несколько улучшилось положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В 2011 году только за счет региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в 335 наиболее проблемных моногородах удалось трудоустроить 425 тысяч человек. Из них 333 тысячи человек были задействованы на общественных и временных работах. Почти 40 тысяч прошли опережающее профессиональное обучение. Более 33 тысяч получили поддержку в открытии собственного бизнеса, 20 тысяч безработных прошли стажировку. В результате, по данным на 1 марта этого года, численность безработных в монопрофильных населенных пунктах снизилась почти с 298,8 тысячи человек в 2011 году до 179,8 тысячи. Безработица практически во всех моногородах сократилась. Однако еще во многих населенных пунктах уровень безработицы остается гораздо выше, чем в среднем по России19.
Правительство РФ намерено и в дальнейшем помогать моногородам. Но решающая роль, конечно, в таких случаях принадлежит региональным и местным властям. Там, где они проявляют инициативу, проблемы решаются, появляются внятные и реалистичные планы долгосрочного развития20.
Можно констатировать, что на сегодняшний день наработан реальный опыт управления процессами занятости в условиях глобального экономического кризиса. Были созданы кадры, укреплены службы занятости, у них появились квалифицированные люди. Службы занятости в значительной мере научились работать с теми, кто потерял работу, испробовали различные средства реакции на кризис на рынке труда, начиная от общественных работ и заканчивая индивидуальным пакетом, допустим, для создания собственного дела, что является высшей формой борьбы с безработицей, когда человека из безработного превращают в предпринимателя. Это самый продвинутый механизм содействия занятости населения, хотя он и не для всех пригоден.
Таким образом, сегодня ведётся работа по обеспечению реализации в антикризисных мер в сфере труда и сфере занятости населения. С этой целью был запущен ряд программ. Усилия органов службы занятости обеспечили стабилизацию численности зарегистрированных безработных и коэффициента напряженности на рынке труда.
В 2012 году будет продолжена активная политика на рынке труда. Правительство РФ намерено усиливать работу по решению стратегических задач развития рынка труда.
Переход к инновационной экономике приведёт к трансформации рынка труда. Неэффективные и малооплачиваемые рабочие места будут замещаться новыми, которые соответствуют современным требованиям. Таким образом, в конечном счёте произойдёт перераспределение рабочих мест по всей экономике. В этом заинтересованы все: в этом заинтересован бизнес, который хочет повышать эффективность собственной деятельности; в этом заинтересовано государство, которое планирует занятость и распределение трудовых ресурсов, и, в конечном счёте, в этом заинтересованы сами люди, которые должны в нормальных местах трудиться и нормальные деньги зарабатывать.
Государственная политика в области занятости должна стать более гибкой, а меры поддержки безработных - более адресными. Поэтому следует обратить особенное внимание на тех граждан, которые находятся в самом трудном положении на рынке труда: это женщины с малолетними детьми, родители, которые имеют большое количество детей, пожилые люди, граждане, которые являются инвалидами, и те граждане, которые ухаживают за инвалидами. И, наконец, это молодые люди, которые только ищут свою работу после окончания учебного заведения или вступая в зрелую жизнь. Возможности для их трудоустройства должны быть расширены, в том числе за счёт профессионального обучения и повышения квалификации граждан.
Приоритетное право на участие в программах должны получать те категории граждан, которые объективно испытывают трудности при поиске подходящей работы, - это инвалиды, родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями по здоровью. Новые профессии по этим программам впервые смогут получить молодые мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трёх лет, и женщины, занятые на вредном производстве21.
Особое место среди инструментов государственной политики занимают региональные антикризисные программы по снижению напряжённости на рынке труда. Сегодня очень важно повысить их эффективность и адресность, в том числе за счёт интеграции с другими программами, которые направлены на поощрение предпринимательской инициативы граждан, - например, по поддержке малого и среднего предпринимательства, по созданию малых предприятий в научной сфере, при университетах
Сегодня в России очень популярно поощрение малого бизнеса. Но этого недостаточно. Нужны радикальные меры. Например, если требуется повысить мобильность рабочей силы, нужно, чтобы людей обеспечивали жильем. От практики низких и «серых» зарплат тоже нужно отказаться. Всем этим должно заниматься государство22.
Направления совершенствования системы организации содействия в трудоустройстве ищущих работу граждан, сбора вакансий и сотрудничества с работодателями будут определяться конкретной ситуацией на рынке труда и составом зарегистрированных в поиске работы граждан. Организуемая работа по оказанию содействия в трудоустройстве ищущих работу граждан ставит во главу угла задачу формирования гибкого рынка труда, делающего ставку на мобильную безработицу.
Ввиду вышеизложенного, приоритетами реализации политики в сфере занятости и снижения безработицы должны выступать:
- внедрение в практику
работы крупных центров
- интенсивные методы
подбора работы с
Для содействия предпринимательской инициативе безработных в муниципальных образованиях могут быть организованы муниципальные бизнес-инкубаторы — коллективные офисы для начинающих предпринимателей. В рамках их деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования.
В активных программах содействия занятости службе занятости населения следует использовать технологию профилирования безработных, которая ориентирована на содействие трудоустройству тем краткосрочным безработным, у которых высок риск стать долгосрочными безработными. Также нужно применять такие методики, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.
Служба занятости в результате профилирования должна осуществить индивидуальную оценку безработных. Для улучшения предсказательной точности моделей профилирования мы предлагаем использовать такие факторы, как коммуникабельность безработного, транспортная доступность жилья, обычное время проезда от дома до работы и др.
Внедрение современных технологий позволит повысить эффективность и результативность мероприятий на рынке труда.
В политике занятости необходимо практически перейти к активным мерам по сохранению рабочих мест в перспективных отраслях и секторах экономики и их увеличению. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве.
Учитывая эффективность в переходный период малого бизнеса в стране, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. По оценкам специалистов, развитие малого и среднего предпринимательства в России позволит избавить от безработицы до 50% высвобождающейся в ходе структурных реформ рабочей силы.
Целесообразно использовать
опыт стран Восточной Европы, где
при службах занятости