Доходы населения и их распределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Данная работа направлена на проникновение в сущность политики доходов как целостного, сложного, конкретно-исторического, относительно самостоятельного явления, выявление тенденций (закономерностей) и определение перспектив ее совершенствования.
Для начала выделим основные задачи, поставленные в ходе моей работы:
• Овладение понятийным аппаратом в изучаемой области;
• Анализ сущности доходов населения их структуры и основных источников;
• Выявление механизма распределения и формирования доходов у различных слоев насе-ления;

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Социальная справедливость и социальное неравенство.........5
1.1. Понятие и концепции уровня жизни. Малообеспеченность.......5
1.2. Доходы населения, их виды, распределение, измерение............8
1.3. Социальная политика государства................................................18
Глава 2. Анализ статистики по доходам и их распределению........................27
2.1. Состав и использование денежных доходов населения...............27
2.2. Построение кривой Лоренца. …………………………………..31
2.3. Анализ коэффициента Джини……………………………………31
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 2.29 Мб (Скачать файл)

     Государство не должно допускать и завышенного налогообложения, способного подорвать рыночные стимулы и вызвать другой неприятный эффект - устойчивый дефицит сбережений.

Организуя перераспределение  доходов, государство решает сложную проблему: кого, какие слои общества и почему оно должно заставить оплатить содержание безработных, инвалидов, стариков и т.д.

Регулирование налогов .    Налоги оказывают большое влияние на располагаемые доходы у населения.. Налоги как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня (или во внебюджетный фонд) бывают двух типов:

1) налоги на  доходы и имущество; подоходный  налог с граждан; налог на прибыль фирмы, налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги или социальные взносы); поимущественные налоги (на собственность, землю, недвижимость); налог на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица и называются прямыми налогами;

2) налоги на  товары и услуги: налог на добавленную  стоимость (НДС); акцизы (налоги прямо включаемые в цену товара, услуги); налог на наследство, сделку с недвижимостью и ценными бумагами и т.п. Эти налоги называются косвенными.                                                             Одна из важных проблем налоговой политики - проблема налоговых льгот. Задача заключается в том, чтобы найти критерий, который позволял бы регулировать предоставление льгот.

Другая, не менее  важная проблема — определение оптимального уровня налоговой нагрузки. Для ее решения необходимы одновременная оценка ресурсов и возможных расходов государства, взаимная корректировка расходов государства и суммы финансовых ресурсов, мобилизуемых в федеральный бюджет. Решение вопроса прогрессивного налогообложения напрямую связано с характером дифференциации доходов населения, с плотностью распределения населения по доходным группам.

        Социальная защита и преодоление бедности.                                                                                                         

Политика  по преодолению бедности должна опираться  на следующие принципы: справедливое распределение тяжести реформ на все группы населения, предоставление широких возможностей для честного, хорошо оплачиваемого труда и стимулирование трудоспособных граждан к активному самообеспечению своим трудом; реалистичность предпринимаемых мер по борьбе с бедностью.

Борьба с  бедностью и предупреждение ее возможны по нескольким направлениям:

• экономические  меры, направленные на повышение уровня жизни отдельного работника и населения в целом (это политика доходов, занятости, инвестиционная, налоговая, адресная социальная помощь);

• развитие системы  защиты населения от объективно обусловленных рисков (потеря трудоспосбности, болезнь, инвалидность, безработица, старость, смерть, потеря кормильца и т.д.) и государственной системы пособий на детей, льгот и компенсаций отдельным группам населения (ветеранам);

      • создание системы социальной помощи (материальная или натуральная помощь, бесплатное            

        питание, содействие в реабилитации инвалидов, социальное обслуживание на дому, в  

        отделениях домов дневного пребывания, предоставление социального жилья и т.д.). ООН

        предлагает для нормально развивающегося общества расходы на социальные нужды в ВВП

        довести до 20% (в среднем мире - 7%, в России - 10%, в некоторых европейских странах - до

        50%).

Однако само по себе только изменение налогообложения  и простое перераспределение доходов в пользу бедных через оказание им разного вида помощи малоэффективно. Большинство развитых стран уже отказались от этого. Предоставление помощи бедным в виде выплат приводит к снижению стимулирующей функции зарплаты, способствует развитию иждивенческих настроений, ухудшению структуры занятости, появлению людей, полностью лишенных стремления к улучшению своего положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Анализ статистики по доходам и их распределению.

 

Чтобы проанализировать изменения, происходившие в экономике (в сфере доходов населения и их распределения) за последние десятилетия, необходимо привести некоторые статистические данные.

2.1. Состав и использование  денежных доходов населения.

Состав и  использование денежных доходов  населения (миллионов рублей; с 1996 г. – 2005 млрд. руб.).

Таблица 1.

 

1990

1996

1999

2000

2002

2004

Денежные доходы - всего, в том числе:

383,2

1355701,2

2847867,6

3814655,1

6815200,0

10930500,0

Оплата труда

292,7

901060,9

1875172,8

2340515,3

4480300,0

7094200,0

Доходы от предпринимательской  деятельности

14,3

178175,2

358592,5

606320,1

809800,0

128550,0

Социальные  выплаты

из них

56,4

189615,9

381693,6

551130,2

1041800,0

1407400,0

Пенсии

38,7

134799,0

279633,6

360564,2

722600,0

 

Пособия

9,6

42551,2

55010,7

77743,7

128400,0

 

Стипендии

1,7

2738,5

5165,7

5074,6

6300,0

 

Доходы от собственности

9,5

72255,6

207109,2

270901,6

353800,0

904200,0

Другие доходы

10,3

14593,6

2529,5

45787,9

129500,0

238700,0

Денежные расходы - всего

в том числе

364,0

1336699,3

2793773,9

3703785,5

6696000,0

10930000,0

Покупка товаров  и оплата услуг

288,3

938535,6

2253794,9

2967324,0

4986200,0

762440,0

Обязательные  платежи и разнообразные взносы

46,8

79092,7

192458,7

309724,1

586700,0

1000900,0

Сбережения  во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости

28,9

67093,4

120663,0

173132,9

743600,0

2304700,0

Покупка валюты

-

252177,6

226857,3

253604,5

379500,0

1172400,0

Прирост денег  на руках у населения

19,2

18801,9

54093,7

110869,6

119200,0

196100,0


[10;104]

Структура денежных доходов  и удельный вес расходов в денежных доходах населения (в процентах).

Таблица 2.

 

1990

1996

1999

2000

2002

2004

Денежные доходы - всего, в том числе:

100

100

100

100

100

100

Оплата труда

76,4

66,5

65,8

61,4

65,7

64,9

Доходы от предпринимательской  деятельности

3,7

13,1

12,6

15,9

11,9

11,7

Социальные  выплаты

из них

14,7

14,0

13,4

14,4

15,3

12,9

Пенсии

10,1

9,9

9,8

9,4

10,6

 

Пособия

2,5

3,1

1,9

2,0

1,9

 

Стипендии

0,4

0,2

0,2

0,1

0,1

 

Доходы от собственности

2,5

5,3

7,3

7,1

5,2

8,3

Другие доходы

2,7

1,1

0,9

1,2

1,9

2,2

Денежные расходы - всего

в том числе

95,0

98,6

98,1

97,1

98,3

98,7

Покупка товаров  и оплата услуг

75,3

69,2

79,1

77,8

73,2

69,7

Обязательные  платежи и разнообразные взносы

12,2

5,8

6,8

8,1

8,6

9,2

Сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости

7,5

5,0

4,2

4,5

10,9

21,1

Покупка валюты

-

18,6

8,0

6,7

5,6

8,7


[10;106]

Проанализировав статистику, приведенную в таблице 1, можно  сделать выводы. За годы перехода к рыночным отношениям структура источников доходов всего населения претерпела изменения:

1) доходы в  виде оплаты труда составляют  основную часть доходов, но тенденция такова, что их доля снижается, это объясняется увеличением доли доходов от предпринимательской деятельности.

Снижение доли оплаты труда в доходах с 76,4% до 65,7% свидетельствует  об ослаблении заинтересованности в  труде. Оно произошло по объективным  причинам - это удешевление рабочей  силы (рост цен на сырье, топливо  превышал темп роста заработной платы), рост доли доходов по собственности, что связано с рыночными преобразованиями. Кроме того, к причинам можно отнести и недозанятость работников, прекращение работы по выявлению резервов роста производительности труда .Также сложилась ситуация: образованных людей больше, чем возможности их устройства по специальности.

 Вторая половина ХХ в. ознаменовалась началом процесса перехода от господства капитала над государственной властью к господству государственной власти над капиталом. Происходит этот процесс, как и должно быть, противоречиво. Период на рубеже тысячелетий был отмечен видимыми успехами капитала в борьбе за свое господство над властью, но уже заметны симптомы его поражения. В последние годы наблюдается  рост процента заработной платы.

2) Доля социальных  выплат увеличивается. При преобладании  оплаты труда в формировании  общей суммы доходов обычно  развивается трудовая активность, предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении доли социальных трансфертов нередко усиливаются настроями иждивенчества. Повышение социальных выплат, неразрывно связано с повышением обязательных платежей и разнообразных взносов. Постоянно корректируются и совершенствуются программы социальной политики, что приводит к видимому росту. Но проблема недостатка средств пенсионерам, студентам, инвалидам и другим категориям, нуждающимся в социальной помощи, остается актуальной.

3) Доля прочих  источников растет и имеет  тенденцию к продолжению этого роста.

Злободневна и проблема «дешевой рабочей силы». Численность иностранных граждан растет, отбирая тем самым «хлеб» у граждан нашей страны.

Важно отметить долю расходов населения, до 2000 года они повышались, затем снизились до 91,7% от дохода населения, но в последние годы снова  повышаются. Важно то, что сохраняется профицит бюджета.

Расход на покупку  товаров и оплату услуг снижается, люди предпочитают вкладывать деньги в другие сферы. Наиболее выгодными сферами считаются: покупка недвижимости (цены на нее постоянно растут), драгоценных изделий, и т. д., т. е. того, что еще долгие годы с полной уверенностью может принести немалый доход.  Больше средств вкладывается в культурную жизнь, путешествия, просвещения. А вот обязательные платежи и разнообразные взносы растут - это метод социальной политики государства.

Доля сбережений во вкладах  и ценных бумагах, изменений задолженности  по кредитам, приобретений недвижимости повышается с каждым годом. Это объясняется  желанием людей уверенности в  завтрашнем дне. Эти источники являются наиболее выгодными в сложившихся экономических условиях. Так называемый «процентный доход» очень актуален в современном обществе.

Покупка валюты - превратилась уже в традиционный расход. В 1996 г. наблюдается резкий скачок вверх  его доли в общем расходе. В  последние годы покупка валюты также актуальна, доля ее растет. Нестабильность рубля и его незавидное положение на мировой арене пробуждает людей ехать в зарубежные страны «на заработки».  Этот печальный факт требует внимания, ведь многие из покинувших страну на возвращаются, не забытым остается и термин «утечка мозгов».

 Теневая экономика, по оценкам экспертов, в развитых странах составляет 10-15% ВВП, в развивающихся странах до 60-70%.[19;С.37] . Нередко теневая экономика угрожает здоровью общества. Одна из причин  этой незаконной деятельности - недостаточность противодействий со стороны государства, а в ряде случаев и попустительство нарушителям закона. Эти обстоятельства сдерживают развитие цивилизованного предпринимательства.

 

2.2. Построение кривой  Лоренца.

 

Неравенство в  распределении общего объема денежных доходов между группами населения с различным уровнем материального достатка (кривая Лоренца) в 2004 г.

Рис. 3


 

                                                             Доля населения, процентов

На графике (рис. 3) видно, что 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15%, 60% получило около 30% общего дохода, 80% - 55%. Если учесть, что в 1991 г. эти цифры равнялись - 11%, 29%, 48%, 70% и 100% соответственно, то становится ясно, что неравномерность распределения дохода значительно возросла. Явно, что это произошло не за один год, а постепенно. Важно отметить, что в последние 5 - 8 лет кривая Лоренца почти не меняет своего положения. Значит политика, направленная на решение поднятого вопроса, поддерживает некую стабильность. Конечно, в этом есть много минусов, ведь проблема неравномерности доходов остается открытой и неразрешимой, но нет и резкого усугубления сложившейся ситуации, а это своего рода плюс.

2.3. Анализ коэффициента Джини.

 

Распределение общего объема денежных доходов по 20 - процентным группам населения.

Таблица 3.

 

1992

1999

2000

2004

2005

2006 (1 квартал)

Денежные доходы - всего, процентов в том числе  по 20 - процентным группам населения:

100

100

100

100

100

100

Первая (с наименьшими  доходами)

6,0

6,1

6,0

5,4

5,5

5,5

Вторая

11,6

10,4

10,4

10,2

10,2

10,3

Третья

17,6

14,7

14,8

15,1

15,2

15,2

Четвертая

26,5

20,9

21,2

22,7

22,7

22,7

Пятая (с наибольшими  доходами)

38,3

47,9

47,6

46,6

46,4

46,3

Коэффициент Джини

0,289

0,400

0,399

0,407

0,405

0,404

Информация о работе Доходы населения и их распределение