Доходы населения и их распределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Данная работа направлена на проникновение в сущность политики доходов как целостного, сложного, конкретно-исторического, относительно самостоятельного явления, выявление тенденций (закономерностей) и определение перспектив ее совершенствования.
Для начала выделим основные задачи, поставленные в ходе моей работы:
• Овладение понятийным аппаратом в изучаемой области;
• Анализ сущности доходов населения их структуры и основных источников;
• Выявление механизма распределения и формирования доходов у различных слоев насе-ления;

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Социальная справедливость и социальное неравенство.........5
1.1. Понятие и концепции уровня жизни. Малообеспеченность.......5
1.2. Доходы населения, их виды, распределение, измерение............8
1.3. Социальная политика государства................................................18
Глава 2. Анализ статистики по доходам и их распределению........................27
2.1. Состав и использование денежных доходов населения...............27
2.2. Построение кривой Лоренца. …………………………………..31
2.3. Анализ коэффициента Джини……………………………………31
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 2.29 Мб (Скачать файл)

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Система индексации предусматривает  дифференцированный подход в зависимости  от величины доходов: от полной компенсации  самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

Вместе с тем индексация широко используется для поддержания  уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и  пособия. Для всех остальных категорий  занятого населения государство  регулирует только размер минимальной заработной платы.

Важным направлением в социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

       Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Который выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). физиологический минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также включает обязательные платежи и сборы.                                                                                                       Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. В основе применяемого в России с 1997 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста.                                                                                                      При  формировании прожиточного минимума  семьи учитываются объективные факторы, влияющие на различия в уровне потребительских расходов одиночек и семей. Например, для двоих, проживающих вместе, эти расходы в 2 раза меньше расходов одиночки. Это касается и расходов на покупку товаров длительного пользования. Учитывается, что вещи (особенно в малообеспеченных и многодетных семьях) переходят от одного ребенка к другому. Например, в семьях, состоящих из четырех взрослых членов, потребительские расходы снижаются на 10%. Для пенсионера, проживающего в семье, прожиточный минимум на 10—15% ниже, чем для одинокого пенсионера.                                                                                                              Структура прожиточного минимума приведена в табл. 7. Бюджет прожиточного минимума конкретной семьи может быть определен исходя из ее состава и величины. [3;С.298]                                             Таблица  7

Структура прожиточного минимума

по социально-демографическим группам

в среднем по России (в %)

Статьи расходов

На душу населения

Социально-демографические группы

 

 

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

 

 

 

 

0-6 лет

7- 15 лет

Питание

68,3

61,6

82,9

74,5

73,4

Непродовольственные товары

19,1

21,4

10,0

18,9

19,8

Услуги

7,4

8,9

7,1

6,6

6,8

Налоги и другие платежи

5,2

8,1

ИТОГО

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


 

Судя по данным нижеприведенной  таблицы заметно, что величина прожиточного минимума растет с каждым годом

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения; рублей в месяц).

 

Все население

В том числе по социально-демографическим  группам населения

Соотношение среднедушевых  денежных доходов населения с  величиной прожиточного минимума, процентов

   

Трудоспособное население

пенсионеры

дети

 

2000

1210

1320

909

1208

189

2001

1500

1629

1144

1499

204

2002

1808

1967

1379

1799

218

2003

2112

2304

1605

2090

245

2004

2376

2602

1801

2326

267

           

[10]

Таким образом, потребительская карзина и прожиточный минимум позволяют полнее охарактеризовать жизнедеятельность людей и являются составными частями системы показателей доходов и уровня жизни населения.

Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования  величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.

Практикуются два рода бюджетов: нормативные(на основе нормативов потребления товаров и услуг и их фактической стоимости), и фактические, (на уровне доходов, которыми реально располагают отдельные слои населения) комбинированный (на основе нормативов на питание и по фактическим расходам на остальные статьи потребления).

Нормативные бюджеты  подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.

Всероссийский центр  уровня жизни выделяет 5 групп населения  с разным уровнем обеспеченности:

I группа – бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;

II группа – малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;

III группа – обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

IV группа – состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;

V группа – богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.

Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства  в распределении доходов, неизбежно  присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

Наилучшим образом социальную политику государства в рыночной экономике  отражает так называемая «шведская модель государства благосостояния». Термин «шведская модель» означает образец общественного развития, ориентир, на который можно равняться. В обобщенном виде «шведская модель» означает определенную степень обеспеченности граждан социальными услугами; активное вмешательство государства в экономику вплоть до национализации целых отраслей, а также в отношении между трудом и капиталом, осуществляемое с помощью политики обеспечения занятости и политики в области оплаты труда.

Данные табл. 1 показывают общность и различие двух концепций уровня жизни по определению ООН (1961 г.) и шведской версии (70-е годы).

 

Понятия и компоненты концепций уровня жизни ООН и Швеции

Компоненты уровня жизни

Концепция ООН

Шведская модель

1 . Здоровье

1 . Труд и  условия труда

2. Потребление продуктов питания

2. Экономические возможности

3. Образование

3. Политические возможности

4. Занятость и условия труда

4. Школьное обучение

5. Жилищные условия

5. Здоровье и использование  медицинской помощи

6. Социальное обеспечение

6. Социальные возможности  (формирование семьи и семейных отношений)

7. Одежда

7. Жилище

8. Отдых и свободное время

8. Питание

9. Права человека

9. Свободное время  и его проведение


Составлено на основе [ 12;С.100 -117].

Принципиальные отличия  касаются иерархии ценностей. Согласно концепции ООН, нет ничего дороже жизни человека, поэтому первостепенное значение имеют здоровье людей и их питание. Исследования западных ученых показали непосредственную связь между уровнем жизни, качественным составом питания и эффективностью человеческого труда. От своевременного возмещения энергетических затрат, произведенных организмом в процессе труда, зависит работоспособность конкретного лица. Недостаточное питание может стать причиной прогулов, что сказывается неэффективности труда. Рассмотрены связи между потреблением, производительностью труда и заработной платой на основе показателя «эффективный час работы». Выяснилось, что существует определенный уровень «эффективности» заработной платы (а значит, и объема потребления), отклонения от которого никому не выгодны - ни предприятиям, ни работникам. Таким образом, целевая установка концепции уровня жизни ООН позволяет органично увязать все его компоненты и максимально приблизиться к концепции качества жизни

Шведская  модель концепции уровня жизни имеет трудовую установку. Здесь уровень жизни, прежде всего, связывается с трудом, экономическими и политическими возможностями, поскольку политический механизм страны в той или иной степени влияет на уровень жизни различных слоев населения через конкретную социальную политику. Данную концепцию можно считать концепцией «качества трудовой жизни».

Приоритетной целью экономической  политики Швеции является полная занятость. Она рассматривается как фактор, влияющий на благосостояние населения, поскольку труд - это не только источник существования, но и средство участия в общественной жизни. Полная занятость - это лучшая форма равенства между людьми. Социальные программы в Швеции рассчитаны на охват всего населения, а не отдельных групп. Социальные выплаты и услуги - это право для всех.

Результаты реализации «шведской  модели» развития общества весьма показательны. Однако, несмотря на свои позитивные стороны, «шведская модель» социального развития не идеальна. В рыночной экономике «государства благосостояния» постоянно воспроизводятся богатство и бедность, управляющие и исполнители, безработица и инфляция, циклический характер производства и социальная дифференциация. Поэтому у государства всегда существует возможность совершенствовать социальную политику путем осуществления экономической демократии.     
           Для переходной экономики России 90-х годов был характерен рост показателей дифференциации доходов. Децильный коэффициент вырос с 5,4 в конце 1991 г.,  до 13,4 в 1995г., до 13,5 в 1998 г.,  Коэффициент Джини повысился с 0,256 в 1991 г. до 0,376 в 1998 г., до 0,405 в 2005 г. В идеале дифференциация общего уровня доходов сопровождается различиями в уровне оплаты труда в отдельных отраслях и сферах деятельности. В рыночной экономике отраслевая и межпрофессиональная дифференциация уровней оплаты труда отражает общественную полезность тех или иных занятий, служит ориентиром занятости, подготовки и переподготовки кадров.

             Государственное регулирование доходов.

   Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от меняющихся социально-экономических условий развития общества. Оно направлено на создание условий, способствующих нормальному воспроизводству рабочей силы и ее развитию.

 Цели и задачи  ГРД.  Государственная политика доходов заключает перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат.

Одновременно  решаются и другие задачи: повышение  доходов у малоимущих создает условия для нормального воспроизводства их рабочей силы, устранения диспропорций, связанных с неодинаковостью производственных факторов (земля, капитал, труд, предпринимательская способность), регулирования занятости, снижения социальной напряженности.

Информация о работе Доходы населения и их распределение