Безработица и занятость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ состояния безработицы и занятости населения, выявление их проблем и разработка возможных путей регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды и показатели, характеризующие безработицу;
- изучить сущность принципы, виды занятости и факторы на нее влияющие;
- раскрыть способы регулирования занятости и последствия безработицы;

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретическая часть. Сущность безработицы и занятости как социально-экономического явления
6
1.1
Понятие, виды и показатели, характеризующие безработицу
6
1.2
Сущность принципы, виды занятости и факторы на нее влияющие
14
1.3
Способы регулирования занятости и последствия безработицы
19
2
Практическая часть. Исследование современного состояния безработицы и занятости и приоритетные направления государственного регулирования занятости и снижения безработицы населения РФ
27
2.1
Характеристика современного состояния безработицы и занятости России
27
2.2
Современное состояние безработицы и занятости на примере Алтайского края
35
2.3
Проблемы в сфере труда и занятости и пути их решения в условиях кризиса в России и регионах
40

Заключение
52

Глоссарий
56

Список использованных источников
59

Приложение А «Направления государственной политики занятости»
64

Приложение Б «Динамика численности экономически активного населения России»
65

Приложение В «Динамика уровня безработицы среди населения РФ в возрасте 15-72 лет в % к экономически активному населению»
70

Приложение Г «Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за IV квартал 2011г.)»
72

Приложение Д «Группировка территорий Алтайского края по уровню безработицы на 01.02.2012»

Файлы: 1 файл

ВКР Безработ и зан 1.doc

— 909.00 Кб (Скачать файл)

Важную роль в числе  мер активной политики занятости  должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, финансы и кредит, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.

Особое значение имеет  стимулирование создания новых рабочих  мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных отраслевых комплексов (жилищное строительство, туризм).

Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости путем стимулирования роста инвестиций предпринимательства в отрасли экономического прорыва и массовой переподготовки кадров. Приоритет тех или иных мер зависит от состояния рынка труда и специфики безработицы в конкретных регионах и отраслях. Политика сдерживания роста массовой безработицы целесообразна в отраслях приоритетного развития и регионах с невысоким потенциалом скрытой безработицы при значительных масштабах зарегистрированной безработицы (Калининградская, Сахалинская области, Хабаровский край, Ингушетия, Калмыкия и Дагестан). В тех отраслях, где накоплен высокий потенциал скрытой безработицы (промышленность, строительство, наука) и в регионах с аналогичной ситуацией (Мордовия, Чувашия, Владимирская, Ивановская и Кировская области) более целесообразна реализация программ ускорения институционально-структурной перестройки на основе восстановления инвестиционного процесса, развития малого и среднего предпринимательства и опережающего обучения высвобождаемых работников по новым профессиям и специальностям23.

Активная политика на рынке труда предполагает активизацию  каждого ее субъекта: самих безработных  граждан, государственных органов  занятости, предпринимателей и профсоюзов. Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработицы является наиболее актуальной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи.

Перспективы борьбы с  региональной безработицей, особенно в ее застойной, хронической форме  в трудоизбыточных регионах с  депрессивной экономикой, преобладанием  убыточных неперспективных производств  связаны с развитием общероссийского  рынка труда и его инфраструктуры: транспортной, жилищной, информационной, образовательной. Формирование единого экономического пространства, развитие конкуренции, научно-технического прогресса, рост эффективности общественного производства и реальных доходов населения, стабилизация цен на жилье, транспортных тарифов будут способствовать увеличению территориальной мобильности трудовых ресурсов из регионов с высоким уровнем безработицы. Рабочая сила будет устремляться в те регионы, где потребность в ней значительно выше.

Зарубежные исследователи проблем борьбы с безработицей рекомендуют также превращать пособия по безработице в «ваучеры занятости», то есть безработным предлагается по их желанию использовать часть пособий по безработице в качестве ваучеров, передаваемых предпринимателям. Те же могут использовать их как форму субсидируемого найма безработных, предоставляя им рабочие места.

Вместе с тем нельзя забывать и о долгосрочных перспективах регулирования занятости (по мере накопления необходимых средств), об активной политике на рынке труда.

К таким активным экономическим  методам регулирования занятости  относятся следующие меры:

— общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности и достижение экономического роста;

— создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;

— обеспечение профессионального  обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости24.

Таким образом, государственное регулирование занятости в России и регионах должно стать более гибким, а меры поддержки безработных - более адресными. Приоритетами реализации политики в сфере занятости должны выступать: внедрение в практику работы крупных отделов занятости профессионально-отраслевого принципа организации взаимодействия с безработными и работодателями, технологии профилирования безработных, организация муниципальных бизнес-инкубаторов. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости.

 

Заключение

 

 

Проблема безработицы  является одной из самых больших  проблем в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.

Можно выделить три вида безработицы: естественная, вынужденная и циклическая. Также существует множество подвидов безработицы, такие как:

фрикционная, добровольная, институциональная, технологическая, структурная, региональная, циклическая.

Безработица никогда  не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Одни группы населения страдают от безработицы больше, чем другие. В связи с этим различают молодежную, женскую и мужскую безработицу, также сельскую и городскую. С точки зрения продолжительности безработица может быть краткосрочной, долгосрочной и застойной

Безработица имеет исключительно  негативные социальные последствия  для общества в целом, отдельных  его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа  самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.

Измерить безработицу можно с помощью показателя уровня безработицы и ее продолжительности. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы. Целью борьбы с безработицей является достижение полной и эффективной занятости. Под полной занятостью понимается такое состояние экономики, при котором все желающие работать, при каком-то определенном уровне заработанной платы могли бы иметь работу. На самом деле на рынке труда преобладает такая ситуация, что имеются свободные места, и в то же время есть безработные, которые испытывают трудности с поиском работы. Например, не каждый человек с высшим образованием, который по каким- либо причинам остался без работы пойдет работать дворником. Тут же возникает вопрос, является ли полная занятость эффективной? Эффективная занятость должна обеспечивать достойный доход, развитие личности, рост образовательного и культурного уровня каждого человека. Вот тут можно вспомнить о естественной безработицы, которая поддерживает уровень эффективной занятости.

Занятыми считаются  не только граждане, работающие по договору, но также к этой категории можно  отнести учащихся любых очных  отделений, проходящих военную службу, занимающихся предпринимательством.

Для регулирования государством занятости и безработицы создаются службы занятости населения, которые содействуют в трудоустройстве, а также оказывают материальную поддержку безработным. Служба занятости взаимодействует с предприятиями и организациями всех форм собственности, гражданами и предоставляет свои услуги бесплатно.

Благодаря Программам стабилизации ситуации на рынке труда эффективно снижается безработица, что положительно сказывается не только на уровне жизни человека, но и на экономике всей страны.

Основными направлениями  государственного регулирования занятости являются: установление системы свободного выбора труда; законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений; установление минимального размера оплаты труда; функционирование государственных служб занятости; содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения; выплата государственных пособий по безработице; государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.

Механизм государственного регулирования занятости и рынка  труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:

• экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;

• организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;

• административно-законодательные  методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности  рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению  занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни, определение минимальной почасовой ставки оплаты труда и др.

Конкретными методами перспективных  прогнозных обоснований занятости  и рынка труда являются следующие: программно-целевой метод, нормативный метод, балансовый метод, социальная партнёрство. Политика в области занятости должна стать более гибкой, а меры поддержки безработных - более адресными. Работа по оказанию содействия в трудоустройстве ставит во главу угла задачу формирования гибкого рынка труда, делающего ставку на мобильную безработицу. Приоритетами реализации политики в сфере занятости должны выступать: внедрение в практику работы крупных отделов занятости профессионально-отраслевого принципа организации взаимодействия с безработными и работодателями, технологии профилирования безработных, организация муниципальных бизнес-инкубаторов. В активных программах содействия занятости службе занятости следует использовать технологию профилирования безработных. Важное направление - многопрофильные образовательные программы, обучение и переобучение граждан по так называемым интегрированным профессиям. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости путем стимулирования роста инвестиций предпринимательства в отрасли экономического прорыва и массовой переподготовки кадров. Перспективы борьбы с региональной безработицей, особенно в ее застойной, хронической форме в трудоизбыточных регионах с депрессивной экономикой, преобладанием убыточных неперспективных производств связаны с развитием общероссийского рынка труда и его инфраструктуры. Зарубежные исследователи проблем борьбы с безработицей рекомендуют также превращать пособия по безработице в «ваучеры занятости», то есть безработным предлагается по их желанию использовать часть пособий по безработице в качестве ваучеров, передаваемых предпринимателям. Те же могут использовать их как форму субсидируемого найма безработных, предоставляя им рабочие места.

 

 

Глоссарий

 

 

Новое понятие

Содержание

1

Экономически активное население

население страны, которое  имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный  источник средств существования. По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет: занятых (предпринимателей и нанятых работников); безработных

2

Безработные

лица, достигшие определенного  возраста, принятого в национальном законодательстве в качестве нижней границы трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались ее поиском с помощью служб занятости или самостоятельно (т.е. помещали объявления в печати, обращались непосредственно к администрации или предпринимали шаги к организации своего бизнеса) и были готовы приступить к работе незамедлительно или в течение периода, определенного национальным законодательством.

3

Занятые в экономике

работающие как по найму (независимо от того, была ли это постоянная, временная, сезонная, случайная или разовая работа), так и не по найму во всех секторах экономики.

4

Уровень экономической  активности

рассчитывается как  отношение численности экономически активного населения к общей  его численности в процентах. В определенных целях рекомендуется также исчислять этот показатель в виде процентного отношения к трудовым ресурсам; при проведении выборочного обследования населения по проблемам занятости — к численности обследуемых

5

Уровень безработицы

определяется как процентное отношение численности безработных к численности экономически активного населения

6

Продолжительность безработицы

определяется длительностью  периода, в течение которого человек, будучи безработным, ищет работу. Различают продолжительность завершенной (законченной) безработицы, которая учитывает время с начала поиска работы до трудоустройства, и продолжительность незавершенной (т.е. не прекратившейся) безработицы — время с начала поиска работы до момента опроса (фиксации) безработицы.

7

Средний размер пособия  по безработице

сумма средств, фактически полученных безработными в течение отчетного периода, деленная на численность этих безработных.

8

Свободные рабочие места (вакансии)

показатель, характеризующий  спрос на рабочую силу. Источниками данных здесь являются сведения предприятий и организаций, сообщенные ими государственным или частным службам занятости, и статистические обследования работодателей.

9

Экономически неактивное население

лица, не отнесенные в  рассматриваемый период ни к занятым, ни к безработным. Как и в случае с экономически активным населением, эта группа распределяется на неактивных в данный период и обычно неактивных (по аналогичным критериям)

10

Безработица

это такое состояние  рынка труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода)

11

Оптимальная безработица

определяется специалистами  как безработица, уровень которой  ниже естественной, нормальной безработицы.

12

Биржа труда

учреждение, осуществляющее посредничество между работниками  и предпринимателями при осуществлении  сделки купли-продажи труда и  регистрации безработных.

13

Технологическая безработица

вызвана изменениями  структуры производства в масштабах  одного предприятия. Инновации, технологические изменения приводят к перераспределению или сокращению рабочих мест

14

Естественная безработица

характеризуется более  высоким удельным весом личностного  момента в ее возникновении. Естественная безработица - наиболее экономически ориентированный блок социального поведения индивида

15

Циклическая безработица

Этот вид безработицы  присущ странам, переживающим общий  экономический спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов.

16

Вынужденная безработица

Обуславливается происходящими  изменениями в социально - хозяйственной  жизни общества, приводящих к сокращению рабочих мест

17

Фрикционная безработица

ее причина состоит  в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место.

18

Институциональная безработица

появляется, когда рынок  труда испытывает воздействие различных посреднических структур, а также когда законодательство приписывает процедуры увольнения и найма на работу и предусматривает меры социальной поддержки безработных.

19

Добровольная безработица

связана с наличием группы лиц, которые по своему психологическому складу или по иным причинам не хотят работать

20

Занятость

деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход

Информация о работе Безработица и занятость