Безработица в России: причины, масштабы и способы измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я преследовала следующую цель: рассмотреть суть безработицы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
· рассмотреть теоретические аспекты функционирования рынка труда и безработицы;
· рассмотреть рынок труда в РФ и в Белгородской области;
· рассмотреть методы борьбы с безработицей в РФ и в Белгородской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава. Теоретические аспекты, функция рынка труда и безработицы……8
Сущность безработицы……………………………………………8
Причины и социально-экономические последствия безработицы…..11
Виды безработицы……………………………………………….13
Глава. Масштабы безработицы, рынок труда в РФ…………...18
Анализ рынка труда в РФ…………………………………….18
Масштабы безработицы в РФ……………………..………....19
Оценка рынка труда в Белгородской области………………..23
Глава. Борьба с безработицей, негативные последствия…....27
Негативные последствия безработицы……………………..27
Методы борьбы с безработицей в РФ……………………….29
3.3. Областная программа борьбы с безработицей в Белгородской области…………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ))).docx

— 82.90 Кб (Скачать файл)
 

    Тренд общей безработицы в Белгородской области за последние 12 лет в целом совпадал с общероссийским, но при этом перепады на региональном уровне были более резкими, поскольку состояние экономики области и, следовательно, рынка труда сильно зависит от внешней конъюнктуры. В 2008-2009 гг. безработица резко выросла не только из-за финансового кризиса в России, еще одной причиной были низкие мировые цены на продукцию черной металлургии, что подтверждается схожей динамикой безработицы в Липецкой области – главном металлургическом регионе Центра. За 2000 г. численность безработных сократилась в 2 раза по сравнению с предыдущим годом, а уровень безработицы – с 12,2 до 5,9%, т.к. сработали два благоприятных фактора: улучшилась внешняя конъюнктура для экспорта, и вырос спрос на импортозамещающую продукцию агропромышленного комплекса и машиностроения. После всплеска в начале 2000-х гг. в течение нескольких лет уровень безработицы был устойчиво ниже мирового.

    В условиях современного кризиса рынок труда Белгородской области, с одной стороны, подвержен повышенному риску безработицы. С другой стороны, можно ожидать, что крупный бизнес, владеющий производственными активами в монопрофильных городах черной металлургии, будет стремиться сохранить ядро занятых, высвобождая в основном персонал низкой квалификации и уменьшая издержки за счет сокращения рабочего времени, а, соответственно, и его оплаты.  

     Среди экономически развитых субъектов Европейской  России Белгородская область не выделяется высокой покупательной способностью доходов населения, измеряемой отношением среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума. До середины 2000-х гг. область сильно отставала и по достигнутому уровню, и по темпам роста этого показателя. Однако за 2004-2007 гг. благодаря экономическому росту уровень доходов населения значительно вырос (в 1,4 раза) и достиг нижней границы интервала, характерного для группы относительно развитых регионов (среднедушевые доходы в 3,0-3,8 раза выше прожиточного минимума).

    Как и в большинстве других регионов страны, в области ярко выражено внутрирегиональное неравенство доходов населения. Различия в величине заработной платы по отраслям промышленности очень велики: в черной металлургии заработки в 3,3 раза выше средних по области, а в отраслях бюджетной сферы и сельском хозяйстве они составляют всего лишь половину от среднеобластных. Различия по отдельным муниципалитетам соответствуют их отраслевой специфике. Два города черной металлургии и региональная столица лидируют по заработной плате, в середине ряда — пригородные районы промышленных центров, имеющие развитую пищевую промышенность, в аутсайдерах — сельские районы в восточной части области, большая часть которых находится в зоне миграционного оттока.

    Белгородская область во время финансового кризиса избежала сильного роста уровня бедности. Незначительное по сравнению с другими регионами-лидерами и РФ в целом сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума за 2008-2009 гг. позволило предположить, что в области существует барьер для дальнейших позитивных изменений – значительная занятость в сельском хозяйстве. Здесь сохраняется низкая заработная плата и широко распространены неденежные формы оплаты труда (натуроплата, техническая помощь сельхозпредприятий своим работникам и т.п.). Кроме того, недоучитываются доходы сельского населения от личного подсобного хозяйства (ЛПХ).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Борьба с безработицей, негативные последствия

3.1. Негативные последствия безработицы 

    Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво. 
   В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие. Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала. Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве.

     В то же время безработица порождает  тяжелейшие отрицательные социально-экономические последствия: 

1) Незанятая  рабочая сила означает недоиспользование  экономического потенциала общества, прямые экономические потери, являющиеся  следствием естественной и фактической  безработицы (и соответственно  занятости).

     Естественный  уровень безработицы - это такая  ситуация на рынке труда, при которой  спрос на труд и предложение труда  совпадают. К естественной безработице  относятся фрикционная и структурная, т. е. нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды безработицы можно  рассматривать как прямое недоиспользование  трудовых ресурсов. 
Естественный уровень безработицы позволяет определить потенциальный ВНП, т. е. такой объем валового национального продукта, который можно произвести в условиях естественного уровня занятости. Фактический уровень ВНП, как правило, ниже его потенциального уровня, а фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы. В этих условиях возникает необходимость определить, какую часть ВНП общество недополучает вследствие превышения естественного уровня безработицы.

     1) Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении заработной платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов предпринимателей.

     2) При длительной безработице работник теряет квалификацию, а получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто протекают для него болезненно.

     3) Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения.

     4) Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами (смерть близких, тюремное заключение и т. п.). Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы.

    Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы. 

    Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

Социальные  негативные последствия безработицы

  1. Обострение криминогенной ситуации.
  2. Усиление социальной напряженности.
  3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
  4. Увеличение социальной дифференциации.
  5. Снижение трудовой активности.

Экономические негативные последствия безработицы

Отрицательные

  1. Обесценивание последствий обучения.
  2. Сокращение производства.
  3. Затраты на помощь безработным.
  4. Утрата квалификации.
  5. Снижение жизненного уровня.
  6. Недопроизводство национального дохода.
  7. Снижение налоговых поступлений.
 

3.2. Методы борьбы  с безработицей  в РФ 

     Рассмотрим  основные методы борьбы с безработицей.

 Уровень  безработицы возможно снизить  за счет таких факторов: 
- улучшение информационного обеспечения рынка работы.

- улучшение развития рынка жилья.

- выделение  государством средств для массового  строительства и так далее.

Государству необходимо предоставить неплохие условия  для поддержки молодых работников. Также нужно создание дополнительных вакансий, чтобы безработные могли  устроиться на работу.

Значительным  шагом по преодолению безработицы  является предоставление возможности  досрочно выйти на пенсию. К сожалению, эти и многие другие методы борьбы с безработицей малоэффективны до тех пор, пока в стране не повысится экономический уровень развития в целом.

       В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка труда. Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости.

       Государство также предоставляет безработным  гражданам определенные гарантии. Они сводятся к следующим мерам: бесплатная профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдельных категорий граждан, в частности инвалидов.

       Современное государственное регулирование  рынка труда включает комплекс экономических, административных законодательных, организационных и иных мер.

       Одним из важных направлений регулирования  рынка труда является зависимость  между уровнем инфляции и уровнем  безработицы. Эта зависимость в  экономический науке выражается посредством кривой Филлипса.

       Английский  экономист О. Филлипс, используя  эмпирические данные по Англии за 1861—1957 гг., вывел нелинейную зависимость между уровнем безработицы и заработной платой. Чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен. И наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы и выше темп роста цен.

       Кривая  Филлипса представлена в приложении 1.

     Кривая  Филлипса использовалась в кейнсианской теории инфляции, в которой связь между уровнем занятости и инфляцией устанавливалась через динамику заработной платы. Вместе с тем в последнее время закономерности кривой Филлипса не всегда срабатывали. Это заставило многих экономистов утверждать, что кривая Филлипса не является надежным регулятором в экономике.

       Существенное  влияние на регулирование рынка  труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.

       Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики занятости провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

       Подразумевается, что государство создает условия  и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая  работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала свобода  выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности для  приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих  способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.

       B развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:

Информация о работе Безработица в России: причины, масштабы и способы измерения