Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:09, курсовая работа
Данная работа направлена на проникновение в сущность политики доходов как целостного, сложного, конкретно-исторического, относительно самостоятельного явления, выявление тенденций (закономерностей) и определение перспектив ее совершенствования.
Для начала выделим основные задачи, поставленные в ходе моей работы:
• Овладение понятийным аппаратом в изучаемой области;
• Анализ сущности доходов населения их структуры и основных источников;
• Выявление механизма распределения и формирования доходов у различных слоев насе-ления;
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Социальная справедливость и социальное неравенство.........5
1.1. Понятие и концепции уровня жизни. Малообеспеченность.......5
1.2. Доходы населения, их виды, распределение, измерение............8
1.3. Социальная политика государства................................................18
Глава 2. Анализ статистики по доходам и их распределению........................27
2.1. Состав и использование денежных доходов населения...............27
2.2. Построение кривой Лоренца. …………………………………..31
2.3. Анализ коэффициента Джини……………………………………31
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………….37
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Курсовая работа на тему:
«Доходы населения и их распределение».
Подготовила: ст. гр. ФБЭ-54
Научный руководитель: Севастьянова Н.Б.
Новосибирск
2006 г.
Оглавление:
Введение......................
Глава 1. Социальная справедливость и социальное неравенство.........5
1.1. Понятие и концепции уровня жизни. Малообеспеченность.......5
1.2. Доходы населения, их виды, распределение, измерение............8
1.3. Социальная политика государства...................
Глава 2. Анализ статистики
по доходам и их распределению.................
2.1. Состав и использование
2.2. Построение кривой Лоренца. …………………………………..31
2.3. Анализ коэффициента Джини……………………………………31
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа направлена на проникновение в сущность политики доходов как целостного, сложного, конкретно-исторического, относительно самостоятельного явления, выявление тенденций (закономерностей) и определение перспектив ее совершенствования.
Для начала выделим основные задачи, поставленные в ходе моей работы:
Теоретические аспекты политики доходов в современных условиях учитывают законы рыночной экономики и социальные процессы, происходящие в обществе, регионах, на предприятиях, в социальных группах. Она направлена на обеспечение средствами человека на всем его жизненном пути (от рождения до угасания) и строится на теории и принципах целостности человека.
Безусловно, уровень жизни населения напрямую зависит от его доходов и правильного их распределения. Именно поэтому тема моей работы остается актуальной на протяжении всей истории человечества. Вопрос о доходах населения и их распределении не только открыт, его решение потребует еще немалых усилий, времени, идей и т. д. Он порождает многие социальные проблемы (бедность, ослабление позиций страны на мировом уровне и т.д.), и его «застой» может привести к новым катаклизмам в стране. Именно поэтому я выбрала эту тему.
Целью работы являлось знакомство с «фундаментом» выбранной темы, с проблемами, возникающими в данной сфере, а также исследование системы распределительных отношений в России и путей ее совершенствования. Главная задача – проанализировать ситуацию, сложившуюся в последние годы в нашей стране в связи с затронутым вопросом, принимаемые меры и их последствия. Объект моей курсовой работы -это различные доходы населения и сферы их распределения.
Важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Анализ степени таких различий в России с помощью разнообразных методов показывает далеко не благоприятную картину. Важно изучить структуру источников доходов, наладить ее регулирование, разобраться в причинах бедности и т.д.
Глава 1. Социальная
справедливость и социальное неравенство.
Понятие уровня жизни. Для характеристики благополучия нации (населения) используются различные понятия: «уровень жизни»,«народное благосостояние», «безопасность жизнедеятельности», «образ жизни», «качество трудовой жизни», «качество жизни» и другие.
В России наиболее распространен термин «уровень жизни».
Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей
Концепция уровня жизни представляет собой основополагающую идею улучшения уровня жизни населения, базирующуюся на системе принципов и показателей. наиболее важных показателёй характеризующих уровень жизни представлены в табл. 2. [4;45-60]
Таблица 2.
Основные показатели уровня жизни
Объемные (абсолютные) |
Удельные (средние) |
Объем национального дохода |
Доля фонда потребления в национальном доходе |
Номинальные доходы населения |
Реальный доход на душу населения |
Фонд заработной платы |
Средняя и минимальная заработная плата |
Доходы от предпринимательской деятельности |
Средний доход от предпринимательской деятельности на душу населения |
Объем пенсионных фондов |
Средний и минимальный размеры пенсии |
Объем товарооборота |
Товарооборот на душу населения |
Объем выполненных услуг |
Объем услуг на душу населения |
Величина жилого фонда |
Обеспеченность жильем на одного человека (кв.м, комнат) |
Численность занятых в отраслях экономики |
Доля безработных в экономически активном населении |
Сумма вкладов населения в сберегательный банк |
Средний размер вклада |
Естественный прирост населения |
Продолжительность жизни |
Малообеспеченность: понятие, измерение, формы
Бедность можно определить как «состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов для ведения нормального образа жизни, который является привычным и характерным для значительной части общества»[6;С.26]
Бедность возникает всякий раз, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Это явление присуще всем обществам, независимо от формы их устройства и уровня социально-экономического развития.
Существует
несколько критериев и
Общепринятым критерием бедности выступает соотношение:
среднедушевой доход меньше 1/3 средней зарплаты по стране).
относят к бедным (в богатых семьях эта доля составляет 5-6%)).
Об уровне
бедности можно также составить
представление, если проанализировать распределение
доходов среди населения, смертность,
величину валового внутреннего продукта,
приходящуюся на душу населения, грамотность
взрослого населения и предстоящую продолжительность
жизни.
Характеризовать бедность могут и такие показатели, как число прожиточных минимумов в доходах населения, покупательная способность денежных доходов - сколько определенных продуктов или товаров можно приобрести на имеющийся доход.
В научный оборот начинают входить и такие показатели, как глубина бедности, жесткость бедности. Первый показывает, сколько средств необходимо, чтобы доходы бедного населения достигли уровня прожиточного минимума, второй - выражает дифференциацию доходов категории «бедное население».
Как уже отмечалось, уровень бедности во многом зависит от того, какие компенсационные механизмы использует правительство для увеличения доходов населения.
В России используются три типа таких механизмов. Первый - автоматическое повышение доходов в связи с ростом цен. Это касается лишь 1-2% общей численности населения России (занятые в коммерческих структурах, для которых характерен опережающий рост доходов) [7;С.49].
Второй тип механизма компенсации охватывает занятых в государственном секторе экономики и в организациях бюджетной сферы, где оплата осуществляется в рамках ЕТС. Компенсация роста цен и инфляции здесь происходит с существенным запозданием (от трех до шести месяцев) и величина компенсации незначительна. Такая ситуация объективно создает условия для приближения среднедушевых доходов работающих в этих отраслях к прожиточному минимуму.
Третий тип компенсации охватывает тех, кто получает социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии). Часть из них напрямую связана с размером минимальной зарплаты (пособия, стипендии), часть -имеет независимый от госбюджета источник финансирования - пенсии, которые, однако, ограничены по своим размерам. Категория лиц, которых касаются компенсации третьего типа, в основном составляет слой бедных в России.
Масштабы бедности трудно определить достаточно точно. Поданным Госкомстата РФ, в 1995 г. доходы ниже прожиточного минимума имели примерно 25% населения, в 1996 г. — 23%, в III квартале 1997 г. - 21,4%.[16;С.80]. А по расчетам ВЦУЖ, эти величины в 1,5 - 2 раза больше [7; С.52].
Масштабы бедности характеризует и такой показатель, как дифференциация доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения. В России это соотношение в последние годы приблизилось к 14 (в европейских странах этот показатель 1:10, только в США около 1:1З) [6; С.27].
Формы бедности. Можно выделить формы бедности по времени (застойная, временная), по соотношению с прожиточным минимумом (нищета, нуждаемость, малообеспеченность).
Застойная бедность - это длительная бедность, она всегда была характерна для сел России. Временная бедность отличается небольшими периодами пребывания в ней, она стала характерна сейчас для городского населения из-за систематических невыплат заработной платы. Из-за этого в категории бедных в 1995 г. оказались 36% работающих. В частности, шахтеры прежде всегда имели самые высокие доходы среди работающих, сейчас они пополняют ряды бедных из-за задержек выплаты заработной платы.
По соотношению
размеров дохода с прожиточным минимумом выделя
• нищета (доходы не обеспечивают стоимость продуктовой части бюджета прожиточного минимума);
• нуждаемость (доходы на уровне прожиточного минимума);
• малообеспеченность (доходы превышают уровень бюджета прожиточного минимума, но недостают до минимального потребительского бюджета - МПБ).
Согласно Федеральному закону «О прожиточном минимуме в Российской Федерации* от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. Работа же по оказанию конкретной помощи малообеспеченным проводится органами социальной защиты на местах.
Чтобы иметь полное представление об обеспеченности населения и уровне жизни, необходимо комплексное изучение доходов населения и его потребностей, уровня и структуры потребления, обеспеченности жильем, имуществом, предметами культурно-бытового назначения и многих других.