Безработица в России: причины, масштабы и способы измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я преследовала следующую цель: рассмотреть суть безработицы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
· рассмотреть теоретические аспекты функционирования рынка труда и безработицы;
· рассмотреть рынок труда в РФ и в Белгородской области;
· рассмотреть методы борьбы с безработицей в РФ и в Белгородской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава. Теоретические аспекты, функция рынка труда и безработицы……8
Сущность безработицы……………………………………………8
Причины и социально-экономические последствия безработицы…..11
Виды безработицы……………………………………………….13
Глава. Масштабы безработицы, рынок труда в РФ…………...18
Анализ рынка труда в РФ…………………………………….18
Масштабы безработицы в РФ……………………..………....19
Оценка рынка труда в Белгородской области………………..23
Глава. Борьба с безработицей, негативные последствия…....27
Негативные последствия безработицы……………………..27
Методы борьбы с безработицей в РФ……………………….29
3.3. Областная программа борьбы с безработицей в Белгородской области…………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ))).docx

— 82.90 Кб (Скачать файл)

Не менее  важным является и информированность  населения о вакантных рабочих  местах. Сегодня эта деятельность государства не соответствует требованиям  рынка труда. Безусловно, их развитие потребует больших финансовых и  трудовых затрат. Однако они могут  достаточно быстро окупиться. Расчеты  показывают, что сокращение времени  поиска работы хотя бы на 1 % может при сложившейся производительности труда увеличить объемы производства ВВП в стране как минимум на 2,1% ВВП1. В решении проблем безработицы, как показало исследование, очень велика роль общеобразовательной школы. Она сегодня не учит детей и подростков тому, как надо себя вести на рынке труда, как и о чем надо договариваться с работодателем, как это юридически правильно оформить и т. д. Эти знания нужны не только тем школьникам, которые после окончания общеобразовательной школы сразу идут работать, они будут необходимы и тем, кто окончит профессиональные учебные заведения. Организовать эту работу должно государство и его органы.

    В новых условиях хозяйствования оно обязано организовать и профессиональную подготовку школьников, поскольку не все выпускники общеобразовательных школ поступают в профессиональные учебные заведения. Многие из них сразу выходят на рынок труда, не имея профессиональной подготовки, и оказываются не нужными производству. При этом профессиональная подготовка школьников должна соответствовать рыночной экономике, сложившейся структуре по статусу занятости населения в экономике страны, имея в виду, что юноши и девушки могут стать не только наемными работниками, но самостоятельно занятыми членами производственных кооперативов и, может быть, даже работодателями.

    Аналогичная работа должна проводиться и для уже работающих граждан, но в силу определенных обстоятельств оказавшихся безработными. Такая работа проводится, но ее масштабы явно не соответствуют грандиозности задач. Только таким путем можно создать предпосылки для развития нестандартных форм занятости и уменьшения безработицы.

     Весьма  перспективным направлением решения  этой задачи является и развитие малого предпринимательства. Однако эта организационная  форма пока не заняла подобающего  ей места. Численность малых предприятий  за 1992-2002 гг. выросла, однако суммарная  численность их работников сократилась, к тому же их доля в общей численности  занятых существенно ниже, чем  в странах с развитой рыночной экономикой. Такое положение объяснить только организационно-финансовыми причинами, как об этом пишут, нельзя. Не менее, а более важным фактором развития малых предприятий, самозанятости является готовность человека, желание, потребность в таком роде деятельности. Изменить ситуацию коренным образом пока не удалось, но, как показывает опыт Москвы, это вполне возможно. Для этого необходимы совместные усилия органов власти, финансово-кредитных учреждений и отдельных граждан.

     Оценивая  деятельность государства в целом  по сокращению безработицы, нельзя не отметить, что его действии практически  направлены на ликвидацию безработицы, т.е. оно сегодня пытается "догнать" события. А это, как известно, всегда требует затрат больших, чем их предупреждение. Задача должна стоять в упреждении события - безработицы.

       Для финансирования мероприятий, связанных  с обеспечением занятости, создается государственный фонд занятости населения. Этот фонд образуется за счет обязательных отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов граждан и организаций. Средствами этого фонда распоряжается служба занятости. Государственный фонд занятости относится к внебюджетным социальным фондам.

       Допускается возможность оказания платных услуг  в содействии занятости граждан. Такое право предоставляется негосударственным организациям на основе лицензии, выдаваемой местной администрацией.

       Одним из направлений государственного регулирования  рынка труда является организация  общественных работ. Под общественными  работами понимаются общественные виды трудовой деятельности, как правило  не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие  социально полезную значимость. Их организуют местные органы власти по предложению службы занятости.

       Общественные  работы позволяют смягчить социально-экономические  последствия безработицы, создать  условия для временной занятости  безработных, получить гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, временный заработок, вовлечь в активную трудовую деятельность молодежь, а также лиц, имеющих длительный перерыв в работе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2009.
    2. И.Д.Мацкуляк «Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект)» М.: Экономика, 2009
    3. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю ЭКОНОМИКС, ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПОЛИТИКА, М.: Республика, 2005
    4. Сакс Джеффри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. АНХ при прав.РФ. – М.: Изд-во «Дело», 2009
    5. Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 209
    6. Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.:ИНЦ «ДИС», 2007.
    7. В.И. Ведяпин «Общая экономическая теория», Москва, 2005 г.
    8. Б.М. Генкин “Экономика и социология труда” М.:2008.
    9. Райзберг Б.А. «Курс экономики». «ИНФРА-М». 2007 год,
    10. Журнал «Профсоюзы», № 5-6. 2009
    11. Журнал «Экономика и математические методы», том 36, № 3. 2009
    12. .А. Сажина, Г.Г. Чибриков. «Экономическая теория». М. 2008
    13. Журнал «Известия Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов», № 2. 2008
    14. .И.В.Бестужев-Лада «Безработица? Не может быть!» М.: Знание, 2008
    15. Э.Бородянский, В.Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице»,
    16. А.В.Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 2009
    17. Г.Волынский «К вопросу о безработице в переходный период»,
    18. «Российский экономический журнал», № 4 - 2007
    19. Журнал «Человек и труд», № 1. 2008
    20. «Человек и труд» № 9 – 2009
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

        Ip , %

             8 

             6 

             4 

             2

            0       2        4         6         8      Lue,% 

       Ip – среднегодовой темп роста цен;

       Lue – уровень безработицы

       Рис. 1 Кривая Филлипса [5,127] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

 

Рис. 2. Численность  официально зарегистрированных безработных  [18,34] 
 
 
 
 

 

       

Информация о работе Безработица в России: причины, масштабы и способы измерения