Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 16:51, лекция
Цена - важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение в условиях рынка. Цена - зто один из четырех важнейших покупательских мотивов в выборе товаров длительного пользования.
Информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес. Многие компании изучают цены, сложившиеся на рынке, в целях информационного обеспечения конкурентной борьбы, реализации возможности повышения рентабельности, определения своей ценовой ниши. Даже в условиях слабо насыщенного рынка и недостаточно интенсивной конкуренции изучение цен - объективная необходимость, особенно с учетом низкого уровня жизни значительной части населения нашей страны (и вследствие этого его особого отношения к ценам).
Государственное
регулирование рынка и цен — это совокупность
мер, принимаемых правительством в процессе
участия в системе товарно-денежных отношений
и направленных на осуществление регулирования
цен в различных сферах народного хозяйства
и контроля за ними. Таким образом, государственное
регулирование цен можно представить
как попытку государства с помощью законодательных,
административных и бюджетно-финансовых
мероприятий воздействовать на рынок
и цены таким образом, чтобы способствовать
стабильному развитию экономики в целом.
Необходимость государственного вмешательства
в процессы ценообразования обусловлена
тем, что свободно функционирующий рынок
не обязательно гарантирует высокую эффективность
экономической деятельности. В ряде случаев
несовершенство рынка, нестабильность
равновесия требует определенного вмешательства
государства. Роль государства заключается
главным образом в обеспечении развития
экономики в направлении не только роста
производства и повышения качества продукции,
но и достижения полной занятости, справедливого
распределения доходов и стабилизации
уровня цен.
Используя для решения экономических
задач регулирующую функцию цены, государство
принимает участие в перераспределении
чистого дохода между отраслями и секторами
народного хозяйства, отдельными регионами,
предприятиями и группами населения. Государство
также должно участвовать в процессе ценообразования
(прямо или косвенно) для защиты интересов
национальных товаропроизводителей, не
способных пока на равных противостоять
экспансии на рынок зарубежных производителей
аналогичной продукции.
Государственное регулирование цен можно
рассматривать как одно из направлений
макроэкономического регулирования экономики,
особое значение которого проявляется
по следующим направлениям:
• поддержание на рынке конкурентной
среды и предотвращение монополизации;
• борьба с инфляцией и обеспечение стабильности
цен;
• проведение социально ориентированной
политики цен;
• обеспечение оптимального соотношения
внешнеторговых и внутренних цен.
Таким образом, на макроэкономическом
уровне вырабатываются исходные принципы
и концепции политики цен, а также законодательного
и нормативного их обеспечения.
Наряду с макроэкономическим воздействием
государства на цены существует и их регулирование
на микроэкономическом уровне. Микроэкономические
меры воздействия государства на цены
включают в себя: контроль за уровнем цен
на продукцию и услуги естественных монополий,
предприятий, занимающих монопольное
и доминирующее положение на рынке; установление
цен на товары и услуги, имеющие особую
социальную значимость; установление
акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей;
установление торговых надбавок на некоторые
виды продукции; регулирование цен и таможенных
тарифов во внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование цен осуществляется
с помощью сочетания прямых и косвенных
форм и методов.
Прямое вмешательство
государства в процесс ценообразования
означает участие государства в лице его
административных органов в формировании
уровней, структуры, соотношений и динамики
цен, установлении определенных правил
ценообразования.
В настоящее время все цены, как свободные,
так и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями.
Государственное воздействие на их уровень
и структуру осуществляется путем обеспечения
методического единства в их установлении
и применении. Так, государственные органы
управления определяют состав затрат,
учитываемых в себестоимости продукции
(Налоговый кодекс РФ, гл. 25), и расходы,
возмещаемые из прибыли, устанавливают
нормативы рентабельности на продукцию
предприятий-монополистов.
К методам прямого вмешательства государства
в процесс ценообразования можно отнести
следующие.
1. Замораживание цен (общее, на отдельные группы товаров
или от дельные товары), временный или
частичный запрет на изменение цен.
Такой подход применяется при сильной
инфляции для стабилизации уровня цен.
3. Установление фиксированных цен и тарифов, решение о введении
которых принимается соответствующими
органами власти. Субъекты ценообразования
(предприятия и организации) в случае введения
таких цен обязаны реализовывать свою
продукцию или услуги по ценам, не превышающим
по своему уровню установленных фиксированных
цен.
Такие цены в основном применяются при
заключении государственных контрактов.
Причем их введению предшествует процедура
определения прибыли (рентабельности),
включаемой в цены, и разрешения возможных
хозяйственных споров. В этом случае цена
обладает определенной степенью жесткости,
а предприятие-изготовитель, принимая
на себя хозяйственный риск, в то же время
получает широкие возможности получения
дополнительной прибыли за счет экономии
затрат.
Фиксированные цены устанавливаются также
на продукцию или услуги предприятий —
естественных монополистов. В первую очередь
это касается отраслей жилищно-коммунального
хозяйства, городского транспорта, ритуальных
услуг и некоторых других, цены и тарифы
на которые устанавливаются региональными
и муниципальными органами власти.
3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного
изменения (роста) цены за определенный
период времени или предельного уровня
цены, т. е. максимального или минимального
уровня цены, выше или ниже которого цена
не может подниматься.
В РФ такого рода регулирование производится
по отношению к продукции естественных
монополий, по которым определяются предельные
уровни роста цен или тарифов на их продукцию
или услуги в течение года.
4. Установление предельного норматива
рентабельности. В этом случае при расчете цены в ее
состав включается прибыль в размере не
больше норматива, размер которого может
дифференцироваться по отраслям и видам
продукции. Этот метод применяется при
регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов.
Цены на продукцию, по которой фактическая
рентабельность превышает установленный
уровень, должны быть снижены.
5. Установление фиксированных цен или предельных
размеров снабженческо-сбытовых и торговых
надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной
власти на местах разрешено устанавливать
предельные уровни снабженческо-сбытовых
и торговых надбавок на некоторые виды
продукции (лекарственные препараты и
медикаменты, детское питание) и наценок
на продукцию собственного производства
(в школьных буфетах и столовых) на соответствующей
территории и определять порядок их установления
и применения.
6. Декларирование цен. По решению органов исполнительной
власти может быть введено декларирование
цен (оптовых или отпускных) на отдельные
виды продукции. В этом случае все предприятия,
производящие данную продукцию, обязаны
представить в органы ценообразования
декларации об уровне цен для заявительной
регистрации. В свою очередь, органы ценообразования
должны или принять решение о регистрации
цены, либо отказать в ее регистрации,
либо принять решение об обоснованном
изменении указанной цены.
7. Установление рекомендательных цен по важнейшим
видам продукции. Если цена превышает
рекомендуемый уровень, то может применяться
прогрессивное налогообложение прибыли,
полученной от реализации продукции по
завышенным ценам. Такой метод применяется
в некоторых странах (США, Япония).
В целом, защитные меры государства по
сдерживанию роста цен могут осуществляться
в форме установления правительством
верхних пределов цен или прибылей, замораживания
цен, установления определенного порядка
формирования цен. Для недопущения снижения
цен могут устанавливаться минимальные
цены, определяться минимально допустимый
уровень прибыли, виды затрат, в обязательном
порядке покрываемых за счет цены.
Косвенное вмешательство
в ценообразование обеспечивается применением
совокупности способов и средств, способствующих
расширению товарного предложения на
рынке, управлению доходами населения,
регулированию налогов как на производимую,
так и на потребляемую продукцию.
Косвенное регулирование цен может осуществляться
через изменение учетной ставки банковского
процента, уровня минимальной заработной
платы, проведение определенной налоговой
политики и политики доходов. Государство
может влиять на цены через сферу денежного
обращения, принятие и применение антимонопольных
законов путем воздействия на баланс спроса
и предложения, а также разработкой эффективной
системы таможенных тарифов и пошлин и
т. д.
Таким образом, в число методов косвенного
воздействия государства на цены можно
включить:
• регулирование доходов производителей
продукции, продавцов и покупателей (субсидирование
из госбюджета отдельных отраслей и производств,
компенсация расходов отдельных категорий
граждан, повышение уровня минимальной
заработной платы и разработка системы
оплаты труда бюджетников);
• регулирование налогов на производимую
и потребляемую продукцию (льготное налогообложение);
• разработку системы мер, способствующих
расширению товарного предложения (снижение ставки
банковского процента, льготное кредитование
и налогообложение, субсидирование и дотирование,
применение разнообразных мер по защите
внутреннего товаропроизводителя);
• создание условий для развития конкуренции
и ограничения монополизации рынка;
• государственное стимулирование привлечения
в страну иностранных инвестиций для создания
новых предприятий и увеличения числа
рабочих мест;
• эффективное использование таможенных
тарифов и применение льготных таможенных пошлин
для стимулирования экспорта продукции,
не производимой в достаточных количествах.
Меры косвенного воздействия на процесс
ценообразования имеют в основном макроэкономический
характер и представляют собой единое
целое с общей макроэкономической политикой
государства.
Нормативно-правовые
акты России по поддержке конкуренции
и ограничению монополизма лежат в общем
русле опыта и тенденций мирового антимонопольного
законодательства (хотя характеризуются
недостаточной полнотой и отработанностью).
Конституция Российской Федерации в ст.
8 гарантирует государственную поддержку
конкуренции и свободы экономической
деятельности. Базовым антимонопольным
является Федеральный закон РФ «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках», принятый 22.03.1991 г.,
впоследствии многократно изменявшийся
и дополнявшийся.
Закон исходит из следующих понятий.
Доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего
субъекта или нескольких хозяйствующих
субъектов на рынке, дающее ему (им) возможность
оказывать решающее влияние на общие условия
обращения товара на соответствующем
товарном рынке или затруднять доступ
на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Монополистическая деятельность — противоречащие
антимонополистическому законодательству
действия (бездействие) хозяйствующих
субъектов или органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления,
направленные на недопущение, ограничение
или устранение конкуренции.
Монопольно высокая цена — цена товара, устанавливаемая хозяйствующим
субъектом, занимающим доминирующее положение
на товарном рынке, с целью компенсации
необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием
производственных мощностей и (или) получением
дополнительной прибыли в результате
снижения качества товара.
Монопольно низкая цена — цена приобретаемого товара, устанавливаемая
хозяйствующим субъектом, занимающим
доминирующее положение на товарном рынке
в качестве покупателя, в целях получения
дополнительной прибыли и компенсации
необоснованных затрат за счет продавца.
Законом запрещены действия хозяйствующих
субъектов (группы лиц, занимающих доминирующее
положение), целью или результатом которых
является создание или поддержание дефицита
на рынке либо повышение цен; установление
монопольно высоких (низких) цен; включение
в договор дискриминирующих условий; создание
препятствий доступу на рынок (выходу
с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
нарушение установленного порядка ценообразования.
Запрещаются и признаются недействительными
достигнутые в любой форме соглашения
(согласованные действия) конкурирующих
хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности
долю на рынке определенного товара более
35%, направленные на установление (поддержание)
цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок;
повышение, снижение или поддержание цен
на аукционах и торгах; раздел рынка по
территориальному принципу, по объему
продаж или закупок, по ассортименту реализуемых
товаров либо по кругу продавцов или покупателей
(заказчиков).
Законом не допускается недобросовестная
конкуренция. В том числе такие ее формы,
как распространение ложных, неточных
или искаженных сведений, способных причинить
убытки другому хозяйствующему субъекту
или нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителя в заблуждение относительно
характера, способа и места изготовления,
потребительских свойств, качества товара.
Не допускается некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом в процессе его
рекламной деятельности производимых
или реализуемых им товаров с товарами
других хозяйствующих субъектов; самовольное
использование товарного знака, фирменного
наименования или маркировки товара; копирование
формы, упаковки, внешнего оформления
товара другого хозяйствующего субъекта;
получение, использование, разглашение
научно-технической, производственной
или торговой информации без согласия
владельца.
В случае нарушения данного федерального
закона хозяйствующие субъекты, органы
исполнительной власти, должностные лица
обязаны в соответствии с предписаниями
Антимонопольного комитета (его территориального
управления) прекратить нарушения, восстановить
первоначальное положение, расторгнуть
или изменить договор; возместить причиненные
убытки; уплатить штраф. Виновные несут
гражданско-правовую, административную
либо уголовную ответственность.
К естественным
монополиям относят коммерческие и некоммерческие
организации, производящие и реализующие
товары (услуги), удовлетворение спроса
на которые в силу технологических особенностей
производства эффективно в условиях отсутствия
конкуренции, а также товары, которые имеют
устойчивый спрос при значительном изменении
цены в силу невозможности полной замены
их другими товарами.
К продукции и услугам естественных монополий
относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам; транспортировка
газа по трубопроводам; производство электроэнергии
и теплоэнергии и предоставление услуг
по их передаче; железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов морских,
речных портов и аэропортов; услуги общедоступной
электрической и почтовой связи.
Повышение эффективности государственного
регулирования цен, устанавливаемых естественными
монополиями, — одна из наиболее актуальных
задач, стоящих перед руководством нашей
страны. Конкурентный рынок представляет
наиболее эффективную организацию экономики.
Однако из-за наличия большого числа разнородных
социально-экономических факторов совершенная
конкуренция не является естественным
состоянием рынков. Более того, функционирование
ряда отраслей общественного производства
на конкурентной основе невозможно или
неэффективно, именно для таких отраслей
характерна высокая степень монополизации.
Основными законодательными актами в
части регулирования цен на продукцию
и услуги естественных монополий в Российской
Федерации являются: Указ Президента РФ
«О некоторых мерах по государственному
регулированию естественных монополий
в Российской Федерации» № 220 от 28.02.1995
г., Федеральный закон РФ «О естественных
монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. (в ред.
от 26.03.2003 г.), Постановление Правительства
РФ «О мерах по ограничению роста цен (тарифов)
на продукцию (услуги) естественных монополий»
№ 140 от 12.02.1996 г. (вред, от 08.08.2003 г.).
Основными задачами государственного
регулирования цен продукции естественных
монополий является:
• обеспечение баланса интересов потребителей
(в виде доступных цен) и регулируемых
предприятий (в виде финансовых результатов,
привлекательных для кредиторов и инвесторов);
• определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
• стимулирование предприятий естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т. д.; • использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики;
• управление развитием экономики в регионах.
Региональные проблемы, которые могут решаться с помощью тарифов электрической и тепловой энергии, заключаются в следующем:
• выравнивание или дифференциация тарифов по субъектам РФ с целью обеспечения равномерного их развития;
• управление режимами энерго- и теплопотребления;
• стабилизация экономического положения энергообъектов и их объединений при заблаговременном, незапланированном снижении спроса на энергию;
• стимулирование увеличения или снижения спроса на энергию отдельных потребителей или их групп и соответственно регулирование экономической активности данных субъектов.
Государственное
регулирование цен (тарифов) продукции
(услуг) предприятий — естественных монополистов
можно осуществлять на основе следующих
методов:
•установление фиксированных цен и тарифов;
• установление предельного уровня цен
и надбавок, наценок (коэффициентов изменения
цен);
• установление предельного уровня рентабельности
и размеров торговых надбавок;
• декларирование цен и тарифов в органах
ценообразования при формировании свободных
цен и тарифов.
Методы регулирования деятельности естественных
монополий применяются к конкретному
субъекту на основе анализа его деятельности,
стимулирующей роли, в повышении качества
производимых товаров и в удовлетворении
спроса на них. При этом оценивается обоснованность
затрат, принимаются во внимание издержки
производства продукции.
Регулирование деятельности естественных
монополий и контроль осуществляет Федеральная
антимонопольная служба (ФАС). Субъекты
естественных монополий несут ответственность
в виде штрафов за завышение цен, установленных
органом регулирования естественной монополии;
сумма излишне полученной выручки изымается
в бюджет; убытки, возникшие у потребителя
в результате завышения цен, должны быть
возмещены ему; при повторном нарушении
дисциплины цен штраф берется в двойном
размере.