Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:35, курсовая работа
В данной работе я преследовала следующую цель: рассмотреть суть безработицы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
· рассмотреть теоретические аспекты функционирования рынка труда и безработицы;
· рассмотреть рынок труда в РФ и в Белгородской области;
· рассмотреть методы борьбы с безработицей в РФ и в Белгородской области.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава. Теоретические аспекты, функция рынка труда и безработицы……8
Сущность безработицы……………………………………………8
Причины и социально-экономические последствия безработицы…..11
Виды безработицы……………………………………………….13
Глава. Масштабы безработицы, рынок труда в РФ…………...18
Анализ рынка труда в РФ…………………………………….18
Масштабы безработицы в РФ……………………..………....19
Оценка рынка труда в Белгородской области………………..23
Глава. Борьба с безработицей, негативные последствия…....27
Негативные последствия безработицы……………………..27
Методы борьбы с безработицей в РФ……………………….29
3.3. Областная программа борьбы с безработицей в Белгородской области…………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы
Тренд общей безработицы в Белгородской области за последние 12 лет в целом совпадал с общероссийским, но при этом перепады на региональном уровне были более резкими, поскольку состояние экономики области и, следовательно, рынка труда сильно зависит от внешней конъюнктуры. В 2008-2009 гг. безработица резко выросла не только из-за финансового кризиса в России, еще одной причиной были низкие мировые цены на продукцию черной металлургии, что подтверждается схожей динамикой безработицы в Липецкой области – главном металлургическом регионе Центра. За 2000 г. численность безработных сократилась в 2 раза по сравнению с предыдущим годом, а уровень безработицы – с 12,2 до 5,9%, т.к. сработали два благоприятных фактора: улучшилась внешняя конъюнктура для экспорта, и вырос спрос на импортозамещающую продукцию агропромышленного комплекса и машиностроения. После всплеска в начале 2000-х гг. в течение нескольких лет уровень безработицы был устойчиво ниже мирового.
В условиях современного кризиса рынок труда Белгородской области, с одной стороны, подвержен повышенному риску безработицы. С другой стороны, можно ожидать, что крупный бизнес, владеющий производственными активами в монопрофильных городах черной металлургии, будет стремиться сохранить ядро занятых, высвобождая в основном персонал низкой квалификации и уменьшая издержки за счет сокращения рабочего времени, а, соответственно, и его оплаты.
Среди
экономически развитых субъектов Европейской
России Белгородская область не выделяется
высокой покупательной
Как и в большинстве других регионов страны, в области ярко выражено внутрирегиональное неравенство доходов населения. Различия в величине заработной платы по отраслям промышленности очень велики: в черной металлургии заработки в 3,3 раза выше средних по области, а в отраслях бюджетной сферы и сельском хозяйстве они составляют всего лишь половину от среднеобластных. Различия по отдельным муниципалитетам соответствуют их отраслевой специфике. Два города черной металлургии и региональная столица лидируют по заработной плате, в середине ряда — пригородные районы промышленных центров, имеющие развитую пищевую промышенность, в аутсайдерах — сельские районы в восточной части области, большая часть которых находится в зоне миграционного оттока.
Белгородская область во время финансового
кризиса избежала сильного роста уровня бедности. Незначительное по
сравнению с другими регионами-лидерами
и РФ в целом сокращение доли населения
с доходами ниже прожиточного минимума
за 2008-2009 гг. позволило предположить, что
в области существует барьер для дальнейших
позитивных изменений – значительная
занятость в сельском хозяйстве. Здесь
сохраняется низкая заработная плата
и широко распространены неденежные формы
оплаты труда (натуроплата, техническая
помощь сельхозпредприятий своим работникам
и т.п.). Кроме того, недоучитываются доходы
сельского населения от личного подсобного
хозяйства (ЛПХ).
Глава 3. Борьба с безработицей, негативные последствия
3.1.
Негативные последствия
безработицы
Влияние
безработицы на экономическую и социальную
жизнь общества противоречиво.
В качестве позитивных аспектов проблемы
можно назвать следующие. Во-первых, безработица
выступает как условие роста производства,
появления новых предприятий. Не будь
этого фактора, было бы затруднено расширенное
воспроизводство, которое требует дополнительных
ресурсов: труда, земли, капитала. Во-вторых,
безработица поднимает дисциплину и эффективность
труда тех, кто пока занят в производстве.
В то же время безработица порождает тяжелейшие отрицательные социально-экономические последствия:
1) Незанятая
рабочая сила означает
Естественный
уровень безработицы - это такая
ситуация на рынке труда, при которой
спрос на труд и предложение труда
совпадают. К естественной безработице
относятся фрикционная и
Естественный уровень безработицы позволяет
определить потенциальный ВНП, т. е. такой
объем валового национального продукта,
который можно произвести в условиях естественного
уровня занятости. Фактический уровень
ВНП, как правило, ниже его потенциального
уровня, а фактический уровень безработицы
выше естественного уровня безработицы.
В этих условиях возникает необходимость
определить, какую часть ВНП общество
недополучает вследствие превышения естественного
уровня безработицы.
1) Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении заработной платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов предпринимателей.
2) При длительной безработице работник теряет квалификацию, а получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто протекают для него болезненно.
3) Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения.
4) Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами (смерть близких, тюремное заключение и т. п.). Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.
Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.
Социальные негативные последствия безработицы
Экономические негативные последствия безработицы
Отрицательные
3.2.
Методы борьбы
с безработицей
в РФ
Рассмотрим основные методы борьбы с безработицей.
Уровень
безработицы возможно снизить
за счет таких факторов:
- улучшение информационного обеспечения
рынка работы.
- улучшение развития рынка жилья.
- выделение
государством средств для
Государству
необходимо предоставить неплохие условия
для поддержки молодых
Значительным шагом по преодолению безработицы является предоставление возможности досрочно выйти на пенсию. К сожалению, эти и многие другие методы борьбы с безработицей малоэффективны до тех пор, пока в стране не повысится экономический уровень развития в целом.
В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка труда. Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости.
Государство
также предоставляет
Современное государственное регулирование рынка труда включает комплекс экономических, административных законодательных, организационных и иных мер.
Одним из важных направлений регулирования рынка труда является зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы. Эта зависимость в экономический науке выражается посредством кривой Филлипса.
Английский экономист О. Филлипс, используя эмпирические данные по Англии за 1861—1957 гг., вывел нелинейную зависимость между уровнем безработицы и заработной платой. Чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен. И наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы и выше темп роста цен.
Кривая Филлипса представлена в приложении 1.
Кривая Филлипса использовалась в кейнсианской теории инфляции, в которой связь между уровнем занятости и инфляцией устанавливалась через динамику заработной платы. Вместе с тем в последнее время закономерности кривой Филлипса не всегда срабатывали. Это заставило многих экономистов утверждать, что кривая Филлипса не является надежным регулятором в экономике.
Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.
Подавляющее
большинство промышленно
Подразумевается,
что государство создает
B развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:
Информация о работе Безработица в России: причины, масштабы и способы измерения