Доходы предприятия и его формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведенную и реализованную продукцию еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию:

Содержание работы

Введение. 3

1. Доходы предприятия: источники и формы.. 5

1.1. Доходы предприятия и их сущность. 5

1.2. Порядок формирования доходов на предприятии. 7

2. Прибыль как меры эффективности предприятия. 14

2.1. Экономическая сущность и функции прибыли. 14

2.2. Распределение и использование прибыли. 21

2.3. Управление формированием прибыли. 26

Заключение. 30

Список используемой литературы.. 32

Файлы: 1 файл

доходы предприятия и его формы.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

 

Ро  = П/К*Т/Т = П*Т/Т*К = П/Т*Т/К  или Ро  = Рт*Ок

 

Где Рт  - рентабельность товарооборота (продаж);

 

Ок - оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов).

 

Рентабельность товарооборота (продаж) (Рт) отражает зависимость между  прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы  проданного товара. Поскольку бухгалтерский  учёт хозяйственных операций ведется  в денежном выражении, то коэффициент  рентабельности продаж, умноженный на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. руб. проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота.

 

Коэффициент прибыльности продаж (П/Т) характеризует  долю прибыли  в товарообороте. По соотношению  чистой прибыли и товарооборота  можно более точно судить о  финансовом результате деятельности предприятия  общественного питания.

 

Оценка чистой рентабельности продаж имеет долгосрочный характер, поскольку определяет решение инвестора  о вложении средств в капитал  торговой фирмы путём покупки  её ценных бумаг.

 

Показатель рентабельности товарооборота называют коммерческой маржой. Выражается она в процентах, и её величина колеблется от 5 до 30% в  зависимости от характера и объёма деятельности торговой фирмы.

 

Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарооборота  к величине капитала предприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборота на 1тыс. руб. вложенного капитала. Чем выше объём  товарооборота, тем больше число  оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость  капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени  оборачивается каждый рубль вложенного капитала.

 

Регулирование общей экономической  рентабельности сводится к воздействию  на оба составляющих её показателя- рентабельность продаж и оборачиваемость  капитала.

 

Для характеристики эффективности  использования собственного капитала (Кс):

 

Рк = П/Кс.

 

Показатель рентабельности собственного капитала (Рк) имеет важное значение для акционеров предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного предприятия  на фондовой бирже, этот показатель позволяет  инвесторам оценить потенциальный  доход от вложения средств в акции  и другие ценные бумаги. На основе данного  показателя можно определить период (число лет) в течении которого полностью окупаются средства, вложенные  в акционерное предприятие(1/Рк). 

 

Рентабельность производственных фондов предприятия общественного  питания определяется по соотношению  суммы прибыли (валовой, чистой) и  средней стоимости основных и  материальных оборотных средств, умноженному  на 100:

 

Рф = [П : (ОФ + МС) * 100],

 

          Где Рф - рентабельность основных  фондов, %;

 

П - сумма прибыли (валовой  или чистой);

 

ОФ - средняя стоимость  основных средств (фондов);

 

МС - средняя стоимость  материальных оборотных средств.

 

Если предприятие общественного  питания работает в арендуемых помещениях, зданиях или сдаёт в аренду некоторые объекты основных фондов, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя  величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной  стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

 

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и  оборотных средств для расчёта  уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых  подчёркивает определённый аспект результатов  деятельности предприятия общественного  питания.

 

Уровень рентабельности, исчисленной  отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих  затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно  влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

 

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых  на предприятии работников, характеризует  эффективность использования рабочей  силы и показывает размер полученной прибыли в расчёте на одного работника. Наряду с этим показателем определяются величины валовой и чистой прибыли  по отношению к фактической сумме  затрат на оплату труда с учётом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды (на социальное страхование, в  пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования). Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой  и чистой прибыли, полученной в расчёте  на 1тыс. руб. средств, израсходованных  на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала  предприятия, тем, больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует  о повышении эффективности использования  рабочей силы. Здесь непосредственно  проявляется принцип: с меньшей  численностью работников - больший  эффект. Кроме того, имеется возможность  определить зависимость достигнутых  результатов хозяйственной деятельности предприятия от результата труда  каждого работника.

 

Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади  предприятия общественного питания  характеризует размер полученной прибыли  в расчёте на 1 метр квадратный площади  магазина. Этот показатель свидетельствует  об эффективности использования  торговых площадей и основного капитала предприятия общественного питания. Считается, что рациональное использование  торговых площадей позволяет повысить размер прибыли.

 

Изучение системы показателей  рентабельности предприятия общественного  питания рекомендуется проводить  в динамике и, если возможно, в сравнении  с показателями других аналогичных  торговых предприятий.

2.2. Распределение и использование  прибыли

 

Распределение прибыли  основывается  на соблюдении   трех принципов:

 

- обеспечение материальной  заинтересованности работников  в достижении наивысших результатов  при наименьших затратах;

 

- накопление собственного  капитала;

 

- выполнение  обязательств  перед государственным бюджетом,

 

Под распределением прибыли  понимается порядок ее направле­ния, определяемый  законодательством.  В  рыночной экономике значительная часть  прибыли  изымается  в  форме  налогов  (38-45% валовой  прибыли),  которые государство направляет на пополнение доходов бюджета.

 

Одно из  направлений  распределения прибыли - погашение  го­сударственного целевого  кредита,  полученного  из  целевого внебюджетного  фонда для пополнения оборотных  средств, в пре­делах сроков возврата. Погашение просроченного целевого кре­дита и  уплата процентов по нему осуществляется за счет при­были, остающейся в распоряжении предприятия.[7]

 

Распределение прибыли  предопределяет процесс ее использо­вания .

 

Цель анализа распределения  прибыли - установить, насколько рационально  распределяется и используется прибыль  с  позиции самовозрастания капитала  и   самофинансирования  торгового  предприятия. При этом  обязательно  исследуются  направления использования  прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

 

В России резервный капитал  создается и пополняется за счет прибыли только  в  акционерных  обществах с ограниченной от­ветственностью. В резервный фонд можно  направить  не  более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства это­го фонда  имеют целевое назначение- для  покрытия непредвиден­ных потерь,  компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной  деятельности  и  при  распределении  прибыли в различные фонды  предприятия. Существование резерв­ного  фонда определяет возможности выплаты  дивидендов по  ак­циям в случае недостатка суммы чистой прибыли.

 

Объектом распределения  является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление  прибыли в бюджет и по статьям  использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той се части, которая поступает  в бюджеты разных уровней в  виде налогов и других обязательных платежей.[8] Определение направлений  расходования прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия, структуры  статей ее использования находится  в компетенции предприятия

 

Прибыль, помимо других, призвана выполнять стимулирующую функцию.  Ее суть в том, что прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

 

         Сегодня  частные, коллективные, акционерные,  иностранные предприятия функционируют  на началах коммерческого расчета,  и не допускают централизованного  вмешательства в процесс распределения  дохода, остающегося после внесения  в бюджет обязательных платежей  и возврата кредитов.  Прибыль,  остающаяся в распоряжении предприятия  используется им самостоятельно  и направляется на дальнейшее  развитие предпринимательской деятельности.  Рыночные условия хозяйствования  определяют приоритетные направления  использования собственной прибыли.

 

         Принципы  распределения прибыли можно  сформулировать следующим образом:  прибыль, получаемая предприятием  в результате производственно-хозяйственной  деятельности, распределяется между  государством и предприятием, как  хозяйствующим субъектом; прибыль  для государства поступает в  соответстующие бюджеты в виде  налогов и сборов, ставки которых  не могут быть произвольно  изменены. Состав и ставки налогов,  порядок их исчисления и взносов  в бюджет устанавливаются законодательно; величина прибыли предприятия,  оставшейся в его распоря­жении  после уплаты налогов, не должна  снижать его заинте­ресованности  в росте объема производства  и улучшения результатов производственно-хозяйственной  и финансовой дея­тельности.

 

     На предприятии  распределению подлежит чистая  прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся  в распоряжении предприятия после  уплаты налогов и других обязательных  платежей. Из нее взы­скиваются  санкции, уплачиваемые в бюджет  и некоторые вне­бюджетные фонды.  За счет чистой прибыли можно  выплачиваются некоторые виды  сборов и налогов, например  налог на перепродажу автомобилей,  штрафы, санкции и др.

 

     Распределение  чистой прибыли отражает процесс  формиро­вания фондов и резервов  предприятия для финансирования  по­требностей производства и  развития социальной сферы.

 

     В современных  условиях хозяйствования государство  не ус­танавливает каких-либо  нормативов распределения прибыли,  но через порядок предоставления  налоговых льгот стимулирует  на­правление прибыли на капитальные  вложения производствен­ного и  непроизводственного характера,  на благотворительные цели, финансирование  природоохранных мероприятий, расходов  по содержанию объектов и учреждений  социальной сферы и др.

 

     Порядок распределения  и использования прибыли на  предприятии фиксируется в уставе  предприятия и определяется положением, которое разрабатыва­ется соответствующими  подразделениями экономических  служб и утверждается руководящим  органом предприятия. В соответ­ствии  с уставом предприятия могут  составлять сметы расходов, финансируемых  из прибыли, либо образовывать  фонды специ­ального назначения: фонды накопления (фонд развития  произ­водства или фонд производственного  и научно-технического развития, фонд социального развития) и  фонды потребления (фонд материального  поощрения).

 

         В  условиях перехода к рыночным  отношениям возникает необходимость  резервировать средства в связи  с проведением рисковых операций  и, как следствие этого, потерей  доходов от предпринимательской  деятельности.  Поэтому при использовании  чистой прибыли предприятие вправе  создавать финансовый резерв.

 

Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия. За счет чистой прибыли выплачиваются  дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть  прибыли  направляется на пополнение собственного оборотного капитала. (Рис. 3.)  В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли  реализуется ее стимулирующая роль.

 

 

 

 

Рис. 3 Схема распределения  чистой прибыли.

         

 

Анализ распределения  и использования прибыли проводится в следующем порядке:

 

1.     дается оценка  изменений суммы средств по  каждому направлению использования   прибыли по сравнению с   отчетным и  базисным периодом;

 

2.     проводится  факторный анализ образования  фондов;

 

3.     дается оценка  эффективности использования фондов  накопления и потребления в  соответствии с показателями  эффективности экономического потенциала.[9]

 

Анализируя распределения  чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы  формирования этих фондов. Основным фактором является

 

1)  чистая прибыль, 

 

2)  коэффициент отчислений  прибыли. 

 

         В  процессе анализа необходимо  изучить динамику доли прибыли,  которая идет на выплату дивидендов  держателям акций предприятия,  самофинансирование предприятия,  фонд социальной сферы, материальное  стимулирование работников, и таких  показателей, как сумма самофинансирования  и сумма капитальных вложений  на одного работника, сумма  зарплаты и выплат на одного  работника. Если эти показатели  выше, чем на других предприятиях  или выше нормативных для данной  отрасли производства, то существуют  перспективы для развития предприятия.

Информация о работе Доходы предприятия и его формы