Доходы предприятия и его формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведенную и реализованную продукцию еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию:

Содержание работы

Введение. 3

1. Доходы предприятия: источники и формы.. 5

1.1. Доходы предприятия и их сущность. 5

1.2. Порядок формирования доходов на предприятии. 7

2. Прибыль как меры эффективности предприятия. 14

2.1. Экономическая сущность и функции прибыли. 14

2.2. Распределение и использование прибыли. 21

2.3. Управление формированием прибыли. 26

Заключение. 30

Список используемой литературы.. 32

Файлы: 1 файл

доходы предприятия и его формы.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

план

Введение. 3

 

1. Доходы предприятия:  источники и формы.. 5

 

1.1. Доходы предприятия  и их сущность. 5

 

1.2. Порядок формирования  доходов на предприятии. 7

 

2. Прибыль как меры эффективности  предприятия. 14

 

2.1. Экономическая сущность  и функции прибыли. 14

 

2.2. Распределение и использование  прибыли. 21

 

2.3. Управление формированием  прибыли. 26

 

Заключение. 30

 

Список используемой литературы.. 32

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы работы связана с тем, что развитие рыночных отношений требует осуществления  новой финансовой политики, усиления и воздействия на ускорение социально-экономического развития России, рост эффективности  производства и укрепления финансов государства. Важная роль в обеспечении  всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности  принадлежит прибыли. Получение  ее является обязательным условием функционирования предприятия.

 

В условиях рынка каждый хозяйствующий  субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий  субъект самостоятельно выбирает сферу  бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль  или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли  является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том  случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским  свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведенную и реализованную  продукцию еще не означает получение  прибыли. Для выявления финансового  результата необходимо выручку сопоставить  с затратами на производство и  реализацию:

 

Суть деятельности каждого  предприятия определяет особенности  его функционирования, содержание и  структуру активов, в особенности  основных средств; формирует существенную часть конечного финансового  результата. Прибыль – объективная  экономическая категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого  рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей  экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль –  реальная база налогообложения и, как  правило, источник уплаты налогов.

 

С юридической точки зрения доходом признается поступление  вещных активов или нематериального  имущества (интеллектуальной собственности), а также возникновение обязательств дебиторов, не связанное с возникновением обязательств перед кредиторами.

 

Актуальность данного  вопроса определяет выбор темы и  содержание данной работы.

 

Целью работы является изучение сущности, структуры и формирования доходов предприятия.

 

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие  задачи:

 

- рассмотреть теоретические  аспекты экономического содержания  доходов.

 

- проанализировать прибыль  как меру эффективности деятельности  предприятия;

 

- определить особенности  распределения и использования  прибыли.

 

 

1. Доходы предприятия:  источники и формы

 

1.1. Доходы предприятия  и их сущность

 

В самом общем виде доход  представляет собой поток денежных и иных поступлений в единицу  времени. Доходами организации признается увеличение экономических выгод  в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

 

Доход производственного  предприятия образуется за счет выручки  от реализации продукции, работ и  услуг за вычетом материальных затрат, к которым относятся отчисления в социальные фонды и прочие затраты. Анализ дохода касается общего случая с идущей вниз кривой спроса, а  затем  более специального случае, с которым  сталкивается производственное предприятие  на конкурентном рынке.

 

Доходы предприятия - экономический  показатель работы предприятия, отражающий финансовые поступления от всех видов  деятельности. Доходы предприятия - общая  сумма денег, полученная от продаж.[1]

 

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.

 

Для выявления финансового  результата необходимо выручку сопоставить  с затратами на производство и  реализацию: когда выручка превышает  затраты, тогда финансовый результат  свидетельствует о получении  прибыли. При равенстве выручки  и затрат удается лишь возмещать  затраты - прибыль отсутствует, а  следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда  затраты превышают выручку, субъект  хозяйствования получает убытки - это  область критического риска, что  ставит хозяйствующего субъекта в критическое  финансовое положение, не исключающее  банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования  финансовых средств организации  производства, управления и сбыта  продукции.

 

Прибыль отражает положительный  финансовый результат. Стремление к  получению прибыли ориентирует  товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и  цели общества - удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего  прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

 

Прибыль представляет собой  произведенный и обязательно  реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях  воспроизводственного цикла, но свою специфическую  форму получает на стадии реализации. Прибыль является основной формой чистого  дохода (наряду с акцизами и НДС).

 

На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.

 

Факторы внутренней среды  изучаются и учитываются в  хозяйственной практике, на них можно  воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность  продукции, зарплату, уровень цен  на реализуемую продукцию, организации  производства и труда.

 

Практически вне сферы  воздействия находятся факторы  внешней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и другие.

 

Величина прибыли зависит  от направлений деятельности хозяйствующего субъекта: производственного, коммерческого, технического, финансового и социального.[2]

 

Прибыль как результат, финансовой деятельности выполняет определенные функции. Прибыль отражает экономический  эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Она составляет основу экономического развития субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает  финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения  проблем социального и материального  характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства  предприятий (фирм) перед бюджетом, банками и другими организациями. Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом  финансовых ресурсов. Отсюда следует, что прибыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную  функции. Она характеризует степень  деловой активность и финансового  благополучия предприятия. По прибыли  определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в  активы.

 

В условиях рыночных отношений  субъект хозяйствования должен стремиться если не к получению максимальной величины прибыли, то к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить его выживаемость. Решение данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и  определение методов оптимального их использования. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики и ставит своей задачей  максимизацию доходов по имеющимся  источникам финансовых результатов  с одновременным расширением  общей номенклатуры этих источников.

1.2. Порядок формирования  доходов на предприятии

 

Основным аспектом при  формировании и налогообложении  прибыли предприятия следует  считать ответ на следующий вопрос: какие средст­ва, полученные предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-хозяйственной  деятельности, как в денежной, так  и в материально-вещественной форме, следует считать доходами, подлежа­щими обложению налогом на прибыль, и  какие расходами, уменьшаю­щими  прибыль предприятия.

 

Состав доходов и расходов предприятия для целей налогообложения  в России определяется Налоговым  кодексом Российской Федерации (ч. II, глава 25), который предусматривает детальную  группировку доходов и расходов, рассматриваемую ниже.[3]

 

Доходы предприятия в  виде выручки от реализации продукции, работ, услуг, иного имущества и  имущественных прав является источником по­крытия расходов по производству и реализации продукции и внереализационных  расходов и получения прибыли  предприятием.

 

К доходам предприятия  относятся определяемые на основании  пер­вичных документов и документов налогового учета доходы от реализа­ции  и внереализационные доходы.

 

 

 

 

 

Рис 1. – Состав доходов  предприятия

Доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров, работ, услуг, выручка от реализации имущества (включая ценные бума­ги) и имущественных  прав, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары и имущество либо иму­щественные права и выраженных в денежной или натуральной формах.

 

К внереализационным доходам  относятся: кредитор-депонентская задолженность, по которой срок исковой давности истек; поступления в погашение  задолженности, списанной в прошлые  годы в убыток, как безнадежной  к получению; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки  и др. виды санкций за нарушение  условий договоров, суммы, причитающиеся  в возмещение причиненных организации  убытков в связи с нарушением договоров; суммы страхового возмещения и покрытия из др. источников убытков  от стихийных бедствий, пожаров, аварий, др. чрезвычайных событий; прибыль прошлых  лет, признанная в отчетном году.

 

 

 

 

 

Рис. 2 – Определение момента  реализации и выручки от реализации продукции и формирование финансовых результатов

 

Выручка от реализации продукции  является важным фактором формирования финансовых результатов деятельности предприятия, поэтому важно грамотно ее определять. Существуют два метода ее определения.

 

Кассовый метод заключается  в том, что выручка формируется  по мере ее оплаты: при безналичных  расчетах — по мере поступления  средств за товары на счета, а при  расчетах наличными деньгами — по поступле­нии денежных средств в  кассу предприятия. Метод применяется  давно и удобен, предприятие может  распоряжаться денежными средствами, фак­тически поступившими на счет в  банке или в кассу предприятия.

 

Метод начисления, при котором  выручка от реализации продукции  определяется по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

 

Поэтому существует ряд особенностей при определении налоговой базы при различных методах определения  выручки от реализации и до­ходов предприятия.

 

Порядок признания доходов  при методе начисления:

 

1) доходы признаются в  том отчетном периоде, в котором  они имели место,  независимо  от фактического поступления  денежных средств, иного имущества,  работ, услуг и имущественных  прав (метод начисле­ния);

 

2) по доходам, относящимся  к нескольким отчетным налоговым  пери­

одам, и в случае, если связь  между доходами и расходами не может быть

определена четко или  определяется косвенным путем, доходы распределяются предприятием самостоятельно с учетом принципа равномерно­сти признания  доходов и расходов;

 

3) для доходов от реализации  датой получения дохода признается  день

отгрузки товаров, работ, услуг, имущественных прав. Днем отгрузки счи­тается день реализации этих товаров, независимо от фактического по­ступления денежных средств в их оплату;

 

4) для внереализационных  доходов датой получения дохода  признает­ся дата подписания  сторонами акта приема-передачи  имущества (прием­ки-сдачи работ,  услуг);

 

5) при получении дохода  от реализации финансовым агентом  услуг

финансирования под уступку  денежного требования, а также  дохода от

реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг, дата получения дохода определяется, как день последую­

щей уступки данного требования или исполнения должником данного

требования. При уступке  предприятием - продавцом права требования долга третьему лицу дата получения  дохода от уступки права требования определяется как день подписания сторонами  акта уступки права требо­вания;

Информация о работе Доходы предприятия и его формы