Безработица в России: причины, масштабы и способы измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я преследовала следующую цель: рассмотреть суть безработицы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
· рассмотреть теоретические аспекты функционирования рынка труда и безработицы;
· рассмотреть рынок труда в РФ и в Белгородской области;
· рассмотреть методы борьбы с безработицей в РФ и в Белгородской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава. Теоретические аспекты, функция рынка труда и безработицы……8
Сущность безработицы……………………………………………8
Причины и социально-экономические последствия безработицы…..11
Виды безработицы……………………………………………….13
Глава. Масштабы безработицы, рынок труда в РФ…………...18
Анализ рынка труда в РФ…………………………………….18
Масштабы безработицы в РФ……………………..………....19
Оценка рынка труда в Белгородской области………………..23
Глава. Борьба с безработицей, негативные последствия…....27
Негативные последствия безработицы……………………..27
Методы борьбы с безработицей в РФ……………………….29
3.3. Областная программа борьбы с безработицей в Белгородской области…………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ))).docx

— 82.90 Кб (Скачать файл)

     Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

     Анализ  экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию  к снижению на 1%, и наоборот.

Еще один из видов безработицы - застойная безработица.

     Она характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.

     Исходя  из необходимости учета безработных  и принятия соответствующих государственных  мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска.

     Существует  еще так называемая безработица  по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение  на рынке труда на основе периодических  специальных опросов трудоспособного  населения.

     В соответствии с методикой Федеральной  службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как  отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости  безработных к численности экономически активного населения, выраженное в  процентах. Численность при этом определяется службой занятости  за определенных период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель  является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого  обследования домашних хозяйств по проблемам  занятости населения (приложение 2). 
 
 

Глава 2. Масштабы безработицы, рынок труда в РФ

2.1. Анализ рынка труда в РФ 

      Анализ ситуации на рынке труда России в 2010 г.  свидетельствует, что из- за ухудшения основных макроэкономических показателей общественного развития (дальнейшего падения объемов промышленного производства и снижения инвестиций), положение на рынке труда было очень сложным. Сегодня зарегистрированные безработные составляют 5,9% экономически активного населения столицы. По прогнозам РФ. В 2010 г. в РФ может быть зарегистрировано от 70 до 120 тыс. безработных, а на мероприятия по предупреждению роста безработицы будет выделено 72 млрд. рублей. 
Сегодня в РФ зарегистрировано 5968800 безработных, то есть 5,9% экономически активного населения. Это самый низкий уровень в мире.

     Задача принятой Правительством Программы содействия занятости населения, - обеспечить и в следующем году самый низкий показатель среди всех субъектов Федерации.

По пессимистичному прогнозу в 2010 году число официально зарегистрированных безработных может составить 12000 тыс. человек, по оптимистичному - 7000 тыс. Средства же для обеспечения мер по стабилизации на рынке труда выделяются, исходя из прогноза реалистического, - 9400 тыс. безработных.

     РФ Программа содействия занятости населения на 2010 год обойдется в 30 млрд рублей. Пойдут эти средства на расширение уже существующих программ. Так, число участников общественных и временных работ предусмотрено увеличить в два раза, мероприятий по профессиональному переобучению - в 23 (планируется переобучить 1880000 человек), по содействию самозанятости - в 14 раза

   Для того чтобы снизить напряженность на рынке труда, российское правительство не оставит без внимания и тех, кто еще не потерял работу, но может лишиться ее в недалеком будущем. Возможностью переобучиться смогут воспользоваться 5 тыс. москвичей, находящихся под угрозой увольнения, а 625 тыс. человек, занятых неполный рабочий день, получат дополнительный объем работы и заработок из средств федерального и городского бюджетов.

     Для молодежи разработана программа «Молодежная практика». В 2010 году число ее участников может вырасти в 10 раз, а число  мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних 14-18 лет планируется увеличить вдвое. 

   На сегодняшний день в городском банке около 200 тыс. вакансий. Но найти работу сможет далеко не каждый. Экономистам, фотографам, секретарям, юрисконсультам и бортпроводникам служба занятости в этом вряд ли поможет. 
Городу требуются представители рабочих профессий, инженеры, мастера и начальники участков, врачи, медсестры, учителя, повара и официанты. Остается спрос в торговле: нужны продавцы, кассиры, супервайзеры и мерчендайзеры. Всего же с начала года в  службу занятости обратились 21500 тыс. человек, трудоустроены - 9567800. 
В этом году квота на привлечение иностранной рабочей силы составила 390 тыс. человек, а разрешений на работу было выдано примерно на 200 тыс. человек. Скорее всего, в этом году квота выбрана не будет, а в 2010 будет сокращена до 250 тыс. человек. 
Россия и дальше будет сокращать квоту на привлечение иностранной рабочей силы.

Главное - навести порядок в этой сфере: привлекать столько, сколько необходимо при нормальных условиях труда, и четко проводить все полицейские мероприятия, связанные с выявлением и выдворением нелегалов. 

2.2. Масштабы безработицы  в РФ

     Как уже говорилось выше, сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз. Некоторые российские экономисты- аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3%.

     За  низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна, например, скрытая  безработица (вынужденный досрочный  уход на пенсию, сохранение рабочего места  без реальной отработки и т. д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы.

     Как отмечалось выше, официальная статистическая информация о безработице далеко не адекватна реальному положению  дел.

     Так, в отчете Госкомстата за 2009 г. сообщается, что официальный статус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономически активного населения. Такие цифры явно не соответствуют картине спада производства, а только подтверждают, что фактическую ситуацию на рынке труда определяет скрытая безработица.

     Международная организация труда (МОТ) провела  исследование, показавшее, что уровень  безработных в РФ значительно  выше официально признанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет  по результатам исследования, заявил, что российские источники “самым бесчеловечным образом” скрывают истинное положение вещей. По данным МОТ безработица в России в 2009 г. составила 9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных Госкомстата и МОТ в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работы человек лишается льгот), а предприятия стараются держать “мертвые души” чтобы сократить налоги.

     В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количества рабочих  мест с 1980 г. при том, что трудоспособное население выросло. С 2008 по 2009 гг. количество рабочих мест уменьшилось на 8,2 млн.

     Одной из глубинных причин роста безработицы  становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут  сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его  стагнации и, как следствие, безработице.

     Дифференциация доходов продолжала расти. При сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним латиноамериканские страны по глубине расслоения общества по доходам.

     Однако  не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к  демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется  занятость населения. Сегодня демографические  процессы в России проходят очень  пессимистично. Из всех прогнозов в  социально-экономической сфере демографические  являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно  продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны.

     Население России будет продолжать уменьшаться  несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения  прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность  и удельный вес населения в  возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 25,1 млн. человек в 2008 году до 21,4 млн. человек в 2009 году (с 23,7% до 15,4%).

     Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.

     Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 
2009 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% по пессимистическому, а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%.

     Таким образом, в обсуждаемых сегодня  программах выхода экономики 
России из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. 
Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.

     Уровень безработицы, достигнутый в 2008-2009 годах, говорит за то, что кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. 
    По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая 
"гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. 
  Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.
 

2.3. Оценка рынка труда в Белгородской области 

   С 1 ноября 2009 года в результате реорганизации двух управлений распоряжением правительства Белгородской области от 29 октября 2009 года №202-п было создано управление по труду и занятости населения Белгородской области. Объединение структуры позволило повысить эффективность работы по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, расширило возможности по информированию всех участников рынка труда о принципах социального партнерства, правовой и социальной защите населения. Совместные мероприятия в сфере труда и занятости способствуют созданию новых форм работы по реализации государственной политики занятости, направленной на осуществление конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

    Уровень экономической активности населения Белгородской области (62,1% в 2009 г.) ниже среднего по РФ (67,1%) из-за меньшей активности женщин и недоучета самозанятости сельского населения. Спад экономической активности в кризисный период (от 67,9% в 2008 г. до 58,8% в 2009 г.) был более сильным, чем в среднем по стране. Кратковременный рост уровня экономической активности (до 65,7% в 2009 г.) в период бурного экономического подъема вновь сменился убыванием в течение 2000-х гг. Уровень занятости колеблется год от года, но остается одним из наименьших в регионах Центральной России (в 2007 г. он составил 59,5%). Динамика отраслевой структуры занятости Белгородской области отлична от общероссийских тенденций. Со второй половины 1990-х гг. при общем сокращении аграрной занятости в стране она значительно выросла в регионах Юга и Черноземного Центра, что усилило концентрацию сельскохозяйственного производства в наиболее благоприятной природно-климатической зоне. В 2009 г. агросектор сосредоточил максимальное количество занятых Белгородской области, опередив промышленность. Численность и доля занятых в сельском хозяйстве стали уменьшаться только с 2008 г., хотя и в 2009 г. вклад этой отрасли в структуру занятости оставался почти вдвое выше среднероссийского – 18,2 и 10,8%, соответственно (по новому классификатору ОКВЭД сельское хозяйство объединено с лесным хозяйством и рыболовством). Индустриальная занятость в регионе сокращалась медленнее, чем в большинстве промышленно развитых областей Центральной России: спрос на нее сохранялся благодаря быстрому росту производства в основных трудоемких отраслях (черная металлургия, машиностроение). В 2009 г. занятость в промышленности (по ОКВЭД туда включаются добывающие, обрабатывающие отрасли и производство газа, электроэнергии и воды) в области составила 22,8% (это наибольший показатель среди регионов Юга и Черноземного Центра).

Информация о работе Безработица в России: причины, масштабы и способы измерения