Цены и ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 16:51, лекция

Описание работы

Цена - важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение в условиях рынка. Цена - зто один из четырех важнейших покупательских мотивов в выборе товаров длительного пользования.
Информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес. Многие компании изучают цены, сложившиеся на рынке, в целях информационного обеспечения конкурентной борьбы, реализации возможности повышения рентабельности, определения своей ценовой ниши. Даже в условиях слабо насыщенного рынка и недостаточно интенсивной конкуренции изучение цен - объективная необходимость, особенно с учетом низкого уровня жизни значительной части населения нашей страны (и вследствие этого его особого отношения к ценам).

Файлы: 1 файл

Tseny_i_tsenoobrazovanie_ET_10.docx

— 237.60 Кб (Скачать файл)

2) покупные полуфабрикаты, комплектующие  изделия и услуги 1 . оперированных  предприятий;  
 
3) возвратные отходы (вычитаются)

4) топливо и энергия на технологические  цели;

5) основная заработная плата  производственных рабочих;

6) дополнительная заработная плата  производственных рабочих;

7) отчисления на социальное страхование (ЕСН);

8) расходы на подготовку и  освоение производства;

9) износ инструментов и приспособлений  целевого назначения и прочие  специальные расходы;

10) расходы на содержание и  эксплуатацию оборудования;

11) цеховые расходы;

12) общезаводские расходы;

13) потери от брака;

14) прочие производственные расходы;

15) внепроизводственные расходы.

В соответствии с их экономическим содержанием затраты по калькуляционным статьям подразделяются на основные и накладные.

Основные затраты включают расходы, непосредственно связанные с изготовлением продукции: сырье, материалы, заработную плату основных производственных рабочих и т. п.

Накладные затраты — расходы на организацию, управление, техническую подготовку производства.

По степени зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на пропорциональные (условно-переменные) и непропорциональные (условно-постоянные).

Условно-переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (сырье, основные материалы, расход топлива, энергии на технологические цели).

Условно-постоянные затраты при изменении объема производства существенно не изменяются (заработная плата управленческого персонала, расходы на освещение, отопление, амортизация зданий и сооружений). Затраты по способу отнесения их на единицу продукции могут быть прямыми и косвенными.  
Прямые затраты — это расходы строго целевого назначения, они находятся в прямой зависимости от объема выпуска продукции или от времени, затраченного на его изготовление. Такие затраты включают в себестоимость единицы продукции с помощью метода прямой оценки.

Косвенные затраты не могут быть отнесены на выпуск конкретного изделия, так как они связаны с работой цеха или предприятия в целом. Однако они необходимы для осуществления процесса производства.  
 
Статьи, объединяющие косвенные расходы, называют комплексными. К их числу относят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы.  
 
Косвенные затраты не могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных видов продукции. Они распределяются косвенно между различными изделиями пропорционально тому или иному измерителю, чаще всего пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.

Налоги в составе цены

 

В настоящее время в России существует два вида косвенных налогов, выделяемых в составе цены товара: акциз и налог на добавленную стоимость (НДС).  
 
Акцизы бывают адвалорными и специфическими. Адвалорные акцизы устанавливаются в процентах к стоимости продукции, определяемой в соответствии со ст. 40 и 187 Налогового кодекса РФ без учета акциза, НДС и налога с продаж. Примером адвалорного акциза может быть акциз на ювелирные изделия, составляющий 5% от их стоимости. Однако большинство акцизов — специфические акцизы, которые устанавливаются в абсолютных (денежных) суммах на единицу измерения, например акциз на пиво (с содержанием этилового спирта в пределах от 0,5 до 8,6% по объему) составляет 1 руб. 75 коп. за литр продукции. Основными объектами налогообложения являются реализация подакцизной продукции производителями, а также реализация подакцизной продукции с акцизных складов алкогольной продукции. Розничные продавцы акцизы не платят.  
 
Важно отметить, что ставки специфических акцизов могут изменяться в связи с инфляцией (или дефляцией). Индексация ставок может быть единой для всех подакцизных товаров (облагаемых по специфической ставке), а может меняться по-разному для каждого вида продукции. Со временем изменяется и список подакцизных товаров.  
 
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, которым облагаются все товары и услуги, поэтому его иногда называют универсальным акцизом.  
 
Ставки НДС адвалорные, т. е. выражаются в процентах к цене продукции без учета НДС. Основная ставка, по которой происходит обложение налогом, составляет 18%. Часть товаров (продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания, медицинские товары) облагается по льготной ставке в 10%. Перечень товаров, облагающихся НДС по льготной ставке, приводится в ст. 164 Налогового кодекса РФ. Кроме того, некоторые товары, например вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также связанные с этим работы и услуги вовсе не облагаются налогом.  
 
Налогом на добавленную стоимость должна облагаться лишь добавленная стоимость, а не весь оборот. Поэтому производится возмещение плательщикам НДС налога, уплаченного по ценностям, приобретенным для производства товара.  
 
Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной и структура цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника и продажная цена оптового посредника. Сельскохозяйственная продукция не облагается ни акцизами, ни НДС. Поэтому структура закупочной цены будет еще проще: она состоит только из себестоимости и прибыли. Если в цену продукции уже входит НДС, то его можно вычислить, используя расчетную ставку. Ставке налога в 18% соответствует расчетная ставка НДС в 15,25%, ставке 10% — 9,09%.

 

Снабженческо-сбытовые наценки (скидки) в цене товара

 

Функции по оптовым закупкам, хранению и продаже продукции потребителям-предприятиям или розничным продавцам осуществляют снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия, оптово-посредни-ческие фирмы, торгово-закупочные предприятия. Все перечисленные субъекты сферы обращения несут соответствующие расходы по закупкам товаров, их реализации. Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок. Последние, по существу, есть цена за услуги оптового звена.  
 
Как любая цена, снабженческо-сбытовая наценка содержит три элемента:  
• затраты посредника или издержки обращения;  
• прибыль;  
• косвенные налоги.  
 
По мере развития конкуренции цепочка посредников уменьшается.  
В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между ценой, по которой посредник закупает товар, и ценой, по которой его продает. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в процентном выражении: 100%-ная база для исчисления надбавки — цена, по которой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчисления скидки — цена, по которой посредник реализует этот товар.  
 
В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности.  
 
Если предприятия-изготовители отпускают продукцию по свободной отпускной цене, то снабженческо-сбытовые надбавки также устанавливаются самостоятельно субъектами оптового звена с учетом сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств продукции, товаров.  
 
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут сами устанавливать и регулировать размеры снабженческо-сбытовых надбавок, применяемых при реализации продукции внутри данного региона. Более того, органы исполнительной власти в указанных случаях могут не только определять размеры снабженческо-сбытовых наценок, но и устанавливать методы их применения (к свободной цене предприятия-изготовителя или к цене закупки).  
 
Если товары поступают от поставщиков, находящихся за пределами России (страны СНГ, зарубежные страны), то уплачиваемые пошлины, сборы (платежи) за таможенные процедуры учитываются в затратах снабженческо-сбытовых организаций при реализации продукции по свободным ценам.

 

Торговые надбавки (скидки) в цене товара

 

Расходы, связанные с реализацией товаров розничными торговыми предприятиями населению, возмещаются через торговую надбавку. Формула для расчета цены на основе торговой скидки имеет вид:

 
 
где Pп — цена продажи товара; Ррп— цена приобретения товара; г — скидка, доли единицы.  
 
Уровень торговой скидки определяется величиной необходимых затрат для реализации данным звеном своей функции в процессе товародвижения, а также желаемым уровнем рентабельности, объемом продаж.  
 
Торговая надбавки — денежная сумма, на которую продавец увеличивает продажную цену по сравнению с ценой приобретения для себя. Расчет продажной цены производится по формуле

 
 
где а — торговая надбавка на цену приобретения, в долях единицы.  
 
Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка. В торговую надбавку включаются издержки розничного продавца, в том числе транспортные расходы по доставке товара от поставщика. Они зависят от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия-изготовителя или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре. Включаются и другие расходы по закупке и реализации товаров розничной торговой организацией, а также прибыль и налог на добавленную стоимость.  
 
Если по продукции и товарам применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия торговли используют торговую надбавку установленных размеров.  
 
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия медицинского назначения; наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при образовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.  
 
На предприятиях общественного питания цены на реализуемую продукцию формируются, исходя или из свободных отпускных цен, или цен закупки на эту продукцию и единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки), или торговой надбавки и наценки.  
 
Размеры наценок устанавливаются на сырье (продукцию), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания. Определяются наценки с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, НДС, отчислений в бюджет (кроме предприятий, освобожденных от уплаты с доходов этого налога) и обеспечения рентабельной работы этих предприятий. Органы исполнительной власти России могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания.  
 
Величина издержек обращения связана с условиями купли-продажи. Чем больше посредников участвуют в реализации товара, тем выше издержки обращения, тем выше и уровень продажной цены. Поэтому создание или возникновение в стране крупных оптово-торговых фирм будет способствовать удешевлению товародвижения. Крупный оптовик дает крупные, выгодные, стабильные заказы производителям. Он выгодно отличается от мелкого и розничного тем, что не завышает прибыль на единицу товара, а увеличивает массу прибыли в зависимости от массы товара. Более того, крупные оптовики чаще всего сами регулируют свою отпускную и розничную цены, определяя долю другого посредника или розничного продавца в этой цене. В таких случаях имеет место оптовая или торговая скидка.

 

Отражение транспортных затрат в цене

 

Транспортный фактор оказывает большое влияние на формирование внешнеторговых цен. Однако типовые условия поставки продукции по-разному регламентируются законодательством разных стран. В целях упорядочения внешнеторговой деятельности Международная торговая палата в 1936 г. ввела в действие перечень международных правил торговли «Инкотермс 1936», в которых устанавливались единые условия транспортировки товаров и обязанности продавца и покупателя при распределении между ними транспортных и других расходов. В области ценообразования это означало установление «линии водораздела» между затратами продавца и затратами покупателя. В перечень вносились изменения в 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 гг. В настоящее время действует «Инкотермс 2000», насчитывающий 13 терминов, распределенных по четырем группам: Е, Р, С, Э.  
 
Группа Е. Именуется как отправка и включает условия поставки товара по одному варианту цены.  
 
1. EXW (EXB) - продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте. Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную пошлину. Покупатель несет все расходы и риски, связанные с перевозкой товара от предприятия-продавца к месту назначения. У продавца минимальные расходы и риск. Вид транспортировки — любой.  
 
Группа F. Показывает, что продавец основной фрахт не оплачивает, но он обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем. Предусмотрено три варианта цены.  
 
2. FCA (ФСА) — продавец выполнил свои обязательства по поставке товара, прошедшего таможенную очистку при экспортировании, передав его в распоряжение назначенного покупателем перевозчика товара в согласованном месте. Вид транспортировки — любой.  
 
3. FAS (ФАС) — продавец выполнил свои обязательства по поставке товара к борту судна или на корабельный причал в пределах досягаемости портальных кранов в согласованном с покупателем порту отгрузки. Вид транспортировки — только морским и внутренним водным транспортом.  
 
4. FOB (ФОБ) — продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда товар перешел через поручни (борт) судна в назначенном порту отгрузки. Продавец осуществляет таможенную очистку товара для экспорта и передачи документов, включая коносамент, покупателю. Вид транспортировки — только морским и внутренним водным транспортом.  
 
 
Группа С. Показывает, что продавцом основной фрахт оплачен и заключен договор на перевозку товара. Но продавец не берет на себя ответственность за потерю или повреждение товаров либо дополнительные расходы, возникшие вследствие некачественной погрузки и отправки.  
 
5. СFR (КФР) — продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни (борт) судна в порту отгрузки. Продавец оплачивает расходы и фрахт, необходимые для поставки товара в порт назначения. Ответственность за риск гибели или повреждения товара и риск дополнительных расходов, возникших в результате происшедших событий после того, как товар был поставлен на борт судна, переносится с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Вид транспортировки — только морским и внутренним водным транспортом.  
 
6. СIF (СИФ) включает такие же обязательства продавца, как при поставке на условиях КАФ. Он обязан обеспечить покупателю морское страхование от риска гибели или повреждения товара во время транспортировки. Вид транспортировки — только морским и внутренним водным транспортом.  
 
 
7. CPT (СПТ) — продавец оплачивает фрахт за перевозку товара к месту назначения. Риск гибели или повреждения товара, а также дополнительные расходы, возникшие вследствие происшедших обстоятельств после того, как товар был доставлен перевозчику, переносятся с продавца на покупателя, когда товар будет передан под опеку перевозчика. Вид транспортировки — любой.  
 
8. СIР (СИП) — обязанности продавца и покупателя аналогичны тем, что и при условии СПТ, однако в данном случае предусмотрено обязательное страхование товара продавцом в пользу покупателя. Вид транспортировки — любой.  
 
Группа D. Именуется как прибытие и включает обязанность продавца нести все расходы и ответственность за возможный риск во время доставки товаров в страну назначения.  
 
9. DAF (ДАФ) — продавец выполнил свои обязательства по поставке товара в том случае, когда поставил товар, очищенный от экспортных таможенных пошлин, в согласованный пункт и место на границе, но до поступления на таможенную границу соседней страны. Вид транспортировки — любой.  
 
10. DES (ДЕС) — продавец выполнил свои обязательства по поставке, если товар был передан в распоряжение покупателя на борту судна, но не прошел таможенную очистку в согласованном порту назначения. В указанной цене учитываются все расходы и риски продавца по доставке товара в порт назначения. Вид транспортировки — только морским и внутренним водным транспортом.  
 
11.DEQ, (ДЕК) — продавец выполнил свое обязательство по доставке, передав товар, прошедший таможенную очистку, покупателю на пристани в согласованном порту назначения. В указанной цене учитываются риски и расходы продавца, включая пошлины, налоги и другие сборы за доставку товара. Вид транспортировки — только морским и внутренним водным транспортом.  
 
12. DDU (ДДУ) — продавец выполнил свои обязательства по поставке товара, передав товар в распоряжение покупателя в согласованном месте в стране ввоза. При этом продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара (за исключением пошлин, налогов и других официальных сборов, оплачиваемых при ввозе), а также за издержки и риски при выполнении таможенных формальностей. Покупатель оплачивает любые дополнительные расходы и отвечает за риски, вызванные несвоевременным прохождением таможенной очистки товаров при импортировании. Вид транспорта — любой.  
 
13. DDP (ДДП) — продавец выполнил свое обязательство по поставке, передав товар в распоряжение покупателя в согласованном месте в стране ввоза. При этом продавец несет все расходы и риски, включая пошлины, налоги и другие сборы, взимаемые в связи с доставкой товара, прошедшего таможенную очистку при импортировании.

Информация о работе Цены и ценообразование