Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:09, курсовая работа
Данная работа направлена на проникновение в сущность политики доходов как целостного, сложного, конкретно-исторического, относительно самостоятельного явления, выявление тенденций (закономерностей) и определение перспектив ее совершенствования.
Для начала выделим основные задачи, поставленные в ходе моей работы:
• Овладение понятийным аппаратом в изучаемой области;
• Анализ сущности доходов населения их структуры и основных источников;
• Выявление механизма распределения и формирования доходов у различных слоев насе-ления;
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Социальная справедливость и социальное неравенство.........5
1.1. Понятие и концепции уровня жизни. Малообеспеченность.......5
1.2. Доходы населения, их виды, распределение, измерение............8
1.3. Социальная политика государства................................................18
Глава 2. Анализ статистики по доходам и их распределению........................27
2.1. Состав и использование денежных доходов населения...............27
2.2. Построение кривой Лоренца. …………………………………..31
2.3. Анализ коэффициента Джини……………………………………31
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………….37
Государство не должно допускать и завышенного налогообложения, способного подорвать рыночные стимулы и вызвать другой неприятный эффект - устойчивый дефицит сбережений.
Организуя перераспределение доходов, государство решает сложную проблему: кого, какие слои общества и почему оно должно заставить оплатить содержание безработных, инвалидов, стариков и т.д.
Регулирование налогов . Налоги оказывают большое влияние на располагаемые доходы у населения.. Налоги как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня (или во внебюджетный фонд) бывают двух типов:
1) налоги на
доходы и имущество;
2) налоги на
товары и услуги: налог на добавленную
стоимость (НДС); акцизы (налоги прямо
включаемые в цену товара, услуги); налог
на наследство, сделку с недвижимостью
и ценными бумагами и т.п. Эти налоги называются косвенными.
Другая, не менее важная проблема — определение оптимального уровня налоговой нагрузки. Для ее решения необходимы одновременная оценка ресурсов и возможных расходов государства, взаимная корректировка расходов государства и суммы финансовых ресурсов, мобилизуемых в федеральный бюджет. Решение вопроса прогрессивного налогообложения напрямую связано с характером дифференциации доходов населения, с плотностью распределения населения по доходным группам.
Социальная
защита и преодоление бедности.
Политика по преодолению бедности должна опираться на следующие принципы: справедливое распределение тяжести реформ на все группы населения, предоставление широких возможностей для честного, хорошо оплачиваемого труда и стимулирование трудоспособных граждан к активному самообеспечению своим трудом; реалистичность предпринимаемых мер по борьбе с бедностью.
Борьба с бедностью и предупреждение ее возможны по нескольким направлениям:
• экономические меры, направленные на повышение уровня жизни отдельного работника и населения в целом (это политика доходов, занятости, инвестиционная, налоговая, адресная социальная помощь);
• развитие системы защиты населения от объективно обусловленных рисков (потеря трудоспосбности, болезнь, инвалидность, безработица, старость, смерть, потеря кормильца и т.д.) и государственной системы пособий на детей, льгот и компенсаций отдельным группам населения (ветеранам);
• создание системы социальной помощи (материальная или натуральная помощь, бесплатное
питание, содействие в реабилитации инвалидов, социальное обслуживание на дому, в
отделениях домов дневного пребывания, предоставление социального жилья и т.д.). ООН
предлагает для нормально развивающегося общества расходы на социальные нужды в ВВП
довести до 20% (в среднем мире - 7%, в России - 10%, в некоторых европейских странах - до
50%).
Однако само по себе только изменение налогообложения и простое перераспределение доходов в пользу бедных через оказание им разного вида помощи малоэффективно. Большинство развитых стран уже отказались от этого. Предоставление помощи бедным в виде выплат приводит к снижению стимулирующей функции зарплаты, способствует развитию иждивенческих настроений, ухудшению структуры занятости, появлению людей, полностью лишенных стремления к улучшению своего положения.
Чтобы проанализировать изменения, происходившие в экономике (в сфере доходов населения и их распределения) за последние десятилетия, необходимо привести некоторые статистические данные.
Состав и использование денежных доходов населения (миллионов рублей; с 1996 г. – 2005 млрд. руб.).
Таблица 1.
1990 |
1996 |
1999 |
2000 |
2002 |
2004 | |
Денежные доходы - всего, в том числе: |
383,2 |
1355701,2 |
2847867,6 |
3814655,1 |
6815200,0 |
10930500,0 |
Оплата труда |
292,7 |
901060,9 |
1875172,8 |
2340515,3 |
4480300,0 |
7094200,0 |
Доходы от предпринимательской деятельности |
14,3 |
178175,2 |
358592,5 |
606320,1 |
809800,0 |
128550,0 |
Социальные выплаты из них |
56,4 |
189615,9 |
381693,6 |
551130,2 |
1041800,0 |
1407400,0 |
Пенсии |
38,7 |
134799,0 |
279633,6 |
360564,2 |
722600,0 |
|
Пособия |
9,6 |
42551,2 |
55010,7 |
77743,7 |
128400,0 |
|
Стипендии |
1,7 |
2738,5 |
5165,7 |
5074,6 |
6300,0 |
|
Доходы от собственности |
9,5 |
72255,6 |
207109,2 |
270901,6 |
353800,0 |
904200,0 |
Другие доходы |
10,3 |
14593,6 |
2529,5 |
45787,9 |
129500,0 |
238700,0 |
Денежные расходы - всего в том числе |
364,0 |
1336699,3 |
2793773,9 |
3703785,5 |
6696000,0 |
10930000,0 |
Покупка товаров и оплата услуг |
288,3 |
938535,6 |
2253794,9 |
2967324,0 |
4986200,0 |
762440,0 |
Обязательные платежи и разнообразные взносы |
46,8 |
79092,7 |
192458,7 |
309724,1 |
586700,0 |
1000900,0 |
Сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости |
28,9 |
67093,4 |
120663,0 |
173132,9 |
743600,0 |
2304700,0 |
Покупка валюты |
- |
252177,6 |
226857,3 |
253604,5 |
379500,0 |
1172400,0 |
Прирост денег на руках у населения |
19,2 |
18801,9 |
54093,7 |
110869,6 |
119200,0 |
196100,0 |
[10;104]
Структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения (в процентах).
Таблица 2.
1990 |
1996 |
1999 |
2000 |
2002 |
2004 | |
Денежные доходы - всего, в том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Оплата труда |
76,4 |
66,5 |
65,8 |
61,4 |
65,7 |
64,9 |
Доходы от предпринимательской деятельности |
3,7 |
13,1 |
12,6 |
15,9 |
11,9 |
11,7 |
Социальные выплаты из них |
14,7 |
14,0 |
13,4 |
14,4 |
15,3 |
12,9 |
Пенсии |
10,1 |
9,9 |
9,8 |
9,4 |
10,6 |
|
Пособия |
2,5 |
3,1 |
1,9 |
2,0 |
1,9 |
|
Стипендии |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
|
Доходы от собственности |
2,5 |
5,3 |
7,3 |
7,1 |
5,2 |
8,3 |
Другие доходы |
2,7 |
1,1 |
0,9 |
1,2 |
1,9 |
2,2 |
Денежные расходы - всего в том числе |
95,0 |
98,6 |
98,1 |
97,1 |
98,3 |
98,7 |
Покупка товаров и оплата услуг |
75,3 |
69,2 |
79,1 |
77,8 |
73,2 |
69,7 |
Обязательные платежи и разнообразные взносы |
12,2 |
5,8 |
6,8 |
8,1 |
8,6 |
9,2 |
Сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости |
7,5 |
5,0 |
4,2 |
4,5 |
10,9 |
21,1 |
Покупка валюты |
- |
18,6 |
8,0 |
6,7 |
5,6 |
8,7 |
[10;106]
Проанализировав статистику, приведенную в таблице 1, можно сделать выводы. За годы перехода к рыночным отношениям структура источников доходов всего населения претерпела изменения:
1) доходы в виде оплаты труда составляют основную часть доходов, но тенденция такова, что их доля снижается, это объясняется увеличением доли доходов от предпринимательской деятельности.
Снижение доли оплаты труда в доходах с 76,4% до 65,7% свидетельствует об ослаблении заинтересованности в труде. Оно произошло по объективным причинам - это удешевление рабочей силы (рост цен на сырье, топливо превышал темп роста заработной платы), рост доли доходов по собственности, что связано с рыночными преобразованиями. Кроме того, к причинам можно отнести и недозанятость работников, прекращение работы по выявлению резервов роста производительности труда .Также сложилась ситуация: образованных людей больше, чем возможности их устройства по специальности.
Вторая половина ХХ в. ознаменовалась началом процесса перехода от господства капитала над государственной властью к господству государственной власти над капиталом. Происходит этот процесс, как и должно быть, противоречиво. Период на рубеже тысячелетий был отмечен видимыми успехами капитала в борьбе за свое господство над властью, но уже заметны симптомы его поражения. В последние годы наблюдается рост процента заработной платы.
2) Доля социальных
выплат увеличивается. При
3) Доля прочих источников растет и имеет тенденцию к продолжению этого роста.
Злободневна и проблема «дешевой рабочей силы». Численность иностранных граждан растет, отбирая тем самым «хлеб» у граждан нашей страны.
Важно отметить долю расходов населения, до 2000 года они повышались, затем снизились до 91,7% от дохода населения, но в последние годы снова повышаются. Важно то, что сохраняется профицит бюджета.
Расход на покупку товаров и оплату услуг снижается, люди предпочитают вкладывать деньги в другие сферы. Наиболее выгодными сферами считаются: покупка недвижимости (цены на нее постоянно растут), драгоценных изделий, и т. д., т. е. того, что еще долгие годы с полной уверенностью может принести немалый доход. Больше средств вкладывается в культурную жизнь, путешествия, просвещения. А вот обязательные платежи и разнообразные взносы растут - это метод социальной политики государства.
Доля сбережений во вкладах и ценных бумагах, изменений задолженности по кредитам, приобретений недвижимости повышается с каждым годом. Это объясняется желанием людей уверенности в завтрашнем дне. Эти источники являются наиболее выгодными в сложившихся экономических условиях. Так называемый «процентный доход» очень актуален в современном обществе.
Покупка валюты - превратилась уже в традиционный расход. В 1996 г. наблюдается резкий скачок вверх его доли в общем расходе. В последние годы покупка валюты также актуальна, доля ее растет. Нестабильность рубля и его незавидное положение на мировой арене пробуждает людей ехать в зарубежные страны «на заработки». Этот печальный факт требует внимания, ведь многие из покинувших страну на возвращаются, не забытым остается и термин «утечка мозгов».
Теневая экономика, по оценкам экспертов, в развитых странах составляет 10-15% ВВП, в развивающихся странах до 60-70%.[19;С.37] . Нередко теневая экономика угрожает здоровью общества. Одна из причин этой незаконной деятельности - недостаточность противодействий со стороны государства, а в ряде случаев и попустительство нарушителям закона. Эти обстоятельства сдерживают развитие цивилизованного предпринимательства.
Неравенство в распределении общего объема денежных доходов между группами населения с различным уровнем материального достатка (кривая Лоренца) в 2004 г.
Рис. 3
На графике (рис. 3) видно, что 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15%, 60% получило около 30% общего дохода, 80% - 55%. Если учесть, что в 1991 г. эти цифры равнялись - 11%, 29%, 48%, 70% и 100% соответственно, то становится ясно, что неравномерность распределения дохода значительно возросла. Явно, что это произошло не за один год, а постепенно. Важно отметить, что в последние 5 - 8 лет кривая Лоренца почти не меняет своего положения. Значит политика, направленная на решение поднятого вопроса, поддерживает некую стабильность. Конечно, в этом есть много минусов, ведь проблема неравномерности доходов остается открытой и неразрешимой, но нет и резкого усугубления сложившейся ситуации, а это своего рода плюс.
Распределение общего объема денежных доходов по 20 - процентным группам населения.
Таблица 3.
1992 |
1999 |
2000 |
2004 |
2005 |
2006 (1 квартал) | |
Денежные доходы - всего, процентов в том числе по 20 - процентным группам населения: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Первая (с наименьшими доходами) |
6,0 |
6,1 |
6,0 |
5,4 |
5,5 |
5,5 |
Вторая |
11,6 |
10,4 |
10,4 |
10,2 |
10,2 |
10,3 |
Третья |
17,6 |
14,7 |
14,8 |
15,1 |
15,2 |
15,2 |
Четвертая |
26,5 |
20,9 |
21,2 |
22,7 |
22,7 |
22,7 |
Пятая (с наибольшими доходами) |
38,3 |
47,9 |
47,6 |
46,6 |
46,4 |
46,3 |
Коэффициент Джини |
0,289 |
0,400 |
0,399 |
0,407 |
0,405 |
0,404 |