Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:09, курсовая работа
Данная работа направлена на проникновение в сущность политики доходов как целостного, сложного, конкретно-исторического, относительно самостоятельного явления, выявление тенденций (закономерностей) и определение перспектив ее совершенствования.
Для начала выделим основные задачи, поставленные в ходе моей работы:
• Овладение понятийным аппаратом в изучаемой области;
• Анализ сущности доходов населения их структуры и основных источников;
• Выявление механизма распределения и формирования доходов у различных слоев насе-ления;
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Социальная справедливость и социальное неравенство.........5
1.1. Понятие и концепции уровня жизни. Малообеспеченность.......5
1.2. Доходы населения, их виды, распределение, измерение............8
1.3. Социальная политика государства................................................18
Глава 2. Анализ статистики по доходам и их распределению........................27
2.1. Состав и использование денежных доходов населения...............27
2.2. Построение кривой Лоренца. …………………………………..31
2.3. Анализ коэффициента Джини……………………………………31
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………….37
[15; С.119]
Наряду с индивидуальными доходами в денежной и натуральной форме существуют доходы в безденежной форме.
Безденежные доход – доходы, получаемые в виде бесплатных или частично оплачиваемых льгот, бесплатных услуг, потребляемых населением за счет общественных или целевых фондов. Они являются строго целевыми и не могут быть заменены суммой денег, эквивалентной стоимости этих услуг и льгот. О масштабе бесплатных льгот и услуг ,получаемых из ОФП,можно судить по тому, как делятся средства фонда: денежные выплаты составляют около половин общей суммы ОФП [1;С.225], а немногими менее половины этой суммы составляют расходы на предоставление населению бесплатных или на льготных условиях социально приобретенных услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья и т.п. [2; С.34].
Варианты и источники безденежных доходов населения приведены на Рис. 1.
источники безденежных доходов | ||||
фонды коллективного потребления (ФКП) |
личное подсобное хозяйство |
самозаготовки даров природы |
домашние работы в домохозяйствах |
другие источники |
продукты охоты | ||||
растениеводство |
шитье, вязка |
спонсорская помощь | ||
общественные фонды потребления (ОФП) |
продукты ловли рыбы | |||
изготовление мебели | ||||
садоводство |
сбор дикорастущих ягод, орехов, грибов |
изготовление других предметов | ||
региональные (ФПК) | ||||
ремонт одежды, обуви |
прочие | |||
животноводство |
сбор лекарственных трав |
ремонт квартиры | ||
ФПК на предприятиях |
воспитание детей | |||
стирка, уборка | ||||
другие |
прочие |
прочие | ||
Рис. 1. Источники безденежных доходов.
Таким образом, безденежные варианты доходов позволяют повысить доходность населения, уровень потребления и улучшить благосостояние населения.
Распределение доходов (неравенство).
Метод кривых Лоренца и индекс Джини.
Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для более точного измерения и сравнения уровней неравенства в распределении доходов экономисты пользуются так называемыми кривыми Лоренца и индексами Джини.
КРИВЫЕ ЛОРЕНЦА (рис. 1) - это кривые на графике, показывающие, какая доля суммированных за год доходов, полученных в данной стране, достается различным процентным долям населения страны, начиная с беднейших граждан или семей и кончая самыми богатыми. Рассмотрим методику построения этих кривых более подробно.
Прежде всего экономисты
ранжируют всех граждан или все
домохозяйства в соответствии с
уровнем полученного ими
Чем сильнее изогнута кривая Лоренца страны, тем менее равномерным является распределение доходов в этой стране. Для сравнения представим себе кривую абсолютного равенства, т. е. совершенно равномерного распределения. В таком случае первые 20% населения получали бы ровно 20% всех доходов, 40% населения - 40% всех доходов и т. д. Соответствующая кривая Лоренца приняла бы тогда форму прямой (см. рис. 2), проходящей из нижнего левого угла (x=0, y=0) в правый верхний (x=100%, y=100%). На рисунке видно, что кривая Лоренца Бразилии отклоняется от гипотетического графика абсолютно равномерного распределения в большей степени, чем кривые Лоренца России и Венгрии. Это означает, что из трех указанных стран в Бразилии существует наиболее острое неравенство в распределении доходов.
Рис.1. Кривая Лоренца
Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
Для характеристики распределения
совокупного дохода между группами
населения применяется индекс концентрации
доходов населения (коэффициент Джини).
Чем больше этот коэффициент, тем сильнее
неравенство, т. е. чем выше степень поляризации
общества по уровню доходов, тем коэффициент
Джини ближе к 1. При выравнивании доходов
в обществе этот показатель стремится
к нулю. Этот индекс равен доле, которую
площадь между кривой Лоренца и прямой
абсолютного равенства (для Венгрии, например,
см. на рисунке площадь, покрытую точками)
составляет от площади треугольника под
той же прямой. Таким образом, индекс Джини,
равный нулю, соответствовал бы ситуации
абсолютного равенства (поскольку кривая
Лоренца совпадала бы с прямой абсолютного
равенства), а индекс Джини, равный 100%,
свидетельствовал бы об абсолютном неравенстве
(кривая Лоренца совпадала бы с осью x,
а затем шла вертикально вверх напротив
последнего, т. е. самого богатого, гражданина
или домохозяйства - см. пунктирную линию
на рис. 2). Ни абсолютное равенство, ни
абсолютное неравенство в реальной жизни
невозможны. Поэтому фактическое значение
индекса Джини всегда больше нуля, но меньше
100%.
Рис. 2.
Измерение доходов.
Неравенство доходов (заработной платы) характерно для всех стран, независимо от уровня благосостояния в целом, поэтому измерение доходов — проблема общая.
Различия в уровне доходов на душу населения или заработной платы на одного занятого называется дифференциацией доходов (заработной платы).
В период командно-административной системы наблюдалась тенденция уравнительности оплаты труда различных групп работников без достаточного учета их трудового вклада, квалификации, условий труда и т.д. (в 70—80-е годы коэффициент дифференциации практически оставался неизменным). В доходах населения это был главный и преимущественный источник (в разные годы на его долю приходилось 75—90% всех доходов).
В связи с переходом к рынку положение изменилось: усилилась дифференциация доходов (внутри и межгрупповая, фирменная, отраслевая, районная). Различие в доходах - объективное явление, связанное с социально-экономическими различиями в положении членов общества в сфере производства, распределения и потребления. При переходе крыночной экономике рост дифференциации связан с тем, что оплата труда части населения производится по прежней системе. Одновременно возник и новый общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения широких слоев в рыночные отношения размеры неравенства будут сокращаться. Первоначальный же этап характеризуется обеднением населения (60%). Рост доходов произошел лишь у незначительной части населения (предпринимателей, владельцев недвижимости, банкиров, менеджеров, посредников, юристов).
Наиболее обобщающим признаком различий в доходах является величина семейного дохода, в соответствии с которой формируются низко-, средне- и высокообеспеченные группы населения. О дифференциации доходов населения можно судить по данным табл. 8.
Таблица 8
Дифференциация денежных доходов населения России в 1995.
Показатели |
Всего |
По социальным группам населения |
Соотношение | ||
бедное |
со средним достатком |
с достатком выше среднего уровня |
высшей и низшей доходных групп населения (раз) | ||
Численность населения, млн. чел. |
148,2 |
36,6 |
96,0 |
15,6 |
0,43 |
Доля населения, % |
100,0 |
24,7 |
64,8 |
10,5 |
0,43 |
Сумма денежных доходов, трлн. руб. (в ценах текущего года) |
942,3 |
79,9 |
560,9 |
301,5 |
3,77 |
Доля в расходах, % |
100,0 |
8,5 |
59,5 |
32,0 |
' 3,77 |
Средний доход на душу в месяц, тыс. руб. (в ценах текущего года) |
529,9 |
182,0 |
486,9 |
1610,6 |
8,85 |
Средняя покупательная способность на душу по числу обеспеченных прожиточных минимумов |
2,01 |
0,69 |
1,84 |
6,1 |
8,84 |
[17;С.79]
Анализ данных таблицы показывает процесс расслоения населения по уровню доходов. Сопоставление доли населения по численности и по доле населения в доходах свидетельствует, что у бедных слоев населения доля доходов примерно в 3 раза ниже, чем у наиболее обеспеченных.
Дифференциация денежных доходов работников складывается преимущественно под влиянием двух факторов: дифференциации заработной платы и дифференциации различий в семейном положении работников.. В первом случае мы имеем такое экономическое неравенство, которое отвечает понятию социальной справедливости в рамках данного общественного строя и является условием прогресса.
Неравенство, которое складывается в результате перераспределения доходов в семьях, можно назвать в известной мере «несправедливым» в части, в какой оно вызывается обстоятельствами, не имеющими отношения к труду и заслугам людей.
Оптимальную степень дифференциации установить весьма сложно. По некоторым оценкам, границей социальной стабильности является ситуация, когда беднейшие 40% населения начинают получать менее 12-13%совокупного дохода, а разрыв в уровнях доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных семей (населения) начинает превышать .10 раз.
В России эти показатели превышают названные пределы, что свидетельствует о социальной напряженности в обществе. Преодоление ее непосредственно связано с проведением грамотной государственной политики доходов, с социальной ориентацией общества
1.3 Социальная политика государства.
Прогрессивное налогообложение доходов, а также налоги на имущество и наследство сокращают масштабы экономического неравенства «со стороны богачей». Но этого мало. Нужны еще и способы смягчения этого неравенства «со стороны бедняков», то есть способы, позволяющие улучшить условия жизни беднейших граждан. Решение этой задачи чрезвычайно актуально сейчас для России, где многие люди живут бедно, т.е. уровень жизни человека, при котором его доходы позволяют приобретать лишь небольшую часть стандартного для данной страны набора благ и услуг, образующего основу определения стоимости жизни в данной стране. К сожалению, резкий рост масштабов бедности в нынешней России был практически неизбежен. Он является платой за тот застой в экономике, который существовал в СССР на протяжении 60 - 80 годов. Важно, что у российской бедности - детское лицо. Наибольшее число беднейших граждан обнаруживается среди школьников, молодых матерей с грудными младенцами и учащихся техникумов и ПТУ. Грустное соревнование за титул «группы с наибольшей долей беднейших граждан» у них выигрывают только безработные, где далеко за чертой нищеты оказывается более четверти граждан. В особенно тяжелом положении находятся многодетные (особенно неполные семьи) семьи и семьи, где детей вынуждены содержать и воспитывать бабушки.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. (пенсии, стипендии, пособия и т.д.) [13; С.779]