Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:23, дипломная работа
Цель исследования – анализ состояния безработицы и занятости населения, выявление их проблем и разработка возможных путей регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды и показатели, характеризующие безработицу;
- изучить сущность принципы, виды занятости и факторы на нее влияющие;
- раскрыть способы регулирования занятости и последствия безработицы;
Введение
3
1
Теоретическая часть. Сущность безработицы и занятости как социально-экономического явления
6
1.1
Понятие, виды и показатели, характеризующие безработицу
6
1.2
Сущность принципы, виды занятости и факторы на нее влияющие
14
1.3
Способы регулирования занятости и последствия безработицы
19
2
Практическая часть. Исследование современного состояния безработицы и занятости и приоритетные направления государственного регулирования занятости и снижения безработицы населения РФ
27
2.1
Характеристика современного состояния безработицы и занятости России
27
2.2
Современное состояние безработицы и занятости на примере Алтайского края
35
2.3
Проблемы в сфере труда и занятости и пути их решения в условиях кризиса в России и регионах
40
Заключение
52
Глоссарий
56
Список использованных источников
59
Приложение А «Направления государственной политики занятости»
64
Приложение Б «Динамика численности экономически активного населения России»
65
Приложение В «Динамика уровня безработицы среди населения РФ в возрасте 15-72 лет в % к экономически активному населению»
70
Приложение Г «Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за IV квартал 2011г.)»
72
Приложение Д «Группировка территорий Алтайского края по уровню безработицы на 01.02.2012»
Важную роль в числе мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, финансы и кредит, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.
Особое значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных отраслевых комплексов (жилищное строительство, туризм).
Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости путем стимулирования роста инвестиций предпринимательства в отрасли экономического прорыва и массовой переподготовки кадров. Приоритет тех или иных мер зависит от состояния рынка труда и специфики безработицы в конкретных регионах и отраслях. Политика сдерживания роста массовой безработицы целесообразна в отраслях приоритетного развития и регионах с невысоким потенциалом скрытой безработицы при значительных масштабах зарегистрированной безработицы (Калининградская, Сахалинская области, Хабаровский край, Ингушетия, Калмыкия и Дагестан). В тех отраслях, где накоплен высокий потенциал скрытой безработицы (промышленность, строительство, наука) и в регионах с аналогичной ситуацией (Мордовия, Чувашия, Владимирская, Ивановская и Кировская области) более целесообразна реализация программ ускорения институционально-структурной перестройки на основе восстановления инвестиционного процесса, развития малого и среднего предпринимательства и опережающего обучения высвобождаемых работников по новым профессиям и специальностям23.
Активная политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов. Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработицы является наиболее актуальной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи.
Перспективы борьбы с
региональной безработицей, особенно
в ее застойной, хронической форме
в трудоизбыточных регионах с
депрессивной экономикой, преобладанием
убыточных неперспективных
Зарубежные исследователи проблем борьбы с безработицей рекомендуют также превращать пособия по безработице в «ваучеры занятости», то есть безработным предлагается по их желанию использовать часть пособий по безработице в качестве ваучеров, передаваемых предпринимателям. Те же могут использовать их как форму субсидируемого найма безработных, предоставляя им рабочие места.
Вместе с тем нельзя забывать и о долгосрочных перспективах регулирования занятости (по мере накопления необходимых средств), об активной политике на рынке труда.
К таким активным экономическим
методам регулирования
— общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности и достижение экономического роста;
— создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;
— обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости24.
Таким образом, государственное регулирование занятости в России и регионах должно стать более гибким, а меры поддержки безработных - более адресными. Приоритетами реализации политики в сфере занятости должны выступать: внедрение в практику работы крупных отделов занятости профессионально-отраслевого принципа организации взаимодействия с безработными и работодателями, технологии профилирования безработных, организация муниципальных бизнес-инкубаторов. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости.
Проблема безработицы является одной из самых больших проблем в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.
Можно выделить три вида безработицы: естественная, вынужденная и циклическая. Также существует множество подвидов безработицы, такие как:
фрикционная, добровольная, институциональная, технологическая, структурная, региональная, циклическая.
Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Одни группы населения страдают от безработицы больше, чем другие. В связи с этим различают молодежную, женскую и мужскую безработицу, также сельскую и городскую. С точки зрения продолжительности безработица может быть краткосрочной, долгосрочной и застойной
Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.
Измерить безработицу можно с помощью показателя уровня безработицы и ее продолжительности. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы. Целью борьбы с безработицей является достижение полной и эффективной занятости. Под полной занятостью понимается такое состояние экономики, при котором все желающие работать, при каком-то определенном уровне заработанной платы могли бы иметь работу. На самом деле на рынке труда преобладает такая ситуация, что имеются свободные места, и в то же время есть безработные, которые испытывают трудности с поиском работы. Например, не каждый человек с высшим образованием, который по каким- либо причинам остался без работы пойдет работать дворником. Тут же возникает вопрос, является ли полная занятость эффективной? Эффективная занятость должна обеспечивать достойный доход, развитие личности, рост образовательного и культурного уровня каждого человека. Вот тут можно вспомнить о естественной безработицы, которая поддерживает уровень эффективной занятости.
Занятыми считаются не только граждане, работающие по договору, но также к этой категории можно отнести учащихся любых очных отделений, проходящих военную службу, занимающихся предпринимательством.
Для регулирования государством занятости и безработицы создаются службы занятости населения, которые содействуют в трудоустройстве, а также оказывают материальную поддержку безработным. Служба занятости взаимодействует с предприятиями и организациями всех форм собственности, гражданами и предоставляет свои услуги бесплатно.
Благодаря Программам стабилизации ситуации на рынке труда эффективно снижается безработица, что положительно сказывается не только на уровне жизни человека, но и на экономике всей страны.
Основными направлениями государственного регулирования занятости являются: установление системы свободного выбора труда; законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений; установление минимального размера оплаты труда; функционирование государственных служб занятости; содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения; выплата государственных пособий по безработице; государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.
Механизм государственного
регулирования занятости и
• экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;
• организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
• административно-
Конкретными методами перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие: программно-целевой метод, нормативный метод, балансовый метод, социальная партнёрство. Политика в области занятости должна стать более гибкой, а меры поддержки безработных - более адресными. Работа по оказанию содействия в трудоустройстве ставит во главу угла задачу формирования гибкого рынка труда, делающего ставку на мобильную безработицу. Приоритетами реализации политики в сфере занятости должны выступать: внедрение в практику работы крупных отделов занятости профессионально-отраслевого принципа организации взаимодействия с безработными и работодателями, технологии профилирования безработных, организация муниципальных бизнес-инкубаторов. В активных программах содействия занятости службе занятости следует использовать технологию профилирования безработных. Важное направление - многопрофильные образовательные программы, обучение и переобучение граждан по так называемым интегрированным профессиям. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости путем стимулирования роста инвестиций предпринимательства в отрасли экономического прорыва и массовой переподготовки кадров. Перспективы борьбы с региональной безработицей, особенно в ее застойной, хронической форме в трудоизбыточных регионах с депрессивной экономикой, преобладанием убыточных неперспективных производств связаны с развитием общероссийского рынка труда и его инфраструктуры. Зарубежные исследователи проблем борьбы с безработицей рекомендуют также превращать пособия по безработице в «ваучеры занятости», то есть безработным предлагается по их желанию использовать часть пособий по безработице в качестве ваучеров, передаваемых предпринимателям. Те же могут использовать их как форму субсидируемого найма безработных, предоставляя им рабочие места.
Глоссарий
№ |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Экономически активное население |
население страны, которое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования. По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет: занятых (предпринимателей и нанятых работников); безработных |
2 |
Безработные |
лица, достигшие определенного возраста, принятого в национальном законодательстве в качестве нижней границы трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались ее поиском с помощью служб занятости или самостоятельно (т.е. помещали объявления в печати, обращались непосредственно к администрации или предпринимали шаги к организации своего бизнеса) и были готовы приступить к работе незамедлительно или в течение периода, определенного национальным законодательством. |
3 |
Занятые в экономике |
работающие как по найму (независимо от того, была ли это постоянная, временная, сезонная, случайная или разовая работа), так и не по найму во всех секторах экономики. |
4 |
Уровень экономической активности |
рассчитывается как
отношение численности |
5 |
Уровень безработицы |
определяется как процентное отношение численности безработных к численности экономически активного населения |
6 |
Продолжительность безработицы |
определяется длительностью периода, в течение которого человек, будучи безработным, ищет работу. Различают продолжительность завершенной (законченной) безработицы, которая учитывает время с начала поиска работы до трудоустройства, и продолжительность незавершенной (т.е. не прекратившейся) безработицы — время с начала поиска работы до момента опроса (фиксации) безработицы. |
7 |
Средний размер пособия по безработице |
сумма средств, фактически полученных безработными в течение отчетного периода, деленная на численность этих безработных. |
8 |
Свободные рабочие места (вакансии) |
показатель, характеризующий спрос на рабочую силу. Источниками данных здесь являются сведения предприятий и организаций, сообщенные ими государственным или частным службам занятости, и статистические обследования работодателей. |
9 |
Экономически неактивное население |
лица, не отнесенные в рассматриваемый период ни к занятым, ни к безработным. Как и в случае с экономически активным населением, эта группа распределяется на неактивных в данный период и обычно неактивных (по аналогичным критериям) |
10 |
Безработица |
это такое состояние рынка труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода) |
11 |
Оптимальная безработица |
определяется специалистами как безработица, уровень которой ниже естественной, нормальной безработицы. |
12 |
Биржа труда |
учреждение, осуществляющее
посредничество между работниками
и предпринимателями при |
13 |
Технологическая безработица |
вызвана изменениями структуры производства в масштабах одного предприятия. Инновации, технологические изменения приводят к перераспределению или сокращению рабочих мест |
14 |
Естественная безработица |
характеризуется более высоким удельным весом личностного момента в ее возникновении. Естественная безработица - наиболее экономически ориентированный блок социального поведения индивида |
15 |
Циклическая безработица |
Этот вид безработицы присущ странам, переживающим общий экономический спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. |
16 |
Вынужденная безработица |
Обуславливается происходящими изменениями в социально - хозяйственной жизни общества, приводящих к сокращению рабочих мест |
17 |
Фрикционная безработица |
ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. |
18 |
Институциональная безработица |
появляется, когда рынок труда испытывает воздействие различных посреднических структур, а также когда законодательство приписывает процедуры увольнения и найма на работу и предусматривает меры социальной поддержки безработных. |
19 |
Добровольная безработица |
связана с наличием группы лиц, которые по своему психологическому складу или по иным причинам не хотят работать |
20 |
Занятость |
деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход |