Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:46, реферат
Роль сознания долга в жизни личности и общества. Долг и личный интерес. Происхождение сознания долга и его структура
Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования но и побуждения чувствовать, мыслить и, разумеется действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями, нравственными нормами. Это побуждающее свойство морали особенно хорошо просматривается при обращении к такому понятию морального сознания, как долг, который, как писал И. Кант "есть необходимость совершения поступка из уважения к закону".
Министерство
образования Российской Федерации
ГОУ «Государственный Университет»
ВБШ, кафедра менеджмента
Реферат
на тему: «Долг. Определение долга»
Выполнил:
Псков 2011
Долг. Определение долга.
Роль сознания
долга в жизни личности и общества.
Долг и личный интерес. Происхождение
сознания долга и его структура
Моральное сознание включает в себя не
только размышление о важных вопросах
человеческого существования но и побуждения
чувствовать, мыслить и, разумеется действовать
в определенном направлении, заданном
высшими моральными ценностями, нравственными
нормами. Это побуждающее свойство морали
особенно хорошо просматривается при
обращении к такому понятию морального
сознания, как долг, который, как писал
И. Кант "есть необходимость совершения
поступка из уважения к закону". Разумеется,
эти поступки совершаются не по принуждению,
а по доброй воле, сознательно.
В повседневном общении мы нередко говорим:
долг учителя, долг руководителя, долг
офицера и, наконец, долг Человека. Что
под этим обычно подразумевается? Пожалуй,
совокупность обязанностей, которые общество
предъявляет к личности. Но моральное
поведение осуществляется не автоматически.
Поэтому долг необходимо включает в себя
осознание своей ответственности перед
другими людьми, перед обществом, перед
самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется,
переживается отношение человеческой
личности к другим (ближним и дальним),
к обществу, Тиру через призму высших моральных
ценностей. Добродетель, писал Вл. Соловьев,
есть "должное отношение ко всему".
А должное отношение выражается, прежде
всего, в том, что индивид выполняет свои
обязанности наиболее оптимальным для
данной ситуации образом, а не чисто формально,
"для галочки". Впрочем, не только
у индивида имеются обязанности перед
обществом, но и у самого общества существуют
обязанности перед отдельным человеком,
особенно перед сиротами, больными, престарелыми,
которые сами не могут защитить себя, удовлетворить
свои насущные потребности.
Сознание долга играет очень важную роль
в общественной жизни. При утрате или ослаблении
чувства долго деградируют многие общественные
отношения. Впрочем, оскудевает и духовная
жизнь личности. Не случайно во все времена
большим уважением пользовался Человек
Долга, человек, умеющий обуздывать эгоистические
устремления.
У индивида существуют не только нравственные
потребности, нё только стремление делать
добро, но и целый РЯД других (физиологические,
эстетические, религиозные, политические
и др.), которые также стимулируют те или
иные действия. Хорошо, когда между нравственными
и другими потребностями нет серьезных
противоречий. Но здесь возникает вопрос:
"В какой мере подобные поступки являются
моральными? В какой мере в них проявляется
доброта человека?". Например, продавец
внимательно обслужил ' клиента. О чем
это говорит? О его высокой моральности?
Или о том, что ему это просто выгодно?
Кант подобные действия называл не моральными,
а легальными, т.е. в них не проявляется
уважение к моральному закону, действие
осуществляется не ради уважения к добру,
но такие действия в то же время и не противоречат
нормам нравственности. Словом, стремясь
сохранить "чистоту" морального мотива,
немецкий философ выводил огромное число
действий из-под моральной оценки. Ведь
даже любовь матери к ребенку и любовь
ребенка к матери "отягощена" склонностью,
даже надеждой на отдаленную или близкую
выгоду. Подобный формализм не учитывал
того обстоятельства, что добрые поступки,
добро существуют не в чистом виде, не
в башне из S слоновой кости, а реализуются
в самых различных видах деятельности
(хозяйственной, политической и др.), где
не] могут не присутствовать и другие мотивы
(произвести возможно больше продукта,
заработать больше денег и т.д.). Вот что
писал по этому поводу Вл. Соловьев: "Должно
желать добра для него самого, но эта чистая
воля нисколько не нарушается от нашего
сознания, что само добро непременно есть
и благо для исполняющего его требования".
Необходимо подчеркнуть, что нравственные
потребности и облагораживают все другие
влечения человека.
Чем же обусловлена обязательность требований
долга? Ответ на этот вопрос зависит от
мировоззренческих установок личности.
Для верующего эта обязательность определяется
волей самого Бога, а для неверующего на
первый план выходит зависимость личности
от общества, вне которого существовать
он просто не может (не выживать, а осуществлять
полноту бытия). Но на каких бы позициях
мы не стояли, мы все же не можем признать,
что в сознании долга аккумулировались
те требования, которые общественные институты
от себя или от имени Бога предъявляли
к индивиду. По мере развития культуры
эти требования превращались в те требования,
которые индивид предъявляет к самому
себе. Аналогичный процесс идет в ходе
становления человеческой личности. У
младенца нет, конечно, представлений
о своих обязанностях. Но по мере взросления
те требования, которые ему предъявляют
взрослые (требования первоначально самые
простейшие), становятся требованиями,
которые он предъявляет к самому себе.
Таким образом у индивида и происходит
становление сознания долга (соответствующие
чувства, представления).
Значимость сознания долга в нравственной
жизни косвенно подтверждается и тем обстоятельством,
что некоторые мыслители (стоики, Кант
и др.) очень многое в морали пытались переосмыслить
через призму должного. В заключение стоит
отметить, что сознание долга находится
в тесном взаимодействии с другими компонентами
морального сознания — совестью, справедливостью
и т.д.
Список литературы:
1.Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И.
Соч.: В 6 т. Т. 4, ч. 1.
2.Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т.
Т.4. М., 1983.
3.Гельвеций К.А. Сочинения // М.: Мысль, 1974
4.Платон. Собр. Соч. т.3,ч.1. “Государство” – М.: 1971