Безработица в России: причины, масштабы и способы измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я преследовала следующую цель: рассмотреть суть безработицы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
· рассмотреть теоретические аспекты функционирования рынка труда и безработицы;
· рассмотреть рынок труда в РФ и в Белгородской области;
· рассмотреть методы борьбы с безработицей в РФ и в Белгородской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава. Теоретические аспекты, функция рынка труда и безработицы……8
Сущность безработицы……………………………………………8
Причины и социально-экономические последствия безработицы…..11
Виды безработицы……………………………………………….13
Глава. Масштабы безработицы, рынок труда в РФ…………...18
Анализ рынка труда в РФ…………………………………….18
Масштабы безработицы в РФ……………………..………....19
Оценка рынка труда в Белгородской области………………..23
Глава. Борьба с безработицей, негативные последствия…....27
Негативные последствия безработицы……………………..27
Методы борьбы с безработицей в РФ……………………….29
3.3. Областная программа борьбы с безработицей в Белгородской области…………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ))).docx

— 82.90 Кб (Скачать файл)
  • развитие людских ресурсов для труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской  Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;
  • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной       политики, включая инвестиционно - структурную политик, социальное       обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;                                              
  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;                                     
  • обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

       В соответствии с утвержденной Правительством России Федеральной целевой программой содействия занятости населения, основными задачами государственной политики на рынке труда являются следующие три направления:

  • формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения организаций работниками через экономическую стабилизацию;
  • повышение качества и конкурентоспособности работников;
  • развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.

         Механизм государственного регулирования  занятости населения осуществляется  через органы исполнительной  власти путем составления и реализации федеральной и региональных программ обеспечения занятости.

       Успешное  функционирование рынка труда во многом зависит от эффективной работы системы государственной службы занятости. В Российской Федерации общее руководство государственной службы занятости возложено на Министерство труда и занятости РФ. Оно осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров, демографической, молодежной и миграционной политики. В его систему входят соответствующие министерства республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) по труду и занятости местных органов власти и управления.

       Проведение  активной государственной политики занятости населения Российской Федерации осуществляется путем  подготовки и реализации федеральной и региональных программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.

       Специальным органом трудоустройства в России является Федеральная государственная служба занятости.  

       3.3. Областная программа  борьбы с безработицей  в Белгородской  области 

Основными направлениями работы комитета по труду  и занятости белгородской области  в 2010 году станут опережающее обучение и организация самозанятости  безработных. На организацию работы службы занятости в этом году будет  выделено 730 млн рублей государственных  средств. Финансовые средства, направленные на самозанятость и нереализованные  в прошлом году, будут израсходованы  в 2010 году.

   Деятельность службы занятости  в течение года будет регламентирована  областной долгосрочной целевой  программой "О дополнительных  мероприятиях, направленных на снижение  напряженности на рынке труда  белгородской области на 2010 году" и программой содействия занятости  населения на 2010 год.

   В 2009 году на выплату пособий  по безработице, поддержку безработных  и работников предприятий, находящихся  под угрозой увольнения было  направлено более 700 млн. рублей. В результате введения новой  системы оплаты труда заработная  плата по нескольким специальностям  в регионе увеличена на 10-20%, а  общая задолженность по заработной  плате снизилась с 70,5 до 14,5 млн  рублей. Кроме того, в 2009 году 40% граждан,  обратившихся в районные центры  занятости, были трудоустроены  в течение первых 10 дней.

    В Белгородской области власти хотят построить для фермеров, выращивающих кроликов, централизованную

   По мнению заместителя начальника департамента, в районе существуют необходимые условия для создания собственного производства, а именно - около 120 миниатюрных кролиководческих крестьянских хозяйств. Предложено объединить усилия местных кролиководов, создать несколько семейных ферм и увеличить поголовье кроликов для реализации. Кролики, выращенные на фермах, будут поставляться на централизованную бойню. Планируется, что на производстве будут забиваться свыше 70 тыс. кроликов в год.

   Замечено, что для успешного существования производства необходимо строительство модульной бойни. По оценкам экспертов из управления экономического развития сельскохозяйственных территорий Белгородской области, покупка и установление подобной бойни обойдется в 4,5 млн рублей. Откуда будет производиться финансирование пока не ясно, сам проект курирует муниципалитет района. 

У департамента экономического развития возникают вопросы по рынкам сбыта. Тем не менее, Сергей Юдин считает, что при определенном объеме производства предприятие может осуществлять поставки по всей России. 
На данный момент большинство кроличьего мяса в Белгородскую область завозится из-за границы, в частности, из Китая. Так что главная цель будущего проекта – наполнить местный рынок мясом собственного производства.  
Будущее предприятие находится в стадии разработки, бизнес-план будет готов только к декабрю.

По официальной  статистике в Белгородской области  на сегодняшний день около 40 тысяч  безработных граждан. Но цифры «скрытой»  безработицы гораздо значительней. Особенно нелегко найти достойную  работу выпускникам вузов. Именно эти  вопросы обсуждались на совещании  представителей управления занятости  и администрации учебных заведений. 

   В Белгородском государственном  университете состоялось совещание  по вопросу сохранения кадрового  потенциала профессиональных образовательных  учреждений через организацию мероприятий региональной программы «Дополнительные мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда Белгородской области».

. Служба  занятости может предложить безработным  гражданам  общественные работы, различные варианты временного трудоустройства, а также оказание адресной поддержки гражданам – это и различного рода обучающие программы, содействие трудовой миграции внутри нашей страны.

для успешной реализации программы «Дополнительные  мероприятия по снижению напряжённости  на рынке труда Белгородской области» необходимо провести встречи сотрудников  центра со студентами выпускных курсов и предложили каждому вузу и техникуму  до 20 октября предоставить график таких  встреч. 

   Необходимо добавить, что с начала  года главным управлением государственной  службы занятости населения по  Белгородской области освоено  106,5 миллионов в рамках региональной  программы по снижению напряженности  на рынке труда с объемом  финансирования 300,9 миллионов рублей, из которых 277,5 миллионов рублей  – федеральные средства.

То есть для борьбы с безработицей в Белгородской области имеются значительные финансовые резервы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. Ее история очень длительна. Она фактически появилась, когда собственники рабочей силы были отделены от собственности на вещественные условия труда.

    Хозяйственная практика показывает, что безработица - постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее можно свести к "естественному уровню", имея в виду фрикционную и структурную безработицу.

     Изучение  безработицы в России весьма затруднительно. Официально она была признана только в начале 1990-х годов. Информация о  численности безработных появилась  еще позже. В 2009 г. Государственной  службой занятости была организована регистрация безработных, со всеми  вытекающими последствиями (пособиями  по безработице, оказанием услуг  в трудоустройстве и т. д.). Регулярные статистические обследования стали  проводиться только с конца 1992 г. Соответственно этому статистическая история безработицы очень короткая. Это существенно затрудняет изучение проблемы.

   Исследование показало, что в целом можно признать определенный успех в решении проблем безработицы в России. Если за 2008 год т.е. безработица возрастала в среднем за месяц на 88 тыс. чел., то в 2009 году она сокращалась в среднем за месяц на 14,6 тыс. чел. Следовательно, "скорость" ликвидации безработицы превышала "скорость" ее сокращения на 30,2%. За 2008-2009 гг. численность безработных сократилась с 9,1 млн чел. до 6,1 млн, т.е. в 1,5 раза.

    В то же время можно утверждать, что государство, да и сам человек, пока еще не готовы полностью противостоять безработице. Доказательством этому может служить тот факт, что в России за 2008-2009 гг. рост занятости населения происходил только за счет двух групп работающих: по найму и работодателей. Это свидетельствует о том, что в стране все еще не сформировались полностью рыночные методы занятости.

     Несмотря  на значительное сокращение численности  безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы  сегодня существенно превышает  ее естественный уровень. При этом надо отметить, что с начала века разрыв этих показателей увеличивается. И  причина этому - ускорение темпов роста численности циклической  и структурной безработицы.

       Преодоление этих тенденций предполагает  прежде всего расширение информационной  базы о безработице. Сегодня  государство располагает достаточной  информацией о численности безработных, ее структурах, продолжительности и, что особо надо отметить, информацией о распределении безработных по занятиям, по отраслям экономики, по видам деятельности, по последнему месту работы. Следовательно, сегодня хорошо известны очаги безработицы. Такие данные представляет Госкомстат РФ ежеквартально.

    Однако только такой информации недостаточно.

 Для  ускорения работ по сокращению  численности безработных необходимы  сведения об их движении: межотраслевом,  внутриотраслевом, межпрофесспональном,  впутрипрофесснональном, после пере-подготовки  или без нее, получение новой  работы после переезда в другой  населенный пункт со сменой  или без смены профессии и  тп. Такая информация может быть  получена в результате расширения  программы обследования населения  по проблемам занятости, которая  реализуется Госкомстатом РФ. Это  могло бы существенно повысить  качество разрабатываемых программ  по трудоустройству безработных.

Информация о работе Безработица в России: причины, масштабы и способы измерения