Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Для российской экономики, унаследовавшей от советской целый «букет» проблем, касающихся, в первую очередь, монополизации экономики и высокой степени концентрации производства, на сегодняшний момент вопрос реформирования монополий (главным образом, естественных монополий) и перестройки структуры национальной экономики, долгие десятилетия базировавшейся на совершенно иных концепциях, нежели прелагаемых ей сегодня мировым механизмом конкурентного рынка, является не только актуальным, но и первоочередным.

Содержание работы

Введение 3
1 История возникновения и становления естественных монополий в России
1.1 Процесс становления первых естественных монополий в Российской империи в условиях монополистического капитализма (нач. XX в.) 7
1.2 Процесс становления монополий в СССР в условиях командно-административной экономики 10
1.3 Процесс становления естественных монополий в РФ в условиях современного рынка 14

2 Перспективы развития и реформирования естественных монополий в России
2.1 Перспективы развития естественных монополий в России на современном этапе 18
2.2 Возможности реформирования естественных монополий в России на современном этапе 20
3 Антимонопольная политика государства как инструмент реформирования естественных монополий: российский опыт 28
Заключение 36
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

документ +.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Северо-Кавказский государственный  технический университет»

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Экономическая теория»

на тему: Естественные монополии в России:

история, перспективы  развития и реформирования.

 

 

Работу выполнила:

студентка 1 курса,

группы ЭУМ-061,

специальности 080502 (м)

(экономика и управление

на предприятиях машиностроения)

Ушакова Наталья Алексеевна

Работу проверила:

Коломеец Оксана Сергеевна

 

 

Ставрополь, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                             3

 

1 История возникновения и становления естественных монополий в России

1.1 Процесс становления первых  естественных монополий в Российской  империи в условиях монополистического  капитализма (нач. XX в.)                    7

1.2 Процесс становления монополий  в СССР в условиях командно-административной экономики                                                                                  10

1.3 Процесс становления естественных  монополий в РФ в условиях  современного рынка                                                                                                  14

 

2 Перспективы развития и реформирования  естественных монополий в России

2.1 Перспективы развития  естественных монополий в России  на современном этапе                                                                                                    18

2.2 Возможности реформирования  естественных монополий в России  на современном этапе                                                                                                    20

 

3 Антимонопольная политика государства как инструмент реформирования естественных монополий: российский опыт                             28

 

Заключение                                                                                                       36

 

Библиографический список                                                                            39

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Для российской экономики, унаследовавшей от советской целый «букет» проблем, касающихся, в первую очередь, монополизации экономики и высокой степени концентрации производства, на сегодняшний момент вопрос реформирования монополий (главным образом, естественных монополий) и перестройки структуры национальной экономики, долгие десятилетия базировавшейся на совершенно иных концепциях, нежели прелагаемых ей сегодня мировым механизмом конкурентного рынка, является не только актуальным, но и первоочередным. Кроме того, ряд шагов, сделанных правительством в данном направлении (в частности реформы 90-х гг.) не привели к существенным структурным преобразованиям в отраслях естественных монополий (являясь высококонцентрированными, крупными хозяйственными единицами, они рассматриваются как опорные конструкции стабильной экономики), что затрудняет рыночную мотивацию функционирующих в них хозяйствующих субъектов. Данный факт только подтверждает вышесказанное и свидетельствует о сложности положения естественных монополий в России и неоднозначности отношения к ним.

Чтобы определить, как последние влияют на экономику, следует остановиться на теории естественной монополии.  Но прежде следует уяснить, что же такое монополия?

Монополии –  крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в  частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

При анализе  монополии важно учитывать неоднозначность  самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» – один, «полио» – продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П. Самуэльсон), «ценоискатель» (П. Хейне).

 Одним из видов монополии является естественная монополия, наряду с которой существуют также легальная (административная) и искусственная (экономическая) монополии.     Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, транспорт и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. Именно невозможность или нежелательность конкуренции на рынках естественной монополии принципиально отличает ее от других видов монополии. Так, легальная (административная) монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Появление искусственной (экономической) монополии обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Кроме того, и на уровне естественной монополии также можно выделить несколько видов монополий.





 

       Рисунок 1 – Основные типы естественных монополий

 

Природная естественная монополия  – монополия производителя, основанная на использовании уникальных природных ресурсов (обычно существует в области добычи полезных ископаемых, напр. − добыча алмазов, лесозаготовки).

Технологическая естественная монополия обязана своим существованием положительному эффекту масштаба, который настолько велик, что позволяет существовать в отрасли лишь единственной фирме. При данной технологии производства и, следовательно, уровне издержек потребительский спрос может быть недостаточным, чтобы поддерживать несколько конкурентных фирм, производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализовать весь существующий эффект от роста масштабов. Классическими примерами здесь на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.

Местные естественные монополии – территориально отдаленные локальные рынки товаров (услуг) с неэластичным спросом, на которых конкуренция нерациональна, будучи ограниченной географическими барьерами. Примером могут служить услуги врача в малом отдаленном селении.

Государственные естественные монополии – как правило, возникают на рынках, относящихся к исключительной компетенции государства. В производственной сфере – это выпуск таких особых товаров, как деньги, медали, наркотические вещества и т.п., в непроизводственной сфере – организация и регулирование денежных потоков, налоговых сборов и других экономических функций государства, кроме того, следует отметить наличие государственных монополий в области потребления (монопсоний), таких как закупка продукции ВПК и других стратегических товаров.

Однако, несмотря на объективность причин существования естественных монополий, вопрос их регулирования стоит очень остро, ведь, являясь монополиями, они преследуют цель получения монопольных выгод. Таким образом, актуальной становится проблема оценки рыночной власти – степени монополизации рынка.

Одним из распространенных заблуждений является то, что на монопольном рынке спрос абсолютно  неэластичен. Это не так – несмотря на то, что монополист может повышать цену на продукцию, не боясь потерять часть своего рынка сбыта, как в условиях конкурентного рынка, он все же обязан считаться с потребителем, который может ответить на повышение уровня цен снижением количества потребляемых единиц продукции (например, экономнее использовать электроэнергию). Более того, если мы имеем дело с «чистой» монополией, эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Хотя в действительности к нему присоединяются такие факторы, как процентная доля фирмы на рынке, стратегия фирмы, «высота» рыночных барьеров для вхождения в отрасль и т.д.

1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И СТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ  В РОССИИ

 

1.1 ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ  ПЕРВЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ  В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В УСЛОВИЯХ  МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА  (нач. XX в.)

 

 

Согласно большинству официальных исторических источников монополизм как форма организации рынка в России начал складываться в нач. XX в., когда она практически одновременно с развитыми странами Запада встала на «капиталистические рельсы», войдя во «второй эшелон». Активный процесс промышленной монополизации в России, как и во всем мире, был вызван всемирным экономическим кризисом 1900 – 1903 гг. XX в. Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации – попытку многих предпринимателей найти спасение от кризисных потрясений в монопольной практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Однако  в России первые монополии начали появляться еще в 80-х гг. XIX века (напр., Союз рельсовых фабрикантов). Причем следует отметить своеобразие процесса образования монополий в России, которое заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Можно выделить ряд фактов, объективно сказавшихся на этом процессе: во-первых, догоняющий тип экономики и ее многоукладный характер с преобладанием аграрного сектора, во-вторых, экономико-географические особенности – необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением, в-третьих, влияние социально-политического строя – сильная связь финансовой олигархии с царизмом. Все это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций.

К 1905 году в России существовало 30 так называемых разрешенных  монополий. Среди основных форм монополий – картели, синдикаты, тресты, концерны – в России преобладали синдикаты и картели, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. В 1901 г. возник картель паровозостроительных заводов, в 1902 г. синдикаты «Продамет» и «Трубопродажа», через два года – «Продвагон» и «Продуголь». Позже стали появляться и объединения трестовского типа (товарищество «Нобель», ниточный трест и др.).

Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. В начале XX в. начался активный процесс объединения и укрепления банков. К 1914 г. 12 самых крупных банков контролировали 80 % всех банковских средств России. Основу кредитной системы составляли Государственный банк, Центральный эмиссионный банк и акционерные коммерческие банки. Они предоставляли под высокие проценты кредиты и ссуды. Промышленники, в свою очередь, размещали в банках свободные средства и получали высокие прибыли. Так, постепенно происходило слияние промышленного и банковского капиталов.

Также для России был характерен ввоз иностранного капитала, который являлся катализатором процесса монополизации. К 1917 г. в промышленность России было вложено около 2,5 млрд. рублей (до 40% всех вложений в экономику). Эти средства распределялись следующим образом: Франция – 31 %, Англия – 24 %, Германия – 20 %, Бельгия – 13 %, США – 5 %. Иностранные инвесторы предпочитали вкладывать средства в тяжелую промышленность, особенно в добычу и переработку нефти, а также в угольную промышленность.

Конечно, контроль верховной  власти за развитием экономики страны наложил серьезный отпечаток на становление монополий. Существовал значительный государственный сектор в экономике. Крупные казенные заводы (Охтинские пороховые, Тульский и Сестрорецкий оружейные заводы, Александровский в Петербурге) обслуживали армию. Государству принадлежала значительная часть земельных угодий. В силу военно-стратегических интересов государство выкупало у частных акционерных обществ железные дороги. Государственное регулирование способствовало экономической стабилизации, но в тоже время частные предприниматели зависели от позиции бюрократических структур.

Информация о работе Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования