Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Для российской экономики, унаследовавшей от советской целый «букет» проблем, касающихся, в первую очередь, монополизации экономики и высокой степени концентрации производства, на сегодняшний момент вопрос реформирования монополий (главным образом, естественных монополий) и перестройки структуры национальной экономики, долгие десятилетия базировавшейся на совершенно иных концепциях, нежели прелагаемых ей сегодня мировым механизмом конкурентного рынка, является не только актуальным, но и первоочередным.

Содержание работы

Введение 3
1 История возникновения и становления естественных монополий в России
1.1 Процесс становления первых естественных монополий в Российской империи в условиях монополистического капитализма (нач. XX в.) 7
1.2 Процесс становления монополий в СССР в условиях командно-административной экономики 10
1.3 Процесс становления естественных монополий в РФ в условиях современного рынка 14

2 Перспективы развития и реформирования естественных монополий в России
2.1 Перспективы развития естественных монополий в России на современном этапе 18
2.2 Возможности реформирования естественных монополий в России на современном этапе 20
3 Антимонопольная политика государства как инструмент реформирования естественных монополий: российский опыт 28
Заключение 36
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

документ +.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

– независимых от монополий  производителей, для реализации товаров и услуг которых необходима инфраструктура монополий и инвесторы;

– потребителей указанных товаров и услуг.

Если говорить о непосредственном внедрении конкурентных отношений, то в силу особенностей исторического развития России (а именно, монополизации на протяжении нескольких десятилетий практически всех сфер жизнедеятельности и отсутствие опыта конкуренции) отправным пунктом приходится принимать теорию и практику, применяемые в других странах. Вместе с тем, не следует забывать, что не всякий зарубежный опыт подходит к российским социально-экономическим и геополитическим условиям, более того – ни одна из осуществленных моделей реформирования не соответствует этим условиям во всех аспектах.

Таким образом, развития и реформирования естественных монополий  существуют (в первую очередь, стимулом к реформированию последних является обеспечение конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках и преодоление последствий экономического кризиса 90-х гг.).

Однако следует учесть, что меры и механизмы, направленные на развитие конкурентных отношений, должны удовлетворять следующей системе критериев:

1. Максимальное повышение  технологической эффективности, под которой понимается краткосрочное и долгосрочное снижение средних отраслевых издержек. Изменение уровня издержек в результате внедрения конкуренции может быть обусловлено такими факторами, как:

в краткосрочном плане:

– вывод из эксплуатации неэффективных и избыточных производств;

– усиление контроля за издержками;

– повышение эффективности управления;

– увеличение затрат на рекламу;

в долгосрочном плане:

– усиление стимулов к инвестициям в более эффективные технологии и нововведения (в том числе организационные), модернизация неэффективных производств и интенсивное повышение производительности труда, привлечение внешних инвестиций в отрасль, сокращение возможностей  для масштабных инвестиций с большим сроком окупаемости.

2. Устранение практики  монопольного ценообразования и  снижение давления на потребителей. Конкурентные механизмы исключить возможности монополистического поведения (завышения обоснованного уровня цен, ценовой дискриминации, включения в тарифы инвестиционной составляющей).

3. Повышение уровня надежности, технической и экологической безопасности функционирования отраслей, а также качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Те меры, которые могут отрицательно повлиять на указанные параметры, должны подкрепляться усилением государственного регулирования и контроля за соблюдением стандартов безопасности, надежности и качества.

4. Улучшение состояния государственных финансов. Как показывает зарубежный опыт, проводя реформы и развивая конкурентные отношения в естественных монополиях, государство получает немало способов уменьшить свои расходы и увеличить доходы: сокращение субсидий и расходов на содержание управленческого аппарата, удешевление системы регулирования, получение средств от приватизации, продажи эксклюзивных прав, лицензий и прочие. Вместе с тем, учитывая большой износ основных фондов в ряде отраслей естественных монополий и недостаток капитальных ресурсов в стране.

5. Совершенствование системы государственного регулирования и сохранение государственных естественных монополий в отраслях исключительной компетенции государства.

6. Выравнивание экономических условий развития регионов. Конкурентные отношения должны внедряться таким образом, чтобы по возможности было обеспечено единство отраслевых рынков на всей территории России.

 

 

 

2.2 ВОЗМОЖНОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕНЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

 

 

 

Сама постановка проблемы реформирования естественных монополий  в России определяется объективной  необходимостью решения главной  задачи: повышения эффективности  российской экономики. Эта задача осложняется причастностью к формулированию и решению этих проблемам  МВФ, который условия предоставления кредитов постоянно увязывает с требованиями о фактическом расчленении таких корпораций-монополистов как ОАО «Газпром». Политика МВФ, во многом определяемая США, в отношении «Газпрома» понятна. Она диктуется стремлением ослабить позиции мощнейшего конкурента американских нефтяных компаний. Дело в том, что газ все шире выступает альтернативным нефти источником сырья и энергии, ее субститутом.

В подходе к реформированию естественных монополий правительство исходит из того, что эффективные реформы субъектов инфраструктуры не должны сводится к примитивной демонополизации, к их дроблению, а по существу к разрушению и деградации. Такая политика генерирует в нашей экономике архаичные рыночные отношения, которые в передовых странах активно вытесняются, либо уже оттеснены на «обочину  экономической жизни».

В современных российских условиях наиболее обоснованным вариантом преобразования естественных монополий является модель «мягкого» реформирования, предусматривающая совершенствование тарифного и иных форм регулирования, в сочетании с максимальной доступностью показателей, позволяющих оценить уровень реальных затрат и прибыли компаний-монополистов. Для современной антимонопольной политики в мире характерен перенос центра тяжести с борьбы с монополиями на борьбу с монополизмом, т.е. на пресечение злоупотреблений хозяйствующих субъектов своим монопольным положением. Такой подход диктуется объективным характером процессов концентрации и централизации современного производства, экономией трансакционных издержек в рамках крупных организационных форм.

Развитие естественных монополий должно стать одним  из приоритетных направлений координирующей промышленной политики государства. Она должна строиться исходя из перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и зарубежных рынках.  Так нынешние экспортные планы РАО «ЕЭС России» не учитывают реальные перспективы существенного роста потребления электроэнергии внутри страны в соответствии с положительной экономической динамикой. Повторяется политика, проводившаяся  РАО «ЕЭС России», а также МПС до обвала рубля и основывавшаяся на сокращении спроса отечественных потребителей на электроэнергию и перевозки.

Необходима также скоординированная  в масштабах государства ценовая  политика. Политика, проводимая соответствующими «отраслевыми» органами регулирования естественных монополий, приводит к тому, что ценовые соотношения в этой сфере произвольно меняются. Так отсутствие контроля над уровнем цен в «конкурентных» производствах базовых отраслей приводит к их опережающему росту, ведет к повышению издержек у потребляющих их продукцию естественных монополий. Это, в конечном счете, приводит лишь к усилению инфляции, сокращению спроса и подрывает основы развития, как в конкурентных, так и в монопольных отраслях.

Прогнозные оценки развития естественных монополий в России до 2015 г. основываются на учете следующих факторов. Во-первых, взаимосвязи внутренних, или национальных стратегий развития соответствующих отраслей и внешних стратегий, ориентированных на их активную роль в качестве субъектов глобальной экономики и конкурентных отношений на мировом рынке.  Во-вторых, на увязке этих стратегий с периодизацией макроэкономического развития национальной экономики, включающей этапы финансовой и производственной стабилизации, режима экономического роста и, наконец, этап широкомасштабного вхождения в мировой рынок. При этом прогноз должен учитывать неизбежную асинхронность в развитии естественных монополий по отношению к макроэкономической динамике в целом. Она вызывается как особенностями организационно-экономического и финансового состояния, так и местом, занимаемым субъектами естественных монополий в экономической системе. Наконец, в-третьих, характер их предстоящего развития во многом будет определяться противостоянием между силами, как внутри страны, так и за рубежом, стремящимися к расчленению российских естественных монополий и  силами, ставящими целью их сохранение в качестве единых организационно-хозяйственных систем.

Правительство России предлагает оптимистический вариант прогноза, исходящий из допущения, что в предстоящий 15 летний период костяк естественных монополий в России, состоящий из РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и железнодорожного транспорта в лице МПС, в основном удастся уберечь от расчленения.

Прогнозные оценки развития «Газпрома» базируются на его экономических и финансовых успехах. Во многом они объясняются тем, что компании удалось успешно реализовать свою, отличную от других, в частности от реформы нефтяной отрасли, «газпромовскую» модель институционально-экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически являются его производственными подразделениями.

Жестко-вертикальная организационная  структура позволяет «Газпрому» разрабатывать и реализовывать перспективные программы развития. Основной элемент стратегии «Газпрома» – активная внешняя экспансия. Второе направление – инвестирование в отечественную обрабатывающую промышленность. Такая политика диктуется как потребностями в оборудовании для текущего функционирования компании, так и позицией стратегического партнера на внешних рынках, которая требует высокого уровня независимости компании от поставок оборудования по импорту. При этом «Газпром» располагает программой научно-технического развития компании на период до 2015 года.

Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, вычленения из его состава ВЭП «Газэкспорт», подтверждается недавним отечественным (советским) опытом, когда добыча газа, его транспортировка и экспортные операции были разделены. Советский Союз выступал поставщиком газа «до границы». Позиции «Газпрома» в борьбе с зарубежными конкурентами резко усилились, как только он стал вертикально интегрированной структурой.

Необходимость и эффективность дальнейшего сохранения «Газпрома» как единого целого диктуется и тем, что стратегические резервы запасов и резервы рынка газовой отрасли не могут быть освоены усилиями отдельных даже самых крупных ее предприятий.

Реальные направления  реформировании естественных монополий  и, в частности «Газпрома», предусматривают, во-первых, обеспечение их «прозрачности», максимальную доступность для государства и общества их финансово-экономическим показателей; во-вторых, повышение уровня их корпоративно-акционерного управления со стороны государства, усиление защиты финансовых интересов государства в качестве собственника активов.

Успешное развитие компании во многом будет зависеть и от ряда «внешних» для «Газпрома» факторов. Во-первых, от того насколько ему удастся отстоять свою целостность перед лицом внешних и отечественных «демонополизаторов» и,  во-вторых, от урегулирования взаиморасчетов с потребителями (РАО «ЕЭС России», один из крупнейших покупателей «Газпрома», на сегодняшний день оплачивает «живыми» деньгами лишь немногим более 20% газа).

Для ОАО «Газпром», наиболее «продвинутого» с точки зрения организационно-экономического развития и интеграции в мировую экономику субъекта естественных монополий, актуальной является реализация геоэкономической и геополитической стратегии деловой активности, учитывающей перспективы партнерства в рамках стратегических альянсов с другими транснациональными корпорациями.

«Газпрому» предстоит заметно укрепить позиции на европейских рынках и подготовиться к масштабному расширению своей геоэкономической активности, проникновению на неевропейские сегменты общемирового рынка. Следует учесть, что мир вступает в «эпоху метана», когда доля газа в мировом энергетическом балансе достигнет 50%. В рамках национальной стратегии развития должен начаться процесс постепенного сужения масштабов фискального донорства со стороны «Газпрома».

Первый этап (2001 – 2008 гг.) в глобальной стратегии «Газпрома» – период активного «освоения» восточного и юго-восточного направлений, сотрудничества в рамках АТЭС с учетом геополитических и геоэкономических интересов страны, закрепление стратегических позиций на территории СНГ. Национальная стратегия «Газпрома» в этот период акцентирует внимание на сотрудничестве с возрождающимся российским машиностроением, призванным обеспечить независимое от внешних факторов развитие материально-технической базы корпорации, ее техническое перевооружение. Макроэкономическая роль «Газпрома» в этот период – структурно-модернизационный донор российской экономики, что предусматривает создание механизмов цивилизованного перераспределения прибыли корпорации, включая ее монопольную составляющую, на цели реструктуризации и модернизации.

Второй этап (2009 – 2015 гг.) в стратегии развития «Газпрома», предусматривает структурную модернизацию и техническое перевооружение компании, что позволит приступить к промышленному освоению ныне представляющихся мало эффективными месторождений, а также всемерную поддержку, в качестве крупнейшей транснациональной корпорации, процессу широкомасштабного вхождения российской экономики в мировой рынок.

Совершенствование функционирования наиболее «продвинутой», с точки зрения реформирования, естественной монополии – РАО «ЕЭС России» разбивается на ряд следующих направлений.

Во-первых, на устранении последствий реализации не совсем продуманной  концепции так называемого Федерального оптового рынка электрической энергии  и мощности (ФОРЭМ), с его искусственным  внедрением элементов конкуренции. В условиях массовых неплатежей (их уровень доходит до 50%) и искусственных условий конкуренции, когда одна из «конкурирующих» сторон – РАО ЕЭС, одновременно является собственником передающих сетей, а другая – «независимые», не входящие в РАО современные в техническом отношении станции, имеющие преимущество в виде более низких издержек, модель оптового рынка не работает, и работать не должна.

Информация о работе Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования