Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:27, реферат
Олигополия - (от др.-греч. oλίγος - малочисленный, и πωλέω - продаю, торгую) - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Олигополия отличается от других типов несовершенной конкуренции тем, что имеет место взаимозависимость фирм в отрасли
Тема 1: Экономические теории олигопольного ценообразования…………….3
1.1.Классификация некооперативных стратегий поведения…………….3
1.2.Парадокс Бертрана……………………………………………………..4
1.3.«Дилемма заключенного» в бесконечно повторяющейся игре……...5
1.4.Модель Бертрана с дифференцированным продуктом………………7
1.5.Модель Эджоурта………………………………………………………9
1.6.Модель Курно………………………………………………………….11
1.7.Модель Штакельберга………………………………………………...14
1.8.Кооперативные модели поведения олигополистов…………………16
1.9.Условия, способствующие координации олигополий………………18
1.10.Условия, ограничивающие олигопольную коордицию……………24
Тема 2: Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция……….26
2.1.Модель Чемберлина дифференциации продукта…………………...26
2.2.Модель «линейного города» (модель Хотеллинга)…………………28
2.3.Модель «кругового города» (модель Салопа)……………………….30
2.4.Роль рекламы в дифференциации продукта………………………....31
2.5.Структура рынка и расходы на рекламу……………………………..35
Тема 3: Естественная монополия……………………………………………….39
3.1.Государственное регулирование естественных монополий………..39
3.2.Методы ценообразования на продукцию естественных монополий…………………………………………………………………….….42
3.3.Ценовая дискриминация на рынке естественной монополии……...50
3.4.Контроль качества товара естественной монополии……………….52
3.5.Регулирование доходности и инвестиционных решений…………..52
3.6.Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии……...54
Список используемой литературы……………………………
P = MC + (P1 - MC)(q1/qk). (11.55)
Дуополисты будут рассуждать примерно так. Если я снижу свою цену до Р, что чуть ниже цены соперника, я смогу продать максимально возможный для меня объем выпуска, qk. С другой стороны, если я увеличу свою цену до P1, я смогу продать лишь q1 единиц продукции. При какой цене Р моя прибыль окажется точно такой же, как и при цене P1? Ответ на этот вопрос можно получить, решив относительно Р уравнение
(P1 - MC)qi = (P - MC)q. (11.56)
(11.55) и есть решение (11.56).
Но как только цена действительно упадет до Р, выгодным для любого дуополиста вновь становится повышение цены до P1, и весь ценовой цикл повторится. Таким образом, модель Эджуорта не предрекает никакого статичного равновесия. Скорее это некая "ценовая ловушка", попав в которую дуополисты втягиваются в нескончаемуюценовую войну, в которой падения цен чередуются с их всплесками.
1.6.Модель Курно.
Первая попытка создать теорию олигополии была предпринята А.О. Курно. Он поставил проблему олигополистической взаимосвязи, то есть необходимости каждой фирме принимать в расчет поведение конкурентов при определении своей рыночной стратегии.
Статический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии был предложен в 1838 г. французским экономистом Антуаном Огюстьеном Курно (1801— 1877).
Чтобы понять поведение конкурирующих фирм, нужно, по мысли Курно, сделать простое предположение относительно реакции каждой фирмы на поведение конкурентов.
В самом общем виде суть теории можно проиллюстрировать на примере отрасли, состоящей из двух фирм (дуополии).
Курно исходил из следующих предпосылок.
Обе фирмы (А и Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют "с завязанными глазами"). При этом возможны различные варианты.
Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностью обеспечивается выпуском фирмы А. Ее кривая спроса полностью совпадает с кривой рыночного спроса D1 (0) (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Оптимизация объема
При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит производить 120 единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход МR1 (0) и предельные издержки МС . Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D1 (40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае MR1(0) = МС1). Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц. А когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство. Отмечая на графике (рис. 2.2), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы А — QА (QБ).
Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции — QБ (QА).
Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.
Рис. 2.2 Равновесие Курно
Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (рис. 2.3). Равновесие Курно достигается, когда Q1 = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q1 + Q2 = 60. Уравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).
Рис. 2.3 Равновесие Курно, договорное равновесие и конкурентное равновесие
1.7.Модель Штакельберга.
Штакельберг развил модель Курно и рассмотрел случай, когда на рынке олигополии, в которой фирмы конкурируют по объемам производства, присутствует фирма-лидер.
Модель Штакельберга базируется на следующих предпосылках:
1) фирмы производят однородную продукцию;
2) на рынке
присутствует фирма-лидер, на объемы
производства которой
3) фирма-лидер
обладает полной информацией
относительно рынка и
4) фирмы-последователи
обладают полной информацией
о рыночном спросе и при
определении оптимальных
Рассмотрим модель олигополии по Штакельбергу.
Предположим, как и ранее, что отраслевой спрос характеризуется линейной зависимостью от цены:
P = a – b∙Q.
Пусть на рынке действует одна фирма-лидер (L) и N фирм-последователей (F).
Пусть предельные издержки фирмы-лидера постоянны и равны: cL, предельные издержки фирм-последователей одинаковы и равны: cF. Для объяснения существования фирмы-лидера на рынке предположим наличие у лидера преимущества в издержках перед последователями: cL < cF.
Тогда условие первого порядка для максимизации прибыли последователя будет:
Откуда получим функцию наилучшей реакции фирмы F на уровень производства фирмы L:
Очевидно, что при одинаковых предельных издержках на производство продукции функции наилучшей реакции фирм-последователей на действия лидера будут также одинаковы.
Лидер, обладая информацией о функции наилучшей реакции последователей на свои действия, может использовать ее при максимизации своей прибыли:
Откуда получаем равновесный объем производства фирмы-лидера:
Равновесный объем производства фирмы-последователя:
Общий равновесный объем производства:
Общий выпуск в модели Штакельберга при прочих равных условиях превышает выпуск в модели Курно. Таким образом, появление в отрасли лидера положительно сказывается на общественном благосостоянии. При этом необходимо отметить, что прибыль и рыночная доля фирмы-лидера существенно увеличиваются по сравнению с моделью Курно, таким образом, стратегия лидера имеет безусловные преимущества, фирмы-последователи наоборот теряют в прибыли и рыночной доле.
Рост числа фирм-последователей в отрасли приводит к увеличению объемов производства лидера (при условии наличия у него преимущества в издержках), сокращению объемов производства последователей, увеличению общего объема производства продукции и снижению рыночных цен.
В случае если мы откажемся от предположения, что фирма-лидер обладает преимуществом в издержках, и положим сL = cF, то рыночная доля лидера составит:
Таким образом, при росте числа последователей рыночная доля лидера падает, при бесконечном числе последователей стремясь к 50%.
1.8.Кооперативные модели поведения олигополистов.
Некооперативные модели взаимодействия фирм на олигопольном рынке не всегда ведут к стабилизации параметров рынка и к установлению единственной равновесной цены, что затрудняет крупным фирмам получение положительной прибыли в долгосрочном периоде. И хотя рынок выработал ряд способов смягчения подобных ситуаций, некооперативное взаимоотношение фирм по-прежнему остается далеким от совершенства типом поведения на рынке. На олигопольном рынке у фирм есть стимулы координировать свою производственную деятельность и политику
ценообразования посредством
ограничения объема выпуска
Если картель включает все фирмы, действующие в отрасли, она становится монополией, и фирмы получают монопольную прибыль. Фирмам выгодно заключать картельные соглашения. Но если картель уже сформирован и эффективно ограничивает выпуск и цену на рынке, у каждой фирмы появляется стимул нарушить картельное соглашение путем увеличения квот выпуска или понижения цены. Для поддержания картельных соглашений в течение продолжительного времени требуются дополнительные усилия продавцов-участников соглашения.
Известно, что фирмы, действующие в условиях свободно конкурентного рынка, максимизируют прибыль. Каждая фирма рассматривает уменьшение своего выпуска только с точки зрения своих собственных выгод и не учитывает последствия своих действий для конкурентов (других фирм), хотя сокращение выпуска даже одной фирмы в отрасли выгодно и всем прочим, поскольку уменьшает совокупное предложение отрасли и увеличивает равновесные цены. Таким образом, возникает своего рода внешний эффект, который в условиях свободной конкуренции не принимается во внимание. Картельное соглашение учитывает эти последствия действий одной фирмы для увеличения прибыли всех участников. Поэтому картель как отрасль производит меньше объема, чем рынок свободной конкуренции. Картель интернализирует внешние эффекты сокращения выпуска каждой фирмы для остальных фирм, так что последствия этих внешних эффектов становятся внутренним делом картеля (например, в форме распределения дополнительных прибылей или определения квот выпуска).
1.9.Условия, способствующие координации олигополий.
Кооперативное поведение олигополистических фирм основывается на фирменной кооперации и рассматривает пять важных моделей, способствующих координации в условиях олигополии открытые и тайные соглашения, ценовое лидерство, эвристическое ценообразование, использование фокальных точек, противостояние шокам спроса посредством управления товарно-материальными запасами и токами запасов.
Соглашение предполагает согласование между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах.
Выделяют открытое соглашение и тайное или молчаливое соглашение. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является картель.
Картель — это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы слились в чистую монополию.
Образование картеля "требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объемов продаж.Врезультате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш: продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением картельных квот. Если подобного рода,поведение станет всеобщим, то картель разваливается.
Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать приобъединении против него всех других олигополистов.
Часто картельное соглашение предусматривает создание коллективного фонда из которого осуществляются «побочные платежи» тем, кто пострадал от сокращения квот. Эти выплаты играют рольуравнивающихплатежей.
Потенциальную угрозу «картелю несет объединение аутсайдеров в картель, В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор.
Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах огран6ичении конкуренции, которые преследуются законом.
Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твёрдая договорённость, то олигополия вырождается в жесткую монополию.
Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой. По мере развития производства и насыщения рынка всё сильнее оказываются различия в спросе и в издержках производства участников сговора. Те, кому удалось понизить издержки и повысить спрос, вызывают зависть конкурентов, которым кажется, что их обошли нечестным путём. В обход соглашения осуществляются тайные продажи на льготных условиях. Эти явления особенно дают о себе знать в условиях спада производства, каждый хочет выжить за счёт других. Фактором ,препятствующим сговору фирм, становится антитрестовское законодательство.
Однако даже недолговечные картели могут принести монопольные прибыли, достаточные для того, чтобы считать попытку создания картелей успешной. Осознание того, что долгосрочные интересы фирмы легче достигаются, если соблюдаются условия картеля, способствует прекращению нарушений фирмами.
Подход, завоевавший популярность благодаря эффективности и совместимости с антитрестовской политикой, включение ограничительных положений в патентные лицензии. Во-первых появление новых продавцов могут быть заблокированы отказом в предоставлении лицензий. Во-вторых, каждый обладатель лицензии может быть жестко приписан к сегменту рынка. В-третьих, цена определена уже в лицензии. И, в-четвертых, прямо или косвенно в лицензионное соглашение могут быть включены ограничения на объем производства.
Когда патентной защиты недостаточно, ограничения объема производства могут быть навязаны другими формальными картельными соглашениями. Один из вариантов — так называемый принудительный картель, при котором правительственные органы навязывают отдельным фирмам ограничения производства и рыночной активности.
Сбыт продукции через центральную торговую фирму по конкурентным ценам представляет собой так называемый торговый, или мягкий, картель.